Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    И.П. Ордина,
    к.псих. н., доцент ФГБОУ ВПО Челябинский ГПУ
     
     
    МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
     

    Современная социокультурная ситуация в России задает новые ориентиры в сфере образовании и определяет необходимость организации системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки индивидуальности самоопределяющейся личности в образовательном пространстве школы. Это находит отражение в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализация которых предполагает учет индивидуальных особенностей школьников, стимулирование саморазвития, совершенствование способностей, формирование позитивной «Я-концепции».

    Проведенный нами анализ современных опытно-экспериментальных исследований «Я-концепции» позволяет констатировать, что ее негативный характер выступает серьезной психологической проблемой развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных школьников. Сенситивным периодом для формирования «Я-концепции» личности выступает старший школьный возраст [2,6].

    «Я-концепция» одаренных старшеклассников характеризуется как более противоречивая, дисгармоничная по сравнению со сверстниками: несформированность личностной рефлексии, низкий уровень самопонимания, самоуважения, самопринятия, сложности волевой регуляции поведения. Имея неадекватно завышенное стремление к совершенству, одаренный старшеклассник испытывает ощущение неудовлетворенности и неполноценности, преувеличивает свои недостатки, склонен к самообвинению, что усугубляется юношеским максимализмом [2, 5, 6].

    Под позитивной «Я-концепцией» одаренного старшеклассника мы понимаем динамическую совокупность когнитивных, эмоционально-оценочных и конативных представлений личности о себе, способствующих активизации личностного и профессионального самоопределения, реализации интеллектуального и творческого потенциала.

    В ходе проведенного анализа было установлено, что формирование позитивной «Я-концепции» одаренного старшеклассника целесообразнее осуществлять с позиций психологического моделирования [4, 6].

    При создании модели позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников использовались следующие положения моделирования в психологии. Модель (лат. modulus — мера, образец) понимается как система объектов, в определенных условиях воспроизводящая свойства и характеристики оригинала. Построение и реализация модели позволяют экспериментально верифицировать полноту теоретических представлений с позиции их работоспособности и обоснованности в практической деятельности [3]. Моделирование в нашем исследовании позволяет представить содержание позитивной «Я-концепции» личности одаренного старшеклассника. На основе модели базируется организация эмпирического исследования для выявления особенностей «Я-концепции»  одаренных старшеклассников, опытно-экспериментальная работа по ее формированию.

    Основные этапы моделирования: постановка цели, построение модели, проверка модели на достоверность (адекватность), применение и обновление модели. Цель моделирования: создать целостное представление о содержании позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников для организации психолого-педагогического взаимодействия по ее формированию.

    В процессе построения модели мы опирались на теоретико-методологические подходы: положения системного подхода (П.К. Анохин, В.А. Барабанщиков, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.), теорию познания, теорию трехкомпонентного строения «Я-концепции» (Р. Берне, У. Джемс, Н.И. Сарджвеладзе и др.), концепции уровневого развития самосознания (И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.).

    Системный подход позволяет представить модель позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников как единое организованное целое, совокупность взаимодействующих компонентов, наделенных определенными свойствами. Изменяя отдельные компоненты системы, можно вносить изменения в систему в целом. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на компоненты «Я-концепции», приведет к соответствующему изменению «Я-концепции» в целом.

    Обоснованием уровневого строения обсуждаемой модели выступает теория познания. В целостную структуру научного познания включены два взаимосвязанных уровня: эмпирический (опирается на данные эксперимента) и теоретический (направлен на всестороннее познание объективной реальности в ее существующих связях и отношениях). Эмпирическое ставит перед теоретическим новые задачи, а последнее направляет эмпирическое [4]. Эти методологические позиции позволяют обозначить три уровня в обсуждаемой модели: стихийно-эмпирический (отражает негативные характеристики «Я-концепции» одаренного старшеклассника); эмпирический (предполагает сформированность отдельных элементов позитивной «Я-концепции» одаренного старшеклассника); теоретический предполагает высокий уровень сформированности позитивной «Я-концепции» после реализации опытно-экспериментальной программы [5]. Более высокий уровень позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников формируется на базе и при условии сформированности предыдущего уровня, и вышестоящий уровень управляет нижележащим. Стихийно-эмпирический и эмпирический уровни в этой иерархии продолжают развиваться, сохранять свою значимость и относительную автономию [2].

    Научные представления Р. Бернса, У. Джемса, Н.И. Сарджвеладзе и др. позволили определить в предлагаемой модели три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и конативный. Когнитивный компонент включает систему знаний о себе, способность личности к самонаблюдению и самовосприятию, стремление узнать и понять себя, личностную рефлексию. Эмоционально-оценочный компонент отражает обусловленное и безусловное позитивное отношение к себе, уверенность в собственных силах. Конативный компонент содержит способность к сознательной и адекватной регуляции своего поведения и деятельности, способность детерминировать успехи и неудачи собственными усилиями [1, 6] (см. табл.).

    В структуре модели содержание компонентов изменяется в зависимости от уровня: стихийно-эмпирического, эмпирического, теоретического. Накопление количественных характеристик процесса развития переходит на определенном уровне в новое качественное состояние. Стихийно-эмпирический уровень включает элементы, задающие негативное направление развития «Я-концепции» личности (самообвинение, социальный страх, внешний локус контроля) и преимущественно элементы когнитивного компонента позитивной «Я-концепции»: система представлений личности о себе, знание своих особенностей,  возможностей.
     

    Условные обозначения: первая цифра обозначает условный порядковый номер элементов; вторая цифра — принадлежность к уровню формирования (1 — стихийно-эмпирический; 2 — эмпирический; 3 — теоретический); третья цифра — принадлежность к компоненту (1 — когнитивный, эмоционально-оценочный, конативный). Когнитивный компонент: 1 — персональное «Я-внимание»; 2 — общественное «Я-внимание»; 3 — самоинтерес; 4 — эгоцентрическая направленность; 5 — самопонимание. Эмоционально-оценочный компонент: 6 — самообвинение; 7 — социальный страх; 8 — ожидание позитивного отношения окружающих, 9 — самопринятие; 10 — аутосимпатия; 11 — самоуважение; 12 — глобальное самоотношение; 13 — уверенность в себе; 14 — поддержка себя. Конативный компонент: 15 — внешний локус контроля; 16 — настойчивость; 17 — самообладание, 18 — общая волевая регуляция поведения; 19 — самопоследовательность; 20 — внутренний локус контроля. Символу «Т» соответствует вектор перехода элемента на более высокий уровень модели.
     
     
    Эти элементы формируются в процессе социализации и к старшему школьному возрасту достигают заметного уровня выраженности. У одаренных старшеклассников названные элементы «Я-концепции» слабо сформированы: отсутствие самоинтереса, позитивного внимания к своей личности, непонимание или негативная интерпретация собственных мотивов, поступков, ориентация на мнение окружающих и ожидание от них отрицательных оценок [5].

    Эмпирический уровень предполагает развитие элементов эмоционально-оценочного компонента: знание человека о самом себе вызывают отношение и оценку. Отношение может быть обусловленным реальными достижениями личности (самоуважение) и безусловным, предполагающим позитивную оценку себя независимо от успехов или неудач (аутосимпатия, самопринятие).

    Теоретический уровень в нашей модели выступает высшим уровнем в процессе формирования позитивной «Я-концепции» одаренного старшеклассника по составу, качеству и своеобразию элементов. Переход на этот уровень у одаренных школьников возможен в ходе целевого психолого-педагогического взаимодействия по формированию позитивной «Я-концепции» личности.

    Представим поуровневую характеристику   содержания    модели формирования позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников. Стихийно-эмпирический уровень отражает в содержании когнитивного компонента такие показатели, как персональное и общественное «Я-внимание», самоинтерес. «Я-внимание» предполагает внимание человека к себе, своим психическим состояниям, процессам и действиям. Самоинтерес — характеристика, отражающая меру близости к себе, степень интереса к собственным мыслям и чувствам. Эмоционально-оценочный компонент представлен самообвинением, социальным страхом, ожиданием положительного отношения от окружающих. Самообвинение — это совокупность негативных эмоциональных реакций личности на себя, вынесение самоприговоров, готовность поставить себе в вину собственные неудачи и недостатки. Социальный страх отражает переживания, связанные с отношением к человеку окружающих людей и проявляющиеся в таких эмоциях, как застенчивость, смущение. Ожидание положительного отношения от окружающих предполагает безусловное и обусловленное позитивное расположение со стороны других людей. Конативный компонент включает внешний (экстернальный) локус контроля, который раскрывается как стремление человека приписывать причины собственных неудач и успехов действию внешних сил (жизненным обстоятельствам, другим людям) [2, 6].

    Эмпирический уровень представлен: личностной рефлексией (когнитивный компонент), самопринятием, аутосимпатией (эмоционально-оценочный компонент), общей волевой регуляцией поведения, включающей настойчивость, самообладание (конативный компонент). Личностная рефлексия предполагает способность осознать и анализировать свои мысли, чувства, поступки, отношения, ценности личности, возможности их изменения, систему межличностных отношений с другими людьми, склонности к формированию субъектных качеств. Самопринятие выражается в непосредственном эмоциональном отношении к себе, не зависящем от каких-либо конкретных черт личности. Ауто-симпатия — это обобщенное позитивное чувство, объединяющее самопринятие, доверие к себе, расположение. Самоуважение понимается как согласованность реального и идеального «Я» [6]. Волевая саморегуляция поведения заключается в способности сознательно направлять своими побуждениями, состояниями, действиями и постепенно трансформируется в саморегуляцию деятельности. Настойчивость характеризует силу намерений человека, стремление доводить начатое дело до завершения, способность преодолевать преграды на пути к намеченной цели, работоспособность. Самообладание предполагает произвольный контроль эмоциональных реакций и состояний, готовность к восприятию нового [3].

    Теоретический уровень как высший уровень формирования позитивной «Я-концепции» выступает наиболее содержательным и представлен: самопониманием (когнитивный компонент); самоуважением, глобальным самоотношением, уверенностью в себе (эмоционально-оценочный компонент); самопоследовательностью, внутренним локусом контроля (конативный компонент).

    Самопонимание — это способность человека наблюдать и объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы и поступки, устанавливать причинно-следственные и временные связи в собственном поведении и деятельности. Глобальное самоотношение — это наиболее обобщенный уровень отношения к себе, отражающий интегральное чувство за или против собственного «Я». Уверенность в себе — это свойство личности, основанное на позитивной оценке собственных навыков и способностей. Поддержка себя предполагает стремление поддерживать самоуважение на относительно постоянном высоком уровне, умение блокировать антипатию к себе, препятствовать самообвинению. Самопоследовательность предполагает, что основным источником активности и продуктивности деятельности, собственной личности выступает сам человек [2]. Внутренний (интернальный) локус контроля — качество, характеризующее склонность индивида объяснять причинность и ответственность за результаты собственной деятельности и поведения своим усилиям и способностям [3].

    Таким образом, разработанная нами модель позитивной «Я-концепции» личности одаренного старшеклассника позволяет определить направление и компоненты для организации эмпирического исследования особенностей «Я-концепции» одаренного старшего школьника (характера взаимосвязей, факторной структуры), уточнить критерии перехода на более высокий уровень развития, спланировать содержание психолого-педагогического взаимодействия по формированию позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников.
     
    Список литературы
     
    1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.
    2. Бодалев А А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. СПб.: Речь, 2000.
    3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
    4. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. М.: КДУ, 2009.
    5. Долгова В.И. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников / В.И. Долгова, И.П. Ор-дина // Вестн. Орлов, гос. уни-та. 2012. № 4. С.63-65.
    6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

    «Одаренный ребенок» . – 2013 . - № 6 . – С. 23-29.




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование