Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Л.Р. Бердышева (Москва)
    канд. филол. наук, научный сотрудник лаборатории литературного образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования

    Сочинение в современной школе как форма итоговой аттестации
     

    Ключевые слова: русский язык и литература, выпускное сочинение, школьное образование, итоговая аттестация.
    Аннотация. Рассматривается проблема подготовки учащихся к выпускному сочинению в процессе изучения литературы в школе. Анализируется опыт прошлых лет и современное состояние школьного образования.

    Keywords: Russian language and literature, prom essay, schooling, Radiophysics.
    Annotation. The problem of training of students to exhaust composition in the process of studying literature in the school. The experiences of the past and contemporary State schooling.

     
    Тема данной работы — «Сочинение в современной школе как форма итоговой аттестации» — с первой фразы требует уточнений. Современная школа в данном контексте — это школа последних двух лет: с начала 2014 года, когда было заявлено о возвращении сочинения в школу, до сегодняшнего дня. Следующее уточнение: это сочинение по какому предмету? Если оно возвращенное, то значит по литературе? По итогам обсуждения проведенного первого итогового сочинения в выпускных классах стало понятно, что его продолжают воспринимать как сочинение по литературе, а зачастую и подталкивают к такому восприятию учащихся и общество в целом.

    Но это не так. Разработчики утверждают, что данное сочинение — метапредметное, то есть умения и навыки его написания могут быть отработаны на любом уроке. Представленные в начале года направления сочинений, безусловно, это подтверждают. Но любое свое рассуждение на одну из предложенных тем итогового сочинения одиннадцатиклассники должны подтвердить или опровергнуть (вступив в полемику) примером из художественного произведения, изученного на уроке литературы или прочитанного самостоятельно. Это обосновано тем, что к семнадцати годам ребята имеют еще небольшой жизненный опыт, и поэтому им необходима литературная опора для рассуждений на представленные общие темы. Художественные произведения служат нравственными ориентирами для молодого поколения и помогают самоидентифицироваться. «Самоидентификация — процесс и одновременно результат самопознания в непрерывно меняющихся условиях социальной реальности, информационного пространства и современных социокультурных ситуаций. Понятие «самоидентификации», безусловно, обладает некоторой внутренней противоречивостью. Личности ведь приходится не только проявлять самостоятельность и инициативу, но и выполнять требования социума, согласовывая свои представления «о добре и зле» с интересами других людей и государства» (1). В этом процессе самоидентификации чтение и осмысление художественных произведений играет ключевую роль, а умение грамотно излагать свои мысли помогает гармоничному осознанию себя в мире. Целью итогового сочинения должно стать творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. По итогам первого года проведения итогового сочинения можно сделать некоторые выводы, вспомнив как опыт сочинений «советских» лет, так и работу школы последнего десятилетия, остановившись на литературном школьном образовании.

    «Необходимо констатировать в наших школах совершенно недостаточное внимание к живости, разнообразию и осмысленности письменных работ». Можно решить, что это цитата из современных журналов о ситуации в наших школах, которые столкнулись с проблемой возрождения итоговых сочинений. Но об этом писала М.А. Рыбникова — крупный методист и ученый — еще в начале 30-х годов XX века. Правда, тогда эту ситуацию она объясняла тем, что школьные учителя увлечены написанием диктантов, считая, что нельзя давать сочинения, пока учащиеся не овладели грамотой. Подобного рода методический подход к обучению оставил на периферии другие формы письменных работ. Вывод, к которому приходит Рыбникова, анализируя сложившуюся ситуацию в школе, следующий: «И, конечно, результат получился плохой, прежде всего для самой грамотности, потому что ученик может серьезно овладеть хорошим изложением, хорошим построением фразы, правильной расстановкой знаков только тогда, когда он выработает определенное отношение к самому процессу письма, когда процесс письма перестает быть только формальным заданием, когда ему захочется писать, так сказать, для души, для себя, чтобы передать свои мысли и переживания. Если мы пишем только диктанты, то мы рискуем выработать механическое письмо, письмо малосодержательное, внешнее письмо. А наша задача заключается в том, чтобы научить наших учащихся думать с пером в руках» (2).

    По результатам проверок итоговых сочинений прошлого года отчетливо выявились проблемы уроков литературы в современной школе. Обучение данного поколения учеников было нацелено на итоговое тестирование, этому был подчинен ход уроков. Итоговый экзамен — обязательный ЕГЭ по русскому языку, в котором выпускникам надо написать эссе по определенной композиционной модели: сформулировать проблему представленного им текста; раскрыть ее в нескольких предложениях; понять и выразить, что автор думает об этой проблеме; высказать свое мнение, аргументировав свою позицию. Эта структура эссе, которой обучали детей по определенному шаблону, существовала на протяжении десяти лет. Поэтому сейчас любой письменный текст, который предлагается ученику, осознается им в формате ЕГЭ.

    Столкнувшись с итоговым сочинением на выходе не только учащиеся, но и сами преподаватели были застигнуты врасплох. Безусловно, обучая правильно и грамотно писать тесты, учителя этими приемами развивают, обогащают речь ученика, но это не основная цель, а средство. Основная цель литературного образования заключается в том, чтобы научить учащихся видеть и понимать жизнь, выражать свое мировоззрение с помощью выразительного слова, иначе говоря, с помощью литературных средств углубить и расширить постижение жизни.

    По тем темам сочинений, которые были даны в этом году, и направлениям, заявленным на следующий год, можно сделать вывод, что современное итоговое сочинение — это не сочинение по литературе, в нем ставятся метапредметные цели. Особенно это очевидно на примере направления «время», где могут быть ассоциации и с философией, и с физикой, и с литературой. Поэтому любой учитель на своих уроках может и должен готовить учащихся к нему.

    Мысль о том, что к сочинениям должны готовить не только учителя русского языка и литературы, но и преподаватели других предметов, не нова. Эти предложения высказывались в начале XX века, но на практике не находили применения. Хотя опрос учащихся основной школы показал, что им интересны темы о спорте, музыке, живописи, театре, новейших технологиях. Эти темы отражают индивидуальные интересы учащихся, помогают им осмыслить достижения человека в освоении мира, связать свои мечты и стремления с современной действительностью.

    Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают глубже осознать окружающую их действительность, понять самих себя, сопоставлять разные факты действительности и принимать собственные решения. М.А. Рыбникова подчеркивала значение сочинений, основанных на жизненном опыте, для литературного образования человека: «Только те учащиеся, которые прошли через опыт хотя бы простейших сочинений этого типа, только они становятся образованными читателями наших классиков, нашей современной литературы. Это азбучная истина» (3). Таким образом, сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов.

    «Привыкая писать сочинения, содержание которых предварительно разжевано в классе, ученики не только не учатся самостоятельно мыслить, но и теряют всякий интерес к самой работе. И поэтому, несмотря на большие усилия и время, которое затрачивает учитель, результаты не удовлетворяют его: сочинения получаются сухими, маловыразительными, похожими по содержанию и форме», — это уже размышления над системой обучения сочинениям другого методиста, Т.А. Ладыженской, высказанные в конце 70-х годов прошлого века. Как мы видим, вопрос о том, каким должно быть сочинение школьных выпускников и как к нему готовить, находился всегда в поле зрения учителей и методистов (4).

    В советской школе на выпускном экзамене предлагали два основных типа сочинений: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так обычно назывались сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу). Конечно, прототипом итогового сочинения в современной школе, является сочинение на свободную тему. Сочинения на свободную тему опирались на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения над явлениями природы, общественной жизнью, научно-техническим прогрессом. Подготовкой к такому виду сочинений служили сочинения по картине, портретные характеристики, отзывы-рецензии, сочинение сказок и т.д. Это были небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они по преимуществу на уроке в течение 10-15 минут. Их целью была тренировка в использовании различных стилистических приемов, изобразительных средств языка, в построении предложений определенной конструкции, а также активизация словаря. На этих уроках вырабатывались навыки делать краткие зарисовки картин из жизни людей, природы, искусства.

    Предлагая учащимся написать сочинение на свободную тему, мы проверяем умение собирать, распределять и выражать свои мысли и впечатления, привлекая художественный и жизненный опыт. Безусловно, чтобы получить хорошие результаты на выходе, надо на протяжении всех лет обучения развивать коммуникативные умения учащихся: осмысливать тему сочинения, раскрывать основную мысль, систематизировать материал и выстраивать его в определенной композиционной форме, выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка и т.п.

    Современное сочинение — это уход от однообразия ЕГЭ, возможность писать по-разному на волнующие темы. С возвращением сочинения выдвигаются другие коммуникативные задачи, которые решаются в иных речевых жанрах. Подготовка к современному итоговому сочинению нуждается в свободном диалоге, дискуссии, переживании, споре. Безусловно, школьную концепцию преподавания не изменить за короткое время, это должна быть подготовка целого поколения учащихся. Но то, что надо менять структуру уроков уже сейчас, это ясно всем. Уроки внеклассного чтения могут приобретать форму читательских клубов, где будут приветствоваться живые споры и обсуждения. Практика таких уроков поможет молодым ребятам правильно, грамотно и интересно излагать свои мысли, рассуждать на общечеловеческие темы, привлекая в единомышленники или оппоненты прочитанные книги.

    Предлагая тему сочинения без указания конкретного произведения, даем ученику возможность сделать выбор. Свобода в выборе литературного материала определяет форму высказывания, что приводит к разнообразию жанров сочинения. Уже в первом итоговом сочинении прошлого года многие одиннадцатиклассники в своих рассуждениях выходили за пределы школьной программы и рекомендательных списков. Надо отметить, что именно эти сочинения были наиболее интересны, отмечались свободой мысли и неожиданными литературными сопоставлениями, и, безусловно, были «личными», не списанными.

    Как же сейчас можно готовить учащихся к сочинению? Прежде всего нужно осмыслить предложенные направления и «прокрутить» их со всех сторон, начиная с осознания данных категорий: время, дом, путь и т.д. Для этого необходимо почитать и проанализировать словарные статьи у Даля, в БСЭ, в Википедии. Вспомнить подходящие к теме фразеологизмы, афоризмы, пословицы. В процессе работы по осмыслению найденного материала, учащиеся могут прийти к выводу, что некоторые тезисы им близки, и будут их утверждать и доказывать, другие же, наоборот, начнут сомневаться, не будут столь однозначны и повернут рассуждения от противного. Далее следует определиться с выбором художественного произведения, на которое будете опираться в сочинении, в каком аспекте будете его рассматривать.

    Подготовка материала, его систематизация, обдумывание плана сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс действий поможет учащимся овладеть навыками связного письменного высказывания, а интересные художественные тексты, привлеченные в качестве опоры для своих мыслей, внесут личное отношение в этот интересный разговор.
     
     

    1 Е.А. Самойлова. Формирование гражданской идентичности российских школьников и изучение литературы // Русская словесность. — № 3. — 2015.
    2 М.А. Рыбникова. Система письменных работ // Избранные труды. — М., 1958. — С. 401.
    3 Там же. — С. 480.
    4 Система обучения сочинениям на уроках русского языка (PV-VIII классах) / Под ред. ТА. Ладыженской. — М., 1978. — С. 8.

     
     

    «Русская словесность» . – 2015 . - № 6 . – С. 26-29.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование