Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


      

    И.Р. ПРИММ
    кандидат педагогических наук, зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы
    Гимназия № 17, Новокузнецк
     
     
    РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА)
     
     
    Детская одаренность уже долгие годы рассматривается учеными как важнейшая психолого-педагогическая и социально-общественная проблема. Именно поэтому организация работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений развития современного образования в рамках НОИ «Наша новая школа». В своем послании Д.А. Медведев справедливо отмечает, что важнейшими качествами личности в современном обществе должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Таким образом, главными задачами школьного образования становятся раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в современном мире. Большую роль в этом смысле играет научно-исследовательская деятельность, организуемая в образовательном учреждении. Ученик, прошедший путь учебно-научного исследования в школе, готов к получению образования в высшем учебном заведении, где данный вид деятельности является приоритетным. Тем более что потребность в исследовательской работе и способность к ней рассматриваются большинством исследователей как один из ведущих признаков одаренности.

    К сожалению, как показывает специально организованный нами констатирующий эксперимент (анкетирование и беседы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса), у одаренных обучающихся зачастую отсутствует интерес к научно-исследовательской деятельности по русскому языку и культуре речи. Чем же объясняется столь печальная ситуация? Прежде всего неумением педагога-словесника организовать исследование, включить в него элементы эксперимента и «учебного открытия»! Работа школьника нередко сводится к простому конспектированию источников по теме и их обобщению, т.е. констатации ранее известных фактов. Дети и их научные руководители нередко сталкиваются с рядом типичных и широко распространенных в современной школе проблем, среди которых:

    • выбор актуальной и значимой для современного социума темы;
    • соблюдение основных этапов научного исследования;
    • создание личностно и общественно значимых продуктов исследования.

    Как же сделать так, чтобы интерес одаренного ребенка к исследовательской деятельности гуманитарного направления был устойчивым и не ослабевал, чтобы школьник ощущал нужность и важность своей работы? Для этого мы предлагаем педагогам-словесникам ряд рекомендаций из собственного опыта работы, которые позволят осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью одаренных школьников на высоком уровне.

    Начнем с выбора темы. Напомним, что она должна быть достаточно актуальной и востребованной современными школьниками. Может быть, именно поэтому большинство педагогов сосредоточивают свое внимание на негативных явлениях современной коммуникативной культуры (сленг, «язык подонков» в Интернете, молодежный жаргон и т.д.). Из-за этого большинство работ получаются однотипными и неинтересными. Наш опыт показывает, что более увлекательными и востребованными являются школьные исследования по вопросам функционирования жанров учебно-научной коммуникации: реферативного сообщения, доклада и ответа поликодового характера. Выбор данной тематики объясняется тем, что педагоги и обучающиеся нуждаются в большом количестве жанровых моделей, которые позволяют продемонстрировать полученные знания и осуществлять контроль за их усвоением [1, 2].

    Владение жанрами научно-учебной речи рассматривается нами как важнейшее условие успешности ученика в учебной и научно-исследовательской деятельности не только в школе, но и в учреждении высшего профессионального образования. Поскольку данные жанры носят публичный характер, говорящий должен адресовать свою речь широкой аудитории, пробуждать других учеников к активной мыслительной деятельности, пытаться преодолеть пассивность восприятия слушателя при помощи риторических вопросов, наглядности и других средств установления контакта и поддержания интереса к предмету речи. Таким образом, в современной коммуникации наиболее востребованы поликодовые учебные высказывания, которые воспринимаются не только на слух, но и зрительно. Наглядность в них может носить абстрактно-графический (схемы, таблицы) или иконический (изображение, слайд) характер. Она позволяет привлечь внимание слушателя, оптимизирует восприятие сложной учебной информации.

    Связность вербального компонента с наглядным прослеживается в поликодовом ответе, докладе, сообщении не только на смысловом уровне, но и на уровне формальной (структурно-композиционной и языковой) организации. При этом в качестве средств связи могут выступать:

    • языковые средства: фразы-скрепы (обратите внимание..., рассмотрите..., вглядитесь...) и комментирующие высказывания;
    • пантомимические средства: указательные и изобразительные жесты, взгляд.

    Итак, исследуя жанры учебно-научной речи, мои ученики выполняют полезное не только для себя, но и для своих сверстников дело.

    Подтвердить актуальность и востребованность выбранной темы поможет констатирующий эксперимент, который предполагает анкетирование, наблюдение, беседы, опросы и т.д. При этом следует учитывать, что данный метод работы должен охватывать максимально большее количество респондентов, только в этом случае можно судить об объективности проведенной работы. В нашем случае констатирующий эксперимент лишний раз продемонстрировал, что ученики и педагоги в большинстве случаев (73 %) незнакомы с требованиями к структуре и публичной реализации поликодовых учебно-научных жанров. На уроках практически не уделяется внимания обучению данным жанрам. Отсюда и «лакуны» в знаниях наших воспитанников, а ведь от того, насколько развита учебно-научная коммуникативная культура школьника, во многом зависит учебно-научная коммуникативная культура студента.

    Далее работу над научной проблемой целесообразно осуществлять в два этапа. На первом, теоретическом, этапе необходимо сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. Так, в качестве планируемого результата мы выдвинули создание личностно и общественно значимого образовательного продукта: памяток, рекомендаций и электронных пособий, посвященных поликодовым сообщениям, докладам, ответам. Данные материалы должны были способствовать совершенствованию учебно-научной речи обучающихся.
    Основными методами исследования на первом этапе могут стать изучение и обобщение научной литературы, конспектирование и анализ первоисточников, подбор образцов поликодовых учебных высказываний из реальной коммуникативной практики.

    На втором, практическом этапе исследования происходит разработка памяток, рекомендаций и электронных пособий, обучаюшиеся и педагоги знакомятся с данными информационными продуктами и выносят суждения об их качестве и практической значимости.

    Нами, в частности, были разработаны такие полезные учебные материалы, как памятка «Создаем поликодовый ответ», peкомендации «Требования к учебному сообщению на основе слайд-презентации», электронное пособие «Я -докладчик!».

    Как уже было указано ранее, с  полученными в ходе исследования продуктами необходимо познакомить широкую общественность, например, одноклассников   юных «ученых», их учителей и обучающихся школ города и обязательно получить отзывы. Распространение данных материалов можно осуществлять через школьный сайт, размещение в учебных кабинетах и библиотеке.

    Подвести итоги проделанной работы помогут заключительное анкетирование, беседы с педагогами и школьниками, иными словами, отсроченный эксперимент. Следует отметить, что 100 % респондентов подтвердили, что созданные нами информационные материалы востребованы, они во многом способствуют совершенствованию учебно-научной коммуникативной культуры школьников.
     
    Как создать поликодовый ответ по предмету?

    На этапе подготовки
    1. Внимательно изучи учебный материал.
    2. Подбери или создай сам уместное наглядное средство (схему, таблицу, график, рисунок и
    т. д.) в соответствии с таблицей (см. табл.).
    3. Продумай   средства   связи звучащей части ответа с наглядностью:
    A. НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ (ЕДИНАЯ ТЕМА).
    Б. НА УРОВНЕ ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ:
    • ФРАЗ-СВЯЗОК, КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ К НАГЛЯДНОСТИ (например: обратите внимание на схему; посмотрите на таблицу, давайте рассмотрим рисунок и т.д.);
    • КОММЕНТИРУЮЩИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, КОТОРЫЕ РАЗЪЯСНЯЮТ СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ (например: в правом столбце таблицы расположены...; второй элемент схемы выделен красным цветом, потому что...).
    B. НА УРОВНЕ ПАНТОМИМИКИ ПРИ ПОМОЩИ:
    • УКАЗАТЕЛЬНЫХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЖЕСТОВ;
    • ВЗГЛЯДА.
    4. Если это возможно, произнеси текст ответа вслух.
    5. Во время публичного выступления используй языковые, пантомимические и ритмико-интонационные средства, которые помогут привлечь внимание слушателей.
     
    На этапе произнесения
    1. Используй возможности пантомимики:
    • смотри на слушателей;
    • умеренно используй жесты;
    • следи за мимикой (она должна быть серьезной, спокойной и доброжелательной).
    2. Применяй разнообразные языковые средства:
    • риторические вопросы (например: «В чем суть этого явления?»; «Какую роль играют эпитеты в поэтическом тексте?»);
    • обращения (например: уважаемые слушатели);
    • глаголы повелительного наклонения, в том числе глаголы 1-го лица мн. ч. со значением совместного (например: рассмотрим, обратите внимание).
    3. Следи за звучанием своего голоса, помни, что:
    • темп должен быть умеренным;
    • интонация должна быть разнообразной и уместной (вопросительной, восклицательной, повествовательной);
    • используй логическое ударение;
    • не забывай о паузах.
     
    Таким образом, организованное вами научное исследование должно пройти все необходимые этапы:
    а) обоснование актуальности выбранной темы;
    б) формулирование цели, задач и гипотезы исследования;
    в) констатирующий эксперимент;
    г) знакомство с научной литературой и ее анализ;
    д) разработка конкретного информационного продукта;
    е) подведение итогов и выявление дальнейших перспектив работы.

    Для получения достоверных результатов необходимо применять разнообразные методы работы: анкетирование, беседу, конспектирование, опрос, анализ образцов учебных высказываний и т.д.
    Ежегодно мои ученики, научно-исследовательская деятельность которых организована в соответствии с описанной моделью, добиваются высоких результатов на конференциях различного уровня: от муниципального до международного. Число воспитанников-победителей различных научных форумов неуклонно растет. Одна из моих учениц в 2011 г. была удостоена премии Президента РФ за особые успехи в области научно-исследовательской деятельности.

    Итак, организация исследовательской деятельности школьников в гуманитарном направлении может и должна быть эффективной. Это возможно при соблюдении всех необходимых этапов и методов работы и создании таких информационных продуктов, которые имеют как личностную, так и социальную значимость. При этом решаются сразу две задачи, направленные на подготовку одаренного ребенка к обучению в учреждении высшего профессионального образования:
    1) совершенствование учебно-научной коммуникативной культуры;
    2) формирование способности к организации и проведению научного исследования.
     

    Список литературы

    Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пос. для студентов факультетов иностранных языков вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2003.128 с.
    Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов на/Д: Феникс, 2005. 256 с.
    Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пос. по спецкурсу для студентов пед. институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1986. 127 с.
     

    «Одаренный ребенок» . – 2015 . - № 1 . – С. 50-56.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование