Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


      

    И.Р. ПРИММ
    кандидат педагогических наук, зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы
    Гимназия № 17, Новокузнецк
     
     
    РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА)
     
     
    Детская одаренность уже долгие годы рассматривается учеными как важнейшая психолого-педагогическая и социально-общественная проблема. Именно поэтому организация работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений развития современного образования в рамках НОИ «Наша новая школа». В своем послании Д.А. Медведев справедливо отмечает, что важнейшими качествами личности в современном обществе должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Таким образом, главными задачами школьного образования становятся раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в современном мире. Большую роль в этом смысле играет научно-исследовательская деятельность, организуемая в образовательном учреждении. Ученик, прошедший путь учебно-научного исследования в школе, готов к получению образования в высшем учебном заведении, где данный вид деятельности является приоритетным. Тем более что потребность в исследовательской работе и способность к ней рассматриваются большинством исследователей как один из ведущих признаков одаренности.

    К сожалению, как показывает специально организованный нами констатирующий эксперимент (анкетирование и беседы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса), у одаренных обучающихся зачастую отсутствует интерес к научно-исследовательской деятельности по русскому языку и культуре речи. Чем же объясняется столь печальная ситуация? Прежде всего неумением педагога-словесника организовать исследование, включить в него элементы эксперимента и «учебного открытия»! Работа школьника нередко сводится к простому конспектированию источников по теме и их обобщению, т.е. констатации ранее известных фактов. Дети и их научные руководители нередко сталкиваются с рядом типичных и широко распространенных в современной школе проблем, среди которых:

    • выбор актуальной и значимой для современного социума темы;
    • соблюдение основных этапов научного исследования;
    • создание личностно и общественно значимых продуктов исследования.

    Как же сделать так, чтобы интерес одаренного ребенка к исследовательской деятельности гуманитарного направления был устойчивым и не ослабевал, чтобы школьник ощущал нужность и важность своей работы? Для этого мы предлагаем педагогам-словесникам ряд рекомендаций из собственного опыта работы, которые позволят осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью одаренных школьников на высоком уровне.

    Начнем с выбора темы. Напомним, что она должна быть достаточно актуальной и востребованной современными школьниками. Может быть, именно поэтому большинство педагогов сосредоточивают свое внимание на негативных явлениях современной коммуникативной культуры (сленг, «язык подонков» в Интернете, молодежный жаргон и т.д.). Из-за этого большинство работ получаются однотипными и неинтересными. Наш опыт показывает, что более увлекательными и востребованными являются школьные исследования по вопросам функционирования жанров учебно-научной коммуникации: реферативного сообщения, доклада и ответа поликодового характера. Выбор данной тематики объясняется тем, что педагоги и обучающиеся нуждаются в большом количестве жанровых моделей, которые позволяют продемонстрировать полученные знания и осуществлять контроль за их усвоением [1, 2].

    Владение жанрами научно-учебной речи рассматривается нами как важнейшее условие успешности ученика в учебной и научно-исследовательской деятельности не только в школе, но и в учреждении высшего профессионального образования. Поскольку данные жанры носят публичный характер, говорящий должен адресовать свою речь широкой аудитории, пробуждать других учеников к активной мыслительной деятельности, пытаться преодолеть пассивность восприятия слушателя при помощи риторических вопросов, наглядности и других средств установления контакта и поддержания интереса к предмету речи. Таким образом, в современной коммуникации наиболее востребованы поликодовые учебные высказывания, которые воспринимаются не только на слух, но и зрительно. Наглядность в них может носить абстрактно-графический (схемы, таблицы) или иконический (изображение, слайд) характер. Она позволяет привлечь внимание слушателя, оптимизирует восприятие сложной учебной информации.

    Связность вербального компонента с наглядным прослеживается в поликодовом ответе, докладе, сообщении не только на смысловом уровне, но и на уровне формальной (структурно-композиционной и языковой) организации. При этом в качестве средств связи могут выступать:

    • языковые средства: фразы-скрепы (обратите внимание..., рассмотрите..., вглядитесь...) и комментирующие высказывания;
    • пантомимические средства: указательные и изобразительные жесты, взгляд.

    Итак, исследуя жанры учебно-научной речи, мои ученики выполняют полезное не только для себя, но и для своих сверстников дело.

    Подтвердить актуальность и востребованность выбранной темы поможет констатирующий эксперимент, который предполагает анкетирование, наблюдение, беседы, опросы и т.д. При этом следует учитывать, что данный метод работы должен охватывать максимально большее количество респондентов, только в этом случае можно судить об объективности проведенной работы. В нашем случае констатирующий эксперимент лишний раз продемонстрировал, что ученики и педагоги в большинстве случаев (73 %) незнакомы с требованиями к структуре и публичной реализации поликодовых учебно-научных жанров. На уроках практически не уделяется внимания обучению данным жанрам. Отсюда и «лакуны» в знаниях наших воспитанников, а ведь от того, насколько развита учебно-научная коммуникативная культура школьника, во многом зависит учебно-научная коммуникативная культура студента.

    Далее работу над научной проблемой целесообразно осуществлять в два этапа. На первом, теоретическом, этапе необходимо сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. Так, в качестве планируемого результата мы выдвинули создание личностно и общественно значимого образовательного продукта: памяток, рекомендаций и электронных пособий, посвященных поликодовым сообщениям, докладам, ответам. Данные материалы должны были способствовать совершенствованию учебно-научной речи обучающихся.
    Основными методами исследования на первом этапе могут стать изучение и обобщение научной литературы, конспектирование и анализ первоисточников, подбор образцов поликодовых учебных высказываний из реальной коммуникативной практики.

    На втором, практическом этапе исследования происходит разработка памяток, рекомендаций и электронных пособий, обучаюшиеся и педагоги знакомятся с данными информационными продуктами и выносят суждения об их качестве и практической значимости.

    Нами, в частности, были разработаны такие полезные учебные материалы, как памятка «Создаем поликодовый ответ», peкомендации «Требования к учебному сообщению на основе слайд-презентации», электронное пособие «Я -докладчик!».

    Как уже было указано ранее, с  полученными в ходе исследования продуктами необходимо познакомить широкую общественность, например, одноклассников   юных «ученых», их учителей и обучающихся школ города и обязательно получить отзывы. Распространение данных материалов можно осуществлять через школьный сайт, размещение в учебных кабинетах и библиотеке.

    Подвести итоги проделанной работы помогут заключительное анкетирование, беседы с педагогами и школьниками, иными словами, отсроченный эксперимент. Следует отметить, что 100 % респондентов подтвердили, что созданные нами информационные материалы востребованы, они во многом способствуют совершенствованию учебно-научной коммуникативной культуры школьников.
     
    Как создать поликодовый ответ по предмету?

    На этапе подготовки
    1. Внимательно изучи учебный материал.
    2. Подбери или создай сам уместное наглядное средство (схему, таблицу, график, рисунок и
    т. д.) в соответствии с таблицей (см. табл.).
    3. Продумай   средства   связи звучащей части ответа с наглядностью:
    A. НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ (ЕДИНАЯ ТЕМА).
    Б. НА УРОВНЕ ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ:
    • ФРАЗ-СВЯЗОК, КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ К НАГЛЯДНОСТИ (например: обратите внимание на схему; посмотрите на таблицу, давайте рассмотрим рисунок и т.д.);
    • КОММЕНТИРУЮЩИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, КОТОРЫЕ РАЗЪЯСНЯЮТ СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ (например: в правом столбце таблицы расположены...; второй элемент схемы выделен красным цветом, потому что...).
    B. НА УРОВНЕ ПАНТОМИМИКИ ПРИ ПОМОЩИ:
    • УКАЗАТЕЛЬНЫХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЖЕСТОВ;
    • ВЗГЛЯДА.
    4. Если это возможно, произнеси текст ответа вслух.
    5. Во время публичного выступления используй языковые, пантомимические и ритмико-интонационные средства, которые помогут привлечь внимание слушателей.
     
    На этапе произнесения
    1. Используй возможности пантомимики:
    • смотри на слушателей;
    • умеренно используй жесты;
    • следи за мимикой (она должна быть серьезной, спокойной и доброжелательной).
    2. Применяй разнообразные языковые средства:
    • риторические вопросы (например: «В чем суть этого явления?»; «Какую роль играют эпитеты в поэтическом тексте?»);
    • обращения (например: уважаемые слушатели);
    • глаголы повелительного наклонения, в том числе глаголы 1-го лица мн. ч. со значением совместного (например: рассмотрим, обратите внимание).
    3. Следи за звучанием своего голоса, помни, что:
    • темп должен быть умеренным;
    • интонация должна быть разнообразной и уместной (вопросительной, восклицательной, повествовательной);
    • используй логическое ударение;
    • не забывай о паузах.
     
    Таким образом, организованное вами научное исследование должно пройти все необходимые этапы:
    а) обоснование актуальности выбранной темы;
    б) формулирование цели, задач и гипотезы исследования;
    в) констатирующий эксперимент;
    г) знакомство с научной литературой и ее анализ;
    д) разработка конкретного информационного продукта;
    е) подведение итогов и выявление дальнейших перспектив работы.

    Для получения достоверных результатов необходимо применять разнообразные методы работы: анкетирование, беседу, конспектирование, опрос, анализ образцов учебных высказываний и т.д.
    Ежегодно мои ученики, научно-исследовательская деятельность которых организована в соответствии с описанной моделью, добиваются высоких результатов на конференциях различного уровня: от муниципального до международного. Число воспитанников-победителей различных научных форумов неуклонно растет. Одна из моих учениц в 2011 г. была удостоена премии Президента РФ за особые успехи в области научно-исследовательской деятельности.

    Итак, организация исследовательской деятельности школьников в гуманитарном направлении может и должна быть эффективной. Это возможно при соблюдении всех необходимых этапов и методов работы и создании таких информационных продуктов, которые имеют как личностную, так и социальную значимость. При этом решаются сразу две задачи, направленные на подготовку одаренного ребенка к обучению в учреждении высшего профессионального образования:
    1) совершенствование учебно-научной коммуникативной культуры;
    2) формирование способности к организации и проведению научного исследования.
     

    Список литературы

    Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пос. для студентов факультетов иностранных языков вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2003.128 с.
    Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов на/Д: Феникс, 2005. 256 с.
    Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пос. по спецкурсу для студентов пед. институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1986. 127 с.
     

    «Одаренный ребенок» . – 2015 . - № 1 . – С. 50-56.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование