Белоусов И. Остафьево (А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский)


Пройдя деревню Никольское, от которой до Остафьева проложено шоссе, уж видишь главы остафьевской церкви - за  церковью  и  начинаются «барские  владения». Дощатый мост через плотину приводит к барскому дому. Обширный, спокойной архитектуры главный корпус дома с двумя боковыми флигелями белеет среди  темной зелени старых деревьев. Сзади дома - парк. Старая липовая аллея примыкает прямо к средине главного корпуса. Дом этот был построен отцом поэта Петра Андреевича Вяземского, а последними владельцами его перед революцией были Шереметьевы.

Широкая каменная лестница ведет между колонадами к парадному входу. Пройдя переднюю комнату, входишь в мрачный зал и сразу чувствуешь себя в другом веке: по стенам древнее оружие - шашки, кольчуги, тяжелые панцыри, кривые сабли в ржавых ножнах, пики, мушкеты... Тут же старинная посуда - фарфор, стекло, хрусталь с гербами...

Дальше ряд комнат с живописью, скульптурой, с церковной древней утварью - православной и католической, с целыми рядами полок и шкафов с книгами. Поднявшись по внутренней лестнице во 2-й этаж, пройдя по темному коридору, входишь в довольно просторную, светлую комнату с итальянским окном, в ней 12 лет, начиная с 1804 года Карамзин писал 8 томов своей «Истории Государства Российского».

Постепенно в этой комнате были сосредоточены предметы, напоминающие литературных друзей П. А. Вяземского, начиная с А. С. Пушкина. Все стены комнаты увешаны портретами - современниками Пушкина - Жуковского, художника Козлова и тут же большая картина неизвестного художника, изображающая одну из литературных суббот у Жуковского в 1834 году в его кабинете в Зимнем дворце. На картине изображен Жуковский, стоящий у стола и беседующий с Плетневым; на диване - Пушкин и Крылов, за ними В. Одоевский, вдали - Гоголь. Посредине - впервые принятый в этот литературный круг Кольцов.  У окна, выходящего в парк стоит простой дубовый стол на высоких точеных ножках; в него врезана медная дощечка с надписью «Стол А. С. Пушкина 1837 г.»

На столе лежат письменные принадлежности и гладкая камышовая трость, сверху перевязанная шелковым плетеным шнурком с двумя кисточками; шелк уже выцвел и, вместо коричневого, стал светло-серым. В верхний конец трости вделана золоченая пуговица с мундира Петра I. Эта пуговица была подарена Петром арабу Ганнибалу - прадеду Пушкина, от которого по наследству перешла Александру Сергеевичу. Тут же на столе наклеен карандашный рисунок: место дуэли Пушкина с Дантесом. В ящике лежит жилет А. С. Пушкина, снятый с него после дуэли, в этом жилете Пушкин стрелялся и был смертельно ранен. Жилет из черного недорогого сукна, двубортный, с воротником, сшит так, что можно его сделать открытым и можно застегнуть до верху наглухо. Один бок жилета разорван и грубо зашит побелевшими нитками, видимо, это произошло тогда, когда жилет снимали с Пушкина раненого. Пуговицы у жилета роговые, гладкие, черные, спина у жилета - из простого черного коленкора, вместо пряжки стянута шелковой тесьмой, воротник и подкладка под жилетом из белого коленкора - потертые и загрязненные. Чтобы жилет не был подменен, Вяземский пропустил шелковый шнурок в петлю жилета и концы шнурка припечатал сургучом со своей печатью ко дну ящика. Тут же в ящике лежит перчатка, кора с березы, под которой стоял Пушкин во время дуэли и восковая обгорелая свеча. Вместе с этими предметами лежит записка, писанная рукой П. А. Вяземского «Для хранения в Остафьеве. Жилет Александра  Сергеевича  Пушкина, в котором он дрался 27 января 1837 года. Перчатка - моя, другая перчатка была брошена в гроб его Жуковским. Александр Тургенев был отправлен с гробом. Свеча с погребения Пушкина 1 февраля 1837 г».
На другом столике лежит небольшой черный ящичек, он был запечатан печатью П. А Вяземского с его запиской, написанной гусиным пером на серой бумаге.
На окне у стола под стеклянным колпаком стоит букетик высохших полевых цветов. Этот букетик был собран Пушкиным на Остафьевских полях и подарен дочери Вяземского.

Из портретов, висящих на стенах этой комнаты, следует упомянуть о карандашном рисунке художника Мазера, изображающем Гоголя, сидящим в кресле, рядом - портрет баснописца Дмитриева, тут же литография, изображающая партизана-поэта Дениса Давыдова и гравюра с портрета польского поэта Мицкевича, который был в Остафьеве и написал там одно из своих стихотворений.

Незадолго до революции перед Остафьевским домом были поставлены памятники Жуковскому, Вяземскому и Пушкину - последний работы скульптора Опекушина, автора памятника Пушкину в Москве. Четвертый памятник - Карамзину был поставлен в Остафьеве в 1911 году. Во время революции дом кн. Вяземского превращен в музей.