Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Татьяна Пахнова
    к.п.н., профессор кафедры методики преподавания русского языка МГПУ

    Работа с текстом на уроках русского языка
     

    Задание 1. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.
    Чтение для меня — самое важное в жизни. Потом идет музыка. Но я никогда, даже в молодости, не предавался беспорядочному чтению — что попало под руку, то и глотаешь. Никогда не читал в трамвае, автобусе, наспех, лишь бы прочесть.
    Я как-то «выхожу» на нужную мне литературу, порой не сразу... Не сразу вошел я в Достоевского, Лескова. Но как вошел, так уж и не вышел.
    Это — вечные спутники. (Ю. Нагибин)

    1. Выпишите ключевые слова.
    2. Укажите средства связи между предложениями.
    3. Какие слова употребляются в переносном значении?
    4. Напишите текст на тему «Любимые книги — это вечные спутники».

    Задание 2. Прочитайте отрывок из очерка Ю. Нагибина «Пушкин на юге». Укажите средства связи между предложениями.
    Всего тридцать семь лет длилась земная жизнь Пушкина. Данте считал, что человек в этом возрасте прошел лишь половину предначертанного смертным пути. Но когда пытаешься представить себе все, что успел Пушкин за этот недолгий срок: его стихи и прозу, научные изыскания, журнальную деятельность, путешествия, дружбы и распри, дуэли и женщин, которых он любил, — то кажется, что Пушкин прожил две жизни. (Ю. Нагибин)

    1. Выпишите словосочетания с числительными.
    2. Сколько грамматических основ в последнем предложении? Ответ: 4.
    3. Какие слова не являются грамматической основой предложения?
    а) длилась жизнь
    б) что успел
    в) человек прошел
    г) успел Пушкин
    Ответ: б.
    4. Какая характеристика второго предложения является верной?
    а) простое осложненное
    б) бессоюзное сложное
    в) сложносочиненное
    г) сложноподчиненное
    Ответ: г.
     
    Задание 3. В книге «Дороги и судьбы» Наталия Ильина приводит воспоминания своей матери о родственнике — об ученом, члене Географического общества, профессоре А.И. Воейкове. Прочитайте отрывки. Понаблюдайте за использованием глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения.
    ...Ни приказывать не умел этот человек, ни распоряжаться, ни тем более упрекать. Изъяснялся в форме полувопросительной, в наклонении условном... «Не находите ли вы, что ваша статья очень бы выиграла, если б к ней добавить некоторые мысли?», «Как бы вы отнеслись (спрашивал он подчиненного) к возникшей у меня мысли командировать вас на некоторое время туда-то?» К студенту, провалившемуся на экзамене, обращался как к ученому-коллеге: «Я хотел бы еще раз встретиться с вами, чтобы побеседовать на затронутые сегодня темы». Полагаю, что слова эти Александр Иванович произносил голосом смущенным, стыдясь неудачи студента больше, чем сам студент...
    ...Состоял в нескольких ученых обществах, заседал, писал, читал лекции, вел переговоры, путешествовал (самая большая его радость — впервые увидеть незнакомую дотоле местность!), с головой был погружен в свою науку. А людей видел, был к ним внимателен, все вокруг себя замечал...

    1. Подберите синонимы к глаголу изъясняться.
    2. Выпишите глаголы, употребленные в форме условного наклонения.
    3. Образуйте форму условного наклонения от глаголов: изъясняться, приказывать, распоряжаться, командировать, встретиться, упрекать.
    4. Какое слово не является причастием?
    а) возникшая
    б) побеседовать
    в) провалившийся •
    г) затронутые
    Ответ: б.
    5. Укажите словосочетание, в котором главным словом является деепричастие:
    а) обращался к студенту
    б) мысль командировать
    в) стыдясь неудачи
    г) смущенный голос
    Ответ: в.
    6. Составьте схему одного из сложных предложений.
    7. Напишите текст на тему «Речь, речевое поведение — отражение характера человека, уровня его культуры».
     
    Задание 4. Запишите отрывок из «Дневника» Ю.М. Нагибина. Объясните знаки препинания.
    ...Кому адресован дневник? Себе самому. Это разговор с собой, с глазу на глаз, иногда попытка разобраться в собственной мучительной душевной жизни... Но случается, и не так редко, что внешняя жизнь становится для меня интересней изнурительной душевной работы; чаще всего это бывает во время поездок. Вот почему я их так любил. Хоть ненадолго избавляешься от возни с собой. До чего же справедливо есенинское: душа — непосильная ноша, под которой падаешь. Еще спасительнее для меня всегда была и есть природа, поэтому ее немало в дневнике, но она никогда не предстает чисто пейзажной живописью, всегда связана с фигурой, оживляющей пейзаж, то есть со мной. (Ю. Нагибин)
    1. Объясните значение фразеологизма с глазу на глаз.
    2. Выпишите ключевые слова.
    3. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
    а) разговор с собой
    б) душевная работа
    в) непосильная ноша
    г) пейзажная живопись
    Ответ: а.
    4. Сколько грамматических основ в последнем предложении?
    5. Укажите причастие:
    а) непосильная
    б) собственная
    в) оживляющий
    г) изнурительный
    Ответ: в.
    6. Замените в последнем предложении причастный оборот синтаксическим синонимом — придаточным предложением.
    7. Напишите текст на одну из тем:  «Для чего пишут дневники», «Дневник — это разговор с собой».
     
    Задание 5. Укажите средства связи между предложениями.
    Бывает лишь счастье найденной фразы, и еще большее — счастье найденной формы. Форма — это вовсе не внешнее, это ключ постижения. То, что не записано, не существовало. Незаписанные встречи, чувства, боли, радости — да их вовсе не было в моей жизни, а запись в дневнике дарит существование пережитому. Вечную жизнь дает лишь форма. Форма же одновременно и проверка пережитому. Добросовестно, сильно и ярко пережитое легко находит свою форму...
    Действительность обретает смысл и существование лишь в соприкосновении с художником. (Ю. Нагибин «Дневник»)
    1. Выпишите ключевые слова.
    2. Объясните орфограммы и пунктограммы.
    3. Составьте схему третьего предложения.
    4. Выпишите наречия из предпоследнего предложения. Произведите морфемный и морфологический разбор одного из наречий.
     
    Задание 6. Прочитайте текст. Понаблюдайте за использованием цитирования.
    Е.Евтушенко в своей антологии русской поэзии так пишет о стихотворении Георгия Иванова: «Если следовать выражению Леонида Мартынова: «Поэзия есть волшебство», то одно из самых волшебных русских стихотворений — это «Мелодия становится цветком...» Георгия Иванова. Серебро и золото донельзя переиспользованы в поэзии, но с какой неповторимой красотой и печалью звучат строки: «И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня». Колесики шпор чуть позванивают, вздрагивая на мелких камешках, и сами шпоры светятся в еще легком, но все более сгущающемся тумане, постепенно сползающем с гор и мягко садящемся на дорогу. Силуэт идущего человека постепенно расплывается, поглощается туманом, но некоторое время еще видны, кажется, сами по себе куда-то бредущие две звезды-серебринки. Я впервые услышал эти стихи в Париже начала 60-х годов...»

    1. Какая часть текста является описанием? Выпишите из этой части глаголы настоящего времени.
    2. Выпишите словосочетания с причастиями.
    3. Составьте схему предпоследнего предложения.
    4. Какое слово является деепричастием?
    а) видны
    б) светятся
    в) услышал
    г) звеня
    Ответ: г.

    Задание 7. Подготовьтесь к выразительному чтению.

    Мелодия становится цветком,
    Он распускается и осыпается,
    Он делается ветром и песком,
    Летящим на огонь весенним мотыльком,
    Ветвями ивы в воду опускается...

    Проходит тысяча мгновенных лет,
    И перевоплощается мелодия
    В тяжелый взгляд, в сиянье эполет,
    В рейтузы, в ментик, в «Ваше благородие»,
    В корнета гвардии — о, почему бы нет?..
     
    Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу. —
    Как далеко до завтрашнего дня!..
     
    И Лермонтов один выходит на дорогу,
    Серебряными шпорами звеня. (Г. Иванов)

    1. Укажите изобразительно-выразительные средства.
    2. В каком глаголе нет приставки?
    а) выходит
    б) распускается
    в) делается
    г) перевоплощается
    Ответ: в.
    3. Укажите причастие:
    а) завтрашний
    б) летящий
    в) весенний
    г) серебряный
    Ответ: б.
    4. Какая характеристика последнего предложения является верной?
    а) простое осложненное
    б) бессоюзное сложное
    в) сложносочиненное
    г) сложноподчиненное
    Ответ: а.
     

    "Русский язык и литература для школьников" . - 2015 . - № 4 . - С. 43-47.
     
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование