Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Р.Г. Ахмадуллина, Т.А. Христолюбова
     
     
    Дидактический материал для проведения тематического контроля знаний, умений и навыков пятиклассников при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
     
    В данной статье предлагается тестовая работа для осуществления тематического контроля знаний, умений и навыков пятиклассников на уроках литературы при изучении поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», состоящая из трёх частей.
    Задания первой части (части А) требуют выбора одного верного ответа из предложенных вариантов. Задания второй части (части В) требуют формулировки кратких ответов. Задания третьей части (части С) направлены на развитие речи и требуют устного или письменного ответа в виде связного текста на один из предложенных вопросов.
    Ключевые слова: контроль, виды контроля (текущий, тематический, итоговый), тестовая работа, поэма.
     
    В настоящее время проблема контроля знаний, умений и навыков учащихся является одной из актуальных проблем системы образования и воспитания. От правильной организации контроля зависит во многом успех в обучении ребёнка. Учитель, осуществляя контроль, может получить информацию не только о результатах работы каждого ученика и класса в целом, но и о результатах собственной деятельности. Это помогает найти недостатки в работе, предупредить и устранить ошибки, определить методы и приёмы дальнейшей работы. Учащимся контроль позволяет получить сведения о результатах своей работы, проанализировать её, увидеть её сильные и слабые стороны, что способствует развитию самооценки ученика, повышает интерес к изучению того или иного учебного предмета.
     
    На уроках литературы учитель может использовать различные формы контроля знании, умении и навыков учащихся (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальная, групповая, фронтальная (коллективная) и комбинированная (смешанная) формы контроля), различные методы контроля (методы устного контроля, методы письменного контроля, методы машинного контроля, комбинированный метод контроля), различные виды контроля: текущий, тематический (периодический) и итоговый (заключительный).
    Под текущим контролем понимается контроль, осуществляемый на каждом уроке. Тематический (периодический) контроль — это контроль, который осуществляется после изучения темы или раздела. Итоговый (заключительный) контроль — это контроль, осуществляемый в конце учебного года.
    Предлагаем дидактические материалы (тестовую работу) для осуществления тематического контроля знаний, умений и навыков пятиклассников на уроках литературы при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в 5-м классе. Тестовая работа состоит из трёх частей. Задания первой части (части А) требуют выбора одного верного ответа из предложенных вариантов. Задания второй части (части В) требуют формулировки кратких ответов. Задания третьей части (части С) направлены на развитие речи и требуют устного или письменного ответа в виде связного текста на один из предложенных вопросов.
     
    Часть А. Обведи букву, под которой дан верный ответ.
     
    А1. Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»?
    а) 21; б) 31; в) 41.
     
    А2. Что такое поэма?
    а) написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания;
    б) занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях;
    в) один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
     
    A3. Как называется рифма, использованная в приведённых ниже строках из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
     
    Там ступа с Бабою-ягой
    Идёт, бредёт сама собой;
    Там царь Кащей над златом чахнет;
    Там русский дух... там Русью пахнет!
     
    а) парная (смежная) рифма;
    б) перекрёстная рифма;
    в) опоясывающая (кольцевая, охватная) рифма.
     
    А4. На каком музыкальном инструменте во время свадебного пира играл Баян, упомянутый в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
    а) на гуслях; б) на волынке; в) на арфе.
     
    А5. Кто из соперников Руслана никем не был побеждён в пирах?
    а) Рогдай; б) Фарлаф; в) Ратмир.
     
    А6. Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану?
    а) из Киева; б) из Финляндии; в) из лукоморья.
     
    А7. В какую сторону Наина посоветовала Рогдаю ехать за Людмилой?
    а) на юг; б) на север; в) на восток.
     
    А8. Какой был пояс, принесённый третьей девушкой Людмиле, когда она была в замке у Черномора?
    а) золотой; б) перловый; в) жемчужный.
     
    А9. Что сделала Людмила, когда сняла с горбатого карлика высокий колпак?
    а) засмеялась; б) захохотала; в) завизжала.
     
    А10. Что случилось с Рогдаем, соперником Руслана?
    а) жил в пещере;
    б) по совету Наины уехал домой;
    в) погиб в честном поединке с Русланом.
     
    All. Как Людмиле надо было надеть шапку, чтобы стать невидимой?
    а) прямо; б) набекрень; в) задом наперёд.
     
    А12. Какие птицы слетели с ресниц, с усов, с бровей живой головы?
    а) совы; б) коршуны; в) ястребы.
     
    А13. Кем живая голова приходится Черномору?
    а) сыном; б) братом; в) внуком.
     
    А14. Кто убил Руслана?
    а) Рогдай; б) Фарлаф; в) Ратмир.
     
    А15. Кто оживил Руслана?
    а) живая голова; б) Финн; в) Наина.
     
    А16. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть строки:
     
    И всё мне дико, мрачно стало:
    Родная куща, тень дубров,
    Веселы игры пастухов —
    Ничто тоски не утешало.
     
    Что означает слово «куща»?
    а) родная речка;
    б) милая беседка;
    в) тенистая роща, лесная заросль.
     
    А17. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть строки:
     
    В толпе могучих сыновей,
    С друзьями, в гриднице высокой
    Владимир - солнце пировал...
     
    Что означает слово «гридница»?
    а) большое богатое помещение с пышным убранством, палата во дворце, замке, а также большое красивое задание, дворец;
    б) светлая жилая комната в верхней части дома;
    в) помещение при княжеском дворе, предназначенное для младшей дружины князя или для приёма гостей.
     
    А18. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть строки:
     
    Повсюду ткани парчевые;
    Играют яхонты, как жар...
     
    Что означает слово «яхонт»?
    а) старинное название рубина, сапфира и некоторых других драгоценных камней;
    б) солнечные лучи;
    в) зеркальные полы.
     
    А19. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть строки:
     
    Чу... вдруг раздался рога звон, И кто-то карлу вызывает.
    Что выражает междометие «чу»?
    а) выражает призыв обратить внимание на негромкий, неясный или далёкий звук;
    б) призыв к тишине, молчанию;
    в) выражает сожаление, удивление, решимость и другие подобные чувства.
     
    А20. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное А.С. Пушкиным в приведённых ниже строках из поэмы «Руслан и Людмила»?
     
    И вдруг неведомая сила
    Нежней, чем вешний ветерок.
    Её [Людмилу] на воздух поднимает...
    Счастливым пользуясь мгновеньем,
    К объятой голове смущеньем,
    Как ястреб, богатырь летит...
     
    а) эпитет; б) сравнение; в) антитеза.
     

    Часть В. Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.
     
    81. Кто из русских поэтов того времени, считавшийся учителем А.С. Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница»!
    82. Что такое песнь?
    83. Как звали князя, который выдавал замуж за Руслана свою меньшую дочь Людмилу?
    84. С каким врагом в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» боролись киевляне?
    85. Что стало с Черномором?
    86. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть строки:
     
    Пред ним [Фарлафом] уже
    днепровски волны
    В знакомых пажитях шумят...
     
    Что означает слово «пажить»?
    87. В поэме А.С. Пушкина «Руслан
    и Людмила» есть строки:
    « Знай наших! — молвил он
    [Руслан] жестоко, —
    Что, хищник, где твоя краса? Где сила?» — и на шлем высокий
    Седые вяжет волоса...
    Что означает устойчивое выражение «знай наших!»?
     
    Часть С. Подготовь устный ответ в виде связного текста на один и з предложенных вопросов.
     
    1) Как ты думаешь, почему пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора?
    2) Понравились ли тебе Руслан и Людмила? Почему?
    3) Какова роль пейзажа в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»?
     

    "Русская словесность" . - 2013 . - № 4 . - С. 44-46.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование