В 1903 году по эскизу Репина (народные узоры вышивок) были сделаны ворота с
калиткой, на которых обозначено название усадьбы и дата «1903» год, с этого момента
в доме стали жить постоянно.
В 1906 году в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка
«Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Внешний вид её не
менялся с момента постройки.
По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные
гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами. Таким
образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. За поляной
«Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»
— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными,
раскрашенными решётками и балясинами. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка
Италии» и «Рембрандт». Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены
вишни. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей
сосен. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Из выкопанных в прудах валунов
сложили альпийские горки. Мелкая галька и булыжники, использовались для мощения
дорожек и укрепления берегов. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены
деревянные мостики. Все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей
или родных, под настроение названия менялись. В парке строились деревянные домики
и беседки. До нашего времени дошли только две.
К 1908 году сразу за воротами были ещё два строения: дом местного финна и вновь
построенный дом сына Юрия — добротный двухэтажный, похожий на пенатский, приспособленный
для работы художника-живописца. Сейчас по этому месту проходит косая аллея к музею.
В 1911 году в конце аллеи Пушкина был выкопан самый поздний и нарядный круглый
пруд, названный «пруд Рафаэля». Через парк были проложены две параллельные аллеи:
от ворот берёзовая, а от дома еловая.
В 1914 году — была пробурена на 72 метра в глубину скважина, оборудованная в
артезианский колодец «Посейдон», дававшая чистую воду с большим расходом, которого
хватало для проточности прудов и канав. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом
железа. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. В большом пруду у колодца
были посажены белые лилии, на воду спущена небольшая лодочка, там же устраивались
фейерверки по праздникам. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, а Шаляпин
даже катался на коньках.
В 1922 году входные ворота усадьбы были Репиным переделаны, но основа рисунка
осталась та же. В трудные 20-е годы в парке был огород. Кроме дома были ещё сараи
и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от
основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Со стороны южного фасада
был погреб со стеклянной крышей и стеклянной галереей-переходом от дома. Все эти
строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. По завещанию Нордман для
музея все эти постройки должны быть уничтожены. Их и не восстанавливали. Дом открыт
в сторону парка. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк, и он был как
бы их пейзажным продолжением.
С октября 1930 года на углу аллей Берёзовой и Сосен находится могила Репина.
В 1940 году территория п. Куоккала становится советской, дом цел, после эвакуации
детей Репина внутренняя обстановка сохранилась, даже еда на тарелках в столовой,
видимо уезжали стремительно, полы были устланы разбросанными «документами», в
«Пенатах» создаётся музей памяти И. Е. Репина, на могиле был временно установлен
гипсовый бюст, взамен креста.
В 1946 году на могиле установлен памятник в виде гранитного постамента с бронзовым
бюстом художника, исполненный в 1909 году Андреевым Н. А.
В 1994 году после реставрационных работ в Пенатах памятник был заменён красивым
деревянным крестом, как и было ранее до 1940 года.
В XXI веке парк имеет площадь — 3,8 га; экспозиционно-выставочная площадь музея
— 551,2м2 временных выставок 60м2 фондохранилищ 7,3м2.