Панферова О.А. Коучинг как инструмент поддержки педагога при работе с одаренными детьми
Современная образовательная ситуация требует от учителя, работающего с одаренными детьми, быть многопрофессиональным, грамотным специалистом: он должен владеть методикой, быть педагогом-исследователем, способным выстраивать отношения с социальными партнерами, быть наставником одаренному ребенку, владеть новейшими технологиями, включая информационные, уметь приспосабливать различные среды на благо развития личности ребенка.
Модель наставника талантливых школьников предложили П. Торренс (США), П. Дебари-Ритзен (Франция). Специфическими качествами такого учителя ими названы энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику, прогнозировать его успех, увлеченность. Кроме этого, обязательно наличие гибкого профессионального мышления, открытость для общения, способность пробудить интерес к предмету, умение защитить своего ученика [1].
Как следствие приобретает особое значение важность общей профессиональной педагогической подготовки по развитию одаренности детей (предметной, психолого-педагогической, методических знаний, умений и навыков), основных профессионально значимых личностных качеств педагогов. Актуальным представляется и постоянное самообразование педагога.
В этой связи особенно востребованной становится разработка и внедрение программы коучинга для молодых и малоопытных специалистов, которым нужно помочь овладеть навыками работы с одаренными детьми. В 2009 г. кандидатами педагогических наук И.Н. Тоболкиной и Е.В. Пановой была разработана «Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования» [2].
Коучинг (от англ. coaching — тренерство) — это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей [3].
Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек — уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве.
Особенности коучинга заключаются в том, что взаимодействие «коуча» и «клиента» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного работника, а следовательно, и имеют большой эффект. Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений педагогических задач, раскрывая творческий потенциал «клиента», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов, которые изменят статус «клиента» в личностной карьере.
Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.
Коуч — это специалист, помогающий «клиенту» реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения, осуществляющий профессиональную адаптацию «клиента» к корпоративной культуре учреждения, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению специалиста за учебным заведением.
Клиент — личность, нуждающаяся в наставничестве, тьюторстве по ускоренной передаче социального и профессионального опыта; особенностей культуры конкретного учебного заведения с целью формирования необходимых компетентностей.
Универсальность коуч-программы заключается в том, что она относится к программе повышения квалификации учителей нового поколения, удовлетворяющей запросы поставленных задач КПМО, ориентированные на широкие вариативные возможности, в том числе и индивидуальный коучинг, направленный на подготовку педагога для работы с одаренными детьми.
Цель программы коучинга состоит в профессиональном содействии субъекту образования в определении и достижении его личностных и профессиональных целей за минимальное время и с минимальными усилиями; в развитии уникального творческого поля деятельности специалиста через приобретенные новые профессиональные навыки и умения; в сохранении устойчивого контингента профессиональных педагогов в лицее, в понимании задач КПМО и создании условий их реализации на региональном уровне.
Задачи:
• разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи специально организованных инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания клиента, наблюдения коуча, обучение и совместное нахождение профессиональных путей преодоления барьеров;
• стимулирование клиента к самообучению;
• полное раскрытие потенциала клиента;
• повышение мотивации педагогической деятельности клиента;
• получение позитивного результата деятельности через внешнюю профессиональную экспертизу.
• разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи специально организованных инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания клиента, наблюдения коуча, обучение и совместное нахождение профессиональных путей преодоления барьеров;
• стимулирование клиента к самообучению;
• полное раскрытие потенциала клиента;
• повышение мотивации педагогической деятельности клиента;
• получение позитивного результата деятельности через внешнюю профессиональную экспертизу.
В целях создания системы поддержки молодых и малоопытных педагогов и системы непрерывного образования и самообразования в сентябре — октябре 2009 г. была создана творческая группа «Корпоративная культура ОУ — новые люди», в которую попарно вошли коучеры и клиенты (молодые специалисты и малоопытные учителя).
Группа помогает решать педагогам задачи, возникающие при работе с одаренными детьми, и работает по программе индивидуального коучинга.
Цель деятельности проблемной группы: осуществление профессиональной адаптации молодых и малоопытных педагогов к учебно-воспитательной среде в условиях инновационного учебного заведения.
Задачи:
1. Освоить процедуры и операции вхождения в реализацию педагогом основных положений КПМО.
2. Выстроить план индивидуальной коуч-программы (коуч — клиент).
3. Разработать индивидуальный план учителя по организации личной предметной деятельности в рамках подходов к пониманию стандартов второго поколения на необходимой ступени обучения.
4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт.
5. Научить выстраивать личную карьерограмму (личные жизненные результаты, метапредметные результаты и умения, предметные результаты, позитивные изменения своего «ЭГО»).
6. Владеть организацией, аналитикой, мониторингом собственных образовательных результатов.
7. Усвоить корпоративные нормы учреждения.
8. Научиться использовать технологии деятельностного подхода как в учебных, так и во внеучебных видах работы с одаренными детьми.
1. Освоить процедуры и операции вхождения в реализацию педагогом основных положений КПМО.
2. Выстроить план индивидуальной коуч-программы (коуч — клиент).
3. Разработать индивидуальный план учителя по организации личной предметной деятельности в рамках подходов к пониманию стандартов второго поколения на необходимой ступени обучения.
4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт.
5. Научить выстраивать личную карьерограмму (личные жизненные результаты, метапредметные результаты и умения, предметные результаты, позитивные изменения своего «ЭГО»).
6. Владеть организацией, аналитикой, мониторингом собственных образовательных результатов.
7. Усвоить корпоративные нормы учреждения.
8. Научиться использовать технологии деятельностного подхода как в учебных, так и во внеучебных видах работы с одаренными детьми.
За три года участниками этой программы стали 19 клиентов и 14 коучей. Исходя из запроса клиента, в начале учебного года составляется план индивидуального коучинга на год.
Он включает вопросы теоретического и практического характера.
Например, к теоретическим вопросам можно отнести:
• обучение и воспитание как подсистемы целостного процесса образования; современные требования к образованию; определение профессионального «Я»; определение понятия деятельностной педагогики, функций субъектов образования в новой образовательной парадигме;
• ноу-хау лицея: устав, правила внутреннего распорядка, традиции и корпоративная культура, концепция и нормативная база, программа развития и базовая образовательная программа;
• требование к оформлению классного журнала, журналам по ПДОУ; факультативов и кружков (сходство и различие); требования к учебным предметным программам; оформление календарных планов, планов по самообразованию;
• современный урок: структура и конструирование «Анализ урока. Виды анализа»;
• классификация современных образовательных технологий. Выбор оптимальных технологий в образовательную практику учителя. Возможности ИТ в преподавании;
• современные методы и средства обучения и воспитания. Методика работы с родителями;
• деятельностный метод обучения в системе современных технологий;
• формы презентации опыта молодых учителей. Индивидуальные проекты, программы; персональные выставки достижений.
Большое внимание уделяется и вопросам практики:
• составление портфолио учителя как самоанализа педагогической деятельности. Организация профильных проб, практик, стажировок во внеучебной и учебной деятельности;
• оформление социальных листов обучающихся (предложений учителя по «пробам» в предметной области);
• проверка документации учителя; замечания, предложения; составление с коучем вариантов углубления, обогащения учебной программы; календарных планов, индивидуальных планов по работе с одаренными детьми;
• индивидуальный исследовательский проект учителя; составление с коучем карьерограммы учителя;
• проблемы организации проектной и исследовательской работы с учениками;
• разработка исследовательских тем и плана их сопровождения;
• методика проведения внеклассных мероприятий; организации аудиторной и неаудиторной занятости учеников; методика мониторинговых исследований учителя по учебной и внеучебной деятельности.
• составление портфолио учителя как самоанализа педагогической деятельности. Организация профильных проб, практик, стажировок во внеучебной и учебной деятельности;
• оформление социальных листов обучающихся (предложений учителя по «пробам» в предметной области);
• проверка документации учителя; замечания, предложения; составление с коучем вариантов углубления, обогащения учебной программы; календарных планов, индивидуальных планов по работе с одаренными детьми;
• индивидуальный исследовательский проект учителя; составление с коучем карьерограммы учителя;
• проблемы организации проектной и исследовательской работы с учениками;
• разработка исследовательских тем и плана их сопровождения;
• методика проведения внеклассных мероприятий; организации аудиторной и неаудиторной занятости учеников; методика мониторинговых исследований учителя по учебной и внеучебной деятельности.
Диагностика индивидуальных результатов учебной и внеучебной деятельности учителя:
• цикл открытых уроков как педагогический «проб»; конструирование уроков различного типа;
• разработка надпредметного курса;
• карта индивидуального выбора педагогических технологий с описанием вариантов использования; демонстрация навыка использования ИТ на уроке и во внеурочное время (вариативность);
• составление отчета (анализа) индивидуальных показателей учи-
теля за определенный период по представляемым критериям оценки качества лицея.
• разработка надпредметного курса;
• карта индивидуального выбора педагогических технологий с описанием вариантов использования; демонстрация навыка использования ИТ на уроке и во внеурочное время (вариативность);
• составление отчета (анализа) индивидуальных показателей учи-
теля за определенный период по представляемым критериям оценки качества лицея.
К положительным результатам работы группы можно отнести закрепление молодых учителей в ОУ, развитие инициативы и творчества в их работе. Но итогом совместной деятельности является и взаимное обогащение коуча и клиента. Происходит передача традиций лицея, обобщение опыта работы учителей-стажистов. Для коучей участие в программе является стимулом к самообразованию и саморазвитию.
Список литературы
1. Тоболкина И.Н. Концепция Академического лицея по работе с одаренными детьми: Научно-методическое пособие. Томск: Томский ЦНТИ, 2005.
2. Тоболкина И.Н., Панова Е.В. Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования. Томск: Томский ЦНТИ, 2009.
3. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
2. Тоболкина И.Н., Панова Е.В. Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования. Томск: Томский ЦНТИ, 2009.
3. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
«Одаренный ребенок» . – 2012 . - № 6 . – С. 140-144.