Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Т.Н. Величко

    ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Поэтические пятиминутки - это примерно пять-семь минут поэзии раз или два в неделю на уроках литературы. Они представляют большую ценность, т.к. дают возможность каждому ученику (даже самому слабому) пережить минуты успеха, удачи, веры в собственные силы и способности, расширяют рамки школьной программы, повышают общую и читательскую культуру учащихся, формируют эстетический вкус, культуру речи, подготавливают к восприятию поэзии в старших классах.

    На поэтических пятиминутках учащиеся открывают для себя иные точки зрения, кроме собственной, а с другой стороны, получают возможность выразить свои мысли и чувства, а через них и себя. Ребята учатся воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным произведениям, видеть «точки соприкосновения « между разными видами искусства. В союзе с другими искусствами литература быстрее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства, окрылит желанием действовать.

    Вводить «Поэтические пятиминутки « в V классе целесообразнее со стихов русских поэтов о природе, соотнося их с наступающими временами года, приучая учащихся видеть красоту в обыденной повседневности окружающего мира. (Посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо...).
    Ученику следует обязательно объяснить свой выбор стихотворения, чем оно понравилось, какой след оставило в душе, какие выразительно-изобразительные средства использовал автор.
    В классе звучат стихи К.Бальмонта, И. Северянина. А. Блока, А.Фета, С.Есенина, Н.Рубцова и многих других поэтов. Музыкальное сопровождение, знакомство с живописными шедеврами усиливают эмоциональное восприятие поэзии.

    Вот такую пятиминутку провела ученица VII класса Кривошеева Татьяна.

    «В феврале 1918 года в Москве, в знаменитом зале Политехнического музея, состоялись выборы короля поэтов, им стал Игорь Северянин. Мне очень понравилось его стихотворение «Ноктюрн» своей необычностью, непохожестью на другие стихи, хотя в нем еще не все мне понятно. Послушайте:

    Месяц гладит камыши
    Сквозь сирени шалаши...
    Все - душа, и ни души...
    Все мечта, все божество
    Вечной тайны волшебство..

    Мы привыкли к тому, что лес - это чаще великан, деревья - богатыри-великаны, а здесь такое неожиданное сравнение: « « лес как сказочный камыш, а камыш как лес-малыш». Яблони цветут ранней весной, а пороша бывает зимой. Когда яблоня отцветает, ее белые лепестки подхватывает ветер, создается впечатление, что это закружилась снежная пороша. Такое вот сказочное смешение времен года. Nocturne переводится с латинского как «Ночная песня». И когда читаешь стихотворение, то понимаешь, как содержание его точно соответствует названию».
    Поэты часто используют один из самых сильных поэтических приемов – звукопись. Примером этому и служит «Ноктюрн» И. Северянина. Звукопись достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания (камыши, шалаши), повторением одного и того же звука (ш), употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
    Повторение одинаковых или сходных согласных называется аллитерацией (от латинского «собуквие»), в русской речи является самым распространенным типом звукового повтора. Объясняется это тем, что в фонетической системе русского языка доминирующее положение занимают согласные звуки, т.к. их значительно больше, чем гласных (6 гласных фонем, 37 согласных). В нашем стихотворении глухие шипящие (ш) звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, легкими движениями, чуть слышным шуршанием камыша".
     
     
    Поэтическая пятиминутка  «Ф.С. Рокотов. «Портрет А.П. Струйской и стихотворение Н. Заболоцкого "Портрет"

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Ее глаза - как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач.
    Ее глаза - как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной важности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.

    Больше двух веков разделяют моменты рождения двух произведений искусства, но после публикации стихотворения Н. Заболоцкого оба шедевра уже существуют неразделимо.
    Молодая женщина изображена на темном фоне и как прелестное видение выплывает из глубины веков - «из тьмы былого». Взгляд миндалевидных глаз как бы не направлен ни на что конкретно, он вне времени. Чуть заметная улыбка, собственно улыбкой и не являющаяся, - это один из характерных признаков рокотовских образов. Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, тающими, расплывчатыми.
     Контуры ее фигуры размыты, она словно появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем. Тени на лице, волосах, плече, платье усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Мир, в котором живет Струйская, необычайно красив; его можно ощутить через нежные полутона розового и пепельно-серого цветов.
    Рокотов лишь слегка обозначает оттенки душевного состояния, намеренно не конкретизируя их, оставляя зрителю возможность разгадать глубоко спрятанную тайну ее натуры. Можно и не видеть портрет Рокотова, но образ этой женщины встает из строчек Заболоцкого зрительно ощутимым.
    По мнению Н. Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза. Только эта деталь портрета и нашла отражение в стихотворении, но через описание «прекрасных глаз» женщины поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини.
    И настолько глубоко поэту запомнился образ женщины, настолько сильным было впечатление от выразительных глаз, что в любых сходных случаях, когда внешняя обстановка напоминает фон картины («потемки наступают»), перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно».

    Поэтическая пятиминутка «А. Боровиковский «Портрет Лопухиной» и стихотворение Я. Полонского  «К портрету Лопухиной»
     
    Владимир Лукич Боровиковский (1757- 1825) завершает плеяду выдающихся русских портретистов второй половины XVIII века, благодаря творчеству которых мы можем зримо представить облик, характер, нравы, «настроения души» людей, живших в то время, когда Россия перенимала у Запада правила жизни, манеру вести себя в обществе, систему образования.
    В конце XVIII - первые годы XIX в., когда широко распространились идеи сентиментализма, когда человек понимался как часть природы - родной природы, именно это качество, выраженное в искусстве, ценилось и в жанре портрета. Н. Карамзин писал: «человек сам по себе есть фрагмент или отрывок: только с подобными ему существами и природою составляет он целое». Творчество Боровиковского периода расцвета его таланта (последнее десятилетие XVIII в.) соответствует такому пониманию человека, лучшие стороны которого раскрываются вдали от городов, в контакте с природой. Портрет М. Лопухиной занимает особое место не только в творчестве Боровиковского, но и вообще в русской живописи. Достоевский в предсмертной речи отыскал выражение всей души многострадальной и великой родины, ее силу, ее терпение и ее женское начало в образах пушкинской Татьяны и тургеневской Лизы. Думаю, не будет большой ошибкой прибавить к этим образам главное, что создал Боровиковский - портрет Лопухиной.
    Облокотившись на старую каменную консоль, стоит в саду Мария Ивановна, в девичестве Толстая, сестра Федора Толстого, отважного путешественника, ходившего под парусами Крузенштерна. Обтекающий фигуру Марии контур, то теряющийся, то возникающий в виде легкой гибкой линии, вызывает воспоминания о подвижных контурах античных статуй; ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайшие, одухотворенные очертания ее лица - все это осуществляет уже как бы не живопись, но музыку. Известно, что она никогда не была счастливой, известно, что через год после того, как написал ее Боровиковский, она умерла от чахотки. Но, видимо, столько несла в себе любви, чистоты, поэзии, нежности, красоты, человеческого чувства, что и через два с лишним столетия их хватает на всех нас.
    Красота этого портрета - в удивительной слитности художественных средств, выражающих нежный облик и мечтательное настроение молодой женщины. Плавным контурам ее фигуры вторят мягкие круглящиеся линии платья и наклон поникших роз. Голубизна неба и васильков, белизна берез, зелень листвы и золото колосков отражаются в нежных тонах ее одежды. Прозрачность тонов, тонкость цветовых нюансов, - все участвует в создании глубоко эмоционального образа, покоряющего жизненной откровенностью.
    Наверное,  именно поэтому под первым же впечатлением от увиденной этой картины у Полонского сложились стихи:

    Она давно прошла,
                           и нет уже тех глаз,
    И той улыбки нет,
                        что молча выражали
    Страданье - тень любви,
                      и мысли - тень печали,
    Но красоту ее Боровиковский спас.
    Так часть души ее от нас
                                          не улетела,
    И будет этот взгляд
                        и эта прелесть тела
    К ней равнодушное
                    потомство привлекать.
    Уча его любить, страдать,
                           прощать, молчать.

    Имя Полонского помещают в длинном ряду хороших второстепенных поэтов. Уместно напомнить негодование А. Блока: «Публика любит большие масштабы. Полонский уже второстепенность!» Негодование Блока можно понять. Думается, что мы просто до сих пор не прочитали Полонского так полно и сосредоточенно, как он того заслуживает. И читателя еще ждет радость встречи с этим глубоко самобытным поэтом. Творчество замечательного мастера русского портрета XVIII века Боровиковского В.Л. представлено в Новосибирской картинной галерее портретом вице-канцлера А.Б. Куракина.


    Поэтическая пятиминутка  «Видения прекраснейшей мечты»
     
    60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

    В нашей памяти Победа,
    в наших душах  её свет.

    Всё дальше уходят опалённые войной годы, но Победа над немецко-фашистскими захватчиками навеки вписана в историю нашей страны и в жизнь каждой семьи. Какие бы перемены ни происходили в современном мире, с нами всегда останется подвиг нашей армии и нашего народа.
    В годы Великой Отечественной войны тысячи новосибирцев уходили на фронт добровольцами. Около 300 из них удостоены звания Героя Советского Союза, более же 40 стали кавалерами ордена Славы трёх степеней. Мы шли к великой радости Победы через отчаяние поражений, через боль ран, через скорбь по погибшим. Мы шли, отмечая путь безымянными высотами, жестокими переправами, братскими могилами. И сегодня наши глаза светятся гордостью за советского солдата, спасшего Родину и весь мир от фашизма.

    Все дальше уходят опалённые войной годы, и мы ясно понимаем, как важно передать правду и боль войны, радость Великой Победы новым поколениям.
    А в этом нам поможет творчество литовского графика Стасиса Красаускаса, его цикл «Вечно живые». (Графика - искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок, иногда с применением цветных пятен).
    Крупному циклу из 36 гравюр художник посвятил несколько лет. Для солдат Великой Отечественной цикл этот звучит как героическая симфония (учащиеся рассматривают эстампы его гравюр под тихие звуки Героической симфонии Д.  Шостаковича).
    Цикл воспринимается людьми, не знавшими ужасов войны, как реквием, а, следовательно, как напоминание. Потому что этому воину, молодому и сильному, распрощавшемуся с этим миром и уже давно покоящемуся в земле, над которой волнуется море густых хлебов, пролетают птицы и пушистые облака, этому воину должны быть благодарны все, кто остался в живых и кто радуется жизни.
    Весь этот огромный цикл как бы разделён на несколько частей. В первой части доминирует героико-трагическая тема цикла, во второй части - развивается тема материнства, в третьей - тема долгожданной победы. Нижняя часть гравюр посвящена чёрной земле, и через все рисунки лейтмотивом проходит лежащий в той земле павший солдат. Обведён он тонкой белой линией - будто серебристый свет луны или звёзд пронзил землю и выписан рельеф тела. Это неповторимая, присущая только Красаускасу линия рисунка: яркая, белая, необычно тёплая и лёгкая. Тонкая, как нерв, и трудноуловимая, как мысль человека. Солдат лежит в земле словно живой: ласковая земля как бы сберегла того, кто прикрыл её своей грудью и защитил от рабства и гибели всего порождённого ею. Мысль художника ясна: в памяти земли и людей вечно будет жить защитник земли и человека...
    Во второй, верхней части каждого рисунка мы видим трагические или героические фрагменты борьбы, картины из детства и жизни семьи солдата.
    Зрителя просто потрясает экспрессивная сцена атаки и смерти солдата. Каменные лица воинов. Напряжённый рельеф мускулов, необычайная суровость во всём облике свидетельствуют о тяжёлом, невыносимо тяжёлом боевом пути.
    Своеобразным комментарием к гравюрам Красаускаса можно считать получившую большую известность поэму «Реквием» (1960г.) Роберта Рождественского, поэта второй половины 20 века.
    Строчки из поэмы - на тысячах братских могил в самых разных концах нашей страны. Разные голоса звучат в «Реквиеме». Дважды это голоса погибших солдат.  «Разве погибнуть ты нам завещала, Родина! Жизнь обещала, любовь обещала, Родина», - с горечью говорят они и тут же объясняют: «Просто был выбор у каждого; я или Родина», и солдаты, конечно же, выбрали Родину. Во второй раз они берут слово уже в наши дни - спрашивают, как гам без них земля, птицы, цветут ли черешни, шумят ли тополя. Ведь
    ...самое страшное, - даже страшнее,
    чем смерть: знать, что птицы
    поют на земле без нас!
    Что черешни
    цветут на земле без нас!
    Что светлеет река.
    И летят облака над нами.
    Без нас.
    Звучит в поэме и голос матери, сын которой погиб. Она безутешна:
    Не могу найти дороженьки,
    чтоб заплакать над могилою.
     Не хочу я
    ничегошеньки,- только сына милого.
    За лесами моя ластынька!
    За горами - за громадами...
    Если выплаканы глазыньки, сердцем
    плачут матери...

    Даёт слово автор и молодому поколению, которое клянётся продолжить дело отцов: «Именем жизни клянёмся павшим героям...».
    Звучит в поэме и авторский голос. Он призывает помнить о подвиге погибших в Великую войну, призывает быть достойными их подвига, а самое главное, не допустить повторения войны.
    Кто видел солдата в момент атаки, тот может судить, насколько подлинные переживания зафиксированы в гравюрах. Точно кадры, проходят трагические сцены войны; судьба людей, очутившихся за колючей проволокой концлагеря, конвульсии женщин, мечущихся в языках пламени горящего села или города, возвращение старушки и ребёнка в пылающую деревню... Земля обагрилась людской кровью и поглотила сына, мужа, отца. Поглотила живого человека.
    Даёт слово автор и молодому поколению, которое клянётся продолжить дело отцов: «Именем жизни клянёмся павшим героям...».Звучит в поэме и авторский голос. Он призывает помнить о подвиге погибших в Великую войну, призывает быть достойными их подвига, а самое главное, не допустить повторения войны.Кто видел солдата в момент атаки, тот может судить, насколько подлинные переживания зафиксированы в гравюрах. Точно кадры, проходят трагические сцены войны; судьба людей, очутившихся за колючей проволокой концлагеря, конвульсии женщин, мечущихся в языках пламени горящего села или города, возвращение старушки и ребёнка в пылающую деревню... Земля обагрилась людской кровью и поглотила сына, мужа, отца. Поглотила живого человека.
    Интересно решаются первые сцены трагико-героической части. Здесь всё чёрное - и земля, в которой покоится погибший солдат, и ночное небо, прикрывающее павшего воина... Чёрная краска рисунка ёмко передаёт его настроение. И она здесь густая - как звук органа. Интересно, что белая контурная линия как бы выявляет озарённые лунным или звёздным светом фигуры людей, деревья, птиц и тучи. По земле как будто блуждают тени...
    Вторая сторона фигур почти не освещена и сливается с окружающим мраком. Эта картина страшного сна, жуткого кошмара подчёркивает пережитую человеком муку. Но кошмарная ночь кончается, мир сбрасывает черноту, и теперь уже другой, живительный свет касается фигур... Это свет пробуждающегося мирного утра.
    Фигуры ребёнка, матери, других оставшихся в живых людей, освещённые живительным светом, более весёлые, наполнены жизнью. Они излучают радость. На росистом лугу весело резвится конь, на котором, быть может, ездил павший на поле брани солдат. Конь символизирует здесь и возвратившуюся свободу, и радость, и самое обыкновенное житейское счастье.
    В завершающей цикл части видим летящую по небу фигуру. Словно облако, от которого протянулись то ли нити солнечных лучей, то ли золотистые пряди волос, то ли струи серебристого дождя. Возможно, это символ мира или возрождающейся жизни. Эти гравюры напоминают нам, какую тяжёлую борьбу пришлось вести на земле Добру, Правде и Красоте. И всё-таки человек вышел из неё победителем. Победе советского солдата и создал прекрасный гимн Стасис Красаускас.
    Помните!
    Через века,
    через года, - помните!
    О тех, кто уже не придёт
    никогда, - помните!

    Политые кровью стоят  на нашей земле холмы и взгорки, с вершин их видны поля, леса, просёлки - вся как есть Россия, которую отстояли на этих самых высотах наши деды и отцы.

    Люди!
    Покуда сердца
    стучатся, -
    помните!
    Какою ценой
    завоёвано счастье,-
    пожалуйста,
    помните!
    (звучит фрагмент из «Героической симфонии» Дм. Шостаковича).

    Ветеран Великой Отечественной войны для всех и для каждого - непререкаемый политический и моральный авторитет. Ещё около 3-х миллионов их живут с нами, оставаясь исторической памятью народа о совсем недавнем героическом прошлом.

    Т.Н. Величко,
    учитель литературы высшеф квалификационной категории
    МОУ СОШ № 54




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование