Егоров Б.Б. Материалы для подготовки программы работы с одаренными детьми

 
Б.Б. Егоров, кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
 
 
Материалы для подготовки программы работы с одаренными детьми 
 
 
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
 
Развитие российского общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей. В связи с этим перед школой ставится задача поиска и развития одаренных детей. Выявление и развитие их способностей должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, для чего необходимы усилия всего педагогического коллектива.
Этому направлению в нашем ОУ всегда уделялось большое внимание. Подтверждением являются следующие факты: темы работы педагогического коллектива школы последних лет: «Личностно ориентированное обучение», «От личностно ориентированного обучения к интерактивному», «Интерактивное обучение: проблемный урок»,«Воспитание интеллектуальной элиты России»;
• в школе ведется серьезная работа по подготовке одаренных детей к олимпиадам;
• в ОУ много лет действует научное общество старшеклассников по направлениям:
—олимпиадное движение;
—научно-исследовательская работа;
—мастер-класс;
—клуб любителей иностранных языков «Полиглот»;
—научно-практические конференции;
—пресс-центр;
—фестиваль научных идей.
Однако в современных условиях необходима разработка системы выявления одаренности детей на ранних стадиях обучения, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей. Реализации этих целей призвана способствовать программа «Одаренные дети».
 
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
1.Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива.
2.Признание руководством и коллективом того факта, что системная работа с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений деятельности.
3.Включение в работу с одаренными учащимися учителей, ориентированных на стремление к интеллектуальному самосовершенствованию, развитие умения осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью школьников.
4.Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса в сочетании со снижением учебной и психологической нагрузки учащихся.
5. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными учащимися.
 
Цели и задачи программы
Целью программы является создание в общеобразовательной организации условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение условий для их личностной самореализации. Задачи программы
1.Создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями.
2.Вовлечение в работу научного общества старшеклассников как можно большего количества учащихся.
3.Повышение результативности олимпиадного движения.
4.Развитие сетевого взаимодействия с муниципальной «Малой академией наук».
5.Активизация участия всех обучающихся в заочных олимпиадах, марафонах и фестивалях наук и искусств.
6.Развитие творческих способностей обучающихся через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей.
 
 
Cистема программных мероприятий
 
Программа «Одаренные дети» основывается на следующих принципах работы с одаренными детьми:
• принцип индивидуализации обучения;
• принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
• принцип тьюторства;
• принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
 
Направления работы
1. Выявление одаренных обучающихся путем:
• использования приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
• периодического сбора сведений от учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных детей в их классах;
• проведения специальных тестов и других психологических исследований, позволяющих определить наличие одаренности;
• выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их детей;
• проведения интеллектуальных марафонов в 1-9-х классах, рейтинговых зачетных недель в 10-11-х классах.
2. Организация:
• деятельности научного общества старшеклассников, пресс-центра;
• участия в олимпиадном движении, научно-практических конференциях;
• взаимодействия с муниципальной «Малой академией наук» (написание исследовательских и творческих работ по разным направлениям);
• ежегодного фестиваля «Дыхание весны», который способствует развитию многообразных творческих способностей учащихся;
• работы по формированию и ведению портфолио каждого ученика;
• системы наставничества, в которой педагог-наставник:
—выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой исследования, выбранной самим учеником;
—обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение;
—осуществляет связь с родителями одаренного ученика;
• стимулирования учебных и творческих результатов путем чествования победителей олимпиад, вручения ценных подарков, публикации материалов в школьной и муниципальной прессе.
 
Ожидаемые результаты реализации
В ходе реализации программы «Одаренные дети» ожидается получение следующих результатов.
1.Увеличение количества одаренных детей, выявление по возможности всех одаренных школьников, обучающихся в школе.
2.Совершенствование системы работы с одаренными обучающимися на основе всех перечисленных выше
направлений.
3.Повышение качества подготовки учителей, работающих с одаренными школьниками, через систему дополнительного профессионального педагогического образования и целенаправленной методической работы.
4.Эффективное использование новых технологий   работы с одаренными обучающимися (деятельностный подход в обучении, интерактивное обучение, информационные технологии и т.д.) 5. Развитое сетевое взаимодействие с организациями и учреждениями, ориентированными на поддержку одаренных школьников.
 
 
 
 
 
 
 "Практика административной работы" . - 2016 . - № 1 . - С. 58-60.