Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    СТАРЕЙШИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОССИИ
    (Дом-музей П.И. Чайковского в Клину)
     
     
    Наталья ГОРБУНОВА, ученый секретарь Государственного Дома-музея П.И. Чайковского (г. Клин, Московская область)

    «Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался...», — писал композитор Петр Чайковский (1840-1893) о городе, где он прожил последние полтора года своей жизни. Здесь в доме на окраине он поселился 5 мая 1892 г. И в этом тихом подмосковном уголке нашел идеальные условия для творчества: закончил корректуру партитур оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик», написал вокальный квартет «Ночь», пьесы для фортепиано,  романсы и Третий фортепианный концерт. А теперь в этом доме его мемориальный музей. 

     
    П.И. Чайковский в мантии доктора музыки Кембриджского университета  1893 г.«СОХРАНИТЬ ВСЕ КАК ЕСТЬ»
     

    В Клину написана Шестая симфония, которую Чайковский считал «наилучшей и в особенности наиискреннейшей» из всех своих произведений. Отсюда 7 октября 1893 г. он отправился в свою последнюю концертную поездку в Петербург для того, чтобы впервые ее исполнить. Но, к сожалению, заболел и скончался. В Клин Чайковский не вернулся. А эскизы Шестой симфонии теперь хранятся в его Доме.

    Счастливая мысль — «сохранить в доме все как есть» — принадлежит младшему брату великого музыканта — Модесту (1850-1916), довольно известному в то время драматургу, переводчику и либреттисту. Именно он основал первый в России музыкальный мемориальный музей. Помогли ему в этом его племянник Владимир Давыдов, наследник авторских прав Чайковского, и Алексей Софронов, слуга композитора и последний владелец его имущества.
     
    Днем открытия музея считается 9 декабря 1894 г. — дата первой записи в книге регистрации посетителей. А за более чем столетнюю историю его гостями исписаны десятки книг. И если в первое время они только расписывались, то затем стали оставлять свои отзывы, слова благодарности.

    В самом же Клину Модест Ильич и Владимир Давыдов обосновались в 1897 г. Желая сохранить личные комнаты композитора в неприкосновенности, они сделали к дому пристройку и поселились там. Не имея специальных материальных средств, затем двадцать лет формировали облик музея как центра Чайковского. Здесь они создали архив Петра Ильича, собрали его личные вещи, библиотеку, материалы к биографии, документы, дающие представление об исполнении музыки композитора в России и за ее пределами. Большую помощь оказали ближайшие друзья композитора и его ученики: Герман Ларош, Николай Кашкин и Сергей Танеев.
    Сам Модест Ильич заложил практически все направления деятельности музея, и прежде всего такие, как хранение, собирание, научная работа и их пропаганда. В 1915 г. он завещал музей Московскому отделению Русского музыкального общества с условием, что его сохранят в дальнейшем по примеру домов Моцарта в Зальцбурге и Бетховена в Бонне, подарив таким образом России и миру один из уникальнейших памятников мировой музыкальной культуры.

    СУДЬБА МУЗЕЯ ПОСЛЕ 1916 г.

    С 1916 г. ответственность за сохранение и приумножение раритетов клинского центра по рекомендации Модеста Ильича взял Николай Тимофеевич Жегин, человек удивительной жизненной стойкости и верности выбранному делу, первый его директор. Неимоверными усилиями ему удалось отстоять дом от всяких покушений в бурные дни начала Революции. Осенью же 1917 г., обеспокоенный сложностью обстановки в стране, он перевез архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое место в Клин только в 1924 г. Еще ранее, в 1918 г., Жегин добился в музейном отделе Наркомпроса охранной грамоты для этого уникального учреждения. Его же стараниями оно пополнилось коллекциями и архивами многих известных современников знаменитого музыканта. Ему также удалось пополнить музей большим количеством обнаруженных им в то время личных вещей, писем, рукописей, фотографий, документов самого композитора.

    В 1920 г. Жегин организовал «Общество друзей Дома-музея П.И. Чайковского». Необыкновенно радушный, Жегин принимал их в комнатах пристройки и на первом этаже дома. Позже для них построили домик на территории усадьбы в двух шагах от Дома-музея. Среди гостей были известные певцы  Леонид Собинов и Антонина Нежданова, композитор Юрий Шапорин, дирижер Николай Голованов, видный музыковед доктор искусствоведения Василий Яковлев.
    Музей также посещали член-корреспондент Петербургской АН с 1890 г., член Британского королевского общества (с 1911г.), физиолог Климент Тимирязев, видный московский архитектор Федор Шехтель, скульптор Михаил Аникушин, позднее — летчики-космонавты Герман Титов, Валентина Терешкова, Виталий Севастьянов и многие другие.

    «Общество друзей Дома-музея П.И. Чайковского» быстро приобрело популярность. Уже в первый год существования в него вступило 275 человек. Среди них было много выдающихся деятелей искусства — Анатолий Брандуков, Константин Станиславский, пианисты Александр Гольденвейзер и Константин Игумнов, актриса Ольга Книппер-Чехова, скульптор Вера Мухина и др. Возглавлял это общество, ставившее целью сохранение памятного места, пополнение  его фондов новыми материалами и пропаганду творчества Чайковского, композитор Михаил Ипполитов-Иванов. Но ранее, в мае 1921 г., Жегина назначили хранителем музея. В том же году постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР Дом-музей П.И. Чайковского был объявлен государственной собственностью.

    Средства на содержание музея складывались из бюджетных ассигнований и процентов отчисления с авторского гонорара, получаемого от исполнения произведений Чайковского, от постановок пьес его брата-драматурга. Немалым вкладом были и средства «Общества друзей Дома-музея П.И. Чайковского», которые шли на приобретение новых материалов для фондов музея, на научную разработку архива композитора, реставрацию дома, организацию концертов и выставок.

    В 1930-е годы, накануне столетия со дня рождения Чайковского, которое широко отмечали в 1940 г., начинается систематическая работа по изучению  творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества, публикуется переписка.

    ЭВАКУАЦИЯ ЭКСПОНАТОВ В ВОТКИНСК

    В начале Великой Отечественной войны все основные ценности вывезли на родину Чайковского — в Удмуртию, в г. Воткинск. В августе 1941 г. из Клина по железной дороге отправили два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи и уникальные рукописи Чайковского, его библиотека, предметы мемориальных интерьеров — все самое ценное из музейного собрания.

    Так музей временно разделился. В Воткинске его сотрудники быстро развернули экспозицию и начали свою привычную работу. А в Клину готовили к отправке научно-вспомогательные фонды — фотокопии, макеты, книги, оставшуюся часть мебели Модеста Чайковского, но осуществить это, к сожа-% лению, не удалось: 22—23 ноября 1941 г. в город ворвались немецкие захватчики. Они заняли и дом композитора — на первом этаже устроили гараж для мотоциклов и сапожную мастерскую, на втором расположились солдаты — более 100 человек. А 15 декабря 1941 г. сюда с боями вошли части Красной армии. И Клин был первым городом, а музей Чайковского — первым памятником культуры, освобожденными от фашистских захватчиков. Уже 19 декабря в Клин прибыла дипломатическая миссия во главе с тогдашним министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом, послом Советского Союза в Великобритании, академиком АН СССР историком Иваном Майским, а также более двадцати иностранных корреспондентов. И 1 марта 1942 г. музей открыли для посетителей. Работали выставки, проводились экскурсии, концерты, научные сессии и конференции, действовал музыкальный кружок. В это трудное время обязанности директора были возложены на сотрудника Музея — музыковеда, кандидата искусствоведения Маргариту Риттих.

    В конце 1944 г. эвакуированные в Воткинск музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 г., накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было его второе рождение.
     

    ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ

    Отметим: в настоящее время Государственный Дом-музей П.И. Чайковского в Клину — один из самых ценных памятников отечественной культуры мирового значения. Ежегодно он принимает огромное число посетителей, приезжающих в «гости к Чайковскому» из разных стран мира. По объему и ценности хранимых коллекций (около 200 ООО единиц хранения), научно-исследовательской деятельности и положению в мире он является, по сути, Национальным центром Чайковского.

    Мемориальный дом, в котором жил и работал композитор, с полностью сохранившейся обстановкой, окружающий его парк с усадебными постройками, личный архив самого Петра Ильича (прежде всего его музыкальные автографы), являющийся вместе с другими коллекциями ценнейшим музейным собранием — все это составляет уникальный памятник-комплекс, благодаря старанию сотрудников и помощи почитателей композитора дошедший до наших дней в полном объеме.

    Обладая таким обширным документальным фондом, Дом-музей в настоящее время организует и проводит выставки как в России, так и за рубежом, пропагандируя творчество великого русского композитора и в целом нашу отечественную культуру.
     
     
     
     
    «Наука в России» . – 2014 . - № 2 . – С. 108-112.

     
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование