Грошенкова В.А., Рыжова Н.В. Взаимодействие логопеда и воспитателя в организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей с ОНР


В настоящее время в системе специального дошкольного образования возникает необходимость тесного взаимодействия логопеда с воспитателями в процессе преодоления речевых нарушений у детей. Данное сотрудничество может быть успешно реализовано в организованной образовательной деятельности в областях «Познание» и «Коммуникация». Среди задач, которые позволяют комплексно подойти к коррекции речи у дошкольников, можно назвать следующие.

1. Постановка и автоматизация разных звуков.
2. Активизация, обогащение и совершенствование лексического запаса языка.
3. Уточнение и развитие грамматических форм речи.
4. Совершенствование связной речи.
5. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
6. Коррекция фонематического слуха и восприятия.
7. Развитие просодических компонентов речи.

Для решения этих задач используются такие методы и приемы, как беседы по предметным и сюжетным картинам, пальчиковая и артикуляционная гимнастики, упражнения, дидактические игры, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, дыхательная гимнастика, логопедический массаж, элементы изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Разработка плана-конспекта комплексного занятия совместной деятельности воспитателя и логопеда должна опираться на ряд общих и специальных дидактических принципов:
— принцип взаимосвязи речи с другими психическими процессами;
— принцип учета «зоны ближайшего развития» ребенка;
— принцип учета структуры, вида и формы речевого нарушения;
— принцип комплексного воздействия на развитие речи.
 
В структуре комплексного занятия можно выделить вводную, основную и заключительную части. В зависимости от того, какие цели являются основными, а какие второстепенными, обозначается роль логопеда и педагога в структуре занятия. На наш взгляд, в логопедической группе детского сада главенствующая роль принадлежит логопеду поэтому основными задачами комплексного занятия будут являться развитие и коррекция речи у детей. Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
В младшей группе это 5—10 минут, в средней — 10—15 минут, в старшей — 20—25 минут, а в подготовительной — 25—30 минут. При планировании занятия важно учесть проведение физкультурной паузы или минутки, которая может складываться из проведения подвижной игры, пальчиковой или дыхательной гимнастики, выполнения несложных упражнений на развитие общей моторики, слухового внимания, творческого воображения.

На занятии развитие речи переплетается с лексическим материалом, входящим в содержание знакомства с народно-прикладным искусством Хохломы, что позволяет наглядно и комплексно подойти к решению задач речевого и творческого развития детей с общим недоразвитием речи.
 
Примерный конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР
 
Образовательные цели

1. Упражнять детей в умении называть свои ощущения.
2. Учить выкладывать хохломской узор, гармонично размещая детали на изделии.
Коррекционно-развивающие цели
1. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
2. Закреплять умение употреблять наречия (слева, справа, между) в экспрессивной речи.
3. Учить образовывать родственные слова с помощью суффикса - ниц- (сахар — сахарница, мед — медовница, конфета — конфетница, сухарь — сухарница и др.).
4. Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Посуда».
5. Учить согласовывать порядковое числительное с существительным в роде, числе и падеже (пять шкатулок пять колокольчиков, пять подушек и т. п.).
6. Развивать слуховое внимание.
7. Совершенствовать умение составлять короткий описательный рассказ по заданному плану.
8. Развивать мелкую моторику.
 
Воспитательные цели

1. Воспитывать эстетическое отношение к предметам декоративного искусства.
2. Воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование: посуда, расписанная под Хохлому (медовница, сахарница, сухарница, конфетница, фруктовница, хлебница, шкатулка, колокольчик, чашка, подушка, ложка, тарелка); муляжи (яблоко, хлеб, сахар, конфета, сухарь), предметная картинка с изображением меда в сотах; геометрические формы
из цветной бумаги для аппликации (ягоды клубники, смородины, крыжовника, рябины, цветы); силуэты посуды из желтого и красного картона (ложка, чашка, блюдце, ковш, кружка); аудиозапись «Лебедушка» (русский народный оркестр хора имени М. Е. Пятницкого); поясок, платок, мяч, клей, кисточки.
 
Ход занятия
 
Вводная часть
Дети сидят в кругу. Звучит музыка «Лебедушка». В группе появляется Лебедушка (логопед), она кланяется и приветствует детей, просит их поздороваться друг с другом: сначала глазами, потом руками, потом поприветствовать друг друга улыбкой.
Лебедушка рассказывает детям о том, что живет она на красивом зеркальном озере около сказочного села, которое называется Хохлома. Затем Лебедушка обращает внимание на выставку хохломских изделий и спрашивает у детей, какое настроение они у них вызывают. (Радостное, задорное. Хох-ломские узоры всегда радуют глаз — они яркие и нарядные.) Лебедушка просит детей назвать знакомые им изделия (чаши, ковши, кружки, солонки, сахарницы, ложки, медовницы, черпаки, фруктовницы, самовары, подносы, доски, лебеди), спрашивает, знают ли ребята, как изготавливаются эти изделия.
(Каждый год рано утром в этом селе собирается большая ярмарка, на которой люди продают самые разные изделия из дерева: бочки, сани, посуду, мебель. Сначала мастера заготавливают бруски из дерева, затем с помощью режущего инструмента заготовке придается нужная форма. Затем изделия грунтуют с помощью глины и сушат несколько часов, а после сушки изделие покрывают масляной краской (олифой). Когда краска еще не до конца высохла, изделие посыпают алюминиевым порошком. Через некоторое время изделие расписывают красным, черным и золотым цветами, а затем прорисовывают вручную красные сочные ягоды рябины, земляники, малины, ежевики, крыжовника, черной и красной смородины. Затейливые цветы, нежные листики, веточки и травы украшают хохломские изделия. Мастера могут изобразить на своих изделиях сказочных птиц и животных. В конце работы каждое изделие покрывают лаком и закаляют в печи.)
 
 
Основная часть

Игра «Что лежит в шкатулке?»

Лебедушка сообщает детям, что привезла из Хохломы подарки, а какие — пусть дети угадают. Каждый ребенок опускает руку в шкатулку и на ощупь определяет, что в ней лежит. Необходимо следить, чтобы дети старались всесторонне описывать предмет: по форме (круглый, квадратный, прямоугольныюй), качеству материала (гладкий, шероховатый, твердый, деревянный), величине (большой, маленький), называли части предмета (ручка, крышка).
 
Примеры описания предметов
Колокольчик — маленький, твердый, прямоугольный.
Подушка — квадратная, мягкая, маленькая.
Чашка — глубокая, круглая, деревянная, с ручкой.
Ложка — деревянная, продолговатая, имеет ковш, с длинной ручкой.
Тарелка — круглая, плоская, деревянная, гладкая.
Шкатулка — прямоугольная, деревянная, с крышкой.

Каждый предмет достают из шкатулки и выставляют на стол. Детям предлагается сосчитать до пяти по образцу.

Один золотой колокольчик, два золотых колокольчика. . пять золотых колокольчиков.
Одна мягкая подушка, две мягкие подушки... пять мягких подушек.
Одна красивая чашка, две красивые чашки... пять красивых чашек.
Одна деревянная ложка, две деревянные ложки... пять деревянных ложек.
Одна круглая тарелка, две круглые тарелки... пять круглых тарелок.
Одна маленькая шкатулка, две маленькие шкатулки... пять маленьких шкатулок.

Упражнение «Что где стоит?»

Лебедушка предлагает детям отгадать загадку о хохломской росписи.
 
Посуда эта не простая,
А волшебно-расписная.
Блюда, ложки и ковши
Так прекрасны, хороши!
Чаши, вазы и шкатулки,
Поставцы, тарелки, утки...
Ну а краски так горят
Отвести всем трудно взгляд.
Красный, черный, золотой —
Росписи фон основной.
Дивной красоты узор
Завораживает взор.
Листья, ягоды, цветы...
Угадали роспись вы?
 
А. Алексеева
 
На столе выставлена хохломская посуда в следующей последовательности: сахарница, конфетница, сухарница, фруктовница, хлебница, медовница. Лебедушка спрашивает, знают ли дети, как называются эти предметы и для чего они предназначены. Затем предлагает рассмотреть и описать посуду по плану: название предмета, характерные признаки предмета (форма, цвет, размер, материал), назначение предмета (где используется). Можно использовать прием параллельного описания.
 
Примеры описания посуды

Лебедушка. Это фруктовница. Она среднего размера, деревянная, круглая. У нее есть чаша и ножка с подставкой. На нее нанесен хохломской узор. На красном фоне нарисованы желтые ягоды крыжовника и золотые веточки. Во фруктовницу люди кладут фрукты.
Ребенок. Это сахарница. Она небольшая, деревянная, круглая. У нее есть крышка. На нее нанесен хохломской узор. На черном фоне нарисованы красные ягоды клубники, золотые листья и зеленая травка. В сахарнице люди хранят сахар.

Делается обобщение, что хохломская посуда расписана по-разному: фон у нее — черный, красный, золотой; на фоне расположены травки, веточки, ягоды, птицы и животные.
Лебедушка просит положить в каждую посуду определенный продукт. Каждое свое действие дети комментируют: мед — в медовницу, сухарь — в сухарницу, конфету — в конфетницу, яблоко — во фруктовницу, сахар — в сахарницу, хлеб — в хлебницу.

Затем Лебедушка предлагает детям закрыть глаза, в это время переставляет посуду местами. Дети открывают глаза, и Лебедушка спрашивает, что изменилось, какие предметы поменялись местами. Уточняется, где стоит посуда: сухарница стоит между конфетницей и фруктовницей; сахарница стоит слева от конфетницы; хлебница стоит справа от фруктовницы; конфетница стоит между сахарницей и сухарницей; медовница стоит справа от хлебницы.

В конце упражнения делается обобщение: сахарница, конфетница, сухарница, фруктовница, хлебница, медовница — это все посуда.
 
Русская народная игра «Два веселых братца»
 
Лебедушка предлагает детям собраться в круг. На середину выходят двое ребят: один держит колокольчик («звонарь»), у другого с завязаны глаза («жмурка»). «Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон — отгадай, откуда звон!», увертывается от «жмурки», который по звуку колокольчика пытается поймать «звонаря» и обхватить его пояском.
 
Игра «Вкусное варенье»

Лебедушка встает с детьми в круг и говорит, что на хохломских изделиях мастера изображают разные ягоды — рябину, землянику, клубнику, малину, ежевику, крыжовнику, смородину. Она бросает мяч ребенку и предлагает угадать, как называется варенье из той или иной ягоды.
Варенье из малины — малиновое.
Варенье из рябины — рябиновое.
Варенье из земляники — земляничное.
Варенье из клубники — клубничное.
Варенье из ежевики — ежевичное.
Варенье из смородины — смородиновое.
Варенье из крыжовника — крыжовенное.
 
 
Заключительная часть

Творческая работа.    Воспитатель предлагает детям изготовить, как настоящие хохломские мастера, свою посуду и украсить ее удивительным орнаментом к 8 Марта. Дети получают силуэтные заготовки из картона красного и желтого цветов (ложка, чашка, блюдце, ковш, кружка), вырезанные из цветной бумаги зеленые листочки, травинки и ягоды клубники, смородины, крыжовника, цветы. Каждый выбирает понравившуюся форму предмета. Лебедушка предлагает подумать, каким будет изделие: какие ягоды, травка и листочки будут наряднее смотреться на фоне изделия. Во время изготовления обращается внимание на то, что на желтом фоне лучше смотрятся красные и черные ягоды, на красном — желтые и черные. Ягоды лучше располагать в середине изделия, а травку и листочки — по краям. Важно, чтобы травинки и листочки находились на одинаковом расстоянии друг от друга.
 
В конце занятия организуется выставка работ на столе со скатертью и картинками с изображениями баранок, пряников, варенья, яблок, меда. Лебедушка и воспитатель интересуются, какое настроение возникло у детей, когда они увидели свои изделия. Почему оно радостное? Просят найти изделия, на которых изображены ягоды клубники, крыжовника, черной смородины, и те, на которых можно увидеть цветы. Спрашивают, чем занимались на занятии, что нового узнали.

Лебедушка и воспитатель благодарят детей за занятие и прощаются с ними.


Литература

1. БедникН. И.Хохлома. — Л., 1980.
2 Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2007.
3. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство детям. — М., 1976.
4 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. — М., 2010.
5. Чиркина Г. Б. и др. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Коррекция нарушений речи / под ред. Г В. Чиркиной. — М., 2009.
 
"Дошкольная педагогика" . - 2013 . - № 3 . - С. 28-30.