Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Марина Дубова, доктор филологических наук,
    профессор кафедры русского языка
    Московского областного социально-гуманитарного университета

    Любовь Чернова, доктор филологических наук,
    профессор кафедры русского языка
    Московского областного социально-гуманитарного университета
     
    Учимся анализировать обособленные определения
     

    Как известно, обособлением называется смысловое, интонационное и пунктуационное выделение одиночного или распространённого второстепенного члена предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Например: Ошеломлённая, мать неотрывно смотрела на Рыбина (М. Горький); На дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла избочасъ другая лачужка, менее и древнее первой (М. Лермонтов).

    На письме обособление обозначается запятыми, в редких случаях используется тире. Например: В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её (Н. Гоголь); Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником (К. Паустовский).

    Обособляются только второстепенные члены предложения: определения (На картинах, написанных масляными красками, в золотых рамах, были виды Крыма... А. Чехов); приложения (Иногда по вечерам приходил к ней полковой ветеринарный врач Смирнин, молодой человек, квартировавший у неё во флигеле. А. Чехов); дополнения (Все принимали участие в общем разговоре, кроме Кати и Левина. Л. Толстой); обстоятельства (Григорий, прислушиваясь к вспышкам орудийного гула, тревожно поглядывал на часы... М. Шолохов).

    Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения, благодаря чему они, по сравнению с необособленными членами, приобретают больший смысловой и синтаксический вес, а также стилистическую выразительность в предложении. Сравним, например, пары предложений: Над Волгой занималось мглистое и туманное утро. — Над Волгой занималось утро, мглистое и туманное (В. Короленко). В первом предложении необособленное определение служит только для характеристики предмета. Во втором предложении согласованное определение выполняет имеет характер добавочного сообщения, приближается по смысловой нагрузке к сказуемому, а само осложненное предложение к сложноподчиненному: Над Волгой занималось утро, которое было мглистым и туманным.

    Интонационное оформление обособленного члена предложения выражается повышением голоса, паузой, фразовым ударением.

    Способность второстепенного члена выражать добавочное значение является главным семантическим условием обособления. Например: Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (К. Паустовский). Сравним: Запах белой гвоздики, которая была нагрета солнцем, наполнял вагоны. На сборных пунктах сходились москвичи, ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу (К. Симонов). Сравним: На сборных пунктах сходились москвичи, которые были ещё в пиджаках, ещё в штатских кепках и шляпах, но уже солдаты по духу.

    При этом обособленный» член предложения в основном должен выражаться оборотом, состоящим из нескольких знаменательных частей речи или из знаменательной части речи и служебной. Это может быть причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами, однородный сочинительный ряд прилагательных, деепричастный оборот, существительное с зависимыми словами, существительное с предлогом. Например: В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады (М. Шолохов); Сильный в слабости своей, Василий Максимович не нуждался в утешении (В. Ажаев); Настала ночь, лунная, ясная (И. Тургенев); Чувствуя близкий конец скитаний, Алексей пополз, не жалея сил, не отдыхая (Б. Полевой); Этот человек, с его обликом и манерами коренного волжанина, сразу напомнил Кате ветлужских плотовщиков (А. Рыбаков); Стремясь из последних сил к жилью, он не замечал, что, кроме этой изгороди и мёрзлой колеи, всё отчётливее и отчётливее проступавшей из-под талого снега, ничего не говорит о близости жилья (Б. Полевой); Несмотря на усталость, Анатолий был радостно возбуждён (А. Фадеев).

    В качестве поясняемых (опорных) слов для обособленных членов предложения служат имена существительные, личные местоимения, глаголы, сочетания глагола-связки со знаменательной частью речи.

    При синтаксическом анализе обособленных членов предложения важно учитывать следующие их параметры (признаки):
    1. Способ морфологического выражения обособленного члена.
    2. Степень его распространённости.
    3. Позицию по отношению к опорному слову.
    4. Наличие добавочного значения у обособленного члена.
    5. Способ морфологического выражения поясняемого (опорного) слова.

    Образец анализа.
    Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков... (И. Тургенев).
    Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый — обособленное согласованное определение, выражено однородным рядом одиночных прилагательных, обозначает признак предмета («цвет»), стоит после опорного слова (существительного), имеет характер добавочного сообщения (Цвет небосклона, который был лёгким, бледно-лиловым, не изменяется во весь день и кругом одинаков); равносильно сказуемому к существительному «цвет», выделяется запятыми.

    Существуют также грамматические условия обособления, которые называются главными, или общими:
    1. нетипичное расположение второстепенного члена предложения по отношению к поясняемому члену, например, расположение согласованного определения после определяемого существительного (Маленькое грозовое облако превратилось в зловещую тучу, похожую на наковальню. К. Паустовский); несогласованного определения — перед определяемым существительным (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький); приложения — после определяемого существительного (Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка. А. Чехов); обстоятельственного оборота с предлогом — перед сказуемым (Несмотря на болезнь, Чехов любил всякие шутки, пустячки, приятельские прозвища. Н. Телешов);
    2. расширенный состав второстепенного члена (Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. В. Короленко).

    При отсутствии главных условий обособления действуют дополнительные условия, разные для различных членов. Например, определение с обстоятельственным значением обособляется перед определяемым существительным: Довольный произведённым впечатлением, Жиров пустился в подробности (А. Толстой). В этом примере обособленное определение имеет обстоятельственное значение причины.
    Рассмотрим виды обособленных определений, условия их обособления и постановки знаков препинания.
    Обособленное согласованное определение — это выделяемые запятыми причастный оборот или одиночное причастие, а также оборот с прилагательным и зависимым словом или одиночное прилагательное. Оно отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

    Согласованные определения обособляются в следующих условиях:
    — после определяемого существительного (Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный... И. Тургенев);
    — перед определяемым существительным в случае обозначения определением обстоятельственного оттенка значения (Крайне огорчённый преждевременным отъездом из хутора, Прохор ехал молча. М. Шолохов; Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. А. Пушкин);
    — в составе однородного сочинительного ряда одиночных определений (В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. М. Горький);
    — при личном местоимении в любой позиции (А он, мятежный, просит бури... М. Лермонтов).
    Обособленное несогласованное определение — это выделяемое запятыми существительное с предлогом — е зависимыми словами или без них, а также сравнительная степень имени прилагательного.
    Несогласованные определения обособляются в следующих условиях:
    — перед определяемым словом при отделении от него другими словоформами (За кормою, вся в белой пене, быстро мчится река. М. Горький);
    — после определяемого существительного, если перед ним есть согласованное определение (Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома. И. Бунин);
    — после определяемого существительного, если после несогласованного определения следует обособленное согласованное определение (Матрёна, в тёмном шёлковом платье, испуганная и раскрасневшаяся, вела его под руку... К. Паустовский).

    Обособленное приложение — это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя существительное с зависимыми словами, которое стоит в том же падеже, что и опорное слово, отвечает на вопросы «кто именно такой? что именно такое?» и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение.

    Приложение обособляется в следующих условиях:
    — если представляет собой словосочетание и находится после определяемого слова (Лёгкий туман, предвестник осени, стлался над озером. Э. Казакевич);
    — при личных местоимениях в любом положении (Женщина смелая, самостоятельная, она хорошо разбиралась в людях. А. Фадеев);
    — если присоединяется при помощи союза «как», находится перед определяемым существительным, при этом имеет обстоятельственный оттенок причины (Как истинный художник, Пушкин не нуждался в наборе поэтических предметов для своих произведений. В. Белинский).
    Вопросы для повторения:
    1. Что такое обособление?
    2. Какими знаками на письме обозначается обособление?
    3. Какие члены предложения обособляются?
    4. Чем обособленные члены предложения отличаются от необособленных?
    5. Как оформляется обособление в устной речи?
    6. Чем в основном выражаются обособленные члены предложения?
    7. Чем выражаются опорные слова при обособленных членах предложения?
    8. Какие грамматические условия влияют на обособление?
    9. Какие условия обособления действуют при отсутствии главных (общих) условий?
    10. Что такое обособленное согласованное определение?
    11. В каких условиях согласованные определения обособляются?
    12. Что такое обособленное несогласованное определение?
    13. В каких условиях несогласованные определения обособляются?
    14. Что такое обособленное приложение?
    15. В каких условиях приложение обособляется?
    16. В чем разница между приложением и несогласованным определением?
    17. Какие определения и приложения не обособляются?
    18. Какие другие члены предложения, сходные по форме с определениями, не обособляются?
     
     
    Практические задания
    Задание № 1. В примерах, извлечённых из повести А.И. Куприна «Гамбринус», дайте характеристику выделенных обособленных определений: по способу морфологического выражения, по структуре, по степени распространённости, по позиции по отношению к опорному слову, по способу морфологического выражения опорного слова.
    1. Являлась, например, закутившая компания воров после хорошего дела, каждый с возлюбленной, каждый в фуражке, лихо заломленной набок, в лакированных сапогах с изысканными трактирными манерами, с пренебрежительным видом. 2. Плясать они (воры) считали ниже своего достоинства, но их подруги, все недурные собой, молоденькие, иные почти девочки, танцевали «Чабана» с визгом и щёлканьем каблуков. 3. Они туда вламывались огромные, осипшие, с красными лицами, обожжёнными свирепым зимним норд-остом, в непромокаемых куртках, в кожаных штанах и в воловьих сапогах... 4. Сашка играл им ихние рыбацкие песни, протяжные, простые и грозные, как шум моря... 5. Сашка действовал на них, как Орфей, усмиряющий волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, звероподобный мужчи-нище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни: Ах, бедный, бедный, я, мальчишечка, / Что родился рыбаком... 6. Должно быть, сознание того, что они (моряки) находятся в стране, отягощенной вечным рабством, придавало особенно гордую торжественность этому гимну английской свободы. 7. Коренастый боцман с серьгой в ухе и с бородой, растущей, точно бахрома, из шеи, подходил к Сашке с двумя кружками пива, широко улыбался, хлопал его дружелюбно по спине и просил сыграть джигу. 8. Старые посетители любили рассказывать о легендарном побоище между русскими военными матросами, уволенными в запас с какого-то крейсера, и английскими моряками. 9. Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта (Сашки), весело лучившаяся из его глаз, спрятанных под покатым черепом?

    Задание № 2. Чем выражены выделенные определения, с какой целью они используются автором повести «Гамбринус»? Найдите обособленные определения, которые характеризуют Сашку, Гамбринус и его посетителей. Как изображаются посетители? Что их объединяет?
    1. Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая цветами национальных мелодий. 2. Лицо Сашки с напруженным подбородком и низко опущенным лбом, с глазами, сурово глядевшими вверх из-за отяжелевших бровей, совсем не бывало похоже в этот сумеречный час на знакомое всем гостям Гамбринуса оскаленное, подмигивающее, пляшущее лицо Сашки. 3. Но вот мало-помалу набиралась публика, приходил аккомпаниатор, покончивший какое-нибудь стороннее занятие у портного или часовщика, на буфете выставлялись сосиски в горячей воде и бутерброды с сыром, и, наконец, зажигались все остальные газовые рожки. 4. К десяти — одиннадцати часам Гамбринус, вмещавший в свои залы до двухсот и более человек, оказывался битком набитым. 5. И только неутомимая скрипка Сашки, сидевшего на своём возвышении, торжествовала над духотой, над жарой, над запахом табака, газа, пива и над оранием бесцеремонной публики. 6. Женщины, склонные, как и все женщины, восхищаться людьми эстрады, кокетничать, отличаться и раболепствовать перед ними, звали его воркующим голосом с игривым, капризным смешком. 7. С потолка лило, некоторые из гостей уже плакали, ударяя себя в грудь, другие с кровавыми глазами ссорились из-за женщин и из-за прежних обид и лезли друг на друга, удерживаемые более трезвыми соседями, чаще всего прихлебателями. 8. Лакеи чудом протискивались между бочками, бочонками, ногами и туловищами, высоко держа над головами сидящих свои руки, унизанные пивными кружками. 9. Мадам Иванова, ещё более бескровная, невозмутимая и молчаливая, чем всегда, распоряжалась из-за буфетной стойки действиями прислуги, подобно капитану судна во время бури. 10. Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно. 11. А рядом другая компания, стараясь перекричать первую, очевидно враждебную, голосила уже совсем вразброд... 12. Они тоже заказывали Сашке свои восточные песни, состоящие из унылого, гнусавого однообразного воя на двух — трёх нотах, и с мрачными лицами, с горящими глазами готовы были петь их по целым часам.

    Задание № 3. Найдите обособленные определения. Какие добавочные значения выражаются ими в следующих примерах? Трансформируйте обособленную конструкцию в придаточную часть сложного предложения.
    1. Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей.., сразу обрушила на них ворох городских новостей (А. Фадеев). 2. Мать, всегда такая аккуратная, почему-то сидит на разобранной ко сну постели в платье и причёске... (А. Фадеев). 3. Внутренне взволнованная и растревоженная, Родионовна держалась строго и спокойно (В. Ажаев). 4. Но он не краснел, уличённый в чудовищных своих измышлениях, и врать не переставал (М. Шолохов). 5. В коричневом байковом костюме и красной вязаной шапке, с вещевым мешком и свёрнутой телогрейкой за спиной, она походила на участника многокилометрового лыжного перехода (В. Ажаев). 6. Надя, уже в шляпе и пальто, пошла наверх, чтобы ещё раз взглянуть на мать, на всё своё (А Чехов). 7. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступить не могу (А. Пушкин).

    Задание № 4. Почему не выделяются знаками препинания отмеченные конструкции? Какими членами предложения они являются?
    1. Я встал с постели весь разбитый, едва держась на ногах (А Куприн). 2. Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня тоска в стороне глухой и отдалённой (А Пушкин). 3. Мальчишки и все бывшие во дворе проводили его глазами молча (И. Тургенев). 4. В марте зерно лежало ссыпанное в закрома (М. Салтыков-Щедрин). 5. Однажды он пришёл домой непривычно шумный и разгорячённый (Г. Николаева). 6. Попытки писать просто приводили к результатам печальным и смешным (М. Горький). 7. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость (А Пушкин).
    Задание № 5.
    Текст 1. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Три встречи».
    Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой её середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами... С одной стороны сада липы смутно зеленели, облитые неподвижным, бледно-ярким светом; с другой — они стояли все чёрные и непрозрачные; странный, сдержанный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как будто звали на пропадавшие под ними дорожки...
    • Объясните причины обособления согласованных определений в одних случаях и причины отсутствия обособления в других случаях в тексте 1.
     
    Текст 2. Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Поэзия садов».
    Деревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце XVIII и начале XIX в. еще стригли кусты, то только вблизи дома.
    «Темные аллеи» русских усадеб — это результат художественного освоения переставших поддерживаться регулярных садов. В XIX в. «темные аллеи» уже сажались для имитации регулярного сада, переросшего свою стрижку. В этом была имитация истории: намек на то, что старый сад родился еще в недрах другой эпохи — в середине XVIII в. Прямые и узкие аллеи углублялись от дома на значительное расстояние и составляли обычно его самую характерную особенность: прямые, но не стриженные и с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Западной Европе не прибегали. Делалось это в русских усадебных парках, чтобы дать спокойный приют птицам. Ястреб не мог камнем упасть на певчую птицу, спрятавшуюся от него среди тесных рядов лип. Аллеи лип бывали действительно темные и прохладные. Кроме аллей устраивались и «зеленые гостиные»: липы тесными рядами садились вокруг площадки, где можно было поставить стол и скамейки-сиделки.
    Побывавший во всех знаменитых парках Европы И.С. Тургенев писал в письме к П.В. Анненкову: «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов — и нигде на свете нет такого запаха и такой зелено-золотой серости...»
    • Найдите в тексте 2 определения, выраженные причастиями. Объясните, почему одни из них обособляются, а другие нет.
    • Сравните тексты 1 и 2 по тематике и по стилю. Определите пространственно-временную позицию автора — где автор находится в том же пространстве, которое изображает, а где — снаружи; где время наблюдения и речи совпадают, а где нет наблюдения, изображаемое время и пространство предшествуют времени речи. Объясните роль определений в каждом из текстов.
    • В текстах 1 и 2 найдите сложные прилагательные. Как вы понимаете их значения, кто их автор?
    • Почему выражение «темные аллеи» взято в кавычки в тексте 2? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, у какого писателя есть цикл рассказов «Темные аллеи». Откуда родом автор? Сравните с И.С. Тургеневым. Прочитайте стихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть», в котором присутствуют строки:

    Вблизи шиповник алый цвел,
    Стояла темных лип аллея.
    • Чему посвящено это стихотворение и цикл рассказов «Темные аллеи» ?

    Обратите внимание, как начинаются и чем кончаются рассказанные в этих произведениях истории.
    • Каково прямое значение выражения «темные аллеи» и какая метафора
    связана с ним?
    • Прочитайте рассказ И.С. Тургенева «Три встречи». Чему он посвящен?

    Задание № 6. Напишите мини-реферат по одной из предложенных тем:
    1. Обособленные и необособленные согласованные определения: сопоставительный анализ.
    2. Обособленные и необособленные несогласованные определения: сопоставительный анализ.
    3. Обособленные и необособленные приложения.
    При написании мини-реферата используйте следующий план:
    1. Дайте определение анализируемой синтаксической конструкции.
    2. Опишите способы выражения анализируемого члена и опорного слова.
    3. Охарактеризуйте условия употребления анализируемого члена.
    4. Объясните наличие — отсутствие знаков препинания.
    5. Подберите примеры из художественных текстов.
     
     
    "Русский язык и литература для школьников" .  2014 . - № 5 . - С. 30-38.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование