Гостиная в музее-усадьбе Л.Н. Толстого Ясная Поляна

 
Через зал можно пройти в небольшую солнечную комнату с двумя окнами на юг — гостиную. Здесь долгие годы жила дальняя родственница Толстого, нежно любимая им «тетенька» Татьяна Александровна Ергольская (1792—1874) — «третье, после отца и матери, и самое важное лицо в смысле влияния...» Незамужняя Т. А. Ергольская всю свою жизнь посвятила воспитанию Толстого, его братьев и сестры, оставшихся малолетними после смерти их родителей.

Вспоминая свою холостую жизнь в Ясной Поляне, Толстой дал описание этой комнаты при жизни в ней Татьяны Александровны.
«Комната ее была такая: в левом углу была шифоньерка с бесчисленными вещицами, ценными только для нее, в правом — кивот с иконами и большим, в серебряной ризе Спасителем; (посредине диван, на котором она спала; перед ним стол. Направо дверь к ее горничной... Между окнами под зеркалом был ее письменный столик с баночками и вазочками, в которых были сладости: пряники, финики, которыми она угощала меня. У окна два кресла и направо от двери вышитое покойное кресло, на котором она любила, чтобы я сидел, и я часто сидел на атом кресле по вечерам...».

Здесь Толстой проводил длинные осенние и зимние вечера в обществе «тетеньки». «И ЭТИ вечера, — писал Толстой,— остались для меня чудесным воспоминанием. Этим вечерам я обязан лучшими своими мыслями, лучшими движениями души...».

Обстановка комнаты во времена жизни в ней Г. А. Ергольской описана Толстым в «Семейном счастии» под видом комнаты Татьяны Семеновны.

С 1874 г. эта комната стала гостиной и была впоследствии связана главным образом с жизнью Софьи Андреевны. В углу, у окна, направо от двери, было ее постоянное место, где она переписывала сочинении мужа за маленьким бюро красного дерева. В настоящее время оно находится в Музее-усадьбе Л. Н. Толстого в Москве, а на его месте стоит письменный стол в русском стиле.

Налево от двери из зала стоит круглый стол красного дерева, тоже перенесенный из старого яснополянского дома. Возле него — диван и два удобных низких кресла из персидского ореха. Здесь собирались гости, друзья. Беседуя с ними, Софья Андреевна занималась обычно каким-нибудь рукоделием: вязала, штопала, вышивала. За этим столом И. С. Тургенев «выразительно живо» читал свой рассказ «Собака», и вечер принял «чисто тургеневский характер».

У стены, отделяющей гостиную от кабинета, стоит кушетка, а рядом с нею маленький бамбуковый столик с майоликовой доской, подаренной Софье Андреевне в день ее рождения дочерью Марией Львовной. Около окна стоит небольшой шкафчик в русском стиле. На нем находятся статуэтки работы И. Я. Гинцбурга (1801 г.) — гипс и Н Л. Аронсона (1901 г.) — гипс.

В 1801 г. скульптор II. Я. Гинцбург был в Ясной Поляне одновременно с II. Е. Репиным, который писал Толстого в «комнате под сводами», а Гинцбург лепил его.

На стенах комнаты многочисленные портреты членов семьи Толстого и близких, пейзажи Ясной Поляны.
Образ Толстого — великого труженика, погруженного в напряженную творческую работу, среди орудий физического труда, которым он, наряду с умственным, усиленно занимался в 80—90-е годы, прекрасно воспроизводит висящая здесь авторизованная копия известной картины Репина (1891 г.), изображающая Толстого в своем яснополянском кабинете — в «комнате пол сводами».

На стене, отделяющей гостиную от зала, между окном и дверью, висит женский портрет (масло, копия неизвестного художника с оригинала X. Фогеля-фон Фогель-штейна) Анны Александровны Голицыной, рожденной кп. Прозоровской.

Налево от входа из зала — большой портрет С. Л. Толстой с дочерью Александрой на руках, работы Н. Н. Ге (1886 г.), масло.

Здесь же висят два пейзажа (масло) работы И. П. Похитонова.

Обращают на себя внимание портреты отца Л. Н. Толстого — Н. И. Толстого в юности и деда Льва Николаевича — И. А. Толстого — казанского губернатора.

Портреты выполнены пастелью художником К. В. Барду, который жил в Казани в 1812—1816 гг. Можно предположить, что эти портреты были сделаны там, когда дед Толстого управлял Казанской губернией (1815-1820 гг.).

Над дверью на площадку лестницы висит старинная фотография па белом паспарту в ореховой рамке из скрещивающихся реек под стеклом — «За чайным столом», на которой: Войткевич Софья Робертовна (1844— 1880), Толстая Варвара Валерьяновна (1850—1921), Дьякова Мария Дмитриевна (1850—1903), Оболенская Елизавета Валерьяновна (1852—1935), Оболенский Леонид Дмитриевич (1844—1888), Дьяков Дмитрий Алексеевич (1823—1891).

Здесь же, в простенках справа, в овальной раме висит портрет первого владельца Ясной Поляны, участника Семилетней войны (1756—1762 гг.), прадеда писателя генерал-майора Сергея Федоровича Волконского (1715—1784 гг.). О нем сохранилось семейное предание, будто он, будучи в походах, по просьбе жены, надел на грудь заказанную ею икону, и благодаря этому неприятельская пули, попавшая ему в грудь, не причинила вреда.

В другом простенке слева — портрет младшего сына С. Ф. Волконского — Н. С. Волконского в молодые годы.
 
 
Пузин, Н.П. Дом-музей Л.Г. Толстого в Ясной Поляне / Н.П. Пузин . - М.: Советская Россия, 1976 . - С. 38-44.