Топчилова Наталья. Правовой статус президента по конституциям Европейских государств и США

Научный руководитель:
Долженков Роман Валерьевич
ИКСО НГПУ


Введение

Целью нашей работы является выявление сходств и различий  в конституциях крупнейших мировых держав: Россия, США. Германия и Франция – в области сферы президентского правления.
В данной работе будут сравнены права и обязанности президентов в различных странах на предмет выявления различий правоспособности и обязанностей. Рассмотрены Выборы и критерии выдвижения на должность президента. Присяга и ее значение. А также, возможные варианты отстранения президента от должности в разных странах.

Эта тема наиболее актуальна в наши дни, когда  в мире  наблюдаются особые тенденции к персонификации государственной  власти в стране. В широких кругах общественности обсуждается возможный  круг прав и обязанностей президента государства. В связи с тем, что в последнее время увеличилось количество акций протеста граждан различных государств в знак несогласия с политикой, проводимой президентами государств. В связи с этим необходимо уделить особое внимание вопросу взаимодействия власти и общества.  В своей работе мы попытались на примере конституций ведущих мировых держав выявить сходства и различия прав и обязанностей, а также функций президентского правления.

Глава 1.

В данной работе мы проанализировали: сроки правления, на которые избираются президенты в рассматриваемых нами странах, критерии избрания президентов в Соединенных Штатах Америки, Федеративной Республике Германии, Российской Федерации и Французской Республике, а также присяги, которые приносят президенты при вступлении на должность.
В рассматриваемых нами странах: Федеративной Республики Германии, Соединенных Штатах Америки, Французской Республики и Российской Федерации – сроки действия полномочий президента различны.
Так во Франции президент избирается на семь лет. В Германии - на пять, В России и США президент выбирается на срок правления четыре года, возможность второго срока допускается только единожды во всех четырех странах.

Трудно сказать о том, какой срок лучше: 4, 5 или 7 лет. С одной стороны, более короткий срок дает возможность государству развиваться в различных направлениях, так как новый президент всегда несет с собой новую стратегию развития государства.  Такие страны, как правило, достаточно интенсивно развиваются, но их развитие циклично, в зависимости от выбранного президента.

Но с другой стороны, семилетний срок (а если президента избирают на второй срок, то и четырнадцатилетний) позволяет президенту полностью реализовать свою программу: так как большинство планируемых программ рассчитано на сроки: 10-15 лет.  Страны с такими сроками имеют плавное развитие, зато оно и более устойчиво.
Но во всех четырех конституциях мы видим, что во всех странах введены ограничения по возможности правления более двух сроков. Это препятствует возможности возникновения диктатуры или тоталитаризма и  способствует развитию демократии. 

В конституциях также прописаны и  критерии, требуемые от человека, желающего стать президентом.
В Америке «не может быть избран на должность Президента тот, кто не является гражданином Соединенных Штатов по рождению или не был гражданином Соединенных Штатов во время утверждения настоящей Конституции; равным образом не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах».
«Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».
«Каждый немец, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший возраста сорока лет, может быть избран Президентом».
В конституции Франции подобные требования не прописаны.

Как мы видим, для того, чтобы стать президентом, мало быть просто гражданином этой страны, необходимо также жить на ее территории в течение долгого времени. Это связано с тем, что ни один человек не может знать проблемы страны, не проживая не ее территории постоянно. Ведь с течением времени меняются и ситуации, в которых находится государство.

Отдельным пунктом в трех конституциях ( кроме Французской) прописывается присяга. Она характеризует значение президента в данной стране, его права и обязанности. Так, например, в США перед вступлением в должность Президент приносит следующую присягу или дает торжественное обещание: "Я торжественно клянусь (или обещаю), что буду честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и по мере своих сил охранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов". по этой присяге можно сказать, что главной обязанностью президента Америки является сохранение и поддержка демократического строя. Так как демократия является одной из главнейших черт, характеризующих США.

В Германии Федеральный президент при своем вступлении в должность приносит перед собравшимися членами Бундестага и Бундесрата нижеследующую присягу : "Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножать его достояние, оберегать от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению ко всем. Да поможет мне в этом Бог". (Присяга может быть принесена без религиозного обращения)». По данной присяге видно, что основополагающим для немецкого президента должно быть «благо народа» в независимости от строя и каких-либо других факторов.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
Присяга российского президента показывает, что  для нашей страны самым главным является защита естественных прав и обязанностей человека и гражданина. Главным для российского президента должны быть «права и свободы человека». Но в Российской конституции также прописаны обязанности президента как представителя исполнительной власти и как человека, являющегося «официальным лицом» Российской Федерации на международной арене. 

Глава 2.

Еще одной целью моей работы было сравнение и анализ прав и обязанностей президентов в государствах: США, РФ, ФРГ, Французская Республика.
В США: «Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов и народного ополчения отдельных штатов, когда оно призывается на действительную службу Соединенных Штатов; Президент периодически представляет Конгрессу отчет о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными; в экстренных случаях он созывает обе Палаты или одну из них, а в случае разногласий между Палатами по поводу времени отсрочки сессий сам переносит их на такое время, какое сочтет необходимым; он принимает послов и других полномочных представителей, обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия должностных лиц Соединенных Штатов».

Также президент США имеет права: «… с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих Сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а также всех других должностных лиц Соединенных Штатов, о назначении которых в настоящей Конституции нет иных постановлений и должности которых установлены законом; однако Конгресс может законом предоставить право назначения низших должностных лиц, каких найдет нужным, единолично Президенту, судам или главам департаментов. Президент имеет право замещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями Сената, предоставляя должностные полномочия на срок до окончания ближайшей сессии Сената. Он может требовать от руководителя каждого исполнительного департамента письменного мнения по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; он имеет право отсрочки исполнения приговоров, а также помилования за преступления, совершенные против Соединенных Штатов, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента».

По данным конституции США видно, что  главная обязанность президента Америки – это быть главнокомандующим и  защищать свою страну во время угрозы, во всем же остальных решениях президент США зависит от законодательной власти, представляемой в данной стране конгрессом.
В свете же последних событий это стало особенно заметно. Так как президент США может не только защищать свою страну от внешней угрозы, но и просто управлять своей армией и направлять ее куда-либо. (Например,  в Ирак).

В Германии президент  «Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых сношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитирует и принимает послов». Кроме того, у президента ФРГ имеются права:
«1. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, поскольку законом не установлено иное.                                                                 .
2. В конкретных случаях он осуществляет от имени Федерации право помилования.
3. Он может передавать эти полномочия другим ведомствам.
4. Положения абзацев 2-4 статьи 46 соответственно применяются к Федеральному президенту».

Как можно видеть по этим статьям: президент ФРГ является скорее символичной должностью, чем действительным полноправным представителем исполнительной власти. А в действительности представителем исполнительной власти в Германии является канцлер, который и правит страной.
По конституции Франции ее президент обязан: «Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем. Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Президент Республики осуществляет право помилования».

Также президент Франции имеет право: «Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Президент Республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Президент Республики назначает Премьер-министра Он прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке Правительства».

По данным статьям видно, что у президента Франции обязанности схожие с американским президентом, то есть он является главнокомандующим и обязан защищать свою страну. Также президент Франции официально представляет свою страну на международной арене. Но в отличие от немецкого и американского президентов у французского намного больше прав. Так, например, он сам может назначать премьер-министра или имеет право даже распустить Национальное собрание.

В России президент:
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом; подписывает и обнародует федеральные законы. обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства,
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей»,
«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.    
2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом», «президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помиловании».

Кроме того, президент России имеет право: «имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя правительства Российской Федерации, федеральных министров; формирует администрацию Президента Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; вносит законопроекты в Государственную Думу. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и государственной Думе».

Как мы видим, президент Российской Федерации наделен самым большим количеством прав и обязанностей из рассматриваемых нами стран. Президент России обладает всеми правами и обязанностями, которыми обладают представители других стран, но  кроме них он еще имеет, например,  право «председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации» или «решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища». Поэтому, говоря о президенте как об официальном представителе исполнительной власти, можно сказать, что он действительно таковым является. И его статус в нашей стране является не просто символичным.
Глава 3.
В последней части своей работы я рассмотрела возможности отстранения президентов различных стран от должности.
В Америке  «Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве и других тяжких преступлениях и проступках».

В ФРГ «Бундестаг или Бундесрат может возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение против Федерального президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено не менее чем четвертью голосов членов Бундестага или четвертью голосов членов Бундесрата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов членов Бундестага или в две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа.
Если Федеральный конституционный суд установит, что Федеральный президент виновен в умышленном нарушении Основного или иного федерального закона, он может объявить о лишении его должности. После возбуждения обвинения он вправе временным распоряжением постановить, что Федеральный президент не может выполнять свои должностные функции».

Во Французской конституции не прописаны возможности отстранении президента республики от власти.
В России «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента  Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети  депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой».

Как мы видим из выдержек данных конституций, ситуации, при которых президент может быть отстранен от исполнения своих обязанностей, примерно, похожи.
То есть, президент ни одной страны не имеет право совершать какие-либо тяжкие преступления. Хотя удивляет другое: а можно ли президентам совершать преступления малой степени тяжести?

Заключение.
В данной работе я рассмотрела сходств и различий  в конституциях крупнейших мировых держав: Россия, США. Германия и Франция – в области сферы президентского правления. А точнее, сравнила права и обязанности президентов в различных странах на предмет выявления различий правоспособности и обязанностей. Рассмотрела Выборы и критерии выдвижения на должность президента. Присяга и ее значение. А также, возможные варианты отстранения президента от должности в разных странах.
В заключении можно сказать, что статьи Российской конституции, посвященные президентскому правлению прописаны более обширно, нежели в других странах. Это связано, скорее всего, с тем, что конституция России была написана позднее, чем другие конституции, рассматриваемых мною стран. Поэтому российская конституция имела под собой хорошую основу в виде конституций других государств.

1. www. Samaraurist.ru Конституция Франции (Французской Республики)_ Конституционное право зарубежных стран_ Юриспруденция-2001, Самарский университет.htm
2. Конституция Российской Федерации. -  М: «Просвещение», 2005. – 23стр.
3. 
www.constitutionworld.ru18_07_HTM.htm Конституция США
4. 
www.gosuprava.narod.ru217-4. Конституция ФРГ