И.А. Каленова, Н.В. Швацкая. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения учить играя.
Работа по театрализованной деятельности в логопедических группах ДОУ № 117 основывается на программе Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия». Мы выбрали именно эту программу, потому что:
1. Эта программа не предполагает ее буквального выполнения (в ней нет системы занятий, которые нельзя пропускать или в которых нельзя ничего заменять).
2. Программа рассчитана на два года работы с детьми 5-6 лет, 6-7 лет (как раз дети этого возраста попадают в логопедическую группу).
3. Четко определены программные задачи по возрастным группам и имеется перечень предполагаемых умений и навыков (т.е. каждый, кто работает по этой программе может оценить результаты и проанализировав их, внести коррективы).
Работа по театрализованной деятельности в логопедических группах ДОУ № 117 основывается на программе Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия». Мы выбрали именно эту программу, потому что:
1. Эта программа не предполагает ее буквального выполнения (в ней нет системы занятий, которые нельзя пропускать или в которых нельзя ничего заменять).
2. Программа рассчитана на два года работы с детьми 5-6 лет, 6-7 лет (как раз дети этого возраста попадают в логопедическую группу).
3. Четко определены программные задачи по возрастным группам и имеется перечень предполагаемых умений и навыков (т.е. каждый, кто работает по этой программе может оценить результаты и проанализировав их, внести коррективы).
В работе мы определили следующие задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Развивать выразительность речи, используя вербальные и невербальные средства.
4. Формировать навыки эмоционального и телесного самовыражения.
5. Развивать пластическую выразительность (ритмичность, пластичность, быстроту реакции, координацию движения).
6. Развивать воображение (способность к пластической импровизации).
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Развивать выразительность речи, используя вербальные и невербальные средства.
4. Формировать навыки эмоционального и телесного самовыражения.
5. Развивать пластическую выразительность (ритмичность, пластичность, быстроту реакции, координацию движения).
6. Развивать воображение (способность к пластической импровизации).
Программа реализуется на основании специально разработанных блоков.
Блок специально организованного обучения в форме занятий:
- музыкальные занятия (часть занятия),
- логоритмика (часть занятия),
- связная речь (часть занятия),
- физкультурная минутка во время занятий.
- музыкальные занятия (часть занятия),
- логоритмика (часть занятия),
- связная речь (часть занятия),
- физкультурная минутка во время занятий.
Блок совместной деятельности воспитателя с детьми:
- логопедические пятиминутки,
- вторая половина одного из дней недели - «Час театра».
- логопедические пятиминутки,
- вторая половина одного из дней недели - «Час театра».
Блок самостоятельной деятельности детей:
детям обеспечены условия для театрализованной деятельности в группе (театральный уголок, уголок уединения, зоны приватности, разнообразные виды театров).
детям обеспечены условия для театрализованной деятельности в группе (театральный уголок, уголок уединения, зоны приватности, разнообразные виды театров).
Блок взаимодействия родителей с детьми:
- оформляются письменные домашние задания в индивидуальных логопедических тетрадях и в логопедическом уголке в приемной,
- проводятся совместные выступления (родитель +ребенок) в кукольных спектаклях, стихах - драматизациях, сценках на праздниках, досугах, развлечениях.
- оформляются письменные домашние задания в индивидуальных логопедических тетрадях и в логопедическом уголке в приемной,
- проводятся совместные выступления (родитель +ребенок) в кукольных спектаклях, стихах - драматизациях, сценках на праздниках, досугах, развлечениях.
Материал программы легко вписался в существующую уже общую стратегию воспитательно-образовательной работы. Не потребовалось специально организовывать какие-то занятия, перегружая сетку занятий.
Программа театрально-игровой методики состоит из 6 разделов.
Раздел «Театральная игра» направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого разделы делятся на два вида:
общеразвивающие игры, специальные театральные игры.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя ритмические, музыкально-пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы, выразительности телодвижений.
Естественное развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные упражнения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия предполагают решение следующих задач:
- развитие двигательных способностей детей(ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);
- развитие пластической выразительности (ритмичность, музыкальность, быстрота реакции и др.);
- развитие воображения (способности к пластической импровизации).
Необходимым условием решения задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.
Естественное развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные упражнения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия предполагают решение следующих задач:
- развитие двигательных способностей детей(ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);
- развитие пластической выразительности (ритмичность, музыкальность, быстрота реакции и др.);
- развитие воображения (способности к пластической импровизации).
Необходимым условием решения задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода.
Раздел «Культура и техника речи». Игры и упражнения этого раздела помогают детям сформировать:
правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция, орфоэпия);
научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а так же развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь;
расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция, орфоэпия);
научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а так же развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь;
расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Раздел «Основы театральной культуры». Материалы этого раздела носят практический характер. Четыре основные темы раздела: «Особенности театрального искусства», «Виды театрального искусства», «Театр снаружи и изнутри», «Культура поведения в театре».
Раздел «Импровизационные игры» - драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
Раздел «Работа над спектаклем» базируется на авторских сценариях и включает темы:
знакомство с пьесой, от этюдов к спектаклю.
В программе «Арт-фантазия» этот раздел вспомогательный. В данной театрально-игровой методике он является обязательным как одно из средств логопедического воздействия на этапе автоматизации звукопроизношения.
Спектакли, поставленные по театрально-игровой методике, коренным образом отличаются от спектаклей, которые обычно ставят музыкальные руководители. Мы не стараемся показать, как хорошо ребенок проявляет свои артистические способности, как он поет или двигается. Нашей целью является овладение детьми с общим недоразвитием речи навыками общения и коллективного творчества, которое в силу их речевого дефекта затруднено.
За пять лет работы по данной методике нами было поставлено семь спектаклей. В работе мы руководствуемся следующими правилами:
1. не перегружать детей,
2. не навязывать своего мнения,
3. не позволять одним детям вмешиваться в действия других,
4. предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
знакомство с пьесой, от этюдов к спектаклю.
В программе «Арт-фантазия» этот раздел вспомогательный. В данной театрально-игровой методике он является обязательным как одно из средств логопедического воздействия на этапе автоматизации звукопроизношения.
Спектакли, поставленные по театрально-игровой методике, коренным образом отличаются от спектаклей, которые обычно ставят музыкальные руководители. Мы не стараемся показать, как хорошо ребенок проявляет свои артистические способности, как он поет или двигается. Нашей целью является овладение детьми с общим недоразвитием речи навыками общения и коллективного творчества, которое в силу их речевого дефекта затруднено.
За пять лет работы по данной методике нами было поставлено семь спектаклей. В работе мы руководствуемся следующими правилами:
1. не перегружать детей,
2. не навязывать своего мнения,
3. не позволять одним детям вмешиваться в действия других,
4. предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Исходя из опыта работы можно выделить десять основных этапов работы:
1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом (с перчаточными куклами).
4. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Выбор детьми ролей.
5. Создание эскизов декораций, костюмов.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
7. Репетиция отдельных картин в разных составах.
8. Репетиция всей пьесы целиком.
9. Премьера. Первые зрители - родители.
10. Повторные показы спектакля.
1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом (с перчаточными куклами).
4. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Выбор детьми ролей.
5. Создание эскизов декораций, костюмов.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
7. Репетиция отдельных картин в разных составах.
8. Репетиция всей пьесы целиком.
9. Премьера. Первые зрители - родители.
10. Повторные показы спектакля.
Использование театрализованной деятельности в целях развития речи и формирования ее выразительности, а так же социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единство социально-эмоционального и когнитивного развития,
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально значимым для детей содержанием,
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности,
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми,
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
- единство социально-эмоционального и когнитивного развития,
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально значимым для детей содержанием,
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности,
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми,
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Успешность и результативность театральной деятельности зависит прежде всего от сотрудничества всех участников педагогического процесса.
Совместными усилиями учителя-логопеда И. А. Каленовой, музыкального руководителя Н В. Швацкой, воспитателей групп, родителей, администрации ДОУ и детей были поставлены музыкальные спектакли: «В лес за чудесами», «Спящая красавица», « Привередница», «Наша сказка про красную шапочку», «Золотой гусь» и другие. Зрители, дети, родители и педагоги оценили нашу работу на «отлично». Дети продемонстрировали умение перевоплощаться, чувствовать характер образа, чувство коллективизма, свои творческие способности. Не только театральные спектакли, но и обычные праздники превратились в театральные семейные торжества.
Совместными усилиями учителя-логопеда И. А. Каленовой, музыкального руководителя Н В. Швацкой, воспитателей групп, родителей, администрации ДОУ и детей были поставлены музыкальные спектакли: «В лес за чудесами», «Спящая красавица», « Привередница», «Наша сказка про красную шапочку», «Золотой гусь» и другие. Зрители, дети, родители и педагоги оценили нашу работу на «отлично». Дети продемонстрировали умение перевоплощаться, чувствовать характер образа, чувство коллективизма, свои творческие способности. Не только театральные спектакли, но и обычные праздники превратились в театральные семейные торжества.
Предлагаем вам сценарий нашего Новогоднего утренника «Спящая красавица».
Администрацией нашего ДОУ были приобретены для театрализованной деятельности первоклассные костюмы для детей и педагогов, театральный занавес в музыкальный зал, ширмы и набор для кукольного театра.
Работа в этом направлении не закончена, в перспективе - постановка музыкальных, кукольных спектаклей, театрализованных, цирковых представлений. Надеемся, что интерес к этому виду творческой, развивающей деятельности не иссякнет ни у взрослых, ни у детей.
Администрацией нашего ДОУ были приобретены для театрализованной деятельности первоклассные костюмы для детей и педагогов, театральный занавес в музыкальный зал, ширмы и набор для кукольного театра.
Работа в этом направлении не закончена, в перспективе - постановка музыкальных, кукольных спектаклей, театрализованных, цирковых представлений. Надеемся, что интерес к этому виду творческой, развивающей деятельности не иссякнет ни у взрослых, ни у детей.
«Спящая красавица»
Новогодний утренник по мотивам сказок Ш. Перро для детей старшей и подготовительной групп
Зал украшен по-новогоднему. В центре зала нарядная ёлка, задрапированная тюлем, перед которым будет проходить первый эпизод праздника. Выходят двое ведущих в карнавальных костюмах.
Ведущая 1: Огнями разноцветными сверкает этот зал,
И приглашает всех друзей на новогодний бал!
Ведущая 2: Так пусть же музыка звучит, мы начинаем бал!
И веселиться всех зовёт прекрасный карнавал!
И приглашает всех друзей на новогодний бал!
Ведущая 2: Так пусть же музыка звучит, мы начинаем бал!
И веселиться всех зовёт прекрасный карнавал!
Звучит музыка. Дети спокойно, парами заходят в зал и встают на свои места для монтажа.
Дети: Белоснежная, морозная опять пришла зима,
Разукрасила узорами все окна и дома!
За окном ложится снег, снег пушистый, новогодний…
В зале музыка и смех: маскарад у нас сегодня!
Вальсу в такт закружим мы, заиграют музыканты,
И, как бабочки зимы,
замелькают всюду банты.
Собрала друзей, подруг
замечательная ёлка,
Маски разные вокруг, и танцуют Заяц с Волком…
Хорошо с друзьями мне
помечтать о Новом Годе,
Мы танцуем и поём в
разноцветном хороводе…
Разукрасила узорами все окна и дома!
За окном ложится снег, снег пушистый, новогодний…
В зале музыка и смех: маскарад у нас сегодня!
Вальсу в такт закружим мы, заиграют музыканты,
И, как бабочки зимы,
замелькают всюду банты.
Собрала друзей, подруг
замечательная ёлка,
Маски разные вокруг, и танцуют Заяц с Волком…
Хорошо с друзьями мне
помечтать о Новом Годе,
Мы танцуем и поём в
разноцветном хороводе…
Дети исполняют песню «Зимушка-зима». После песни дети садятся на стульчики. Звучит волшебная музыка, появляется Добрая Фея.
Добрая Фея: Ах, какая чудесная песня! Я услышала её, когда качалась в небе на одной из звёздочек, и мне очень захотелось познакомиться с вами. Здесь так весело и ёлка у вас такая замечательная! А сколько на ней игрушек! (Осматривает ёлку). Под Новый Год принято дарить подарки, и я хочу вам подарить одну из моих волшебных сказок, ведь я же Добрая Фея и могу исполнять желания и кажется мне, что все вы и дети, и взрослые хотите получить в подарок сказку. А знаете, кто мне её рассказал? Белая, заснеженная берёзка, которая стоит в лесу со своими подружками. Когда в лесу тихо-тихо, деревья как будто дремлют в своих белоснежных шубках, а берёзка рассказывает им сказки, и вот одну из них я принесла вам.
Танец с заснеженными веточками.
Добрая Фея: Итак, слушайте. В одном сказочном королевстве жили-были король и королева. Они любили свой народ, и в королевстве царили веселье и счастье. И вот однажды в королевстве произошло радостное событие. У короля и королевы родилась дочь. По этому случаю во дворце устроили настоящий бал, на который пригласили множество гостей и, конечно же, не забыли и про добрых волшебниц-фей. Ах, как весело было на этом балу!
Звучат фанфары. В это же время тюль, которым задрапирована ёлка, поднимается (или открывается), приоткрывая зал. Выходит Глашатай со свитком.
Глашатай: Всем! Всем! Всем!
Всех, кто в городе живёт,
Король на бал к себе зовёт!
Королевский указ для весёлых глаз,
Для весёлых людей, для смешных затей! (Уходит)
Ведущая: Итак, мы будем веселиться, и поспешим на бал мы в замок,
Где в колыбели спит принцесса, и сон её волшебно сладок!
Звучит торжественная музыка. Выходят Король с Королевой. Они обходят зал и занимают свои места на сцене. Колыбель с принцессой - в центре сцены.
Звучит волшебная музыка. Из-за ёлки выходит Добрая Фея. Следом за ней идут маленькие феи.
Всех, кто в городе живёт,
Король на бал к себе зовёт!
Королевский указ для весёлых глаз,
Для весёлых людей, для смешных затей! (Уходит)
Ведущая: Итак, мы будем веселиться, и поспешим на бал мы в замок,
Где в колыбели спит принцесса, и сон её волшебно сладок!
Звучит торжественная музыка. Выходят Король с Королевой. Они обходят зал и занимают свои места на сцене. Колыбель с принцессой - в центре сцены.
Звучит волшебная музыка. Из-за ёлки выходит Добрая Фея. Следом за ней идут маленькие феи.
Добрая Фея: Феи поступью неслышной со звезды спустились
И, как в сказке необычной перед нами появились.
И, как в сказке необычной перед нами появились.
Маленькие феи медленно проходят под музыку и встают полукругом. У каждой феи в левой руке букетик цветов, а в правой - волшебная палочка. Когда музыка заканчивается, феи склоняются в поклоне.
Феи (вместе): Благодарим за приглашенье на этот чудный, светлый бал!
1 фея: Я вам в подарок, милое дитя,
Хочу волшебный дар преподнести.
Чтоб умной были вы всегда,
Не знали горя на пути.
Чтобы хотели много знать
И книги умные читать.
1 фея: Я вам в подарок, милое дитя,
Хочу волшебный дар преподнести.
Чтоб умной были вы всегда,
Не знали горя на пути.
Чтобы хотели много знать
И книги умные читать.
Подходит к колыбели, касается волшебной палочкой колокольчика над колыбелькой и кладёт букетик цветов.
2 фея: Я принесла вам дар другой,
Хочу, чтоб музыку любили всей душой.
Чтоб пели, словно соловей,
Любовью окрыляя всех людей.
Выполняет те же движения, что и первая фея.
3 фея: Я в сердце ваше доброту вселю,
Своим теплом людей она согреет,
Поможет им в беде или нужде.
Пусть приголубит каждого и пожалеет.
4-ая фея: А я, принцесса,
наделю вас красотой,
Такою, чтобы всех очаровать!
Глазами неба синевы,
Походкой лёгкою, чтоб вы могли по облакам летать.
5-ая фея: Преподнесу вам дар необычайный,
Не только пением людей всех услаждать.
Узнаешь ты, как много инструментов музыкальных. На каждом будешь с мастерством играть! Танец маленьких фей
Хочу, чтоб музыку любили всей душой.
Чтоб пели, словно соловей,
Любовью окрыляя всех людей.
Выполняет те же движения, что и первая фея.
3 фея: Я в сердце ваше доброту вселю,
Своим теплом людей она согреет,
Поможет им в беде или нужде.
Пусть приголубит каждого и пожалеет.
4-ая фея: А я, принцесса,
наделю вас красотой,
Такою, чтобы всех очаровать!
Глазами неба синевы,
Походкой лёгкою, чтоб вы могли по облакам летать.
5-ая фея: Преподнесу вам дар необычайный,
Не только пением людей всех услаждать.
Узнаешь ты, как много инструментов музыкальных. На каждом будешь с мастерством играть! Танец маленьких фей
Король: Примите благодарность нашу
За доброту и щедрость вашу.
За доброту и щедрость вашу.
Звучит фрагмент «Фея Карабос» из балета «Спящая красавица». Входит Фея Зла. В это время начинает мигать свет и включается зеркальный шар и цветная лампа. Фея Зла стремительно обходит зал и останавливается около колыбели. Свет включается. Пока всё это происходит, маленькие феи сидят на полу вокруг колыбели и закрывают принцессу руками, Фея Добра - над ними, как бы закрывая их.
Фея Зла: Веселье здесь царит и смех, и радость ослепила всех.
Но вы ошибку совершили - меня на бал не пригласили.
Я всё могу и отплачу. Я Фея Зла, я так хочу!
Пусть ваша дочь пока растёт, пускай, как роза, расцветёт,
А лишь 16 лет пройдёт - уколет пальчик и умрёт!
Королева: О, ужас! Что же делать нам?
Король: Сейчас же я указ издам! Все веретёна, прялки убрать из комнат замка!
1-ая фея (поднимаясь): Ты не печалься так, Король, смягчить твою сумеем боль.
Ведь с нами здесь царица фей, и слово главное за ней!
Фея Добра: Прошу не волноваться, не грустить, злой приговор смогу я изменить.
Беда пройдёт, клянусь вам в этом, и дочь останется жива.
Заснёт она лишь на столетье, и не померкнет красота.
Заснут с ней все. И в пышном окруженьи,
Среди придворных, верных слуг
прервётся под завыванье зимних вьюг.
Но вы ошибку совершили - меня на бал не пригласили.
Я всё могу и отплачу. Я Фея Зла, я так хочу!
Пусть ваша дочь пока растёт, пускай, как роза, расцветёт,
А лишь 16 лет пройдёт - уколет пальчик и умрёт!
Королева: О, ужас! Что же делать нам?
Король: Сейчас же я указ издам! Все веретёна, прялки убрать из комнат замка!
1-ая фея (поднимаясь): Ты не печалься так, Король, смягчить твою сумеем боль.
Ведь с нами здесь царица фей, и слово главное за ней!
Фея Добра: Прошу не волноваться, не грустить, злой приговор смогу я изменить.
Беда пройдёт, клянусь вам в этом, и дочь останется жива.
Заснёт она лишь на столетье, и не померкнет красота.
Заснут с ней все. И в пышном окруженьи,
Среди придворных, верных слуг
прервётся под завыванье зимних вьюг.
Король и Королева радостно смотрят друг на друга. Феи поднимаются, кланяются и уходят на стульчики.
Ведущая: И стал король ужасно весел, и приказал с высоких тронных кресел:
Весёлый праздник продолжать, шутить, смеяться и плясать!
Весёлый праздник продолжать, шутить, смеяться и плясать!
Танец «Менуэт» (группа «Клубника»)
Ведущая: Кипит веселье здесь и смех,
И всюду радостные лица.
И новых я зову гостей -
Мы продолжаем веселиться!
И всюду радостные лица.
И новых я зову гостей -
Мы продолжаем веселиться!
Весёлая полька «Не шали!» (группа «Василёк»)
Ведущая: День за днём идёт, мелькая, а принцесса молодая
Незаметно подросла, как цветочек расцвела.
Незаметно подросла, как цветочек расцвела.
Звучит вальс. Под музыку выходит принцесса Аврора, кружится и под музыку же начинает говорить.
Принцесса Аврора: Светло и радостно кругом,
И счастья полон весь мой дом.
Меня здесь любят, берегут,
Везде сюрпризы меня ждут.
Люблю я Новый Год встречать,
Люблю подарки получать!
И счастья полон весь мой дом.
Меня здесь любят, берегут,
Везде сюрпризы меня ждут.
Люблю я Новый Год встречать,
Люблю подарки получать!
Увидев около ёлки свёрток, радуется.
Что там за свёрток? Как он ярок!
Наверно в нём лежит подарок!
Наверно в нём лежит подарок!
Музыка становится громче. Принцесса рассматривает свёрток, достаёт из него веретено и, уколов палец, засыпает. Гаснет свет, остаётся включённым только зеркальный шар. Выходит Добрая Фея. Принцесса Аврора уходит в тот момент, когда гаснет свет.
Добрая Фея: Да, печальная история… Всё в королевстве погрузилось в сон. Прошло много лет. Деревья в парке разрослись так, что закрыли дворец и ни один любопытный не смог бы заглянуть туда.
Выходят дети-деревья. Встают перед зрителями врассыпную, подняв руки вверх и растопырив пальцы. В это же время ведущая вместе с Доброй Феей выставляет искусственные деревья.
Звучит песня «Сон».
После песни деревья остаются стоять на месте. Всё это происходит в полумраке, при свете зеркального шара. Выходит Добрая Фея. Она ходит между деревьями, произнося следующие слова.
Звучит песня «Сон».
После песни деревья остаются стоять на месте. Всё это происходит в полумраке, при свете зеркального шара. Выходит Добрая Фея. Она ходит между деревьями, произнося следующие слова.
Добрая Фея: Но время летит быстрее птицы, и вот уже прошло сто лет. Мне кажется, я вижу вдалеке какого-то путника. Интересно, что же будет дальше?
Фея Добра уходит за ёлку. Звучит фрагмент «Принц Дезире с друзьями в лесу» из балета «Спящая красавица». Появляется Дед Мороз, он осматривает свои владенья: обходит ёлку, что-то поправляя на ней, расправляет веточки у маленьких ёлочек, поправляет руки у детей, изображающих деревья. При звуках охотничьего рога Дед Мороз прячется за ель. В зал вбегает Принц, он натягивает тетиву лука.
Дед Мороз (подходит к Принцу):
Остановись! Не делай зла!
Сюда забрёл ты неспроста!
Лес здесь волшебный, не
простой,
И я хозяин в нём - он мой!
Принц Дезире: Ты не
сердись владыка строгий,
что я забрёл в твои чертоги.
Узнать хотелось очень мне:
что там за замок на холме?
Дед Мороз: Скажу тебе,
что в замке том принцесса
спит спокойным сном,
Прекрасна и мила она, хотя
сто лет уж проспала.
Когда наступит Новый
Год, волшебный сон её пройдёт.
Часы двенадцать раз пробьют,
и злые чары пропадут.
Всё королевство оживёт,
веселье в гости к нам придёт.
И позовёт нас в хоровод
весёлый праздник Новый Год!
Мы к замку поспешим
мой друг, смотри, как
много звёзд вокруг,
Они мерцают и сияют и
к замку путь нам освещают.
Остановись! Не делай зла!
Сюда забрёл ты неспроста!
Лес здесь волшебный, не
простой,
И я хозяин в нём - он мой!
Принц Дезире: Ты не
сердись владыка строгий,
что я забрёл в твои чертоги.
Узнать хотелось очень мне:
что там за замок на холме?
Дед Мороз: Скажу тебе,
что в замке том принцесса
спит спокойным сном,
Прекрасна и мила она, хотя
сто лет уж проспала.
Когда наступит Новый
Год, волшебный сон её пройдёт.
Часы двенадцать раз пробьют,
и злые чары пропадут.
Всё королевство оживёт,
веселье в гости к нам придёт.
И позовёт нас в хоровод
весёлый праздник Новый Год!
Мы к замку поспешим
мой друг, смотри, как
много звёзд вокруг,
Они мерцают и сияют и
к замку путь нам освещают.
Дед Мороз берёт Принца за руку, они уходят за ёлку. В это же время выходят девочки-звёзды. Дети-деревья уходят на стульчики.
Танец (либо песня ) Звёздочек.
Во время исполнения этого номера занимают свои места Король, Королева, спящая Принцесса Аврора и Глашатай со свитком, застывшие в различных позах слуги. Раздаётся бой часов, зажигается свет. Затем звучит фонограмма музыки из балета «Спящая красавица». Принцесса просыпается, ласково будит Короля и Королеву, дотрагивается до Глашатая.
Танец (либо песня ) Звёздочек.
Во время исполнения этого номера занимают свои места Король, Королева, спящая Принцесса Аврора и Глашатай со свитком, застывшие в различных позах слуги. Раздаётся бой часов, зажигается свет. Затем звучит фонограмма музыки из балета «Спящая красавица». Принцесса просыпается, ласково будит Короля и Королеву, дотрагивается до Глашатая.
Принцесса Аврора: Как долго, сладко я спала, и снилось мне во сне,
Как я танцую на балу с прекрасным принцем Дезире.
Дед Мороз с Принцем появляются из-за ёлки и подходят к Принцессе.
Дед Мороз: Твои виденья не напрасны. Вот Принц, Аврора, он прекрасный!
Принц (кланяясь Авроре): Прошу Вас, милая Аврора, доверьте руку Вашу мне. Я приглашаю Вас на танец, как это было в Вашем сне!
Как я танцую на балу с прекрасным принцем Дезире.
Дед Мороз с Принцем появляются из-за ёлки и подходят к Принцессе.
Дед Мороз: Твои виденья не напрасны. Вот Принц, Аврора, он прекрасный!
Принц (кланяясь Авроре): Прошу Вас, милая Аврора, доверьте руку Вашу мне. Я приглашаю Вас на танец, как это было в Вашем сне!
Под музыку Принц с Принцессой проходят через центр зала до зрителей.
Принцесса Аврора: Пускай друзья в весёлый час встречают праздник с нами!
Принц Дезире: И ёлка чудная для всех пусть светится огнями!
Дед Мороз: Так поскорее в круг вставайте и песню дружно запевайте!
Принц Дезире: И ёлка чудная для всех пусть светится огнями!
Дед Мороз: Так поскорее в круг вставайте и песню дружно запевайте!
Все дети встают в два концентрических круга вокруг ёлки. Вместе с детьми - Дед Мороз и Добрая Фея, а также все персонажи сказки. Все лишние атрибуты ведущая убирает за кулисы.
Дети исполняют песню «Новогодняя».
Дети исполняют песню «Новогодняя».
Дед Мороз: К вам целый год на праздник собиралась
Зелёная красавица лесов.
Потом тихонько в этом
зале наряжалась,
И вот теперь наряд её готов.
Дети: Мы все на ёлочку
любуемся сегодня,
Она нам дарит нежный аромат,
И самый лучший праздник новогодний
Приходит вместе с нею
в детский сад!
Когда бенгальские огни сияют,
Когда хлопушек раздаётся гром,
Всех с Новым Годом, с Новым счастьем поздравляют,
А мы на празднике у ёлочки споём!
Зелёная красавица лесов.
Потом тихонько в этом
зале наряжалась,
И вот теперь наряд её готов.
Дети: Мы все на ёлочку
любуемся сегодня,
Она нам дарит нежный аромат,
И самый лучший праздник новогодний
Приходит вместе с нею
в детский сад!
Когда бенгальские огни сияют,
Когда хлопушек раздаётся гром,
Всех с Новым Годом, с Новым счастьем поздравляют,
А мы на празднике у ёлочки споём!
Исполняется песня «Когда приходит Дед Мороз». После песни дети садятся на стульчики.
Дед Мороз: Мы продолжаем чудный бал, из сказок гости едут к нам.
Мы с детства знаем их давно. Нас познакомил Шарль Перро.
Звучит музыка из к/ф «Красная шапочка», появляется Красная Шапочка с корзинкой цветов.
Мы с детства знаем их давно. Нас познакомил Шарль Перро.
Звучит музыка из к/ф «Красная шапочка», появляется Красная Шапочка с корзинкой цветов.
Дед Мороз: Гостью эту знают все. Подскажите имя мне.
Красная Шапочка: Я так торопилась, я очень спешила,
Люблю танцевать на балу.
Принцессе Авроре и
Деду Морозу
Сегодня цветы подарю!
Каждый цветочек –
волшебный стишочек!
Фея Добра берёт у Красной Шапочки цветы.
Дед Мороз: Ну, что, прекрасная Фея, о чём говорят тебе эти замечательные цветы?
Фея Добра: А говорят они мне о том, что сейчас мы услышим стихи о прекрасном празднике Новом Годе.
Дед Мороз: Спасибо Красная Шапочка, проходи, садись вместе со всеми гостями.
Красная Шапочка: Я так торопилась, я очень спешила,
Люблю танцевать на балу.
Принцессе Авроре и
Деду Морозу
Сегодня цветы подарю!
Каждый цветочек –
волшебный стишочек!
Фея Добра берёт у Красной Шапочки цветы.
Дед Мороз: Ну, что, прекрасная Фея, о чём говорят тебе эти замечательные цветы?
Фея Добра: А говорят они мне о том, что сейчас мы услышим стихи о прекрасном празднике Новом Годе.
Дед Мороз: Спасибо Красная Шапочка, проходи, садись вместе со всеми гостями.
Фея Добра достаёт из букета по одному цветку и объявляет стихотворения. Затем этими цветами украшает ёлку.
Дед Мороз: Гость новый спешит к нам из сказки другой. Маркиз Карабас его друг дорогой. Скажите, ребята, кто это такой?
Дети отвечают. Появляется Кот в сапогах.
Кот в сапогах: Я одет сегодня франтом: шляпа набок и с пером,
Сапоги мои со скрипом.
Лучше киски не найдём!
(Обращается к Деду Морозу)
Позвольте мне спросить, который пробил час?
Назначил я свиданье на празднике у Вас!
Дед Мороз: Часы уже 12 били.
Кот в сапогах: Но где ж моя подружка? Пойду её искать.
И будем вместе с нею мы Новый Год встречать!
Уходит за ёлку. В это время с другой стороны появляется Кошечка, она идёт спиной, как бы прячась от Кота. Дед Мороз останавливает её.
Дед Мороз: Вот она, шалунья!
В это время из-за ёлки выходит Кот в сапогах. Дед Мороз подводит к нему Кошечку.
Кот в сапогах: Благодарю Вас, милый друг.
Кошечка: Ах, как прекрасно всё вокруг!
Здесь Новый Год! Полно чудес!
Побудем хоть немного здесь!
Дед Мороз: Вы правы, милые друзья, под Новый Год скучать нельзя.
Давайте праздник продолжать, шутить, смеяться и играть!
Фея Добра: Наверно, Кот в сапогах со своей подружкой Кошечкой хотят поиграть с ребятами в свою любимую игру «Кошки-мышки».
Кошечка: Ах, как прекрасно всё вокруг!
Здесь Новый Год! Полно чудес!
Побудем хоть немного здесь!
Дед Мороз: Вы правы, милые друзья, под Новый Год скучать нельзя.
Давайте праздник продолжать, шутить, смеяться и играть!
Фея Добра: Наверно, Кот в сапогах со своей подружкой Кошечкой хотят поиграть с ребятами в свою любимую игру «Кошки-мышки».
Игра «Кошки-мышки»
Кот вместе с Кошечкой: Ребятишки, в круг вставайте, вместе с нами поиграйте!
Все, вместе с Дедом Морозом и Доброй Феей встают в один большой круг вокруг ёлки. Дед Мороз выбирает «мышек» 6-7 человек. Они стоят в кругу, а Кот с Кошечкой за кругом.
Дед Мороз: Ну, девчонки и мальчишки, поиграем в «Кошки-мышки».
Дед Мороз: Ну, девчонки и мальчишки, поиграем в «Кошки-мышки».
Как только музыка заиграет, мышки от кошек убегают.
Только правила не нарушать: мышек выручать,
А кошек в круг не запускать.
А кошек в круг не запускать.
Игра проводится 2-3 раза со сменой «мышек».
Дед Мороз: Спасибо, любезный Кот в сапогах, за интересную игру. Вставайте вместе с нами в круг. Праздник продолжаем, в новую игру поиграем.
Песня-игра «Что нам нравится зимой?»
Дед Мороз: Расшумелись, разыгрались, отдохнуть пора.
Все на стульчики садитесь – гости у двора.
Дети садятся на стулья
Фея Добра: Повсюду радостные лица, в разгаре новогодний бал.
Принцесса в туфельках хрустальных заходит с принцем в этот зал!
Дед Мороз: Ребята, кто это?
Заходит Золушка с Принцем.
Золушка: Мне в танце нравится кружиться,
Люблю я петь и веселиться.
На месте нам не устоять,
Вас приглашаем танцевать!
Хоровод «Добрый жук» из к/ф «Золушка». В конце танца появляется Незнакомка (Фея Зла в чёрной маске . Она как бы сторонится Деда Мороза, обходя вокруг елки. Дети после исполнения хоровода под музыку садятся на стулья.
Дед Мороз: Таинственная гостья, скорее проходите.
Снимите свою маску и имя назовите.
Фея Зла: Время придёт и сниму маску я.
Узнать меня будет так просто!
Ну, а пока - это тайна моя,
Прошу пригласить меня в гости!
Дед Мороз: Садитесь, пожалуйста, милая гостья (проводит её до места). Мы продолжаем веселиться, вот новый гость опять стучится.
Вбегает Мальчик-с-пальчик с большим надувным мячом.
Мальчик-с-пальчик: Из сказки «Мальчик-с-пальчик» пришёл я в гости сам.
И разноцветный мячик принёс в подарок вам.
Весёлые мальчишки, вставайте поскорей!
И Дед Мороз попляшет у ёлки для гостей.
Игра с мячом
Сначала игра проводится с мальчиками обеих групп. Мальчик-с-пальчик встаёт в круг вместе со всеми. Дед Моро в центре круга. Под музыку Дед Мороз начинает кидать мяч в руки детям. На изменение музыки один из детей задерживает мяч у себя и начинает его передавать Дед Мороз пытается его догнать. Мяч можно перекидывать через центр круга и передавать из рук в руки, чтобы Дед Мороз не смог его перехватить. После того, как поиграли мальчики, Дед Мороз говорит: «Спасибо тебе, Мальчик-с-пальчик, за то, что принёс нам мячик. Только вот с девочками ты будешь играть сам». Игра проводится с девочками.
После игры все садятся на стулья.
Сначала игра проводится с мальчиками обеих групп. Мальчик-с-пальчик встаёт в круг вместе со всеми. Дед Моро в центре круга. Под музыку Дед Мороз начинает кидать мяч в руки детям. На изменение музыки один из детей задерживает мяч у себя и начинает его передавать Дед Мороз пытается его догнать. Мяч можно перекидывать через центр круга и передавать из рук в руки, чтобы Дед Мороз не смог его перехватить. После того, как поиграли мальчики, Дед Мороз говорит: «Спасибо тебе, Мальчик-с-пальчик, за то, что принёс нам мячик. Только вот с девочками ты будешь играть сам». Игра проводится с девочками.
После игры все садятся на стулья.
Дед Мороз: Чудесный закончился вечер, и час долгожданный настал. Я знаю, чего вы хотите, и радость доставлю всем вам!
Прошу вас музыку играть и мне сюда ларец подать!
Звучит музыка. Двое взрослых в костюмах выносят ларец. Дед Мороз открывает его и удивлённо произносит.
Дед Мороз: Друзья мои, я удивлён, ларец мой пуст… был полон он. Подарки положил в него, а это что?
Прошу вас музыку играть и мне сюда ларец подать!
Звучит музыка. Двое взрослых в костюмах выносят ларец. Дед Мороз открывает его и удивлённо произносит.
Дед Мороз: Друзья мои, я удивлён, ларец мой пуст… был полон он. Подарки положил в него, а это что?
Начинает мигать свет. Включается шар и лампа.
Фея Зла (выхватывая веретено): Веретено! Пожалуй, можно маску снять. Ну, как? Легко меня узнать? Сто лет меня не изменили, добра во мне не пробудили.
И всем, всегда, во все года желать я буду только зла!
Мигание света прекращается.
Фея Добра: Не волнуйтесь, дети, зря, ведь добро сильнее зла!
Дед Мороз: Волшебство добру поможет и беду исправить сможет.
Свет выключается, остаётся только зеркальный шар.
Дед Мороз: Ветры буйные, летите, вы колдунью подхватите,
Снег метелью закружите и подарки нам верните!
Звучит фонограмма «Завывание вьюги», Фея Зла начинает кружиться и, кружась и размахивая руками, покидает зал. Свет включается. Дед Мороз открывает ларец с подарками.
Дед Мороз: Ну, вот и наступил финал! Зла больше нет! Я твёрдо знал, что так и будет, наконец, и вновь с подарками ларец!
Под музыку Дед Мороз и Фея Добра раздают подарки.
Фея Добра: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец! До свидания, ребята!
Дед Мороз: До свидания!
Дед Мороз и Фея Добра уходят.
Ведущая:
Старый год окончен.
Здравствуй, Новый Год!
Много дней счастливых вас, ребята, ждёт!
Наш праздник окончен.
До новых встреч!
Дед Мороз: До свидания!
Дед Мороз и Фея Добра уходят.
Ведущая:
Старый год окончен.
Здравствуй, Новый Год!
Много дней счастливых вас, ребята, ждёт!
Наш праздник окончен.
До новых встреч!
И.А. Каленова учитель-логопед высшей квалификационной категории ДОУ № 117
Н.В. Швацкая музыкальный руководитель высшей квалификационной категории ДОУ № 117