Бушковская Е.А. Сравнительный анализ американских и российских тенденций в развитии одаренных школьников
В последние десятилетия содержание образования в школах США и России стало объектом нововведений и реформ. Задачи данного исследования — изучить и проанализировать современные тенденции развития одаренности школьников в США и России.
Исходя из определения, изложенного в Рабочей концепции одаренности под редакцией В.Д. Шадрикова, одаренность — это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1].
Понятие «одаренный ребенок», наиболее часто используемое в американской литературе, отличается от российского видения данного феномена, «одаренный ребенок», с точки зрения американских исследователей, — это ребенок, имеющий высокие достижения в одной или нескольких областях.
В США создана комплексная система диагностики и развития одаренности на всех ступенях непрерывного обучения (long-life learning). Многие американские исследователи в области одаренности предлагают авторские разработки для эффективного обучения одаренных детей, включающие создание учебных программ, методик специальной подготовки учителей и родителей для работы с особенными детьми. Использование наставнических программ является одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся в США. Одаренный обучающийся может столкнуться с двумя типами атмосферы в классе и внеурочное время: безразличная окружающая среда и благоприятные условия для эффективной деятельности и развития собственного дара.
Существует несколько направлений в отборе организационных форм обучения одаренных детей в США:
• обучение одаренных детей по индивидуальным программам в рамках обычного класса;
• создание специальных классов для одаренных детей в структуре обычной школы;
• организация специальных школ [3].
• обучение одаренных детей по индивидуальным программам в рамках обычного класса;
• создание специальных классов для одаренных детей в структуре обычной школы;
• организация специальных школ [3].
Американский исследователь в области таланта и одаренности К. Купер выделил четыре основных различия обычных программ от программ для одаренных обучающихся:
1) знания должны быть связаны с проблемами реального мира и должны представлять исключительный интерес для учащегося;
2) учащийся сам производит знания, а не потребляет их;
3) учитель должен быть одновременно менеджером, руководителем, брокером;
4) творчество должно быть подлинным, а не умозрительным.
1) знания должны быть связаны с проблемами реального мира и должны представлять исключительный интерес для учащегося;
2) учащийся сам производит знания, а не потребляет их;
3) учитель должен быть одновременно менеджером, руководителем, брокером;
4) творчество должно быть подлинным, а не умозрительным.
Таким образом, программа, предназначенная для одаренных детей, ориентирована на глубокое теоретическое осмысление учебного материала и имеет выход на практическое применение научных знаний [2].
К. Дизман и Дж. Уотерс разделили процесс развития одаренности на три вида:
• эмоциональное развитие;
• социальное развитие;
• когнитивное развитие [6].
Институт развития таланта Дэвидсона предлагает список советов для учителей, которые могут быть использованы для помощи одаренным учащимся и содействовать их дальнейшему развитию. Данный список включает следующие советы:
Совет № 1: ознакомиться с характеристиками интеллектуально одаренных учащихся;
Совет № 2: избавиться от идеи «норма»;
Совет № 3: проводить неофициальные оценки;
Совет № 4: ознакомиться с работами Ж. Пиаже и Б. Блума;
Совет № 5: вовлечь родителей;
Совет № 6: узнать о возможностях дистанционного обучения;
Совет № 7: использовать стратегию интенсификации учебного материала;
Совет № 8: извлечь уроки из опыта других;
Совет № 9: использовать внешние ресурсы [5].
Американскими исследователями были предложены рекомендации для педагогов, работающих с одаренными обучающимися:
1) составьте учебные планы, включающие стратегию обогащения;
2) учебный план должен быть многоуровневым;
3) сделайте учебный план гибким;
4) используйте личностно-ориентированный подход в обучении;
5) позвольте обучающимся осуществлять независимые проекты, основанные на их собственных личных интересах;
6) при желании одаренных обучающихся используйте стратегию ускорения учебного плана;
7) дайте возможность обучающимся максимально использовать свой потенциал;
8) преподавайте в интерактивном режиме;
9) принимайте во внимание многообразие различных точек зрения о современных темах, позвольте анализировать и оценивать материал;
10) обучение в команде и сотрудничество — важные методы работы с обучающимися;
11) предоставьте возможности одаренным детям взаимодействовать с другими одаренными детьми разного возраста и разных школ через соревнования или совместные проекты;
12) поощряйте внеучебную деятельность;
13) позвольте одаренным детям создавать и издавать газету класса;
14) устанавливайте определенные цели;
11) предоставьте возможности одаренным детям взаимодействовать с другими одаренными детьми разного возраста и разных школ через соревнования или совместные проекты;
12) поощряйте внеучебную деятельность;
13) позвольте одаренным детям создавать и издавать газету класса;
14) устанавливайте определенные цели;
15) включите родителей в процесс образования и развития их одаренных детей;
16) поддерживайте эмоциональный рост одаренного ребенка;
17) помните, что одаренные дети могут не преуспевать по всем предметам;
18) предоставляйте дополнительные задания одаренным детям;
19) общайтесь с методистами по вопросам обеспечения необходимым материалом;
20) предоставляйте возможности участия в общественной деятельности;
21) попытайтесь найти уникальность в каждом ребенке;
22) установите теплую атмосферу в классе [4, 7-10].
16) поддерживайте эмоциональный рост одаренного ребенка;
17) помните, что одаренные дети могут не преуспевать по всем предметам;
18) предоставляйте дополнительные задания одаренным детям;
19) общайтесь с методистами по вопросам обеспечения необходимым материалом;
20) предоставляйте возможности участия в общественной деятельности;
21) попытайтесь найти уникальность в каждом ребенке;
22) установите теплую атмосферу в классе [4, 7-10].
Принцип вариативности образования становится определяющим и в российской педагогике. Наиболее популярными направлениями работы с одаренными детьми в России являются:
• вовлечение детей в деятельность по интересам (творческие кружки и спортивные секции);
• организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
• использование междисциплинарного обучения, интеграция программ в процессе обучения;
• самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы и развитие умений самостоятельно работать через вовлечение учащихся в исследовательскую
деятельность и участия в научно-практических конференциях;
• развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
• обучение творческим методам работы (организация выставок, публикация сборников стихов);
• обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
• использование информационных технологий;
• поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
Общая тенденция в США и России — проблема развития одаренности поддерживается на государственном уровне. Министерство образования и науки, университеты, местные органы образования, общественные организации США и России прикладывают большие усилия для поддержки и поощрения одаренности, выделяя стипендии и гранты выдающимся обучающимся. Важную роль в развитии одаренности играют ассоциации педагогов, психологов и родителей одаренных детей, таким образом, целесообразным является заимствование опыта американской школы по применению специальных учебных алгоритмов и программ работы с одаренными учащимися.
Список литературы
1. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: ИЧП «Магистр», 1998.
2. Цветкова С.Н. Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000.
3. Юркевич B.C. Основные направления работы с одаренными детьми. URL: http://int-sch.ru/docs/ articles/Yurkevich/od. pdf.
4. Callahan С. Giftedness, G.G. Bear, KM. Minke (Eds.) Childrens needs II: Development, problems, and alternatives. Bethesda, MD: National Association of School Psychologists, 1997.
5. davidsongifted.org. URL: http: //www.davidsongifted.org/.
6. Henage D. The Gifted Intervention Manual. Columbia, MO: Hawthorne, 1990.
7. He ward W.L. Exceptional Children: An Introduction to Special Educaation (9th ed.). New Jersey: Pearson, 2009.
8. Taylor S. Your top students: Classroom strategies that meet the needs of the gifted. Portland, ME: Stenhouse Publishing, 2003.
9. Winner E. Gifted children: myths and realities. New York: Basic Books, 1996.
10. Diezmann СМ., Watters J J. Bright but bored: Optimising the environment for gifted children // Austr. J. of Early Childhood. 1997. №22(2). P. 17-21.
«Одаренный ребенок» . – 2012 . - № 6 . – С. 71-75.