Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    М.Ю. АФОНИН

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ: РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
     
     
    Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, спортивные праздники и досуги недостаточны для детей, одаренных и способных в физическом развитии. В нашем детском саду № 113 г. Екатеринбурга возникла идея проведения настоящих соревнований, спортивных олимпиад, соревнований в бассейне, в которых будут участвовать дети не только старшего возраста, но именно всех возрастных групп.

    Дошкольное детство — важный и благоприятный период для развития одаренности, способностей в различных областях. Однако возможности дошкольного возраста в условиях детского сада, как показывает опыт, реализуются слабо. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений встала необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников в области физического развития детей.

    Управление развитием детской одаренности и способностями в дошкольном учреждении — это то направление, которое нацелено на активизацию руководящих работников, педагогов, родителей путем создания всех необходимых условий для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми. Предлагаемая нами система предусматривает предполагаемые результаты, чем должны овладеть дети на том или ином возрастном этапе.

    При создании данной системы мы опирались на следующие положения:
    • развитие детской физической одаренности в условиях обычного детского сада;
    • реализация данной системы на основе системного, личностно-ориентированного личностно-деятельностного подходов;
    • включение дошкольников в разные виды деятельности, исходя из их способностей, склонностей и интересов.
    При разработке данной системы мы поставили перед собой цель: развитие личности ребенка, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания окружающего мира через разнообразные виды детских деятельностей.
     
    Задачи:
    • создание оптимальных психолого-педагогических, эргономических медико-гигиенических условий развития ребенка с учетом его возрастных особенностей;
    • сохранение и укрепление психофизического здоровья, социального развития, эмоционального благополучия ребенка;
    • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в соответствии со спецификой возрастного периода;
    • формирование социальных установок, обеспечивающих развитие целостной картины мира ребенка и его социализацию.
    Содержание деятельности по развитию физической одаренности и индивидуальности в рамках дошкольного учреждения включает работу с педагогами и специалистами, воспитанниками и родителями воспитанников.

    Деятельность по развитию физической одаренности дошкольников реализуется через следующие формы:
    • игровая деятельность;
    • творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей;
    • исследование, экспериментирование;
    • прогулка, экскурсии;
    • развлечение;
    • проектирование решения проблемы;
    • познавательная беседа;
    • трудовая деятельность.
    Реализация данных задач осуществляется через:
    • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
    • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
    • самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
    Развитие сенсомоторных и двигательных навыков осуществляется последующим направлениям педагогической деятельности:
    • субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
    • обогащение и развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
    • приоритет организации совместной деятельности педагога с детьми, детей друг с другом в организационных, диалогических формах;
    • обеспечение развивающего характера среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, здоровья;
    • вовлечение семьи в планирование, организацию и оценку предполагаемого результата;
    • ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями), стимулирование самооценки ребенка.
    В процессе нашей деятельности мы поставили следующие цели и задачи на каждом возрастном этапе:

    Младший дошкольный возраст

    Цель: физическое развитие ребенка, обеспечивающее своевременное овладение им основных движений, возможность самостоятельного проявления творческого самовыражения в движении, радости переживания успеха в деятельности , на основе создания благоприятной, эмоционально насыщенной среды физического развития.
    Задачи:
    1. Воспитывать интерес к образовательной деятельности по физической культурой как организованной форме максимального проявления двигательных и функциональных возможностей.
    2. Формировать:
    умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие; формировать умение воспроизводить в общих чертах способы выполнения движений; действовать по сигналу взрослого.
    3. Развивать:
    произвольность действий и движений через ходьбу, бег, лазание и т.п.; физические качества, самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений и игр; способность к творческому самовыражению в движении и подвижных играх; чувства равновесия, пространственной ориентировки в статическом положении и в движении; двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость; положительные эмоции, «чувства мышечной радости» (в процессе физической активности).
     

    Средний дошкольный возраст

    Цель: развитие и совершенствование двигательных навыков детей, умений творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, обеспечивающих осознание путей, средств и способов действий, приводящих к достижению поставленной цели.

    Задачи:
    1. Воспитывать личностные качества: самостоятельность, инициативность, эмоциональную активность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
    2. Формировать:
    способность к выбору вида двигательной деятельности, необходимой для своего физического совершенствования; двигательный стереотип статики, динамики, манипуляций, движений; умение быстро реагировать на сигнал и неожиданные изменения в окружающей обстановке, проявлять самостоятельность и пространственную ориентировку; способность к снятию психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
    3. Развивать:
    • тактильную чувствительность и наблюдательность;
    • потребность в творческом самовыражении через физическую активность;
    • элементы произвольности во время выполнения двигательных заданий;
    • психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др.; пространственную ориентировку;
    • умение правильно выполнять основные движения;
    • двигательные умения и навыки, умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности;
      умение проектировать очередность выполнения замысла, обдумывать и выражать в слове и движении то, что хотелось бы достигнуть;
    • творческие способности в подвижных играх;
    • умение сопоставлять производимые действия с предъявляемыми требованиями к организации двигательной деятельности, с поставленной задачей.
     
    Старший дошкольный возраст

    Цель: формирование осознанного, деятельностного отношения к физическому развитию на основе освоения ребенком данных ему от природы возможностей укрепления здоровья, использования накопленных и приумножаемых знаний, средств и методов, способствующих развитию телесных, эмоциональных, нравственных сил ребенка, обеспечивающих самоорганизацию самостоятельной двигательной активности.

    Задачи:
    1. Воспитывать:
    положительные черты характера, нравственные и волевые качества: настойчивость, самостоятельность, ответственность, смелость, взаимопомощь, трудолюбие; понимание значения и необходимости заботы о своем здоровье;
    воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
    2. Формировать:   базовые представления о здоровом образе жизни и традиционных видах физической активности; потребность в ежедневной двигательной деятельности; умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; двигательные качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость; культуру движений и телесную рефлексию.
    3. Развивать:
    технику основных движений, естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения; осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле; интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, соревнованиям; интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта спортсменов своей местности, Уральского региона.
    Предполагаемый результат развития сенсорно-моторных и двигательных навыков детей
     
    Младший дошкольный возраст:
    • активно выполняют осваиваемые движения;
    • самостоятельно воспроизводят ранее освоенные движения;
    • реагируют на сигнал и действие в соответствии с ним;
    • умеют выдерживать заданный темп в выполнении движений;
    • умеют выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, разными способами, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие;
    • умеют замечать рост своих достижений;
    • имеют элементарные представления о способах обеспечения сохранности своего организма;
    • имеют представления об элементарных способах выражения эмоций в процессе физической активности.
    Средний дошкольный возраст:
    • владеют ведущими элементами «азбуки» эмоций в движении;
    • умеют действовать совместно, быстро, ловко, в общем для всех темпе;
    • умеют выполнять упражнения, требующие координации движений, скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости, способствующих нормальной осанке и весу тела;
    • умеют решать двигательные задачи, используя при этом рациональные способы двигательных действий, в том числе ходьбы, бега, прыжков, лазания, преодоление предметных препятствий, передвижения на велосипеде, самокате, лыжах, коньках и т.д., метаний (в цель и на дальность), поднимания и переноски предметов;
    • широко используют освоенные действия, в том числе и с предметами, в самостоятельной и коллективной игре; умеют придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
    • свободно ориентируются в пространстве;
    • используют игровые образы в воображаемых ситуациях;
    • владеют навыками выполнения имитационных упражнений с демонстрацией красоты, выразительности, грациозности, пластичности движений;
    • умеют управлять эмоциями, преодолевая барьеры общения;
    • имеют представления о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены;
    • имеют представления о необходимых и достаточных условиях для занятия физическими упражнениями;
    • имеют представления о своих физических возможностях;
    • знают элементарные правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке, на улице, на воде;
    • имеют представления о разнообразии способов проявления эмоций в движении.

    Старший дошкольный возраст:
    • используют навыки владения «мышлением тела» (моторная память);
    • владеют навыками выразительного движения, направленными на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся  более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными;
    • способны придумывать композицию образно-пластического этюда по заданному сюжету, внося в нее (импровизационно) собственные детали и оригинальные «штрихи» воплощения образа;
    • используют навыки воспроизведения движений, обеспечивающих самовыражение и импровизацию в воображаемой и игровой ситуации;
    • умеют воспринимать движение как символ прекрасного, естественного, свободного способа самовыражения;
    • владеют способами самостоятельного накопления своего двигательного опыта и использования его для предупреждения заболеваний;
    • используют в самостоятельной деятельности разнообразных по содержанию подвижных игр, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений;
    • владеют техникой движений на основе представлений о разнообразных способах их выполнения;
    • творчески самовыражаются в процессе физической активности; красивое, грациозное выполнение физических упражнений; согласование ритма движений с музыкальным произведением;
    • проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в двигательной деятельности;
    • способны осуществлять самооценку, анализировать результаты двигательной деятельности, выделять последовательность действий, приводящих к желанному результату;
    • способны реализовать намеченное, использовать предусмотренные и возникающие в процессе выполнения двигательной деятельности способы действий, осуществлять самоконтроль за процессом организации двигательной деятельности, сравнивать полученный результат с намеченной целью;
    • имеют представления о культуре здоровья и путях ее развития;
    • имеют представления о своих физических возможностях, проявляемых в детских играх, помощи взрослым;
    • знают свои возможности физической подготовленности и способов его улучшения;
    • знают основные приемы самоконтроля в двигательной деятельности;
    • имеют представления об основных нормах безопасного проявления физической активности при взаимодействии с другими людьми;
    • имеют представления об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического здоровья в природных, климатических условиях конкретного места проживания, Среднего Урала;
    • испытывают ощущение эмоционального комфорта от совместных со взрослыми и сверстниками подвижных игр, спортивных праздников, физкультурных досугов;
    • уверены в собственных силах, в ценности здорового образа жизни;
    • способны справедливо оценивать свои достижения и достижения других детей;
    • способны сопереживать сверстникам в случаях победы и поражения в спортивных играх, соревнованиях;
    • проявляют чувство радости успеха в спортивных играх, соревнованиях;
    • активно участвуют в совместных спортивных играх со взрослыми и сверстниками, демонстрирующее стремление учитывать интересы окружающих людей;
    • проявляется положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность по физической культуре;
    • способны к образному перевоплощению;
    • проявляют интерес к подвижным и спортивным, народным играм, традиционным для Урала.
     
    Мониторинг, проведенный в конце 2010/11 учебного года, показывает:
     
    • количество детей с высоким уровнем отношением к здоровому образу жизни увеличилось до 42,1 %, а с низким уменьшилось до 9,3 %; в результате реализации комплекса методических приемов, активизирующих сенсомоторное развитие в процессе образовательной деятельности по физической культуре, у детей отмечается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики, в развитии двигательных умений и физических качеств, координационных способностей и способствовало формированию двигательного интеллекта;
    • включение в образовательный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей;
    • дети стали свободнее и творчески самовыражаться в процессе выполнения различных физических упражнений.

    «Одаренный ребенок» . – 2013 . - № 6 . – С. 49-56.
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование