Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    А. ЛАЗЕБНИКОВА
    ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН
     
     
    Сравнительно недавно в экзаменационном варианте появилось задание С8, предусматривающее составление развернутого плана по предложенной теме. При этом тема может относиться к любой содержательной линии курса. Приводим формулировку задания с критериями оценивания.
     
    Тема 1
    Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие «социальный институт».
    2. Основные функции науки в обществе:
    1) познавательная;
    2) образовательно-мировоззренческая;
    3) производственно-технологическая; 4)социальная;
    5) прогностическая.
    3. Система научных учреждений:
    1) роль университетов в развитии науки;
    2) академические научные организа-
    ции;
    3) инновационные центры.
    4. Государственная поддержка науки:
    1) рост государственных затрат на раз-
    витие науки;
    2) поддержка молодых ученых.
    5. Этика ученого.
    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
     
    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.) При анализе ответа учитываются:
    • наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
    • корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
    • соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

    Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не за-считываются при оценивании. Отсутствие пунктов 2 и 3 плана в приведенной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы) — 3 балла.

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя не менее трех пунктов, один из которых детализирован в подпунктах, или формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах, — 2 балла.

    Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов, или в плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции; но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах — 1 балл.

    План по структуре и (или) содержанию и структуре не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы), или план по своей структуре является простым и содержит один-два пункта — О баллов.
    (Максимальная оценка за задание — 3 балла.)
    Тема 2
    Посмотрим, как задание С8 выполняли выпускники.
    Предлагаем планы по теме «Воздействие экономики на социальную структуру общества». Особенность данной темы заключается в том, что здесь в центре внимания находится динамический процесс, отражающий изменения в одной сфере (в данном случае — социальной) под влиянием факторов, относящихся к другой области общественной жизни (экономической).
    Стоит заметить, что подобных тем, предполагающих рассмотрение общественных явлений в развитии и разнооб
    разных связях, становится все больше. И это вполне оправданно, поскольку именно такой — изменчивой, взаимопроникающей и взаимосвязанной — является сама социальная действительность. А значит, умение видеть эти связи, анализировать явления в динамике — важный элемент обществоведческой подготовки, закрепленный, кстати, в образовательном стандарте старшей школы.
    Рассмотрим несколько вариантов плана по данной теме, составленных выпускниками.
     
    План 1
    1. Понятие «социальная структура».
    2. Дифференциация общества:
    а) по доходу;
    б) по отношению к власти;
    в) по виду профессии.
     
    Экономические циклы.
    Экономические циклы — это колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющихся сжатии (экономический спад, рецессия, депрессия)и расширении (экономический подъем) экономики.
     
     
    3. Влияние циклов экономики на общество:
    а) пик;
    б) рецессия;
    в) дно;
    г) экспансия.
    4. Государственные социальные программы:
    а) поддержка малоимущих безработных;
    б) развитие здравоохранения;
    в) предоставление социальных гарантий населению;
    г) молодежные программы.
    5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества.

    План 2
    1. Понятие экономики.
    2. Понятие социальной структуры.
    3. Виды экономических систем:
    • традиционная;
    • командная;
    • рыночная;
    • смешанная.
    4. Функции экономики в обществе.
    5. Способы воздействия экономики на социальную структуру:
    • формирование спроса и предложения;
    • конкуренция;
    • вакансии и трудовые предложения;
    • инфляция;
    • экономические кризисы;
    • налоговая политика;
    • социальные программы государственного финансирования.
    6. Последствия воздействия.
    7. Воздействие экономики на общество в современной России.

    План 3
    1. Что такое экономика и ее связь с об-
    ществом:
    1) понятие экономики;
    2) влияние экономики на социальную структуру;
    3) положительные результаты во взаимодействии.
    2. Способы и методы воздействия экономики на социальную структуру.
    3. Результаты воздействия экономики на социальную структуру.

    План 4
    1. Характеристика социальной структуры.
    2. Влияние экономики на качество жизни:
    1) занятость и безработица;
    2) инфляция.
    3. Дальнейшая поляризация общества:
    1) в области собственности;
    2) в доступе к власти;
    3) в социальном статусе.
    3. Различные подходы и оценки данного явления.
     
    Комментарии
    Мы видим, что эти планы отличаются друг от друга набором компонентов (хотя есть и совпадения), полнотой, детализацией. Но есть между ними и общее:
    1. Три из них отвечают формальным требованиям: не менее трех пунктов, с детализацией не менее двух из них. Исключение составляет только третий ответ, где подпункты имеет лишь один пункт плана.
     
    Инфляция.
    При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости
     
    2. Уже практически устоялся «зачин» всех планов: первый пункт посвящается центральному понятию темы. В ответе 1 определению понятий отведены два пункта, поскольку речь идет о связи экономики и социальной структуры. Такое начало не вызывает возражений, если не выполняет функцию простого наполнения плана без даже мысленного учета содержания выносимых на первый план категорий. Именно такую, своего рода ритуальную, роль играли первые пункты почти во всех приведенных планах (почему так, будет видно из дальнейших рассуждений).
    3. В трех из приведенных планов используются «пункты-паразиты», лишенные какой бы то ни было связи с конкретным содержанием темы: «последствия взаимодействия», «положительные результаты во взаимодействии», «различные подходы и оценки данного явления».
    4. Такой своеобразный информационный шум был бы относительно безобиден при условии, что другие пункты в своей совокупности охватывают тему по существу (как следует из критериев оценивания, такие формально-абстрактные положения просто не засчитываются). Но в том-то и состоит главная беда этих планов, что ни один из них не раскрывает тему по суще
    ству. И это четвертая позиция, которая роднит представленные варианты.

    Давайте разберемся. В рамках предложенной формулировки темы центральным объектом рассмотрения выступает социальная структура общества. Именно в ней предполагаются некие изменения. Следовательно, исходить (причем по существу, а не формально) нужно из понятия «социальная структура общества». Из курса обществознания известно, что под ней подразумевается совокупность существующих в обществе, занимающих в нем определенное положение и взаимодействующих социальных групп.

    Хорошо бы также помнить, что понятие «социальная группа» очень широкое. Сюда входят группы, выделяемые по численности (среди них такие большие группы, как классы, сословия, слои), по профессиональному принципу, по демографическому принципу и т.п.

    Какими же, исходя из этого определения, могут быть направления изменения социальной структуры? Они могут выражаться в появлении одних групп и исчезновении других; в существенных количественных изменениях, охватывающих отдельные группы; в изменении места группы в социальной структуре.

    Здесь полезно опереться на исторические знания и вспомнить какие-то реальные процессы, связанные с изменением социальной структуры, например: возникновение так называемого третьего сословия во Франции; ликвидация дворянского сословия в СССР; появление сравнительно недавно в нашей стране такой социальной группы, как фермерство, и т.п. Опора на конкретные знания и представления поможет в дальнейших рассуждениях.

    Очевидно, что все эти процессы происходят под влиянием многих факторов. Нам следует сосредоточиться на экономических. Следующий шаг в осмыслении темы связан с выявлением того, какие именно экономические процессы, явления оказывают первостепенное влияние на экономическую структуру.

    Здесь снова может помочь обращение к » историческим реалиям. Из курса истории хорошо известно, что существенные социальные сдвиги происходят с изменениями отношений собственности. Так, ликвидация частной собственности в нашей стране привела к исчезновению целых социальных групп: уже упоминавшегося дворянства, буржуазии, крестьян-единоличников. И, напротив, с ее возрождением в 1990-е гг. стал формироваться слой предпринимателей.

    При этом глубокие изменения в отношениях собственности часто являются результатом смены типа экономической системы в целом. В этом случае трансформации затрагивают и принцип распределения, что также не может не отразиться на социальной структуре общества. В частности, под его влиянием может усиливаться (или снижаться) социальная дифференциация.

    Если иметь в виду изменения в рамках профессиональной стратификации, то они связаны с другими экономическими факторами: общественным разделением труда, техническим прогрессом и т.п.

    Иными словами, планы могут быть разными, но они должны включать в себя пункты об изменениях социальной структуры в условиях смены экономических систем, утверждения новых отношений собственности, перехода к иным распределительным отношениям, развития технического прогресса.
    Ничего этого в представленных планах нет. Если и называются какие-либо экономические процессы или типы экономических систем, то их влияние на социальную структуру никак не отражено.

    Проанализируем более детально план 1. Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая в план пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной дифференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной формулировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество.
    Тема 3
    Рассмотрим план на тему из области социологии — «Социальный контроль как механизм регулирования отношений индивида и общества».
    1. Понятие о социальном контроле и его значении для развития общества.
    2. Выделяют две формы социального контроля:
    1) внутренний;
    2) внешний.
    3. Существуют следующие методы социального контроля:
    1) изоляция;
    2) обособление;
    3) реабилитация.
    4. Социальный контроль реализуется в процессе социализации.
    5. Социальный контроль образуют социальные нормы и санкции.
    6. Выделяют виды санкций:
    1) позитивные;
    2) негативные;
    3) формальные;
    4) неформальные.

    7. Тенденции развития социального контроля.
    Комментарии
    Первое, что бросается в глаза в этом ответе, — отступление от формы плана. Выпускник формулирует некие законченные положения (краткие тезисы), которые в данном случае излишни. Но дело, конечно, не в этом. Еще раз посмотрим на формулировку темы. Она предполагает, что будет обозначено влияние определенного механизма (социального контроля) на отношения человека с обществом.
    Из курса известно, что назначение такого контроля, если говорить совсем просто, состоит в том, чтобы поощрять правильное поведение и блокировать (наказанием, превентивными действиями) неправильное, то есть негативное, отклоняющееся поведение. Поставим несколько простых вопросов.
     
    1. Что лежит в основе понимания того, какое поведение считать правильным, а какое нет?
    Это прежде всего социальные нормы, которые отражают и закрепляют сложившиеся представления о должном и соответственно неприемлемом поведении.
    2. Кто дает оценки действиям человека на основе этих норм?
    Здесь несколько субъектов: общество, государство, ближайшее окружение. Нельзя забывать и о самоконтроле.
    3. Разнятся ли санкции, применяемые этими субъектами?
    Да. Достаточно сравнить негативные санкции в случае нарушения тех или иных законов (государственный контроль) и неформальные санкции компании приятелей по отношению к тому из них, кто нарушил принятые правила.
    Подобные рассуждения помогают очертить границы темы, не потерять ее важные аспекты и выстроить логическую структуру плана. В него целесообразно включить следующие пункты (каждый из них может быть детализирован):
    социальные нормы как основа социального контроля;
    отклоняющееся (от принятых норм) поведение и его причины;
    социальный контроль и его виды;
    место санкций в системе социального контроля;
    разновидности санкций и специфика их применения.

    И завершать тему нужно не совершенно невнятным пунктом о «тенденциях развития социального контроля», а, к примеру, пунктом о значении социального контроля в развитии общества. Он может быть детализирован в подпунктах:
    1) поддержание стабильности общества;
    2) пресечение негативного отклоняющегося поведения;
    3) закрепление желаемых образцов поведения.
    Выводы
    В целом анализ выполнения учениками задания С8 показывает, что труднее всего дается составление планов по темам, требующим показать взаимосвязь, взаимодействие процессов и явлений, рассмотреть их в динамике.
    Этому есть объяснение. Если рассматривать структуру какого-то социального явления в упрощенном виде, то здесь достаточно знать просто набор компонентов (их перечисление и дает искомые подпункты). Для раскрытия воздействия одних явлений на другие, динамики социальных процессов требуется понимание механизмов, движущих сил, действующих в обществе. Другими словами, в первом случае вполне достаточен уровень простого воспроизведения полученных знаний, во втором требуются умения преобразовывать информацию, устанавливать связи и соотношения, прослеживать направленность изменений. Подняться на этот уровень сложно, но вполне возможно.
    Еще одним серьезным затруднением является определение границ темы. С одной стороны, школьники упускают ее важные аспекты, с другой стороны — привлекают позиции, не являющиеся для данной темы характерными.
     
     
    "История и обществознание для школьников" .  2014 . - № 1 . - С. 3-10.
     
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование