Подведены итоги научно-практической конференции


На предметных секциях августовской научно-практической конференции педагогических работников «Качество образования. Опыт. Проблемы. Перспективы развития системы образования Центрального района», которые проходили на базах 6 образовательных учреждений района: МОУ гимназия № 1, МОУ экономический лицей, МОУ СОШ № 54,  МОУ СОШ № 156, ДДТ «Центральный»,  МДОУ № 151, приняли участие 454 педагогических работников Центрального района. 
В рамках научно-практической конференции работало 20 предметных секций, в том числе  на двух секциях была организована работа в форме круглых столов: на секции учителей начальных классов и учителей истории.
В работе секций приняли участие 12 ученых, представителей вузов города,  представителей детских библиотек.  Было заслушано  132 доклада и выступления.

Проблемы, которые обсуждали заместители руководителей  образовательных учреждений, касались приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений Центрального района по обеспечению нового качества образования в новых условиях существования и развития современного Российского общества. Особое внимание руководители  обратили на научно-теоретическую составляющую понятия качества образования, на способы его измерения и обеспечения. Немаловажной темой обсуждения на секции была тема повышения компетенций педагогов, как профессиональных, так и общекультурных.

Внимание руководителей  было обращено и на инновации в  воспитании, связанные с обеспечением качества образования: организационно-педагогические, содержательно-смысловые, методико-технологические, в центре внимания которых должны быть задачи духовно-нравственного развития личности ребёнка, роста его социальной и творческой активности.
Социальные педагоги  активно обсуждали проблемы социально-психологического аспекта мониторинга образовательного процесса в новых условиях, формирования социальных навыков, предлагали формы работы с обучающимися в процессе социализации и адаптации.

На предметных секциях педагогами большое внимание было уделено основным направлениям развития профильного  образования в общеобразовательных школах: Концепции, программам, методам, учебно-методическому и дидактическому обеспечению.
Участники  делились опытом обеспечения преемственности в образовании  между учащимися начальных классов и среднего звена,  развития познавательной активности, организации мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Большое внимание  было уделено проблеме формирования информационной компетенции как у школьников, так и у педагогов при работе со знаковыми системами: печатным текстом, иллюстрациями, планом, схемой, таблицей и другими, умению оперировать ими и видоизменять.

Особое место педагоги  уделили  вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, как внутри системы воспитательной работы образовательных учреждений, так и во время урочно-образовательной деятельности. Педагоги делились   опытом  проведения  открытых интегрированных уроков гуманитарного направления с предметами естественнонаучного цикла, проведения интегрированных уроков учебных предметов с занятиями системы дополнительного образования (литературы, истории, химии, театральной студии). В центре внимания на таких уроках становится духовный мир ребёнка, его отношение к происходящему, личная сопричастность, эмоциональная наполнение. Педагоги отметили большое воспитательное значение  районных конкурсов для школьников: художественных фотографий «Все впечатленья бытия»,  конкурса  веб-сайтов «Великие люди России»,   основной задачей которых было воспитание любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за своих соотечественников. Педагогам был презентован учебник по новому учебному курсу «Новосибисковедение». Участники с интересом познакомились с опытом использования в урочной и внеурочной деятельности архивных и демонстрационных музейных материалов из истории школы (на примере работы школьного музея МОУ СОШ № 4).

Большое внимание педагоги уделили проблемам  применения инновационных технологий, освоению методики интернет-проектной деятельности, активных форм работы в урочной и внеурочной деятельности. 
Педагоги проявили  глубокую заинтересованность при освещении  проблем  работы с одарёнными детьми, а также при обсуждении альтернативных программ технологического образования мальчиков.
Педагоги  активно обсуждали итоги районных конкурсов профессионального мастерства «Урок года» в номинациях «География», «История». Учителя–победители конкурса поделились опытом организации методического, дидактического, психологического, инновационного  обеспечения высокого качества конкурсных уроков.

Школьными библиотекарями была поднята проблема  необходимости создания школьной библиотеки, соответствующей требованиям времени,  оснащенной кроме традиционных печатных изданий, интернет-ресурсами, современной компьютерной, проекционной, множительной техникой. 
Педагоги заострили внимание на том, что система дополнительного образования является неотъемлемой частью образовательной системы, способствующей позитивному индивидуальному развитию личности ребёнка. Л.И. Мандыч, директор ДДТ «Центральный», обратила внимание участников на   проблемы, которые необходимо решать  в период реструктуризации системы образования Центрального района при реализации учебных планов, включающих курсы предпрофильной, профильной и начальной профессиональной подготовки школьников.

Система дошкольного воспитания также нацелена на обеспечение нового качества образования и воспитания дошкольников, для реализации которой всё шире используются возможности педагогического проектирования, всё больше уделяется внимание   созданию развивающей среды, используются здоровьесберегающие технологии.
Вместе с тем, педагогов волнуют нерешённые проблемы.
Учителя физической культуры отметили недостаточный уровень медицинского обеспечения школьных спортивных мероприятий, продолжают существовать проблемы организации занятий с детьми, отнесённым к спецмедгруппам и  выставление им текущей и итоговой отметок.
Учителей  технологии тревожит перманентность проблемы нехватки педагогов для работы с мальчиками, в связи с чем, педагоги гимназии № 13 вынуждены  были модифицировать программу технологического образования  мальчиков.
Учителя физики, химии отмечают  отсутствие отдельного демонстрационного физического оборудования и химических реактивов, для чего используют возможности информационных компьтерных технологий, что, по большому счёту, не может заменить реального опыта в полной мере.

В целом, работу секций отличали качественное научно-методическое сопровождение, высокий интерес  и  динамичность, актуальность поставленных проблем, которые вызвали живой отклик со стороны участников. Большинство участников свои выступления сопровождали качественными мультимедийными презентациями, сделанными самими педагогами и их учениками.   Секционная работа носила  деловой характер, педагоги выразили глубокую заинтересованность возможностями обеспечения нового качества современного образования, предлагали пути   решения.
 
Информацию подготовила Комаристова Т.П., методист ЦФ ГЦРО, г. Новосибирск 

 

[11.09.2007]