Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


      

    Елена Николаевна Никитина
    кандидат филологических наук,
    редактор журнала «Русская словесность»
     
     
    Свой среди чужих, чужой среди своих.    Церковнославянизмы в русском языке
     

    В русском языке есть особый пласт лексики, к которому относятся такие, например, слова:
    вещь, время, воздух, восторг, глагол, изъять, награда, облако, общий, сочинить, тщетный, чрезмерный.
    Эти слова по происхождению не являются исконно русскими. Однако мы не воспринимаем их как чужие. Почему? Дело в том, что они пришли из родственного языка — церковнославянского. Русский язык и церковнославянский — языки-родственники, относятся к группе славянских языков. К славянским языкам принадлежат, в частности, такие языки: украинский, белорусский, польский, болгарский. Эти языки современные, развивающиеся и меняющиеся, они обслуживают разные сферы жизни общества — на них можно говорить с друзьями и начальством, писать смс и составлять официальные договоры между государствами, придумывать смешные истории и сочинять прекрасные стихи.

    украинский

    А церковнославянский — это особый язык. Его сфера — богослужение: на нем написаны религиозные тексты, на нем ведется служба в православной церкви. Церковнославянский — язык древний и сохраняет древние черты и сегодня; по самим условиям своего существования он не должен меняться: ведь он, как и много веков назад, несет истину для верующих, он служит для передачи Божественного слова.

    Появление церковнославянского языка на Руси связано с эпохой крещения. Тогда на Русь вместе с христианством пришли славянские религиозные, церковные книги, а с ними и лексика — торжественная, возвышенная, часто абстрактная. Эта лексика пополнила и обогатила русский язык. В науке о языке слова, пришедшие в русский язык из старых славянских церковных книг, называют церковнославянизмами, старославянизмами или славянизмами. Мы будем использовать термин «церковнославянизмы».

    Когда и где произошло крещение Руси?
     
    Задание 1.
    В слове церковнославянизм выделяются два корня. Назовите их и объясните, почему эти два корня использованы для образования термина.
    Церковнославянские слова довольно часто имеют пару среди исконно русских слов.
    Задание 2.
    Прочитайте следующие пары слов. В каждой из пар на первом месте идет церковнославянизм, на втором — исконно русское слово:
    влачить — волочить, глава — голова, гражданин — горожанин, млечный — молочный, страж — сторож, власть — волость, древо — дерево, одежда — одёжа, освещать — свеча.

    1. Какое из слов в парах имеет более конкретное, а какое — более обобщенное значение? Какое более возвышенное, а какое — более простое, обыденное?
    2. В каких парах слова имеют разные значения? В каких парах слова имеют одинаковое лексическое значение, но различаются стилистически? Проверьте себя по толковому словарю.
    3. Сравните, какими буквами отличаются слова в каждой из пар.
    4. Что значит влачить и в каком обороте можно встретить это слово? Проверьте себя по словарю.

    Исторически исконно русские слова и церковнославянизмы восходят к одним и тем же древним славянским словам, поэтому нам так легко понимать значения церковнославянских слов.

    Церковнославянизмы не приводятся в словарях иностранных слов. Их можно найти в толковых словарях русского языка.


    Как можно узнать церковнославянизмы?

    Начнем с двух примет:
    1)чередование букв ла — оло, ле — оло, ра — оро, ре — ере называется соответственно неполногласием и полногласием: млечный (неполногласие) — молочный (полногласие), град — город, власы — волосы. Неполногласие характерно для церковнославянизмов, полногласие — для русских слов;
    1) если есть пара слов с общим корнем в котором представлено чередование ч//гци ж//жд, то эта пара — исконное слово и церковнославянизм: свеча (рус.) — освещение (церковноел.), хожу (рус.) — хождение (церковносл.), ночь (рус.) — нощь (церковносл.), одёжа (рус.) — одежда (церковносл.).
     
    То же правило относится и к парам суффиксов ущ (ющ)иуч, ач (яч) и ащ (ящ): текучий — текущий, стоячий — стоящий. Первые из них — с буквой ч — суффиксы отглагольных прилагательных, вторые — с буквой щ — суффиксы действительных причастий настоящего времени. Соответственно, слова типа текучий, стоячий — это бывшие причастия, превратившиеся в современном русском языке в прилагательные, а современные русские действительные причастия настоящего времени — церковнославянизмы, т.е. заимствованные формы.
     
    Задание 3.
    Где больше гласных — в морфемах с полногласием или неполногласием? Термины неполногласие и полногласие связаны по смыслу с терминами гласный звук, гласная буква. Объясните, как вы понимаете полногласие и неполногласие.
    Задание 4.
    Прочитайте названия городов.
    Новгород, .... Волгоград, ....

    • О чем говорят полногласие и неполногласие в этих названиях?
    • Можете ли вы продолжить эти два ряда названий? Какой из рядов продолжить легче?
    Знание о полногласии помогает в правописании русских слов — даже если невозможно поставить гласную, которая вызвала затруднение, под ударение: корова, молоко, пелена, полотенце. Многие русские слова с полногласием имеют неполногласные соответствия:

    х?лодный — хлад
    м?л?ко — млеко, млечный
    бер?г — брег
     
    Задание 5.
    Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы, подбирая слова с неполногласием (церковнославянизмы) к словам с пропущенными буквами.
    Г_рл, г_л_д, в_р_титься, м_л_чный, ч„р_з реку, п_р_д   домом, г_р_дить, в_р_та, в„л_сы, с_р_цина, б_р_жок
    Задание 6.
    Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Из какой сказки А.С. Пушкина взят этот отрывок?

    Только вым_лвить успела,
    Дверь т_хонько заскрыпела,
    И в св_тлицу входит царь,
    Ст_р_ны той государь.
     
    • Что означает слово ст_р_на в этом тексте? Является ли оно церковнославянизмом или исконным русским словом?

    Часто церковнославянские слова имеют более обобщенное, высокое значение, чем соответствующие им русские, а русские — более конкретное, простое, будничное значение. Церковнославянизмы поэтому используются как основа для научных терминов: млекопитающие, вращение и т.п.


    Языковеды о русском языке
    Н.С. Трубецкой
     
    Русские научные термины создавались преимущественно из церковнославянского словарного материала. Мы говорим млекопитающие и при этом представляем себе определенный класс животных, имеющий целый ряд общих признаков; слово это для нас такая же «этикетка», как рыбы или птицы. Но это именно потому, что составные элементы этого слова не великорусские, а церковнославянские: если слово млекопитающие заменить словом молококормящие, то «этикетки» не получится, а будет определенное «высказывание» лишь об одном, а не о всех признаках данного класса животных, — и это потому, что слишком конкретно и определенно-обыденно значение великорусских слов молоком и кормить.
    Точно так же, как млекопитающие, образованы, такие термины и «новые слова», как млечный путь, пресмыкающееся, влияние и многие другие. Если бы вместо них составить слова из чисто великорусских элементов (молочная дорога, ползающие, вливанье), то от конкретных обыденных представлений трудно было бы отделаться...
    Вообще, научный, философский, публицистический язык очень часто стремится к тому, чтобы потушить слишком конкретное, житейское значение слов. Русский литературный язык уже обладает готовым словарным запасом церковнославянского происхождения. И это — громадное преимущество.
     
     
    1. Великорусский означает русский. При изучении какого словаря вы уже встречали это слово?
    2. В тексте обсуждаются термины, в основе которых лежат церковнославянизмы. Назовите эти термины. Каким наукам они принадлежат?
    3. Опираясь на текст, подберите церковнославянский синоним к слову кормить.
    4. Найдите в тексте русскую пару для церковнославянизма влияние.
    5. Как можно «перевести» на русский язык сочетание «млечный путь»?

    Языковеды о русском языке
    Б.А. Успенский
     
    В некоторых случаях церковнославянский вариант оказывается единственно возможным в языке. Так происходит тогда, когда соответствующее слово прочно связано с абстрактным или обобщенным значением: в этих случаях русская форма исчезает из языка, уступая место церковнославянской. Так, например, неполногласная форма время совершенно вытеснила исконно русскую форму веремя (сравните украинское веремя «погода»). Совершенно так же славянизм вещь полностью вытеснил исконную русскую форму *вечь; славянизм пища вытеснил исконную русскую форму *пича.
     

    1. Сравните значения в следующих рядах слов: пища, хлеб, творог, яблоко, каша;
    вещь, стол, платок, книга, сумка.
    2. Покажите, в каких словах более конкретное, в каких — более обобщенное значение. Какие из слов обозначают родовое понятие, а какие — видовое?
    3. В каких случаях происходило вытеснение русских слов церковнославянизмами?
    4. Какие буквенные приметы церковнославянизмов есть в словах время, пища, вещь?

    Добавим к двум известным вам признакам церковнославянизмов примету:
    в церковнославянизмах никогда не бывает буквы ё: там, где в русских словах пишется буква ё, в церковнославянизмах — буква е: перст — напёрсток, небо — нёбо.
     
    Задание 7.
    В паре слов надежда — надёжный найдите исконно русское слово и церковнославянизм. Имя Надежда — церковнославянское по происхождению. Как вы думаете, как звучало исконно русское имя?


    Языковеды о русском языке
    Б. А. Успенский

    «Если сегодня носители русского литературного языка могут свободно употреблять церковнославянские и русские элементы, не задумываясь об их генетической (Генетическая принадлежность — происхождение) принадлежности, то этим, в конечном счете, они обязаны Пушкину».
     
    генетический

    Задание 8.
    Прочитайте отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Найдите в них церковнославянизмы с неполногласием в корне, подберите к ним парные исконно русские слова. Запишите эти пары, объясняя правописание безударных гласных в корне.
    Перепишите первый отрывок, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    (1) У лукоморья ду_ зеленый;
    Златая цепь (на) дубе том:
    И днем и ноч(?)ю кот ученый
    Всё ходит (по) ц_пи кругом;
    Идет направо — песнь (за)водит,
    Налево — ска_ку г_ворит.
    (2) Там о заре прихлынут волны
    На брег песчаный и пустой,
    И тридцать витязей прекрасных
    Чредой из вод выходят ясных...
    (3) Слилися речи в шум невнятный;
    Жужжит гостей веселый круг;
    Но вдруг раздался глас приятный
    И звонких гуслей беглый звук;
    Все смолкли, слушают Баяна...
    (4) В унынье, с пасмурным челом,
    За шумным, свадебным столом
    Сидят три витязя младые...

    1. Подберите синоним к слову чело. Проверьте себя по словарю.
    2. Что значит пасмурный в отрывке 4? В прямом или переносном значении употреблено это прилагательное? Составьте и запишите два словосочетания, в одном из которых характеризуется состояние природы, в другом — состояние человека. Подберите синонимы к прилагательному пасмурный в каждом из значений; запишите синонимы.
    3. Выпишите из приведенных фрагментов слова, в которых может вызывать затруднение написание гласных после шипящих: жи — ши, ча — ща, чу — щу.
    Задание 9.
    Лингвисты, изучающие детскую речь, обратили внимание на то, что один из детей в группе говорит воротарь. Но такого слова нет. Вместо какого слова и почему ребенок придумал новое слово? Чем отличаются придуманное и «настоящее» слово?
    Задание 10.
    Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Но, взгл_нув на со(_)нце  этот день,
    Подивился Игорь на св_тило:
    Середь бела дня ноч(_)ная тень
    Оп_лченья ру(с, сс)кие покрыла.
    И, не зная, что сулит судьбина,
    Князь промолвил: «Братья и друж_на!
    Лучше быть убиту от м_чей.
    Чем от рук поганых полонену!
    Сядем, братья, на л_хих коней
    Да посмотрим синего мы Дону!» (Н. Заболоцкий)
     
    • Найдите слова с полногласием, подберите к ним слова с неполногласием. Запишите пары слов.


    Правописание корней с чередованиями.
    Корни раст —ращ —рос,равн —ровн

    В таких парах слов, как

    растение и росток
    сравнить и ровнять,

    представлены церковнославянизм и исконно русское слово. В этих парах в церковнославянских по происхождению словах в корне мы видим сочетание  ра, в русских — сочетание ро. С этими корнями связаны особые правила орфографии. Как узнать, где писать а, а где — о?
     
    В корнях раст, ращ, рос  без ударения а пишется перед буквами ст  и щ, о пишется перед буквой с.
    Например: растение, выращиваю, возраст — росла. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
    1. Какой корень в слове расту? Чтобы ответить на этот вопрос, укажите окончание глагола. Почему надо писать а?
    2. Какой корень в глаголе расти7. Чтобы ответить на вопрос, определите форму глагола, расскажите, какой морфемой кончается эта форма. Почему надо писать а?

    Корни ровн- и равн- различаются по значению.
    Ровн- означает «гладкий, прямой», то есть «ровный».
    Например: заровнять (яму), ровнять (дорожки), уровень.
    Равн- выражает сопоставление двух или более предметов. Это значит, что по смыслу к слову с корнем равн- часто можно подставить дополнение (существительное в косвенном падеже), которое и показывает, с кем или чем происходит сопоставление. Например: сравнить (с кем? с чем?), поравняться (с кем?), стать наравне (с кем? с чем?), приравнять (кому? чему?), равняйся] (на кого?).
    В частности, равн- может означать «одинаковый» (то есть тождественный с чем-то). Например: уравнение, равномерный, все равно.
    Надо запомнить: равнина, поровну.
    • Можно запомнить такое правило: если ударение в слове переходит на приставку и если это слово не глагол, то надо писать  ровн: поровну, уровень.


    Задание 11.
    У какого корня более конкретное, а у какого более обобщенное значение — у равн- или ровн-? Какой признак можно наблюдать с помощью органов чувств, например осязания?

    ровесник   сверстник
    равнина   поровну
    искусство 
    искусственный
    искусный
     
    Задание 12.
    Перепишите, объясните правописание пропущенных букв.
    Р_сти вширь и вглубь, зар_стать травой, зар_сли шиповника, искусственно выр_щенный жемчуг, переходный возр_ст, в лесу р_сла елочка, отр_сли промышленности.
    Р_вномерное движение, разр_внять грядки, увеличить ур_вень воды, ср_внить два числа, решить уравнение, великолепная р_внина, подр_внять волосы, р_вняться на лучших, парить нар_вне с облаками.
    Задание 13.
    Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Постройте схему предложения с прямой речью.
    1. Между тем ноч(_) прибл_жалась и р_сла, как гр_зовая туч_ (И.С. Тургенев). 2. Д_ревья ст_яли неподвижно, опустив белые ветви, зар_сли сирени с двух ст_рон балконной лес(_)ницы пригнулись под снегом. Каретник, сараи и скотные дв_ры ст_яли приземистые, покрытые белыми ша_ками, будто вр_сли в снег. 3. В это время шел крупный разг_вор. Голос отца гудел: В его возр_сте мальчишки совершенно самостоятельны... (А.Н. Толстой) 4. Лужа на дворе р_стет не по дням, а по часам, скоро можно на плот_ке катат(_)ся, утки уж плещут(_)ся-ныряют (И.С. Шмелев).

    • Найдите предложения, в которых употребляется глагол расти. В прямом или переносном значении употреблен этот глагол? Докажите свою точку зрения.

    Задание 14.
    Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Постройте схему предложения с прямой речью.
    1. Неснос(_)ная лошадка, пор_внявшись с упряжными, несмотря на все мои усилия, остановилась так неожиданно, что я перескочил с седла на шею и чуть-чуть не пол_тел. 2. Все смотрели на меня: кто с уд_ влением, кто с любопытством, кто с н_смешкой, кто с сострланием; одна бабушка см_трела Совершенно р_вно душно. 3. Младший Ивин по(д,дд)ерживал р_вновесие всего туловища (Л. Толстой). 4. Сквозь едва прозрачный сумрак ночи я увидел далеко под собою огромную р_ внину (И.С. Тургенев). 5. Аркадий Иванович п_правил оч(_)ки и п_лез к пещерке, но сейчас же увя_ по поя_ Вылезай, все р_вно я тебя оттуда вытпгу. (А.Н. Толстой).
     
    Задание 15.
    Перепишите фрагмент сказки, вставляя пропущенные буквы. Запишите имя автора и название сказки в скобках после текста.

    «Ой вы, молодцы чес()ные,
    Братцы вы мои родные, —
    Им ц_ревна говорит, — ...
    Для меня вы все р_вны,
    Все удалы, все умны,
    Всех я вас люблю с рдечно;
    Но другому я навеч()но 0_дана.
    Мне всех м_лей
    Королевич Елисей».
     
    Задание 16.

    Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.
    традиция организм
    Водор_сли — гру(п,пп)а организмов различного происх_ждения, среди них встреч_ются одноклеточ(_)ные и многоклеточ(_)ные организмы. Размеры водор_слей колеблются от долей микрона до сорока метров. Мелкие свободноплавающие водор_сли входят в состав планктона и, разв_ваясь в б_лыпих к_личествах, вызывают «цветение» (окрашивание) влы. Есть водор_сли, которые прикр_пляются ко дну водоема или к другим водор_слям. Есть водор_сли, вн_лряющиеся в раковины и извес(_)няк. Традиционно водор_сли прич_сляются к р_стениям.
    • Что значит планктон? Какое новое значение развилось у слова планктон (офисный планктон)
     
    Вы теперь знаете, что еще одна примета церковнославянских слов — это сочетание ра на месте ро в начале слова в исконно русских словах: ровный —равный, растение — росток.
    Сравните слова работа, рабочий, выработка, хлебороб. Как различие ра- и ро- в корне связано с происхождением слов? Написание корня раб надо запомнить.
    Та же закономерность верна и для сочетаний ла — лов начале слова.
     
    Задание XI.
    Сравните слова лодка — ладья. Одинаковое ли значение имеют эти слова? Какое из слов многозначное? Проверьте свой ответ по словарю. В каком из них корень церковнославянский по происхождению, а в каком — русский?

    • Назовите четыре приметы церковнославянизмов, которые вам известны.
     
     

    «Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 2 . – С. 23-32.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование