- Библиография, книги, статьи
- Абрамцево. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник
- Большое Болдино. Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина
- Государственный дом-музей П. И. Чайковского в Клину
- Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в"
- Государственный музей-заповедник Павловск
- Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани
- Захарово. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина
- Марфино. Дворцово-парковый ансамбль
- Мелихово. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова
- Михайловское. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина
- Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском
- Мураново. Музей-усадьба им. Ф.И. Тютчева
- Останкино. Московский Музей-усадьба
- Остафьево - "Русский Парнас". Государственный музей-усадьба
- Пенаты. Музей-усадьба И.Е. Репина
- Первые усадебные парки Крыма
- Талашкино. Музей-усадьба Тенишевых
- Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник
- Хмелита. Федеральный Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова
- Шахматово. Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока
- Ясная поляна. Музей-усадьба Л.Н. Толстого. Государственный мемориальный и природный заповедник
Русская усадьба - феномен мировой культуры
Дворянская усадьба времен наивысшего расцвета (конец XVIII - начало XIX века) - это уникальный культурный мир, украшение блестящего периода отечественной истории - русского Просвещения. Существование этих "родовых гнезд" имело огромное значение для зарождения и развития особого духовного импульса русской культуры, для ее самобытных этических, эстетических, гражданственных основ, для ее универсальных гуманистических традиций.
Усадьба эпохи Просвещения была колыбелью тех сотен дворянских семей, которые стали украшением русской истории, а лучшие представители которых - образцами благородства, чести и достоинства русского дворянства.
Конечно, такие семьи были лишь островами в массе поместного населения России, но именно они создавали российскую культуру. В них возникли позднее и ростки революционности - начала самоотрицания и самоуничтожения дворянства как сословия.
Виртуальные путешествия по заповедным уголкам русской культуры, знакомство с местами, помнящими своих великих хозяев - Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Чайковского, - с вещами, кажется, до сих пор хранящими тепло их рук... Что на уроке словесности, МХК или истории может лучше помочь учителю объяснить, а ученику - прикоснуться, понять, полюбить родную культуру, как не сама она, история культуры, непосредственно входящая в класс с фотографий и портретов? Вот рабочий кабинет писателя, его стол, перо, вот книги - то, что он любил более всего на свете, чему служил до последнего вздоха, вот аллея, по которой он неспешно прохаживался, размышляя о том, что нам всем предстоит узнать...
Виртуальные путешествия по заповедным уголкам русской культуры, знакомство с местами, помнящими своих великих хозяев - Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Чайковского, - с вещами, кажется, до сих пор хранящими тепло их рук... Что на уроке словесности, МХК или истории может лучше помочь учителю объяснить, а ученику - прикоснуться, понять, полюбить родную культуру, как не сама она, история культуры, непосредственно входящая в класс с фотографий и портретов? Вот рабочий кабинет писателя, его стол, перо, вот книги - то, что он любил более всего на свете, чему служил до последнего вздоха, вот аллея, по которой он неспешно прохаживался, размышляя о том, что нам всем предстоит узнать...
Замечательный драматург Виктор Розов писал о мемориальных музеях: «Какая-то лежащая вещичка, какой-нибудь ножичек для разрезания бумаги или колокольчик, в который человек звонил, чтобы позвать слугу. Мне этот колокольчик больше дает, нежели какие-то объяснения, что он творил в то время и в этом месте».
Мы живём в нелёгкие для высокой культуры и подлинного образования времена. Тем более мы, люди, отдалённые от культурных столиц огромными расстояниями. Но, с другой стороны, мы живём в эпоху коммуникаций и скоростей, значительно отличающихся от тех, что могут предложить гужевой, железнодорожный и даже авиационный транспорт. И, стало быть, надо перестраиваться и в работе использовать то, что наши воспитанники давно уже используют в своих играх. Надо всем вместе отправляться в виртуальные путешествия в те места, где ещё сохраняется память о том, что не хлебом единым жив человек.
Пусть пока наши странствия будут виртуальными, но, быть может, придёт время, когда хлебом станет культура, когда путешествия к Лермонтову и Достоевскому станут реальностью для каждого учителя и ученика.