Хохлов В. Межполушарная асимметрия и успеваемость школьников в раннем подростковом возрасте
У каждого человека под шляпой — свой театр,
где развертываются драмы, часто более сложные, чем те,
что даются в театрах.
Томас Карлейль
Ахиллесова пята нередко укрыта в голове.
Лешек Александр Кумор
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что каждый ребенок индивидуален. Есть дети, для которых построить таблицу легче, чем ее проанализировать. А есть такие, которым, наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются. Для какого же из этих двух учеников изучение строения атома будет успешнее, если при объяснении «собирать» атом, а для какого ученика удобнее будет атом «разбирать» на составные части? Для кого из них коллективная работа на единую цель будет мотивирующей? Кому из учащихся необходимо обязательно прочитать вслух задание, чтобы понять его? Каким ученикам бесполезно говорить «ты должен»? И как же тогда определить для него его позицию по отношению к учебной работе?
Все эти и многие другие вопросы находят ответы при тщательном анализе психофизиологических особенностей учащихся, определяющих индивидуальный стиль учебной деятельности и учебный успех ученика.
В процессе школьного обучения основную нагрузку несет аналитическое левое полушарие головного мозга. Активизация работы правого полушария посредством проведения специальных упражнений ведет к развитию творческих способностей, что повышает мотивацию к учению, которая приводит к улучшению успеваемости.
Актуальность работы: изучение соотношения показателей межполушарной асимметрии и успеваемости учащихся в раннем подростковом возрасте позволит улучшить процесс обучения в школе.
Предмет исследования: межполушарная асимметрия головного мозга и успеваемость шестиклассников.
Объект исследования: учащиеся 6 классов школы.
Гипотеза исследования: существует связь между функциональной асимметрией больших полушарий и успеваемостью в школе.
Цель: установить соотношение показателей диагностики межполушарной асимметрии и успеваемости шестиклассников.
Задачи: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) выявить соотношение типов межполушарной асимметрии головного мозга среди учащихся 6 классов; 3) сопоставить результаты диагностики с результатами промежуточной аттестации школьников по определенным предметам; 4) соотнести результаты с гипотезой исследования, перевести их в таблицы; 5) транслировать выводы учащимся, педагогам, родителям; 6) составить рекомендации для учителей и учащихся.
Методы исследования: 1) обзор литературы по проблеме исследования; 2) диагностика; 3) анализ табелей успеваемости; 4) количественные методы обработки результатов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями.
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Подростковый период подразделяется на три этапа:
• ранний подростковый период — с 10-11 до 14 лет жизни;
• средний — от 14 до 16-17 лет;
• поздний — от 16-17 лет до взрослого возраста.
Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем — основа высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.
В норме мозг человека состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой мозолистым телом. Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности. Изучая литературу по проблеме исследования, я узнал, что в 1981 г. американскому неврологу Роджеру Сперри (1913-1994 г.) была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга».
Ранее считалось, что левое полушарие является доминирующим, а кора этого полушария отвечает за более сложные познавательные функции (например речь), чем кора правого полушария. Эта точка зрения была основана на клинических наблюдениях за больными с органическими изменениями участков левого (и, предположительно, доминирующего) полушария, при которых нарушались специфические познавательные функции. Так, при повреждениях левого полушария, затрагивающих центр речи, нарушалась речь. Поскольку у таких больных правое полушарие не брало на себя функцию поврежденных центров речи в левом полушарии, то считалось, что правое полушарие менее развито. Однако Сперри со своими коллегами обнаружил, что правое полушарие также выполняет познавательные функции.
Исследования Р. Сперри и его сотрудников из Калифорнийского технологического института показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций. Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений, например с распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например голос и интонацию) и «понимает» музыку. Сперри с коллегами показали, что оба полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга — это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария, она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, можно объяснить, почему многие школьники не успевают по предметам.
У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал. Если раньше включается левое полушарие и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части. Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа.
Установлено, что функцией левого полушария является оперирование знаковой информацией, а также чтение и счет, оно отвечает за эмоции любопытства, радости, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности человеческих лиц), продуцирование сновидений.
Мозолистое тело является проводником сигналов — запросов от одного полушария к другому. Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, несомненно, определяется генетически. Однако как каждый наследственный признак, эта способность обладает как диапазоном возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет реализация на практике этого признака, зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий.
Для учителя важно выделить учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено, поскольку явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Информация о конкретном ученике помогает учителю понять, в каком виде учащемуся удобнее воспринимать информацию для ее быстрого осмысление, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие. Развивать каждое полушарие необходимо, и наиболее эффективно это происходит, если человек сам осознает, какова его модель полушарного взаимодействия: есть ли доминирование.
В возрасте от 7 до 12-15 лет происходит становление межполушарного взаимодействия. Происходит формирование познавательных стилей личности и обучения. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия — самоанализ, процесс познания самого себя), регулировать свои поведение, эмоции, речь.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
1) доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
2) доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди, амбидекстеры).
Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но позволяет многое увидеть в человеческой личности. Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое. Более того, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Согласно теории Говарда Гарднера, существуют семь типов интеллекта, которые необходимо использовать при обучении детей: логико-математический, вербальный (языковой), музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. В школе, к сожалению, используются в основном логико-математический интеллект и вербальный. Нужно учитывать, что правое полушарие успешно справляется с невербальными, пространственными задачами. Поэтому важно не заставлять детей использовать языковые средства как способ мышления, необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и приложению знаний к реальным ситуациям.
Исследование волновой активности мозга детей, успешных и неуспешных в обучении, показало, что неуспешные дети отличаются более низкой общей активностью левого полушария даже при выполнении вербальных и знаковых заданий. Кроме того, у них значительно меньшая частота переключений с одного полушария на другое при выполнении заданий, требующих разной стратегии мышления. Объясняется это либо несформированностью мозолистого тела мозга, обеспечивающего переключаемость в работе полушарий, либо стрессовым состоянием, разобщающим работу полушарий.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы проводили диагностику выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий при помощи визуального теста В.Н. Пугача и метода И.П. Павлова (считается, что данные методики используются для определения психической асимметрии). Две методики использовались для получения более достоверной информации.
Визуальный тест, направленный на определение доминирующего полушария головного мозга, был опробован в 2010 г. на международной конференции по Интегративной медицине в Иерусалиме. Данный тест помогает определить, какое из полушарий мозга более активно.
Тест показывает состояние человека на данный момент. Он позволяет выявить наиболее сильные стороны работы мозга с помощью вращающейся фигуры женщины. Вращается в ту или иную сторону не только и не столько картинка, сколько перцептивный образ движущегося пространства, сформированный мозгом.
При использовании метода И.П. Павлова, испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть. Карточки одинакового размера, надписи должны быть сделаны одинаковым шрифтом одного и того же размера. Эти девять карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, ему надо разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».
Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь + овца +орел, в другую — глаголы, в третью — названия внешних покровов этих животных), то, скорее всего, этот ребенок чаще реализует левополушарный тип мышления.
Учащийся с доминированием правого полушария «соберет» из слов три образа (овца + бегать + шерсть; орел + летать + перья; окунь + плавать + чешуя,). Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то он не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовем такого ребенка «равнополушарным».
Всего в исследовании принимало участие 95 учащихся 6 классов.
По итогам диагностики учащиеся были разбиты на 3 группы и 6 подгрупп: 1) правши — а) сильные правши (совпадение по 2 методикам); б) слабые правши (совпадение по 1 методике); 2) амбидекстры — а) сильные амбидекстры (равнополушарные по 2 методикам); б) слабые амбидекстры (равнополушарные по1 методике); 3) левши: а) слабые левши(совпадение по 1 методике); сильные левши (совпадение по 2 методикам).
После диагностики мы проводили сопоставление результатов исследования межполушарной асимметрии и успеваемости по основным предметам.
Для анализа успеваемости были выбраны 4 предмета: математика, русский язык, биология, изобразительное искусство. Такой выбор мы объясняем тем, что математика — точная наука, типичный «левополушарный» предмет. Русский язык лучше дается право-полушарным детям, но грамматика лучше у левополушарных детей и из них получаются хорошие лингвисты. Биология — предмет, в котором в равной степени сочетается работа обоих полушарий. Изобразительное искусство — преимущественно правополу-шарный предмет.
При анализе мы брали средний балл по предмету за 2 учебные четверти. Далее сравнивали средний балл по каждому предмету и сопоставляли с преобладающим типом полушария.
Анализ распределения типа асимметрии по половому признаку особых отличий не выявил, в дальнейшем половую принадлежность мы не учитывали.
Для удобства при выявлении взаимосвязи между успеваемостью по предметам и школьной асимметрии учащиеся были разделены на группы: группа А — правополушарные — 13 человек (13,7%), В — лево-полушарные — 28 человек (29,5%), С — равнополушарные — 54 человека (56,8%).
Анализ полученных результатов показал следующее:
1. Явной связи у учащихся групп А, В (правополутарные и левополушарные) и успеваемостью по русскому языку, биологии, ИЗО нет. Это можно объяснить тем, что русский язык, как уже было сказано выше, предмет, который по силам и логике, и интуиции. Изобразительное искусство, пока не стало профессиональной деятельностью учащихся, также может сочетать в себе четкость и строгость с творчеством и чувственностью. Работы профессиональных право- и левополушарных художников легко отличить. Картины правополушарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести В. Ван-Гога, Рембрандта ванн Рейна, И. Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета,(П. Пикассо, Р. Кент, Ф. Леже).
2. Между группами А, В и успеваемостью по математике связь прослеживается: у школьников с доминированием правого полушария успеваемость хуже, чем у «левополушарных».
3. Слабо выраженные связи между успеваемостью и доминирующим полушарием могут быть объяснены также и возрастом испытуемых. В период раннего подросткового возраста (11-12 лет) еще не завершился ряд нейрофизиологических перестроек, в том числе темперамент и изменения в эндокринной системе, в результате чего нарушаются нормальные отношения между доминантным и субдоминантным полушарием, что усиливает эмоциональную составляющую поведения.
4. Более низкая успеваемость группы С — равнополушарных учащихся — объясняется тем, что при нестрогом разделении функций между полушариями мозга каждое из полушарий отвечает за речевую и неречевую информацию. Их обработка происходит синхронно: процессы не разделены. У индивида снижена способность к эффективному планированию деятельности, проявляются раздражительность при длинной монотонной работе, эмоциональная нестабильность. Это хрупкое состояние гармонии, которое нужно тренировать.
5. Соотношение по типам асимметрии выявило явное доминирование равнополушарных детей, или амбидекстров. И это неслучайно. Нам показалось крайне интересным наблюдение ученых, что, с 2000 г., внутри группы амбидекстров появились дети с уравновешенностью право-левополушарных мозговых процессов. Данному явлению больше подходит термин «амбицеребральность». Амбицеребральность — это способность правого и левого полушария мозга человека попеременно или параллельно и одновременно осуществлять переработку информации. Следует отметить, что у таких детей процесс переключения переработки информации в правом и левом мозге происходит спонтанно. Но к моменту созревания оба полушария начинают перерабатывать информацию параллельно и одновременно, демонстрируя качественно новые возможности мозговой деятельности. Мы в своей работе также наблюдаем этот феномен.
6. Обращает на себя внимание крайне малая доля учащихся с доминирующим правым полушарием. Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Профессор Т.П. Хризман предупреждает: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родителям, воспитателям, учителям, общаясь с ребенком, полезно почаще вспоминать, что всем есть «место под солнцем»: лево-, право- и равнополушарным. Мозг, разумеется, функционирует, как единое целое, объединяя оба способа организации контекста как взаимодополняющие компоненты мышления.
Период школьного обучения характеризуется формированием всесторонне развитой личности. Поэтому неблагоприятное протекание этого периода ведет, как правило, к нарушениям нормального развития ребёнка во всех сферах — физической, психологической, социальной.
Для учителя и ученика важно знать тип асимметрии полушарий, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Поэтому такая информация помогает понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «запаздывающее» полушарие.
Библиография
1. Дубровина М. Ю. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная). Антропологические подходы в современном образовании. — Новокузнецк: Педагогика, 1991.
2. Картер Рита. Как работает мозг/Рита Картер; пер. с англ. П.Петрова. — М.: ACT: CORPUS, 2014.
3. Китаева М.В. Успешный учитель — успешный ученик. Практическое пособие для педагогов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Пугач В.Н., Кабаева В.М. Функциональная асимметрия мозга: амбидек-стрия и амбицеребральность, новые тенденции. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластич-ности (Материалы Всероссийской конференции с международным участием). — М.: Научный мир, 2008.
5. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. — М.: Наука, 2001.
7. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — Москва: Мир, 1983.
Научный руководитель
Е.В. Авдеева, учитель биологии БМОУ «СОШ № 50»
г. Калуга