Дремова Е.В. Комплексная программа ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

 
 
Е.В.  Дремова
заместитель директора МБОУ "Лицей № 101", г. Барнаул
 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
 
 
 

Одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
 
ДА. Медведев, премьер-министр Правительства РФ
 
 
Качественно новый уровень социально-экономического развития Российской Федерации требует модернизации системы образования в целом и особенно системы формирования творческой личности школьника. Современное общество осознает важность и значимость человеческого потенциала в условиях увеличения информационной и эмоциональной нагрузки. Повысились требования социума и к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной.

И главная задача педагога — раскрыть и развить способности ребенка, данные ему от природы, помочь в их реализации и воспитать уважительное отношение к нравственным ценностям: труду, земле, родине, семье.

По словам древних философов, школа — это место, где развиваются таланты. Каждый ребенок неповторим. И талант есть у каждого, нужно только помочь ему развиться.
В творческих, талантливых специалистах заинтересовано и государство. Разработана Федеральная целевая программа «Дети России», и одна из ее подпрограмм — «Одаренные дети». «Каждый талантливый ребенок должен быть замечен» — таков ее основной тезис.

Необходимость поддержки и развития талантливых детей — одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Для достижения этой цели вводятся и Федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на повышение качества образования в целом.

Разработана и реализуется Комплексная программа «Одаренные дети» и в нашем лицее. Лицей — это общеобразовательное учреждение, ориентированное на работу с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению. В развитии способностей, талантов обучающихся заинтересованы все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и их родители. Наш лицей — это ШКОЛА СОТРУДНИЧЕСТВА. И необходимо определить область успешной деятельности для каждого обучающегося. Педагог может помочь ребенку почувствовать себя успешным, а значит, счастливым человеком.

Образовательный процесс в лицее направлен на формирование и развитие коммуникативных, интеллектуальных, исследовательских, спортивных и творческих способностей учащихся.
В научной психологической литературе вопросы по одаренным детям наиболее изучены Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены особенности возрастной одаренности, индивидуальных различий, психологических проблем одаренных детей. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что благоприятным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания.

Н.С. Лейтесу удалось творчески продолжить и применить к детям теорию Б.М. Теплова о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием. Талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности. Вот почему определение одаренности через нахождение коэффициента интеллектуальности (IQ) недостаточно для выявления уровня одаренности. Более того, чрезвычайно высокий IQ (170 и выше) у ребенка не способствует развитию творчески плодотворной личности.

Современные исследования по проблеме детской одаренности представлены в работах ученых Ю.Д. Бабаевой, Т.М. Маркутиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Л.В. Поповой. Основная направленность их работы — возрастные и индивидуально-типические особенности развития одаренности школьников, способы ее выявления проблемы воспитания и обучения одаренных учащихся. В результате их трудов появилось понимание того, что одаренные отличаются не столько способностью усваивать чужое, сколько создавать свое.

В настоящее время существуют разнообразные формы работы, предлагаемые обучающимся с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одаренными детьми требует глубокого изучения и проработки ее методологических основ.

Актуальные проблемы развития детской одаренности:

• отсутствие эффективной системы организации работы с одаренными детьми;
• недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми.

Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одаренности, моделями и технологиями обучения. Таким учителям достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в общеобразовательном учреждении одаренные дети, родители, педагоги.

В связи с этим любой школе, как и нашему лицею, необходима программа, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных траекторий» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

С учетом современных тенденций развития общества и их осуществления в контексте российской образовательной политики в лицее были три этапа разработки и реализации программы по организации работы с одаренными учащимися:

1-й этап — 2002-2007 гг., программа «Одаренные дети».
2-й этап — 2007-2010 гг., проекты «Самоопределение» и «Гражданин» в программе развития лицея (проекты получили поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование», лицей — победитель ПНПО-2008).
3-й этап — 2010-2014 гг. Комплексная программа «Одаренные дети» в рамках реализации направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» программы развития МБОУ «Лицей № 101».
В реализации Комплексной программы принимают участие педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители).

Реализация программы осуществлялась с 2002 г. по 2012 г. по двум направлениям.
1-е направление: реализация программы в одном классе с 1-го по 11-й класс:
1-й этап — 2002-2005 гг. Учитель начальных классов Татьяна Михайловна Лямкина реализовывала программу в классе на протяжении четырех лет.
2-й этап — 2005-2012 гг. Учитель русского языка и литературы Елена Владимировна Дремова продолжила работу по программе.
2-е направление: реализация программы для обучающихся 5-11 -х классов по предметам гуманитарного цикла осуществляла Людмила Васильевна Торовкова, учитель русского языка и литературы.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

I. Наименование — Комплексная программа «Одаренные дети»
Государственный заказчик программы:  Комитет образования г. Барнаула

Разработчик программы:  Творческая группа учителей МБОУ «Лицей № 101»
Исполнители программы:  МБОУ «Лицей № 101»
Срок реализации программы:  2010-2014 гг.
Цель программы
Создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения
 
Задачи программы
 Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных обучающихся;
— построение целостной системы работы с одаренными обучающимися в рамках лицея;
— подготовка педагогических кадров для работы с обучающимися, склонными к научно-исследовательской и творческой работе;
— объединение усилий педагогов образовательного учреждения по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;
— формирование школьного банка данных «Одаренные дети»
 
Нормативно-правовая база
— Конституция РФ;
— Конвенция о правах ребенка;
— Закон РФ «Об образовании»;
— Приоритетный национальный проект «Образование»;
— Постановления Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» от 30 октября 2002 г.»;
— Программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.»;
— Доклад Правительства РФ «Образовательная политика России на современном этапе».
— Национальная образовательная стратегия — инициатива «Наша новая школа»
(Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.);
— Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;
— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
— Приказ Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24.03. 2010 г. № 2008;
— Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
—Профессиональный стандарт педагога
 
Ожидаемые результаты 
— Значительное улучшение качества общего образования, повышения уровня духовного, интеллектуального и физического развития учащихся;
— увеличение творческой активности педагога, рост авторитета и социального статуса профессии учителя;
— реализация творческого потенциала обучающихся;
— занятия в кружках, секциях;
— призовые места на олимпиадах, конкурсах;
— положительная динамика развития обучающихся;
— создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одаренности;
— разработка и реализация программ поддержки и развития одаренных обучающихся;
— создание системы взаимодействия начальной, основной и средней школы;
— разработка системы методической подготовки педагогов
 
Прогнозируемые результаты
 — Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей воспитанников;
— укрепление методической базы с одаренными обучающимися;
— пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети»;
— создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся;
— повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными обучающимися;
— нормативное и методическое обеспечение деятельности лицея по работе с одаренными обучающимися
 
Индикаторы результативности программы

Показатели самооценки личности;
— удовлетворенность обучающихся, родителей, учителей качеством образовательного процесса;
— конкурентоспособность одаренных обучающихся;
— доля обучающихся, реализующих проектную и исследовательскую деятельность;
— доля обучающихся, имеющих одаренную компетентность
Контроль выполнения программы
Управление, координация и контроль за ходом реализации программы в МБОУ «Лицей № 101» осуществляются администрацией лицея

II.  Проблемно-ориентированный анализ ситуации

Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. В МОУ «Лицей № 101» разработана и реализуется программа «Одаренные дети». Создается банк данных одаренных и талантливых обучающихся 1—11-х классов. В лицее создаются условия для развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных и спортивных способностей обучающихся. Обучающиеся 1-11-х классов принимают участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях различного уровня и становятся призерами и победителями. В лицее создано и функционирует научное общество обучающихся. Организовано сотрудничество лицея с краевым общественным движением «Одаренный учитель — одаренный ученик». Среди обучающихся лицея — стипендиаты главы г. Барнаула, губернатора Алтайского края, АКОД «Одаренный учитель — одаренный ученик». Результативность участия обучающихся МОУ «Лицей № 101» Индустриального района в конкурсах, олимпиадах, НПК, форумах в 2009/10 учебном году: международные конкурсы — 336 участников/8 победителей; всероссийские конкурсы и НПК — 317 участников/13 победителей; краевые конкурсы, НПК и соревнования — 98 участников/34 победителя; городские конкурсы, соревнования, НПК — 67 участников/ 16 победителей; районные конкурсы, соревнования, НПК: 125 участников/30 победителей. Всего участников — 943, 107 победителей. По рейтингу МОУ «Лицей № 101» на 3-м месте среди ОУ района по показателям участия школьников в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах, НПК: 70,9% обучающихся участвуют в реализации программы «Одаренные дети».
Реализация программы «Одаренные дети» на ступени начального общего образования
 
Работу с одаренными обучающимися следует начинать с начальных классов. Все дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70% , то к 14 годам — 30-40% , а к 17 годам — 15-20%.

Система работы с одаренными детьми в начальной школе реализуется по следующим направлениям: координационное, диагностическое, кадровое, развивающее, информационное. И роль учителя связана именно с формированием у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира.
Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, поэтому в организации учебной и внеклассной деятельности доминирует исследовательская работа. Она реализуется через внедрение в развивающее обучение форм исследовательского поведения, с учетом психологических и индивидуальных способностей младших школьников.
Детский возраст считается, по мнению психологов, благоприятным периодом развития задатков творчества, потому что ребенок проходит три стадии формирования творческого мышления: наглядно-действенного, причинного и эвристического.

Были определены следующие этапы и формы работы.
В 1-м классе основной формой исследования стала организация самостоятельной работы младших школьников в малых группах (пара). Одним из условий формирования наглядно-действенного мышления может быть образ-предмет. В качестве образа-предмета выступают цветные карандаши.
Одним из средств повышения показателя оригинальности учащихся стала ежедневная работа на уроках с цветными карандашами как средство формирования образов-представления, а следствием чего и развитие наглядно-действенного мышления первоклассников.
Эта работа позволила ребенку самому проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для правильного решения заданий.
Во 2-м классе наиболее эффективной формой исследовательской работы стало создание лаборатории.
 
Принципами создания лабораторий стали:
— опора на опыт и интересы учащихся;
— акцентирование внимания на наблюдениях и экспериментах;
— активное участие каждого ребенка в планировании своей работы;
— чередование индивидуальной и коллективной работы.

На основе этих принципов были созданы 5 лабораторий: экологическая, математическая, литературная, музыкальная и театральная.

На первом этапе работы стояла задача заинтересовать детей новыми видами деятельности. Так, участники экологической лаборатории проращивали бобовые культуры в зимний период, в музыкальной лаборатории сочиняли собственные произведения, математическая — составление олимпиадных заданий, литературная — издание альбома собственных сочинений, театральная — знакомилась с основами актерского мастерства.
Лаборатории не изолировались друг от друга, а сотрудничали между собой. В работе лабораторий также участвовали родители.

На втором этапе работы в 3-м классе стояла задача организации поисковой деятельности. Формирование причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий, поэтому необходимо уделить особое внимание развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнения).
Лаборатория как эффективная форма творческой деятельности учащихся является ступенькой к формированию исследовательской деятельности младших школьников.

4-е классы. Следующая форма — конференция «Открой себя всем». Идея Н.Б. Шумаковой модернизирована и апробирована в 4-х классах лицея. Цель конференции: создать возможность проявить свой творческий потенциал. Конференция проводится один раз в год, в апреле. В марте вниманию обучающихся представлены объявление о конференции, номинации, памятка участника и рекомендации для родителей «Как помочь своему ребенку выступить на конференции».

Конференция в начальной школе лицея проводится уже три года: 1 год (2004 г.) — 2-4-е классы — 157 участников и 59 лауреатов, среди четвертых — 8 участников и 4 победителя; в 2005 г. — 4-е классы — 56 участников и 31 лауреат; в 2006 г. — 65 участников и 30 лауреатов . Всего за три года выступило из 4-х классов 129 детей, 65 из них стали лауреатами в разных номинациях.
Данная форма помогает выявить одаренных детей, раскрыть их многогранность, создает уверенность в себе и желание выступать в будущем.
Автор разработала также новую форму олимпийской игры «Познай себя». Цель игры: обеспечить условия для проявления каждого учащегося в какой-либо деятельности. Срок проведения — пять учебных недель (внеурочное время). Условно класс делится на две команды.

Первая неделя — интеллектуальная. Вторая неделя — трудовая. Третья неделя — творческая. Четвертая неделя — спортивная. Пятая неделя — экологическая.
Олимпиада позволила раскрыть индивидуальность каждого, осознать свои удачи и неудачи, проявить волю к победе и формировать «дух коллективной работы».
Интеллектуальный марафон «Я — ученый, я — творец». Цель: развивать у обучающихся познавательный интерес, желание творческой деятельности, воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои действия.

Каждый день участник отвечал по одному учебному предмету в день, стараясь набрать максимально 25 баллов за 5 дней, в шестой день (субботу) он представлял свою выставку творческих работ от 3-5. Учитель предлагал оценить выставку по двум критериям: оригинальность, аккуратность выполнения работы по 10-балльной системе. Затем баллы учебной и творческой части суммировались. В конце марафона подводились общие итоги, каждый участник получал грамоту с количеством баллов и общим местом в классе. Данная форма очень понравилась детям своей простотой и стимулировала подъем учебной мотивации в III—IV четверти, им было сложно оценивать объективно творческую часть, потому что работы были выполнены в разных стилях, многие из детей себя раскрыли по-новому, поменялись интересы и укреплялись межличностные отношения.

Из заочной формы марафона появился второй вариант. Проводить в начале IV четверти интеллектуальный марафон на параллели 4-х классов по предметам: русский язык, математика, естествознание, литература. На основе этих результатов была сформирована команда 4 классов для участия в районной олимпиаде по предметам.
Математические игры «Математический  бой».
 
Цель:  совершенствовать умение
анализировать и решать задачи. Класс условно делился на две команды: теоретики и практики. Практики — два ученика — у доски решают каждый свою задачу, а класс (теоретики) решает тоже две задачи. Первые, правильно решившие задачи, приносят балл своей команде.

«Бермудский треугольник». Цель — создать условия для развития математических способностей, умения рассуждать и анализировать задание в группе; развивать взаимопонимание.
Студия первого гостя. Цель проекта: создать условия для гармонизации отношений между взрослыми и детьми. Каждый приглашенный гость отвечал на 10 вопросов и проводил мастер-класс.
Применяемые формы доказали свою эффективность и способствовали развитию креативного мышления у обучающихся в учебной и внеклассной деятельности. Дети научились ставить цели, планировать работу, адекватно оценивать себя и других, работать коллективно и индивидуально.
В перспективе будет разработана четырехлетняя программа работы с одаренными обучающимися, направленная на формирование творческого мышления у младших школьников. Основу этой программы составят апробированные формы работы, а также инновационные технологии в педагогике.
Реализация программы «Одаренные дети» на ступени основного и среднего общего образования
 
Реализация программы должна быть поэтапной:
1-й этап — 2012 г. — проектировочный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в лицее.
Задачи:
1) создание нормативно-правовой базы;
2) разработка программы с одаренными детьми;
3) разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;
4) анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2-й этап — 2013 г. — экспериментальный.
Цель: апробация системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Задачи:
1) психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
2) разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования;
3) накопление муниципального библиотечного фонда по данному вопросу;
4) адаптация учебных программ факультативов и элективных курсов;
5) повышение квалификации педагогов посредством совещаний, семинаров, научно-практических конференций, фестивалей педагогических идей и др.
3-й этап — 2014 г. — переход в режим функционирования.
Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
1) переход к системе профильного обучения;
2) анализ итогов реализации программы;
3) достижение преемственности в воспитании и обучении на всех этапах обучения;
4) коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
5) обобщение результатов работы лицея.

Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы.
Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципальных общеобразовательных учреждений, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которые включают в себя повышение квалификации, работу с одаренными детьми.

Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
• овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологиями и методикой научного поиска;
• психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;
• зрелость педагогического самосознания: позитивное «Я-концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательных учреждений, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:
• учет возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;
• изменение массовых способов учебной работы в пользу эффективной реализации федеральной государственной образовательной системы.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей.
Механизм реализации программы
1. Создание проектов для реализации комплексной программы «Одаренные дети» с учетом основных задач программы, включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.
2. Включение всех участников образовательного процесса лицея в реализацию комплексной программы «Одаренные дети». Выявление и анализ приоритетных направлений программы, промежуточных результатов ее выполнения на научно-практических конференциях, заседаниях научно-методического совета и предметных кафедр (методических объединений), управляющего совета, попечительского совета, школьного родительского комитета и классных родительских собраний (родители); собраниях Совета обучающихся и классных коллективов, в средствах школьной информации (учащиеся).
3. Создание системы диагностики и контроля реализации комплексной программы «Одаренные дети» развития по схеме: предметные кафедры (методических объединений) — научно-методический совет — педагогический совет — попечительский совет — управляющий совет.
Реализация программы проходит на базе постоянного совершенствования ее концептуальной и методологической основы. Реализация программы — это динамический процесс рождения новых идей и практических дел, результат взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса образования в школе в соответствии с тенденциями развития образования в России и мире.
4. Процесс управления реализацией программы развития включает этапы: обеспечение сотрудничества; кадровая политика; обучение персонала; информирование; стимулирование.
Результатом управления должно стать развитие коллектива в целом и каждого человека в отдельности.
Функции управления людьми реализуются через коллективные, групповые, индивидуальные формы, т.е. формы могут быть разные, но задача одна — оказать влияние на поведение, действия людей, направляя и мотивируя их на достижение общей цели.
 
Формы управления для достижения реализации комплексной программы «Одаренные дети»

Коллективные формы:
1. Педагогические советы.
2. Административные совещания.
3. Планерные совещания.
4. Заседания научно-методического совета.
5. Заседания предметных кафедр.
6. « Школ а передового опыта ».
7. «Школа молодого учителя».
8. Семинары, научно-практические конференции.
9. Работа творческой группы учителей.
 
Индивидуальные формы:
1. Планируются и проводятся индивидуальные встречи, беседы с учителями, обучающимися, родителями с разными целевыми установками, исходя из конкретной ситуации.
2. Управление людьми предполагает и управление собой, т.е. самоуправление (самообразование) на основе самоанализа.
3. Каждый обучающийся составляет портфолио учебных и внеучебных достижений.
4. Педагоги имеют личные творческие планы самообразования, разрабатываемые исключительно добровольно и принципиально отличающиеся от прежних. В их основе лежит рефлексия собственной деятельности и потребности самосовершенствоваться в избранной теме методической работы.
5. Учителя составляют портфолио своей педагогической деятельности.
Управление деятельностью включает функции: анализа; планирования (определение целей и задач, прогнозирования, программирования); создание системы измерения работы; контроля.
 
 
Прогнозируемые результаты
1. Расширение диапазона мероприятий  (олимпиады,  выставят, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей школьников.
2. Укрепление методической базы учреждений образования, работающих с одаренными детьми.
3. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».
4. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
5. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
6. Нормативное и методическое обеспечение деятельности учреждений образования, работающих с одаренными детьми.
7. Создание  муниципального банка исследовательских работ.
 
"Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 2 . - С.66-77.