В.В. Ладыжец. Будущее России и актуальность школьного экономико-правового образования

Российская Федерация только в 2001 году была признана в мире страной с рыночной экономикой. Валовый внутренний продукт ВВП на душу населения в РФ в 2004 году составил около 4000 $ (Люксембург – 47200 $ (1 место), США – 38700 $ (2 место в мире) (1). Сегодня президент и правительство ставят новые высокие цели: утверждение приоритета ценности права в жизни общества, экономический рост, удвоение валового внутреннего продукта, снижение инфляции, сокращение бедности, вступление во Всемирную торговую организацию и др.  Для этого проводятся политические и экономические реформы, принимаются новые и редактируются старые законы.

Общепризнанна связь между свободой граждан и экономическим процветанием страны.  Очевидно и то, что укоренение прав и свобод человека, ценности права является условием существования свободной рыночной экономики, благоприятного инвестиционного климата, а значит, повышения благосостояния людей. В последнее время на государственном уровне обсуждаются и ставятся очень важные задачи.
Премьер-министр правительства России Михаил Фрадков в своем отчете перед Государственной Думой заявил о необходимости повышения эффективности рыночных институтов, укрепления доверия бизнеса к власти. А Владимир Путин, выступая на встрече с представителями российского бизнеса, поддержал предложение российских предпринимателей по сокращению сроков давности по приватизационным сделкам с десяти до трех лет и выразил надежду, что это решение «внесет долгожданное успокоение в предпринимательскую среду по поводу гарантий прав собственности».

С 1 июля 2005 года вступает в силу  закон «Об Общественной палате». В Общественной палате видят защитника демократических принципов организации гражданского общества. Все 126 мест в Общественной палате займут достойные люди, авторитетные, известные, эрудированные и совестливые, представляющие  многообразное российское общество. Кремль презентует эту Общественную палата как Палату больших надежд.  С ее появлением общество получит возможность контролировать власть - исполнительную и законодательную. Независимость и  компетентность членов палаты позволят правильно оценивать, насколько  эффективна деятельность правительства, региональных чиновников и органов местного самоуправления, насколько верны, целесообразны и полезны законы,  которые принимаются законодателями.

Сформулирована сверхзадача – диверсификация экономики, смещение центра тяжести с сырьевого направления на развитие научного потенциала, в частности на создание технопарков в сфере информационных технологий. Сейчас доля ИТ-технологий в ВВП России составляет 0,2% (в США – 22%, в Китае – 14%). Новосибирск назван особой экономической зоной - «Силиконовой Тайгой». При этом абсолютно очевидно, что вся наша наука сегодня сможет выйти на мировой уровень лишь при условии принятия и освоения законов рынка. Министр образования и науки А.Ф. Фурсенко утверждает, что очень важно не просто совершать новые открытия, но и овладевать  умениями их продавать.

В настоящее время в нашей экономике наметился колоссальный спрос на молодых специалистов, готовых занять серьезные позиции в частных компаниях и готовых самостоятельно решать свои бизнес - задачи.
Но требования, которые предъявляются к сегодняшним выпускникам, отличаются от прежних. «Важно делать ставку не только на знания (как наши вузы), но и учить успеху на рынке труда (как западные). Для работодателей большое значение имеют умения выпускника работать в команде и наличие навыков самопрезентации» (2).  Подготовкой таких умений и навыков, освоением соответствующих технологий во многом должна заниматься и школа.
Успешно это можно реализовать на уроках и спецкурсах по экономике и праву. Знания, получаемые школьниками на уроках обязательного предмета обществознания, содержат и экономические, и правовые вопросы. Но, к сожалению, эти знания не помогут детям открыть свой бизнес или предостеречь их от противоправных действий, влекущих, как следствие, дисциплинарную, гражданскую, административную и в самых опасных случаях – уголовную ответственность. Очень важно  воспитать в ребенке уважительное отношение к праву вообще, чужой собственности, имущественным и неимущественным правам других людей и организаций.

Россия знала разные периоды исторического развития. В эпоху Просвещения царствующая Екатерина II впервые в Наказе 1767 года сформулировала систему нравственных представлений, программу создания «человека новой породы»,  провозгласила свободы, равенство и братство, которые  по прошествию более чем двух веков актуальны и сегодня (3). По-прежнему  бытует устоявшаяся народная мудрость: «Закон, что дышло – куда зашел, туда и вышло» - отражение отношения к законам и правилам. Российская уверенность в том, что если ты слаб, беден, незащищен властным покровительством, тебе трудно отстоять свои права, права ближнего. Закон диктуется двояко и всегда в пользу «сильного». Таков исторический опыт, такие стереотипы. В таких условиях очень трудно воспитать в ребенке гражданина, утвердить его веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности.
Именно школе необходимо взять на себя миссию противостояния тем негативным влияниям, которые сегодня со всех сторон воздействуют в обществе на ученика.

С января 2004 года действует закон, разрешающий детям заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет. Это значит – вступать во взаимоотношения с рынком, банками. Предпринимательство – серьезный и рассчитанный риск. И здесь дать ребенку необходимый теоретический комплекс далеко недостаточно. Обрушить же на него все реалии российской рыночной действительности, не подорвав уважения к власти, к государству и не вызвав  серьезных потрясений, - бесконечно ответственная и очень трудная педагогическая задача. Это работа, граничащая с виртуозностью психоаналитика. Например, как рассказать подростку о выводах комиссии по коррупции Государственной Думы РФ:  в России нет ни одного некоррумпированного арбитражного суда? Или о данных доклада о коррупции в мире Global Corruption Report 2005 коалиции Transparency International, где Россия  из 146 стран находится на 90 месте с индексом коррупции  2,8 (1 место с минимальным индексом коррупции 9,7 – Финляндия, 146 место – у  Гаити – 1,5). 

Довольно часто приходится читать рассуждения о проблемах, возникающих при преподавании права. Среди причин называют  сложности объяснений понятийного аппарата, невозможность пересказать юридическую норму «своими словами», недостаточную подготовленность учителей, отсутствие методик, а также низкий уровень правовой культуры российского общества, неверие, неприятие и отрицание ценности права как основы регулирования жизни общества. Наверное, во всем этом есть часть истины. Но главная проблема в другом. Сама практика традиционного школьного обучения, основанного  на принципе «выучил и запомнил», противоречит сущности права. Право – прагматическая наука, которая зубрежкой терминов и статей законов не берется. Право живет в действии, в практике его применения, в анализе созданных прецедентов. Отвлеченная норма – это нежизненное право. Нельзя учить праву, как учат русскому языку  или математике…

Потребность в консультации по правовым вопросам появляется примерно у четверти учащихся 8-11-х классов. Это эмпирически подтверждает предположение, что уже в школьном возрасте часть молодых людей сталкивается с проблемами, требующими правового разрешения. Удается ли ребятам в таких ситуациях использовать знания, полученные на уроках права? По проведенному опросу положительно ответили 62% учащихся. Среди учителей 73% отметили, что им известны случаи применения учащимися правовых знаний на практике (4).
Наиболее распространенными сферами применениями школьниками правовых знаний на практике являются разрешение конфликтов между сверстниками, с учителями и родителями (32% опрошенных учащихся и 60% учителей), защита прав потребителя (25% и 60% соответственно), защита своих личных свобод, чести и достоинства (27% и 64%).

С 2001 года Министерство образования проводит Всероссийскую олимпиаду по «Основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний», состоящую из двух туров: экономической теории и потребительского права. Подготовкой детей к такой олимпиаде может заниматься специалист широкого спектра знаний. Сегодня нельзя преподавать экономику или право, располагая лишь теоретическим материалом, в отрыве от знания и анализа текущей ситуации, проходящих в стране и мире реформ. Необходимо следить за принятием новых законов, комментариями по их использованию, практикой их применения, определяющих политическую и экономическую составляющие нашей жизни. К безусловно важным законам, регулирующим отношения гражданина на рынке, относят Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 году  в период перехода от плановой экономики к рыночной, распада старой и формирования новых правовых систем. 21 декабря 2004 года вышла новая редакция этого Закона. Это один из немногих в нашей стране законодательных актов прямого действия, который вступает в силу с момента его принятия и опубликования, и механизм которого прописан в самом документе.  Он несет две важные целевые функции:  защита прав  «слабого» потребителя–гражданина  и воспитание цивилизованного предпринимателя. Как и в любом законе, за его неисполнение предусмотрено применение санкций, в  целом же новая редакция  Закона «О защите прав потребителей» более жесткая в отношении тех, кто намеревается его нарушать. Даже если это сам потребитель.

В одной из статей Наказа Екатерины II впервые высказан известный сегодня тезис: «Наказание должно быть разумным и справедливым, главное не в жестокости его, а в неотвратимости». И потребитель, и его контрагент по договору обязаны соблюдать закон, рискуя неотвратимым наказанием.
Образ России в глазах иностранцев примерно такой: «Вряд ли русским удастся создать серьезные мультинациональные компании в иных секторах, помимо сырьевого, так как для этого требуется компетентная экономическая политика».  Однако, по оценкам аналитиков-оптимистов, плановые возможности России при темпах экономического роста в 7-10%, а также с учетом нашего пространственного потенциала, природных ресурсов и уровня нового образования, - достижение через 20 лет четвертого-пятого места в мире по экономической мощности, уступив лишь США, Китаю, Японии и, возможно, Германии. За эти годы должно вырасти здоровое поколение активных образованных предпринимателей, которые и поднимут Россию на новый достойный уровень развития.

Заглядывает ли школа в такие недалекие перспективы? Какой будет вклад школы в достижение этих оптимистических  результатов? Каких результатов мы можем достичь уже сегодня, включая в школьные образовательные программы курсы экономики и права? Что нужно сделать, чтобы не упустить время и шанс улучшить нашу жизнь? Наступает новая эпоха  Просвещения. Остается надеяться и желать такого правителя, каким была для своего времени Екатерина II. «Окончим все сие (Наказ), повторяя правило то, которого частное расположение соответствует лучше расположению народа, ради которого оно учреждается».
 
Литература

1. Торгово-промышленная палата РФ. Фонд перспективных исследований и инициатив. Институт мировой экономики и международных отношений РАН. РОССИЯ И МИР: 2005.
Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М., 2004.
2. И. Федюкин, А. Шмаров. Годный необученный. По материалам исследования аналитического центра «Эксперт» ЦЕССИ «Выпускник для работодателя». «Эксперт» № 6 (453) от 14 – 25.02. 2005. С. 70 - 75.
3. О.Г. Чайковская. Императрица. Царствование Екатерины II. Смоленск, 2002. – 480 с. (Герои без тайн).
4. С.А. Поляков, В.В. Спасская.  «Знание своих прав позволяет чувствовать себя увереннее…». Журнал «Право в школе» // Практическое применение школьниками правовых знаний.