Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Александр Ванин
    учитель словесности школы № 88, г. Москва
     
     
    Славный народ — собаки
     
    Единственное место в мире,
    где можно встретить подлинного человека, —
    это взгляд собаки
     
    Ромен Гари, французский писатель,
    кинорежиссёр,  военный, дипломат

     
    Собаки для нас с вами — верные друзья, которые, поселяясь в доме, становятся членами семьи, подчиняют себе порядок в вашем доме, заставляют трижды в день гулять с ними, мы им доверяем все наши секреты, не боясь, что они разболтают их посторонним.
     
    Собаки — самые древние спутники человека. Они были одомашнены в каменном веке — тринадцатом — седьмом тысячелетиях до Рождества Христова.

    Один из главных богов в Древнем Египте — Анубис, покровитель умерших, изображался в виде лежащей собаки или существа с телом человека и собачьей головой.

    В Библии упоминаются собаки, стерегущие стада. Иов, жалуясь на унижения, говорит: «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих».
    Вы, наверное, слышали выражение «не мечите бисер перед свиньями». В Евангелии от Матфея мы читаем: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями».

    Слова ветхозаветного царя Соломона — «псу живому лучше, нежели мертвому льву» — свидетельствуют о древности мудрости: даже самому ничтожному существу лучше, чем мертвому царю.

    Замечательную по выразительности и трогательности сцену рисует Гомер в поэме «Одиссея». Не узнанный собеседником, но узнанный собакой Аргусом   мужественный   Одиссей плачет, увидев, до чего довели собаку в его отсутствие.

    Так меж собой разговоры вели Одиссей с свинопасом.
    Пес, лежавший близ двери, вдруг голову поднял и уши, -
    Аргус, пес Одиссея, которого некогда сам он
    Выкормил, но, к Илиону отправясь священному, в дело
    Употребить не успел. Молодые охотники раньше
    Коз нередко гоняли с ним диких, и зайцев, и ланей.
    В пренебреженьи теперь, без хозяйского глаза, лежал он
    В куче огромной навоза, который обильно навален
    Был от коров и от мулов пред дверью, чтоб вывезти после
    В поле, удабривать им Одиссеев пространный участок,
    Там он на куче лежал, собачьими вшами покрытый.
    Только почувствовал близость хозяина пес, как сейчас же
    Оба уха прижал к голове, хвостом повилявши.
    Ближе, однако, не мог подползти к своему господину.
    Тот на него покосился и слезы утер потихоньку,
    Скрыв их легко от Евмея, и быстро спросил свинопаса:
    «Странное дело, Евмей! Вот лежит на навозе собака.
    С виду прекрасна она, но того я сказать не умею,
    Резвость в беге у ней такова ли была, как наружность?
    Или она из таких, которые вьются обычно
    Возле стола у господ и которых для роскоши держат?»
    Так, ему отвечая, Евмей свинопас, ты промолвил:
    «О, если б эта собака далеко умершего мужа
    Точно такою была и делами и видом, какою
    Здесь оставил ее Одиссей, отправляясь на Трою,
    Ты б в изумленье пришел, увидав ее резвость и силу!
    Не было зверя, который сквозь чащу густейшего леса
    Мог бы уйти от нее. И чутьем отличалась собака.
    Нынче плохо ей тут. Хозяин далеко от дома
    Где-то погиб. А служанкам какая нужда до собаки?»
    По отношению к живому и к живым — не только людям, но и к собакам, кошкам, лошадям, голубям, бабочкам, живущим рядом с нами или предпочитающим вольную жизнь, — можно судить о человеке. Тот, кто мучает животных, может поднять руку и на человека. Тот, кто пожалеет захромавшую лошадь или будет прикармливать голодную собаку, кто подберет слепого котенка, тот не сможет обидеть ближнего. В этом проявляется не только доброта. В этом — удивление перед такими непохожими на нас и такими близкими нам существами, возможность разгадать, какие они, почему они себя так ведут, какие у них характеры.

    Узнать человека, понять человека, что-то принять, а что-то и не принять в нем, в его образе мыслей, его поступках — это очень интересно и заманчиво. Но не менее интересно понаблюдать, как по-разному ведут себя на прогулке собаки: вот спаниель, желающий подружиться с каждым и обрубком хвоста демонстрирующий всем свое дружелюбие, вон грустноглазый бульдог, вон сама простота и вместе с тем сообразительность — дворняжка, каких пород в ней только не намешано! А вот и коротконогая длиннотелая такса. Как и все существа маленького роста, она обладает повышенным чувством собственного достоинства — мол, вы не смотрите на меня свысока, с высоты своего роста, я никому не уступлю!

    Чехов, как все добрые, умные, любознательные люди, чувствовал какую-то особую нежность к собакам. Но любовь писателя к собакам — это чуть больше, чем наша обычная привязанность к ним. Писатель, по-настоящему любящий собак, умеет смотреть на мир собачьими глазами, отмечать какие-то удивительные характерные черты в их поведении и повадках.

    Когда читаешь «Каштанку», не может не возникнуть ощущение, что Чехов сумел на какое-то время перевоплотиться в собаку. Такое же ощущение возникает, когда читаешь произведения и других писателей о животных. Один критик, прочитав повесть Л.Н. Толстого «Холстомер», посвященную жизни лошади, так и написал Толстому, что он теперь «убежден, что Толстой какое-то время сам был лошадью».
    В письмах Чехова, как о чем-то очень существенном, наряду с самыми важными событиями его жизни рассказывается, с какими животными он встретился. Вот сообщение матери из далекого итальянского города: «...Около дома в нашем дворе растут апельсины, померанцы, пальмы и олеандры такие же высокие, как наши липы. Олеандры цветут. Собаки в намордниках разных пород. На днях я видел такса (Чехов, как и в «Каштанке», употребляет это слово в мужском роде) с длинной шерстью; это продолговатая гадина, похожая на мохнатую гусеницу». А вот другое письмо — А.С. Суворину, близкому знакомому писателя: «Водовозов (их общий знакомый) украл сибирского котенка с длинной шерстью и с черными глазами и привез к нам. Этот котенок принимает людей за мышей; увидев человека, он прижимается брюхом к полу, делает стойку и бросается к ногам. Сегодня утром, когда я шагал из угла в угол, он несколько раз подстерегал меня и бросался как тигр на мои сапоги. Я думаю, что мысль, что он страшнее и сильнее всех в доме, доставляет ему высочайшее наслаждение».

    Но Чехова интересовали не только обычные животные: «Из Цейлона, — пишет Чехов писателю Н.А. Лейкину, — я привез с собой в Москву зверей, самку и самца, перед которыми пасуют даже Ваши таксы, превосходительный Апель Апелевич (кот Лейкина). Имя сим зверям — мангус. Это помесь крысы с крокодилом, тигром и обезьяной. Сейчас они сидят в клетке, куда посажены за плохое поведение: они переворачивают чернильницы, стаканы, выгребают из цветочных горшков землю, тормошат дамские прически, вообще ведут себя, как два маленьких черта, очень любопытных, отважных и нежно любящих человека. Мангусов нет нигде в зоологических садах; они редкость... Приезжайте посмотреть на них».
    Обратим внимание на то, что Чехов в коротком описании несколькими штрихами создает характеры своих любимцев.

    Самых разных собак в рассказах и повестях Чехова хватило бы на целую свору. Есть среди них и очень трогательные, и несчастные, вызывающие сострадание: таков один из самых страшных чеховских рассказов — «Нахлебники». В нем старик, живущий на подачки, разговаривает со своими нахлебниками — собакой и лошадью:
    «Ворча и разговаривая с самим собой, Зотов надел свое похожее на кринолин пальто, сунул ноги в громадные неуклюжие калоши (сшитые сапожником Прохорычем в 1867 году) (рассказ написан в 1886 году, как и «Каштанка». — А.В.) и вышел во двор. Воздух был сер, холоден и угрюмо-покоен. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью. Ни ветра, ни звуков. Старик сел на ступени своего покосившегося крылечка, и тотчас же произошло то, что происходит аккуратно каждое утро: к нему подошла его собака Лыска, большой дворовый пес, белый с черными пятнами, облезлый, полудохлый, с закрытым правым глазом. Подходила Лыска робко, трусливо изгибаясь, точно ее лапы касались не земли, а раскаленной плиты, и все ее дряхлое тело выражало крайнюю забитость. Зотов сделал вид, что не обращает на нее внимание; но когда она, слабо шевеля хвостом и по-прежнему изгибаясь, лизнула ему калошу, то он сердито топнул ногой.
    — Пшла, чтоб ты издохла! — крикнул он. — Проклятая!
    Лыска отошла в сторону, села и уставилась своим единственным глазом на хозяина.
    — Черти! — продолжал Зотов. — Вас еще недоставало, иродов на мою голову!
    И он с ненавистью поглядел на свой сарай с кривой поросшей крышей; там из двери сарайчика глядела на него большая лошадиная голова. Вероятно, польщенная вниманием хозяина, голова задвигалась, подалась вперед, и из сарая показалась целая лошадь, такая же дряхлая, как Лыска, такая же робкая и забитая, тонконогая, седая, с втянутым животом и костистой спиною».

    Удивительные портреты двух несчастных животных! Прочитав этот рассказ, вы увидите, как из отношений героев сложится их судьба, вернее, ее трагический финал.

    В произведениях Чехова есть и сытые, довольные жизнью в тепле и ласке собаки. В рассказе «Учитель словесности» разочаровавшегося в семейной жизни, пресытившегося учителя словесности очень сердят белый мурлычащий кот, свернувшийся клубочком, и спящая под кроватью собака: «В ответ ему под кроватью заворчала сонная Мушка:
    «Ррр-нга-нга-нга...» Как же плохо должно было быть учителю, чтобы его так выводило из себя ворчание сонной собаки!

    Судьба щенка, укусившего за палец золотых дел мастера Хрюкина в рассказе Чехова «Хамелеон», целиком зависит от того, кто его хозяин. Спасение от «истребления» приходит только после того, как выясняется, что «подлый» щенок принадлежит хоть и не генералу, но генеральскому брату, большому «охотнику до борзых».
     
    Почему у Чехова так много рассказов о животных? Возможно, ответ мы найдем в картинах детства писателя. О том, как Чехов рос, что его окружало в детстве, что значила для него природа, каждая встреча с ней, пишет один из современных биографов писателя:
    «Два лета — после 6-го и после 7-го класса — Чехов провел на хуторе родителей ученика, у которого был репетитором, — Пети Кравцова. Это был уединенный, «печенежский» хутор, «аул полудиких народов». Стены дома увешаны ружьями и пистолетами, все окна заставлены жестянками с порохом и мешочками с дробью. Мальчиков будили выстрелы: хозяин бил из ружья в ворон, сорок, воробьев, которые могли бы нанести вред хозяйству. Пальба шла беспрерывная — даже если нужны были курица или гусь к обеду, в них стреляли. Охотились, конечно, не только на ворон и кур — вокруг было много болотной дичи, дроф, бекасов. Не научиться стрелять, живя здесь, было невозможно. Выучился Антон и ездить верхом — можно было брать любую из пасущихся вокруг хутора стреноженных лошадей и, распутав, скакать без седла куда угодно.

    Позже, в рассказе «Крыжовник» Чехов напишет: «Кто хоть раз в жизни поймал или видел осенью перелетных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель и его до самой смерти будет потягивать на волю».

    Природа для Чехова — часть его существования. Времена года — важные этапы жизни. Любая перемена погоды — явление, равноценное литературным, общественным делам: о дожде, о снеге он упоминает в письмах в одном ряду с ними. Прилет птиц — крупнейшее событие, он пишет о нем Суворину в марте 1891 года вместе с сообщением о работе над «Дуэлью». С вниманием и волнением вглядывается он в природу во время сибирского путешествия и с восторгом сообщает в письмах к нескольким корреспондентам, что целый месяц видел солнце от восхода до заката.

    Всем этим он обязан своему степному детству. Свою связь с природой он всю жизнь ощущал очень остро; его настроение барометрически реагировало на погодные изменения. В своих рассказах он показал глубокое влияние состояния природы на психику человека. Человек — дитя природы, а природа — очеловечена. Деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди («Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх»). Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят. В рассказе «Красавицы» лошади, «не понимая, зачем это заставляют их кружить на одном месте и мять пшеничную солому, бегали неохотно, точно через силу, и обиженно помахивали хвостами». Волчиха из «Белолобого» — домашнее, понятное, чадолюбивое существо: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат».(А. П. Чудаков. Антон Павлович Чехов. Биография писателя.)

    Рассказ «Каштанка» кажется простой историей из жизни собаки. Это действительно так. Но и много-много больше — это рассказ о преданности и о новых привычках, о благодарности и неблагодарности, о восторге и тоске, о жизни и смерти, о том, что никакая вкусная еда и даже хорошее отношение не заменит любви к тем местам, где ты вырос, к тем привычкам и людям, с которыми сросся всем своим существом. И все это на нескольких страничках...

    Обратим внимание на то, что в чеховском рассказе повествование основано не только на событиях. Попробуйте просто изложить историю событий «Каштанки». Останется скорее всего несколько строк.

    Собака столяра потерялась и была подобрана клоуном-дрессировщиком. Она жила у него в доме вместе с цирковыми котом, гусем и свиньей. В отличие от жизни у столяра, в доме клоуна жизнь «потекла, как по маслу». Каштанку кормили вкусным обедом и не заставляли проделывать «фокусы», от которых у нее «темнело в глазах». Собаке очень нравились репетиции цирковых «актеров», и новый хозяин начал учить ее цирковым номерам. Однажды ночью Каштанка и все другие обитатели квартиры были разбужены криком гуся: лошадь во время представления наступила на него и, очевидно, повредила так, что он через несколько часов умер. Каштанка заменила его в одном из номеров. Во время ее первого выхода на арену раздался с галерки крик: «Каштанка!» На представлении случайно оказались ее старый хозяин и его сын. Собака бросилась на их зов, и она вернулась жить к своим прежним хозяевам.

    Разумеется, пересказ можно распространить подробностями, но все равно это будет что-то совсем другое, а не рассказ Антона Павловича Чехова «Каштанка». Что же главное уходит из пересказа? Наверное, прежде всего это переживания собаки, ее отношение к происходящему, к своему положению. И поэтому главный интерес представляют не события, а внутренний мир Каштанки, которой, как вы видели, писатель доверяет наблюдение над событиями, и он описывает собачий взгляд на вещи и дает им свою оценку. Это-то и заставляет нас не просто наблюдать за тем, что случается с персонажами, но переживать, тосковать, радоваться и, если бы мы умели, скулить и лаять вместе с Каштанкой.

    Читая рассказ, попробуйте ответить на следующие вопросы:
    Какое место в рассказе занимает тема потемок и той тревоги, которую они вызывают? Как в потемках зарождаются видения? Какими видениями полнятся сны Каштанки? Как в снах перевоплощается действительность? Какие из снов оказываются пророческими? Как внешние впечатления соединяются в рассказе с переживаниями Каштанки? С какими моментами действия связано каждое из них?

    Обратите особое внимание на то, как назван спаситель замерзавшей, потерявшейся Каштанки. В отличие от старого хозяина и его сына он остается, по сути, безымянным. Он назван только по его цирковому псевдониму. То он из бесконечного ряда заказчиков, потом он незнакомец, и только потом он хозяин. Но что-то в этой безымянности настораживает. Подумаем не только над тем, что есть в рассказе, но и над тем, о чем автор лишь намекает, а читатель догадывается.

    Эти вопросы должны будут помочь вам установить прежде всего порядок рассказа, определить, на что в первую очередь обращает свой взгляд писатель. На основании проделанной серьезной работы интересно будет выяснить, как строится повествование в отдельных главах.

    Как описание времени и пространства действия рассказа протекает по главам? Насколько выразительными вам представляются названия глав? Как эти названия по-разному соотносятся с содержанием этих глав? Где, на ваш взгляд, повествование достигает наивысшего напряжения?

    Подумаем над его финалом. Как бы по-другому могли дальше развиваться события? Что чувствовал дрессировщик, когда Каштанка бросилась к старым хозяевам? Как вы относитесь к старому и новому хозяевам Каштанки? Напишите небольшие учебные этюды на следующие темы: «Неблагодарная Тетка (рассказ дрессировщика)», «Записки Федора Тимофеича о Тетке».

    Особенно интересен, на мой взгляд, финал рассказа. Вам предстоит прочитать в жизни множество произведений Чехова, и каждый раз завершение повествования прольет новый свет на прочитанное.
    И дело здесь совсем не в том, что вы чего-то не поняли по собственному неразумению, дело в том, что в литературе, как и в жизни, нет ничего до конца определенного, однозначно понятого...

    Чем старше вы будете, тем больше поводов для подобных размышлений вам откроется. И это каждый раз будет делать ваш жизненный выбор мучительным, выстраданным и обдуманным. И хорошо, если этот выбор сделан под влиянием убеждения. У Каштанки такое убеждение было — в жизни нет ничего лучше запаха клея и лака.
     
     
     
    "Русский язык и литература для школьников" . - 2014 . - № 3 . - С. 21-28.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование