Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    О.С. Подгрушняя (Москва)
     
     
    Формирование представлений об аксиологической проблематике произведений на занятиях элективного курса.    Роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»
     
     
    Ключевые слова: аксиологическая проблематика, исследовательская деятельность, работа с текстом, восприятие и интерпретация произведения, антивоенное комическое произведение.
     
     
    Элективные курсы — сравнительно новое явление в методике преподавания литературы в школе. Реализация их предусматривает активное использование учащимися проектной и исследовательской деятельности.
    Обращение к исследовательской деятельности предполагает реализацию этапов, характерных для научного исследования: формулировку проблемы и задачи, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, определение подходов к отбору и классификации научного и в нашем случае художественного материала, его анализ и обобщение, разработку научного комментарий, формулировку собственных выводов.
     
    Элективный курс «Аксиологическая проблематика произведений русской и зарубежной литературы периода Первой мировой войны (1914-1918)» направлен на изучение аксиологической проблематики произведений прозаических жанров отечественной и зарубежной литературы о Первой мировой войне. Учащимся было предложено провести исследовательскую работу по материалам знаменитого романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Произведение чешского писателя достаточно объемно, поэтому наше исследование мы построили на работе с эпизодами, которые помогают понять художественную манеру писателя.
     
    Работу с текстом подготавливает знакомство учащихся с личностью и литературным наследием чешского романиста. Для этого была выбрана форма заочной образовательной экспедиция по историко-культурным местам, где жил, трудился и воевал Ярослав Гашек. Учебная экспедиция — это не только способ первичной встречи с творчеством великого писателя, но и форма закрепления навыков учебного исследования. На подготовку заочной экспедиции старшеклассникам давался месяц, в результате на вводном занятии элективного курса был представлен маршрут — презентация «Ярослав Гашек — солдат, служивший России».
     
    План заочной экспедиции можно представить так:
    1. Семья Ярослава Гашека;
    2. Ранняя журналистская и литературная деятельность писателя;
    3. Солдат австрийской армии — военнопленный на русско-австрийском фронте;
    4. Ярослав Гашек на службе Красной Армии.
     
    Первичное знакомство с биографией и творчеством Я. Гашека помогает определить цель дальнейшей исследовательской работы, заключающейся в выявление поэтики романа о бравом солдате Швейке и месте в ней аксиологической составляющей. Предметом специального исследования старшеклассников было изучение приемов художественного раскрытия аксиологической проблематики в романе Я.Гашека.
    В ходе исследования использовались различные методы: беседа, наблюдения, чтение отдельных эпизодов художественного произведения и контрольно-проверочная работа аналитического характера. На первом этапе работы была сформулирована гипотеза исследования: при чтении, восприятии и интерпретации романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» у учащихся через получение новых знаний о природе комического в художественно-повествовательной системе эпического произведения формируется адекватное представление об аксиологической проблематике произведения.
     
    Для адекватного понимания учащимися романа Я. Гашека, ориентации в тексте нами была дана информация об исторических событиях первой трети XX века. В процессе погружения в историческую и культурную атмосферу жизни Чехии накануне и во время Первой мировой войны старшеклассники получили представление о том, что атмосфера «дискредитации смехом» пронизывала всю общественную жизнь чешского общества. Чехи никак не хотели сражаться за интересы Австро-Венгерской империи. В армейской среде вместе с неприязнью к австрийским правящим верхам сказывалась и просто тоска по веселому слову, шутке. Поэтому роман Гашека так не похож на другие произведения военной прозы. На этом этапе работы мы не раз обращаемся к литературной энциклопедии, предлагая старшеклассникам найти объяснение понятию «военная проза». В энциклопедии содержится интересная информация о том, что жанр военной прозы восходит к военной журналистике и публицистике времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Тогда же зародились и начали развиваться два направления: первое, доминирующее на протяжении почти ста лет, — «ура-патриотическое». Второе направление военной прозе задали В. Гаршин (рассказ «Четыре дня» и др.) и Л.Н. Толстой, едва ли не впервые в истории отечественной литературы осудившие войну как явление, какие бы цели она ни преследовала, и показавшие войну насколько возможно объективно. Эстетика военной прозы строится на контрасте «суровых будней», жестокости и абсурдности войны и человечного, жизнеутверждающего поведения людей. Трагические обстоятельства заданы самой ситуацией войны; авторов интересуют преодоление (или подчинение) человеком шокирующих его обстоятельств, его духовные возможности, неожиданность выбора и решений.
     
    В литературе Западной Европы тенденции, аналогичные гуманистическому антивоенному пафосу Толстого, получили мощное развитие после Первой мировой войны (творчество Э. Ремарка («На Западном фронте без перемен»), Э. Хемингуэя, С. Моэма и др.).
     
    «Похождения бравого солдата Швейка» не похожи на обычные военно-исторические романы. В них нет объективности, приличествующей историку. В произведении краски чрезвычайно сгущены. Автор широко пользуется приемами гротеска, гиперболы, карикатуры. Но при всем том Гашек разоблачает своими приемами сатиры причины крушения Австро-Венгрии. И это история»1. Для того чтобы понять природу комического в романе, необходимо перечитать некоторые эпизоды произведения и ответить на вопросы. Результаты наблюдений учащиеся заносят в таблицу.
     
    Первый эпизод (часть 2, глава 3) — сцены в арестантском вагоне, где вольноопределяющийся Марек со Швейком разыгрывают конвоирующего их глупого капрала. Марек рассказывает ему о достоинствах единственной австро-венгерской «колонии» — Земле Франца-Иосифа, которая расположена в Ледовитом океане и якобы очень важна для империи, так как позволяет в изобилии вывозить на экспорт лед, хотя большие трудности поставляет его перевалка через Полярный круг, а также нападение эскимосов, использующих для этой цели дрессированных белых медведей.
     
    Второй эпизод (часть 3, глава 3) — сцена разговора поручика Дуба и Швейка на железнодорожной станции, где Швейк уверяет, что пил не коньяк, а ржавую воду из заброшенной колонки. В результате Дуб, решивший проверить правдивость объяснений Швейка, выпивает целый стакан грязной и дурно пахнущей воды.
     
    Предложим учащимся ответить на вопросы по этим двум эпизодам:
    1. Можно ли назвать Швейка искусным актером? Почему?
    2. Что, по-вашему, можно считать розыгрышем?
    3. Повествование в романе насыщено всевозможными подшучиваниями. Как можно описать атмосферу, которая царила в Чехии в начале века и во время Первой мировой войны?
     
    Старшеклассники должны прийти к выводу, что сатирический роман Ярослава Гашека необычен тем, что восприятие произведения не ограничивается привычным сопереживанием и соразмышлением. В романе в духе розыгрыша и комической мистификации часто выдержана сама подача материала, когда автор, а через него Швейк разыгрывают читателя. Предложим старшеклассникам перечитать и проанализировать два эпизода романа, в которых розыгрыш служит темой изображения. Читатель втянут в увлекательный процесс притворства, розыгрыша, двусмысленной недосказанности, что отличает его от других произведений военной прозы.
     
    Роман «Похождения бравого солдата Швейка» оказал существенное влияние на развитие мировой литературы. Это антивоенный роман, а его герой, продолжая традицию героев плутовского романа, умных дураков из народных сказок, вошел в число самых популярных литературных типов.
     
    Эпизод первый (часть 1, глава 7). После обнародования манифеста императора о войне Швейк появляется на центральных улицах Праги в инвалидной коляске, с букетиком новобранца на груди и, потрясая костылями, выкрикивает верноподданнические и воинственные лозунги.
    1. Как можно прокомментировать поступок Швейка: необыкновенной наивностью или провокацией?
    2. Почему набежавшая публика поддерживает Швейка?
     
    Эпизод второй (часть 1, глава 15). Швейк услужливо добывает пса для офицера, у которого служит в денщиках, но потом оказывается, что пес украден и принадлежит полковнику, непосредственному начальнику офицера. Потом Швейк признается, что привел собаку, зная, что она краденая, но он, мол, очень уж хотел услужить пану лейтенанту.
    Как можно прокомментировать поступок Швейка: глупостью, медвежьей услугой?
     
    Эпизод третий (часть 3, глава 4). Швейк надевает на себя русскую военную форму, оставленную на берегу озера беглым русским пленным, который решил помыться. В этом обмундировании Швейк попадает в австрийский плен.
    1. Как можно прокомментировать поступок Швейка: Швейк решил примерить чужое обмундирование по простодушию или помог русскому пленному переодеться в австрийскую униформу и скрыться?
     
    Следует отметить, что повествование в романе Я. Гашека обладает особой прелестью, потому что напоминает непрерывную, все время длящуюся юмористическую загадку. Такого рода повествование все время интригует читателя, он вовлечен в увлекательный процесс разгадывания. Загадка — один из самых эффективных способов поощрения интереса читателя, активизация его мысли и воображения. Не случайно принцип загадки так типичен для развлекательных или близких им жанров — детективного, приключенческого и т.д. Старшеклассники отмечают, что и образ Швейка строится по принципу юмористической загадки, читатель же все время занят разгадыванием головоломок. Текст «намеренно держит нас в неуверенности, является ли глупость Швейка притворством или же он на самом деле наивный и простодушный кретин»2.
     
    На следующем этапе предлагаем объяснить и доказать точку зрения литературоведа СВ. Никольского об особенностях прозы Я. Гашека: «В романе всегда в роли разыгрываемого оказывается и читатель»3. Школьники отмечают, что порой поведение Швейка столь загадочно, что вроде бы концы не сходятся с концами.
     
    Далее необходимо проанализировать эпизоды с целью выявления других источников комизма в романе4.
    Эпизод, в центре которого разговор Швейка с сыщиком об императоре (часть 1, глава 1). «Какие оскорбления наносятся государю императору спьяна? — переспросил Швейк.— Всякие. Напейтесь, велите сыграть вам австрийский гимн, и сами увидите, сколько наговорите. Столько насочините о государе императоре, что, если бы лишь половина была правда, хватило бы ему позору на всю жизнь. А он, старик, по правде сказать, этого не заслужил. Примите во внимание: сына Рудольфа он потерял во цвете лет, полного сил, жену Елизавету у него проткнули напильником, потом не стало его брата Яна Орта, а брата — мексиканского императора— в какой-то крепости поставили к стенке. А теперь на старости лет у него дядю подстрелили. Нужно железные нервы иметь. И после всего этого какой-нибудь забулдыга вспомнит о нем и начнет поносить. Если теперь что-нибудь разразится, пойду добровольцем и буду служить государю императору до последней капли крови!»
     
    1. О чем болтает Швейк? Почему рядом оказывается официальная политика и быт трактира?
    2. Каким мы видим поведение Швейка? Понятны ли до конца читателю истинные мотивы его поступков? Старшеклассники делают вывод, что безудержная болтовня Швейка на самые разнообразные темы, в основе которой столкновение разных систем и представлений, становится одним из главных источников комизма в романе. Читатель не знает, случайны или преднамеренны его высказывания, хотя и подозревает все время плутовство.
     
     Природа комического в романе  Эпизоды
     
    Розыгрыши,
    двусмысленная
    недосказанность
     Сцены в арестантском вагоне; сцена разговора поручика Дуба и Швейка на железнодорожной станции.
     Юмористическая загадка 
    Швейк на центральных улицах Праги в инвалидной коляске; кража пса; Швейк в русской военной форме.
     
    Столкновение разных систем и представлений в болтовне Швейка, плутовство главного героя
     
    Разговор Швейка
    с сыщиком
    об императоре;
    разговор об убийстве
    эрцгерцога.
     
    Таким образом, исследовательская работа позволила старшеклассникам прийти к выводу, что роман Я. Гашека увлекает читателя потому, что помимо литературных способов воздействия в него встроен механизм игры. Процесс чтения соединен с формами общения, которые нередко встречаются в различных видах развлечения, отдыха. Главным элементом такого развлечения является игра в отгадывание. Мастерство Ярослава Гашека заключается в том, что никто до него не смог воплотить с такой художественной силой стихию комической мистификации и юмористического розыгрыша в качестве одного из главных принципов повествования в масштабах целой эпопеи.
     
    На заключительном этапе занятия целесообразно предложить учащимся создать речевое высказывание с использованием контаминации на тему «Швейк». В основе работы должно быть выражено личностное осмысление этого литературного образа, отношение к нему.
     
    Особое внимание следует обратить на следующий вид деятельности: контрольно-проверочная работа аналитического характера. Необходимо проанализировать фрагмент романа Я. Гашека, определить природу комического в представленном эпизоде, выявить аксиологическую проблематику отрывка. Для анализа предлагаем учащимся эпизод, когда Швейка обвиняют в остановке поезда с помощью тормозного крана. (6, 12-13). Разбор работ показал, что 92% учащихся определили, что в представленном эпизоде автор «не договаривает или уклоняется от прямого упоминания» о том, кто действительно нажал рукоятку тормоза. С другой стороны, объяснение Швейка в том, что он не заинтересован в остановке поезда, так как едет на фронт, заставляет подозревать «насмешку, издевку» Швейка. В своих работах старшеклассники показали, что умеют создавать высказывание определенного жанра, используют эмоционально-оценочную лексику, отражают стилистические особенности исходного текста. В выводах к работам ребята отметили, что роман Я. Гашека — антивоенное произведение, воспитывающее такие качества, как честь, порядочность, патриотизм.
     
     
    1 Заславский Д. Ярослав Гашек // Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка: Предисловие. — М., 1979. — С. 18.
    2 Пытлик Р. Швейк завоевывает мир: Пер. с чеш. / Р. Пытлик. — М, 1983. — С. 185.
    3 См. подробнее: Никольский СВ. История образа Швейка. Новое о Ярославе Гашеке и его герое. — М., 1997.
    4 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. — М., 2001.
     
     
     
    "Русская словесность" . - 2013 . - № 1 . - С. 52-57 .
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование