Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    М.Ю. АФОНИН

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ: РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
     
     
    Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, спортивные праздники и досуги недостаточны для детей, одаренных и способных в физическом развитии. В нашем детском саду № 113 г. Екатеринбурга возникла идея проведения настоящих соревнований, спортивных олимпиад, соревнований в бассейне, в которых будут участвовать дети не только старшего возраста, но именно всех возрастных групп.

    Дошкольное детство — важный и благоприятный период для развития одаренности, способностей в различных областях. Однако возможности дошкольного возраста в условиях детского сада, как показывает опыт, реализуются слабо. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений встала необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников в области физического развития детей.

    Управление развитием детской одаренности и способностями в дошкольном учреждении — это то направление, которое нацелено на активизацию руководящих работников, педагогов, родителей путем создания всех необходимых условий для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми. Предлагаемая нами система предусматривает предполагаемые результаты, чем должны овладеть дети на том или ином возрастном этапе.

    При создании данной системы мы опирались на следующие положения:
    • развитие детской физической одаренности в условиях обычного детского сада;
    • реализация данной системы на основе системного, личностно-ориентированного личностно-деятельностного подходов;
    • включение дошкольников в разные виды деятельности, исходя из их способностей, склонностей и интересов.
    При разработке данной системы мы поставили перед собой цель: развитие личности ребенка, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания окружающего мира через разнообразные виды детских деятельностей.
     
    Задачи:
    • создание оптимальных психолого-педагогических, эргономических медико-гигиенических условий развития ребенка с учетом его возрастных особенностей;
    • сохранение и укрепление психофизического здоровья, социального развития, эмоционального благополучия ребенка;
    • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в соответствии со спецификой возрастного периода;
    • формирование социальных установок, обеспечивающих развитие целостной картины мира ребенка и его социализацию.
    Содержание деятельности по развитию физической одаренности и индивидуальности в рамках дошкольного учреждения включает работу с педагогами и специалистами, воспитанниками и родителями воспитанников.

    Деятельность по развитию физической одаренности дошкольников реализуется через следующие формы:
    • игровая деятельность;
    • творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей;
    • исследование, экспериментирование;
    • прогулка, экскурсии;
    • развлечение;
    • проектирование решения проблемы;
    • познавательная беседа;
    • трудовая деятельность.
    Реализация данных задач осуществляется через:
    • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
    • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
    • самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
    Развитие сенсомоторных и двигательных навыков осуществляется последующим направлениям педагогической деятельности:
    • субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
    • обогащение и развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
    • приоритет организации совместной деятельности педагога с детьми, детей друг с другом в организационных, диалогических формах;
    • обеспечение развивающего характера среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, здоровья;
    • вовлечение семьи в планирование, организацию и оценку предполагаемого результата;
    • ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями), стимулирование самооценки ребенка.
    В процессе нашей деятельности мы поставили следующие цели и задачи на каждом возрастном этапе:

    Младший дошкольный возраст

    Цель: физическое развитие ребенка, обеспечивающее своевременное овладение им основных движений, возможность самостоятельного проявления творческого самовыражения в движении, радости переживания успеха в деятельности , на основе создания благоприятной, эмоционально насыщенной среды физического развития.
    Задачи:
    1. Воспитывать интерес к образовательной деятельности по физической культурой как организованной форме максимального проявления двигательных и функциональных возможностей.
    2. Формировать:
    умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие; формировать умение воспроизводить в общих чертах способы выполнения движений; действовать по сигналу взрослого.
    3. Развивать:
    произвольность действий и движений через ходьбу, бег, лазание и т.п.; физические качества, самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений и игр; способность к творческому самовыражению в движении и подвижных играх; чувства равновесия, пространственной ориентировки в статическом положении и в движении; двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость; положительные эмоции, «чувства мышечной радости» (в процессе физической активности).
     

    Средний дошкольный возраст

    Цель: развитие и совершенствование двигательных навыков детей, умений творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, обеспечивающих осознание путей, средств и способов действий, приводящих к достижению поставленной цели.

    Задачи:
    1. Воспитывать личностные качества: самостоятельность, инициативность, эмоциональную активность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
    2. Формировать:
    способность к выбору вида двигательной деятельности, необходимой для своего физического совершенствования; двигательный стереотип статики, динамики, манипуляций, движений; умение быстро реагировать на сигнал и неожиданные изменения в окружающей обстановке, проявлять самостоятельность и пространственную ориентировку; способность к снятию психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
    3. Развивать:
    • тактильную чувствительность и наблюдательность;
    • потребность в творческом самовыражении через физическую активность;
    • элементы произвольности во время выполнения двигательных заданий;
    • психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др.; пространственную ориентировку;
    • умение правильно выполнять основные движения;
    • двигательные умения и навыки, умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности;
      умение проектировать очередность выполнения замысла, обдумывать и выражать в слове и движении то, что хотелось бы достигнуть;
    • творческие способности в подвижных играх;
    • умение сопоставлять производимые действия с предъявляемыми требованиями к организации двигательной деятельности, с поставленной задачей.
     
    Старший дошкольный возраст

    Цель: формирование осознанного, деятельностного отношения к физическому развитию на основе освоения ребенком данных ему от природы возможностей укрепления здоровья, использования накопленных и приумножаемых знаний, средств и методов, способствующих развитию телесных, эмоциональных, нравственных сил ребенка, обеспечивающих самоорганизацию самостоятельной двигательной активности.

    Задачи:
    1. Воспитывать:
    положительные черты характера, нравственные и волевые качества: настойчивость, самостоятельность, ответственность, смелость, взаимопомощь, трудолюбие; понимание значения и необходимости заботы о своем здоровье;
    воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
    2. Формировать:   базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности; потребность в ежедневной двигательной деятельности; умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; двигательные качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость; культуру движений и телесную рефлексию.
    3. Развивать:
    технику основных движений, естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения; осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле; интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, соревнованиям; интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта спортсменов своей местности, Уральского региона.
    Предполагаемый результат развития сенсорно-моторных и двигательных навыков детей
     
    Младший дошкольный возраст:
    • активно выполняют осваиваемые движения;
    • самостоятельно воспроизводят ранее освоенные движения;
    • реагируют на сигнал и действие в соответствии с ним;
    • умеют выдерживать заданный темп в выполнении движений;
    • умеют выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, разными способами, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие;
    • умеют замечать рост своих достижений;
    • имеют элементарные представления о способах обеспечения сохранности своего организма;
    • имеют представления об элементарных способах выражения эмоций в процессе физической активности.
    Средний дошкольный возраст:
    • владеют ведущими элементами «азбуки» эмоций в движении;
    • умеют действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех темпе;
    • умеют выполнять упражнения, требующие координации движений, скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости, способствующих нормальной осанке и весу тела;
    • умеют решать двигательные задачи, используя при этом рациональные способы двигательных действий, в том числе ходьбы, бега, прыжков, лазания, преодоление предметных препятствий, передвижения на велосипеде, самокате, лыжах, коньках и т.д., метаний (в цель и на дальность), поднимания и переноски предметов;
    • широко используют освоенные действия, в том числе и с предметами, в самостоятельной и коллективной игре; умеют придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
    • свободно ориентируются в пространстве;
    • используют игровые образы в воображаемых ситуациях;
    • владеют навыками выполнения имитационных упражнений с демонстрацией красоты, выразительности, грациозности, пластичности движений;
    • умеют управлять эмоциями, преодолевая барьеры общения;
    • имеют представления о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены;
    • имеют представления о необходимых и достаточных условиях для занятия физическими упражнениями;
    • имеют представления о своих физических возможностях;
    • знают элементарные правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке, на улице, на воде;
    • имеют представления о разнообразии способов проявления эмоций в движении.

    Старший дошкольный возраст:
    • используют навыки владения «мышлением тела» (моторная память);
    • владеют навыками выразительного движения, направленными на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся  более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными;
    • способны придумывать композицию образно-пластического этюда по заданному сюжету, внося в нее (импровизационно) собственные детали и оригинальные «штрихи» воплощения образа;
    • используют навыки воспроизведения движений, обеспечивающих самовыражение и импровизацию в воображаемой и игровой ситуации;
    • умеют воспринимать движение как символ прекрасного, естественного, свободного способа самовыражения;
    • владеют способами самостоятельного накопления своего двигательного опыта и использования его для предупреждения заболеваний;
    • используют в самостоятельной деятельности разнообразных по содержанию подвижных игр, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений;
    • владеют техникой движений на основе представлений о разнообразных способах их выполнения;
    • творчески самовыражаются в процессе физической активности; красивое, грациозное выполнение физических упражнений; согласование ритма движений с музыкальным произведением;
    • проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в двигательной деятельности;
    • способны осуществлять самооценку, анализировать результаты двигательной деятельности, выделять последовательность действий, приводящих к желанному результату;
    • способны реализовать намеченное, использовать предусмотренные и возникающие в процессе выполнения двигательной деятельности способы действий, осуществлять самоконтроль за процессом организации двигательной деятельности, сравнивать полученный результат с намеченной целью;
    • имеют представления о культуре здоровья и путях ее развития;
    • имеют представления о своих физических возможностях, проявляемых в детских играх, помощи взрослым;
    • знают свои возможности физической подготовленности и способов его улучшения;
    • знают основные приемы самоконтроля в двигательной деятельности;
    • имеют представления об основных нормах безопасного проявления физической активности при взаимодействии с другими людьми;
    • имеют представления об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического здоровья в природных, климатических условиях конкретного места проживания, Среднего Урала;
    • испытывают ощущение эмоционального комфорта от совместных со взрослыми и сверстниками подвижных игр, спортивных праздников, физкультурных досугов;
    • уверены в собственных силах, в ценности здорового образа жизни;
    • способны справедливо оценивать свои достижения и достижения других детей;
    • способны сопереживать сверстникам в случаях победы и поражения в спортивных играх, соревнованиях;
    • проявляют чувство радости успеха в спортивных играх, соревнованиях;
    • активно участвуют в совместных спортивных играх со взрослыми и сверстниками, демонстрирующее стремление учитывать интересы окружающих людей;
    • проявляется положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность по физической культуре;
    • способны к образному перевоплощению;
    • проявляют интерес к подвижным и спортивным, народным играм, традиционным для Урала.
     
    Мониторинг, проведенный в конце 2010/11 учебного года, показывает:
     
    • количество детей с высоким уровнем отношением к здоровому образу жизни увеличилось до 42,1 %, а с низким уменьшилось до 9,3 %; в результате реализации комплекса методических приемов, активизирующих сенсомоторное развитие в процессе образовательной деятельности по физической культуре, у детей отмечается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики, в развитии двигательных умений и физических качеств, координационных способностей и способствовало формированию двигательного интеллекта;
    • включение в образовательный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей;
    • дети стали свободнее и творчески самовыражаться в процессе выполнения различных физических упражнений.

    «Одаренный ребенок» . – 2013 . - № 6 . – С. 49-56.
     
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование