Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Е.А. Румбешта,
    доктор педагогических наук, профессор Томский ГПУ
     
    А.С. Бычкова
    преподаватель ТГПУ
     
     
    КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ  УЧАЩИХСЯ
     
     
    Современное общество интенсивно изменяется, поэтому требует от человека способности быстро адаптироваться в различных сферах, быть компетентным в своей деятельности, развивать и использовать творческий потенциал. Такое развитие личности должно происходить непрерывно и начинаться в школе. Для хорошего старта ученику необходимо качественное школьное образование, закладывающее основы деятельности, поведения, мышления и способствующее развитию способностей человека, его успешной профессиональной подготовке.

    Все, что касается определения и структуры понятия «качественное образование», не имеет четко ограниченных рамок. Это связано с тем, что в динамично развивающейся общественной среде постоянно происходит смена приоритетов, появляются новые сферы деятельности.

    Существует довольно много определений, раскрывающих смысл и суть качественного образования. Определение, даваемое на сайте «Федеральный государственный образовательный стандарт» [1]: «качество образования — это комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства». Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.

    А. И. Адамский дает следующее определение: качество образования — это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения). А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества, — это академические знания, социальные компетентности и социальный опыт, приобретенный учащимся в ходе освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения) [2].

    Качество образования — это соответствие получаемого обучающимся образования определенному стандарту, установленному государством (Федеральному государственному образовательному стандарту, федеральным государственным требованиям). Качество образования составляют: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса и качество конечных результатов.

    В.А. Болотов понимает качество образования как интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [3].

    И.А. Вальдман [4] в работе «Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта» отмечает, что качество образования разными общественными группами расценивается и определяется по-разному:
    • для учащихся качество может быть определено в терминах оценок, привлекательности содержания учебных предметов и обучения или полезности школьного образования для получения работы;
    • для родителей качество может быть определено в терминах сохранения определенных ценностей, вклада в семейные традиции, гарантий трудовой занятости;
    • для школы качество связано с успехом ее выпускников, с тем, может ли учащийся перейти на следующую ступень обучения, или с результатами, показанными учениками при проведении национальных экзаменов и тестов;
    • для местного сообщества качество может быть определено в терминах поддержки ценностей местной общины, рейтинга школы в национальных экзаменах или числа выпускников, хорошо образованных и подготовленных;
    • для страны качество, как правило, связано с формированием национального согласия вокруг некоторой политической философии или религии, сохранением или переосмыслением национальной истории, достижением конкурентоспособности в глобальной экономике;
    • на международном уровне качество рассматривается как возможность обеспечения мирного сосуществования и формирования сопричастности к мировому сообществу.

    Этот же автор, отмечая многообразие факторов, влияющих на качество образования, группирует их по трем областям: образовательные результаты, организация образовательного процесса и система оценки качества образования.

    Образовательные результаты включают в себя:
    1. Знания — основные когнитивные результаты, которые должны достигаться всеми учащимися (включая грамотность чтения, письма, счета и знания основ учебных предметов).
    2. Ценности — солидарность, тендерное равенство, толерантность, взаимопонимание, уважение к правам человека, неприятие насилия, ценность человеческой жизни, чувство собственного достоинства.
    3. Навыки и компетентности — владение навыками решать проблемы, организовывать эксперимент, работать в команде, жить и взаимодействовать с другими, умение учиться.
    4. Поведение — готовность применять на практике то, что было изучено.

    В организации образовательного процесса автор отмечает необходимость формирования системы обучения, которая предполагает использование «рамочных стандартов». Эти стандарты дают свободу школе в формулировании образовательных результатов с учетом возможностей учащихся, местной специфики и потребностей. При этом И.А. Вальдман отмечает, что содержание образования в соответствии с новыми стандартами ориентировано на самостоятельное изучение окружающей действительности и использование в этом плане исследовательского подхода [4].

    Получение качественного образования возможно при условии, что деятельность педагога и учащегося происходит согласованно, с учетом требования к результатам образования (метапредметным, предметным, личностным).

    На качественное образование школьников рассчитан современный образовательный стандарт.
    Наиболее востребованными метапредметными результатами профильной школы из предъявленных в новом стандарте для развития разного рода способностей учащихся являются:
    — умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
    — умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по СД, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода результатов СД), эффективно разрешать конфликты;
    — владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки: осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчета и презентации с использованием информационных и коммуникативных технологий);
    — готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценивать и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную, знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования).

    Таким образом, изменения, происходящие в современной российской школе, направлены на оказание поддержки в развитии учащихся, достижение результатов, востребованных как личностью, так и обществом в целом.
    Формирование творческих способностей и инициативности в личностном плане еще в большей степени является приоритетным зарубежном образовании и оказывает влияние на определение результативности образования.

    В Великобритании, стране с достаточно высоким уровнем образования, в настоящее время основными результатам образования являются следующие качества и умения школьников: креативность, использование ИКТ, моральное, духовное и культурное развитие, финансовые и предпринимательские сведения и способности, экологическое развитие.

    Для старшей ступени общего образования там четко формулируются надпредметные результаты. Это:
    1) функциональные умения: готовность применять знания по математике, языку и информационным компьютерным технологиям для решения реальных жизненных ситуаций, действуя самостоятельно и организованно;
    2) личностные характеристики и учебные умения: планировать и проводить самостоятельное исследование, проявлять креативность в решении проблем и рефлексивность в обучении, работать в команде, организовывать свою деятельность в целом.

    Общими для стран Европы показателями качественного образования учащихся являются:

    1. Уровень сформированности учебных умений и навыков:
    • знание и понимание предмета;
    • умение решать задачи;
    • использование знаний и умений по предмету в коммуникации, при передаче информации;
    • применение знаний в более широком контексте (при решении принципиально новых, в том числе межпредметных задач);
    • владение исследовательскими умениями и навыками;
    • владение экспериментальными умениями и навыками.
    2. Динамика личностных достижений:
    • умение работать самостоятельно;
    • умение работать в команде;
    • умение организовывать свою деятельность;
    • степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе);
    • инициативность;
    • умение решать проблемы;
    • креативность;
    • умение рефлексировать;
    • коммуникативные качества.
    3. Ключевые (внепредметные) компетенции:
    • познавательные;
    • социальные;
    • исследовательские;
    • информационные.
    4. Уровень воспитанности.
    5. Уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах.
    6. Удовлетворенность образованием.

    Таким образом, качественная образовательная подготовка учащихся является в настоящее время достаточно востребованной как в российской, так и в зарубежной школе и становится основой развития тех способностей, которые, несомненно, заложены в каждом ребенке.
     
     
    Список литературы

    1. ФГОС. Среднее (полное) общее образование / Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». [Электронный ресурс].
    2. Что такое качество образования? / Под ред. А.И. Адамского. М.: Эврика, 2009. 272 с.
    3. Болотов В А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 27-36.
    4. Вальдман И А. Ключевые аспекты качественного образования: уроки международного анализа / Сайт Института управления образованием РАО. [Электронный ресурс].


    «Одаренный ребенок» . – 2014 . - № 6 . – С. 6-10.

     

     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование