Блином Е.Р. Диалоги с природой

 
Возможно, вас, уважаемые коллеги, удивит вопрос, с которого мне хотелось бы начать разговор о педагогических мастерских: ЧТО изучают ученики на уроках биологии? Биологию, что же еще! Науку о живой природе, о закономерностях жизни. Точнее, основы этой науки. А ДЛЯ ЧЕГО они изучают биологию? Чтобы сформировать свое представление о мире живой природы, свое мировоззрение и мироотношение. Так отвечали мне большинство учителей и ученых, к которым я обращалась с подобными вопросами.

И это действительно так. В традиционной школе ученики занимаются тем, что запоминают, заучивают те сведения, которые являются результатом труда многих людей, прежде всего ученых — исследователей природы.
Но стоит ли забывать о том, что всякое научное знание — это отражение, интерпретация действительности, но не сама действительность. По словам академика А.А.Вербицкого, учебная информация — это «переодетые» в дидактические одежды данные науки о реальном мире, представленные на абстрактном, понятийно-вербальном уровне в виде знаковых систем1. В свою очередь, знаковые системы — это «образы» (А.Н.Леонтьев) или «модели» (Э.В.Гусинский) мира, но не сама действительность, ибо «содержание... [бытия] бесконечно превосходит то, что от него представлено в сознании» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, учебная информация, которая предлагается учащимся для усвоения, — это дважды «переодетая» объективная действительность, причем ее новые одежды «скроены» и «сшиты» самыми разными «портными», которые вложили в их «фасоны», кроме всего прочего, и СВОЕ отношение к действительности, СВОЕ миропонимание. Получается, что ученик, призванный в ходе обучения сформировать СОБСТВЕННОЕ понимание мира, СОБСТВЕННОЕ отношение к нему, не может, не имеет права вступить в ПРЯМОЙ диалог с этим миром — это возможно только через посредников: ученых-исследователей и авторов учебников. Познание природы заменяется, вытесняется изучением учебных текстов, задача понимания учебной информации подменяет собою главную цель — формирование собственного взгляда на мир.

Однако всякое подлинное знание, утверждают психологи, — это результат собственного опыта познания; взгляд на мир (мировоззрение) и ценностное отношение к нему — это такие личностные подструктуры, которые только и могут быть сформированы самой личностью в ходе ее собственной деятельности. Так, может быть, правильнее было бы предоставить ученику возможность изучать природу, а не науку о природе, формировать свое мировоззрение, вступив с природой в прямой диалог, без посредников-интерпретаторов?

Именно так строится процесс обучения в школе, где место урока заняла новая форма учебной деятельности — МАСТЕРСКАЯ.
Мастерская — это место, где «мастерят» — придумывают, изобретают, создают, творят. Ученики в мастерской — это мастера, которые строят свое собственное знание о мире и отношение к нему. Главное в мастерской — это процесс поиска и созидания. Ученики ищут ответы на свои собственные вопросы, в результате чего приобретают не только предметные (к примеру, биологические)знания, но и овладевают способами познания, познают не только окружающий мир, но и себя самого в этом мире, раскрывают не только секреты мироустройства, но и свой собственный творческий и личностный потенциал.
Все это становится возможным благодаря особым принципам и способам построения учебного занятия в форме мастерской.

На первом этапе самое важное — организовать, «запустить» процесс поиска. Этому способствует индуктор — прием, обеспечивающий мотивацию дальнейшей творческой деятельности каждого участника мастерской. Суть приема — в предъявлении учащимся такого задания, для выполнения которого им необходимо актуализировать личный жизненный опыт, привлечь не только имеющиеся знания, но и воображение, интуицию, извлечь из сферы подсознания возникающие образы, ассоциации, воспоминания. Все это будет востребовано в дальнейшем для того, чтобы произошла так называемая «встреча с проблемой» и ее осознание участниками мастерской.

В качестве индуктора хороши любые задания, любые виды деятельности, которые привлекают и увлекают учеников: работа со словом, рисунком, текстом, фрагментом фильма и т.п. Важно только осуществить правильный выбор такого задания, снять внутренние препятствия к его выполнению, среди которых главные — боязнь не справиться с заданием в силу его трудности, страх перед возможностью допустить ошибку. Технология составления заданий для индуктора предусматривает это. Ошибиться при выполнении такого задания невозможно, ибо оно допускает множество вариантов ответа, иногда бесконечное множество: что и как ни сделай — все будет правильно! Отказаться от его выполнения, конечно, можно, но, как правило, не хочется: во-первых, потому что оно совсем не трудное, во-вторых, потому что очень необычное, неожиданное и в силу этого — интригующее, в-третьих, интересно сопоставить свой вариант с мнениями, представлениями других учеников.
Что стоит, например, нарисовать рыбу — любую, какая нравится! Или собрать походный рюкзак, тщательно взвесив и отобрав его содержимое.

Зачем это все нужно и что за этим последует? Индуктор — не просто любое занимательное задание, в нем изначально заложен свернутый смысл всей темы, которую предстоит изучать.
Раскрывается этот смысл не сразу, а в процессе выполнения последующей серии заданий.

Второе после индуктора задание направлено на деконструкцию имеющихся знаний и опыта. Прежние, достаточно стройные представления, превращаются в хаос, обнаруживается дефицит знаний или умений, возникают неожиданные вопросы — это значит произошла «встреча с проблемой», которая и становится учебной задачей, определяющей и направляющей всю последующую деятельность.

Третье задание обеспечивает реконструкцию знаний и опыта: осуществляется выдвижение гипотез и их проверка через наблюдение, опыт, эксперимент, поиск новых вариантов ответов взамен прежних, попытка иного осмысления, иного объяснения фактов и явлений. В результате появляется индивидуальный творческий продукт — собственное определение понятия, рисунок, схема, текст.

Количество заданий в мастерской может быть разным. Это зависит и от объема содержания темы, и от избранного учителем уровня глубины ее рассмотрения, и от фактора времени. Тем не менее сколько бы ни было заданий, все они выстраиваются в заданной логике: деконструкция, реконструкция, снова деконструкция и т.д. Только что выстроенное знание, понимание изучаемых фактов, явлений снова подвергается проверке на прочность; новые задания, а с ними новые факты чаще всего заставляют усомниться в окончательности, истинности, достаточности прежних знаний. И опять возникает необходимость размышлений, поиска, исследования. Такое чередование заданий деконструктивного и реконструктивного характера делает процесс познания поистине неисчерпаемым, бесконечным, что, в общем-то, соответствует реалиям жизни: процесс познания мира человеком и человечеством действительно не имеет конца.

Результаты собственного поиска всегда интересно сопоставить с мнениями и решениями других. Поэтому на мастерской всегда имеет место диалог всех ее участников.
Диалоговый характер деятельности участников мастерской проявляется и при работе с учебным и научным текстом. Роль текста в мастерской совершенно иная, нежели на традиционном уроке. Это не свод правильных ответов на имеющиеся вопросы, не истина в последней инстанции, это воплощенный в знаковой форме результат научных поисков, аналогичных тем, которые ведут участники мастерской. Именно поэтому текст понимается и используется в мастерской как культурный аналог (по терминологии А.В. Хуторского) образовательных продуктов учащихся. Работа с текстом — это диалог с его автором или с ученым, сделавшим то или иное открытие, создавшим ту или иную теорию. Работа с текстом — это сопоставление собственного понимания с точкой зрения другого, это согласование позиций, смыслов.
Важный момент мастерской разрыв — кульминация творческого процесса, озарение, связанное с новым видением предмета, переход к новому осознанию явления. Разрыв — это прощание со старым знанием, прежними представлениями и, быть может, убеждениями, ценностными отношениями. Разрыв — своеобразная лакмусовая бумага мастерской: если каждый участник пережил такое эмоциональное состояние в ходе мастерской, значит, она состоялась.

Завершается мастерская рефлексией всех ее участников. Осознать пройденный путь, сделанные открытия, оценить их личностную значимость — вот основная задача данного этапа.
Итак, мастерская — это поиск ответов на собственные вопросы. Осуществляется он благодаря различным видам диалога — с другими участниками мастерской, с автором текста, с мастером — педагогом, ведущим мастерскую. Но ни один из участников этого диалога не даст окончательного ответа на вопрос. Последнее слово принадлежит самому познающему субъекту — ученику. Только в диалоге с познаваемым объектом, в процессе собственных размышлений и поисков возможно построение нового знания.

Е.Р.Блином
зав. кафедрой педагогических инноваций, ИПК и ПРО Удмуртской Республики