Управление качеством образовательного пространства в ДОУ
Итоги творческого отчета МДОУ № 484
Центрального района г. Новосибирска (заведующая Л.В.Понкратова)
В соответствии с графиком и на основании годового плана ЦФ ГЦРО 16 апреля 2009
в МДОУ № 484 прошел творческий отчет по теме «Управление качеством образовательного
процесса». В нем приняли участие специалисты РОО, методисты ЦФГЦРО, руководители
детских садов, старшие воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители,
инструкторы физического воспитания, воспитатели дошкольных учреждений района (всего
55 человек).
В докладе руководителя МДОУ № 484 Л. В. Понкратовой качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов: качество образовательного процесса, качество условий осуществления образовательной деятельности, качество результатов, а управление качеством образовательного процесса - это систематический, интегрированный и организованный процесс работы, направленный на непрерывное улучшение качества.
Весь персонал детского сада вовлечен в этот процесс, созданы все необходимые
условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать творческий потенциал
каждого сотрудника. Кадровая политика руководителя опирается на развитие профессиональной
компетентности педагогов и личностно-ориентированном подходе к детям.
Как отметили участники творческого отчёта, в основе работы с педагогическими
кадрами детского сада лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов,
которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки
каждого воспитателя, но и выявить профессиональные затруднения и запросы, а, следовательно,
дифференцированно определить задачи работы с кадрами и выбрать адекватные формы
ее проведения.
Анализ результатов, представленный Л.В.Понкратовой, позволил сделать вывод,
что коллектив ДОУ имеет достаточно высокий профессиональный уровень, стремится
к самосовершенствованию и повышению образовательного уровня, а введение отраслевой
системы оплаты труда усилило заинтересованность педагогов в качестве своей работы.
Дошкольное учреждение постоянно осуществляет внедрение современных программ, содержание
которых обеспечивает целостность воспитательного процесса. С 2002 года на принципах
преемственности МДОУ перешло на образовательную программу «Школа 2100», разработанную
под руководством А.А. Леонтьева, но вместе с ней в логопедических, санаторных
группах и группах для детей раннего возраста приоритетной остается «Программа
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
В дошкольном учреждении наряду с базовыми программами реализуются парциальные
программы, направленные на дополнение к обязательному базовому компоненту других
дисциплин. В МДОУ № 484 ведется разнообразная кружковая работа: вокально-хореографическая
студия «Карусель» (4-7лет), шахматный кружок (7лет), кружок по культурологии (5-7
лет), ЛФК (3-7 лет), лечебное плавание (4-7лет), изостудия (2-7 лет); ритмическая
гимнастика (4-7лет) и т.д.
Расширение кругозора ребенка и воспитание толерантного понимания богатого многообразия культур мира нашло отражение в выступлении воспитателя Солодовниковой Е. В. по теме: «Поиски возможных подходов к познавательному развитию дошкольников».
Музыкальный руководитель МДОУ Дорожкова М. А., большое внимание уделяет дыхательной гимнастике, музыкально-ритмическим упражнениям, этюдам актерского мастерства, координационно-подвижным играм, коммуникативным танцам-играм, интонационно-фонетическим упражнениям. Мастер-класс «Использование этюдов актерского мастерства в работе с детьми» получился ярким и запоминающимся. Многообразие игр, упражнений и этюдов было направлено на развитие творческого потенциала детей, на способность к импровизации, на работу в контакте с любым партнером.
Мастер-класс по теме: «Мультисенсорный подход в осуществлении комплексного коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов», подготовленный учителем-логопедом Горбатых Н. Г., музыкальными руководителями Кечиной Н. В., Овчинниковой С. В., показал целесообразное взаимодействие учителей-логопедов и музыкальных руководителей. Высокое качество воспитательно-образовательной деятельности воспитателей и узких специалистов детского сада позволило добиваться высокого уровня компетентности детей в различных сферах познания.
Особое внимание в своей деятельности коллектив уделяет физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников. В детском саду имеется разнообразное стандартное и нестандартное спортивное оборудование, которое используется в различных формах организации образовательного процесса – занятиях, гимнастике, развлечениях, праздниках, кружковой работе и т.д.
На творческом отчете была представлена презентация Куликовой Т. Н., инструктора по физической культуре, по теме «Оздоровительные аспекты физического развития детей на занятиях по плаванию с использованием элементов лечебного плавания». Лозученко А. А., инструктор по физической культуре, показала применение здровьесберегающих технологий, применение стандартного и нестандартного оборудования (тренажёры, хоппы для прыжков, обручи, скакалки, массажные дорожки, мячи-прыгунки, сухой бассейн и т.д.), использование нетрадиционных форм коррекционной работы, дыхательной гимнастики. В ДОУ оборудованы кабинет ЛФК, массажные кабинеты, приобретены и установлены гидромассажный душ, горка в бассейн. Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей, который обсуждается на совещаниях, педагогических советах. В МДОУ внедряется проект «Модель оздоровления дошкольников», разработанный педагогом-психологом Коломкиной О.В. Всё это позволило добиться снижения уровня заболеваемости детей.
В дошкольном учреждении сложилась система работы с родителями воспитанников. Анализ результатов анкетирования показал, что 85% родителей удовлетворены и считают, что детский сад обеспечивает детям всестороннее развитие, качественную подготовку к школе, определяет индивидуальную траекторию развития, формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.
Завершением творческого отчета стала музыкальная сказка «Снежная королева», показанная детьми старшей и подготовительной групп. Коллективная театрализованная деятельность была направлена на раскрепощение ребенка, вовлечение его в действие, на самовыражение личности.
В заключение присутствующие отметили, что управление качеством образовательного процесса находится на высоком профессиональном уровне. В МДОУ № 484 созданы все условия, способствующие сохранению и улучшению физического, психического здоровья детей, обеспечению профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе для ослабленных детей. Педагогический коллектив добивается высоких результатов по развитию интеллектуальных, художественных и творческих способностей детей, эффективному взаимодействию с семьёй. Рекомендовано опубликовать тезисы докладов и выступлений педагогов и руководителя МДОУ № 484 в районном информационно-методическом и дидактическом журнале « Новый ИМиДЖ».
Информация подготовлена А.Г.Старцевой, заведующей ЦФ ГЦРО и Е.В. Вороновой,
методистом ЦФ ГЦРО
[11.05.2009]