Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


    Т.И. Тюляева
    доцент кафедры методики преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права АПК и ППРО, кандидат исторических наук, Москва.
    E-mail: tamarit@mail.ru
     
    История преподавания религии и религиоведческих дисциплин в светских общеобразовательных организациях России и за рубежом
     
     
    Ключевые слова: религиоведение, образование и религия, духовно-нравственное развитие, история школы -история преподавания религии, модели изучения религий.
    Keywords: religion, education and religion, spiritual and moral development, the history of the school - the history of the teaching of religion, the models Study of Religions.
     
     
    Перемены, происходящие в социально-экономических системах, начиная с последней трети XX -начала XXI в., проявление новых тенденций в рамках глобализации мира и развития социума связаны с возникновением новой образовательной сферы, которая обращается к опыту различных социальных и гуманитарных наук, расширяя познавательную ситуацию. «Развитие коммуникативных практик в информационном обществе, появление новых смыслов и духовных ориентации оказывают влияние на трансформацию глобальных и локальных процессов, связанных с религией и религиозным сознанием» (1).
    В 90-х гг. XX в. в России в сфере науки и образования произошел переход от «научного атеизма» к религиоведению, от идеологически нагруженной критики религии к ее научному и философскому осмыслению (2).
     
    В свете модернизации российского образования особую актуальность приобретает выявление и обоснование перспектив и границ использования в учебных программах специфических предметов, непосредственно связанных с религиоведческим образованием, конфессиональной ориентацией учащихся. Этот факт - не каприз чиновников и педагогов, а требование времени. В современных условиях, когда в мире произошел ощутимый рост интереса к национально-культурным и религиозным ценностям, необходимо воспитание детей и молодежи в духе толерантности, уважения традиций и культуры других народов. Воспитанию подрастающего поколения объективно будет способствовать ориентирование их на морально-этические, духовно-нравственные ценности, заложенные в верованиях различных религий.
     
    В последнее время между государством и религией сложились взаимно доверительные отношения, основная линия которых проходит в области культуры, образования и воспитания. Это позволяет заполнить духовный вакуум 90-х гг., вернуть в образовательный процесс его важнейшую компоненту - воспитательную. Важно не упустить из виду наиболее важные позиции:
    1. Сегодняшнее «вымывание» из массового сознания традиционных норм и ценностей привело многие социальные слои к депрессивности, социальной инертности, бездуховности. Это негативно сказывается на состоянии общества в целом, т. к. аксиологические ориентиры личности не могут быть сведены только к демократическим западным ценностям.
    2. С подобной ситуацией столкнулась не только наша страна. Попытки «вернуть» обществу традиционные национальные ценности, моральные установки через систему образования осуществляются сегодня во всем мире: от Египта до Китая, от Греции до Аляски. При этом многие страны ориентируются на поддержание в образовании откровенно конфессиональных компонентов.
    3. Специфика российского общества требует большой осторожности и вместе с тем решительности в проведении подобной образовательной политики. Тем более что сегодня существует целый ряд дисциплин «конфессионально нейтральных» и вместе с тем помогающих формированию духовно-нравственных установок личности обучающегося: история, литература, мировая художественная культура, культурология, религиоведение, философия и т. д. (3)
     
    Укрепление и развитие отечественной системы духовного образования является важным шагом на пути к духовной безопасности России. Граждане нашего государства, связывающие себя с той или иной традиционной для России конфессией, должны иметь возможность свободно получать адекватную информацию о принципах духовной жизни, как их понимает традиционная религия, а также иметь возможность изучения ее истории и традиций в учебных организациях всех уровней. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов России трудно формировать мировоззренческие аспекты личности гражданина. Знание основ вероучений дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и поликультурные отношения, связывающие всех граждан страны.
     
    Отечественные ученые (историки, этнографы, философы, психологи, языковеды) и преподаватели-практики не оказались в стороне от процесса становления и развития знаний о религии, нравственности, духовности.
    Концепция религиоведения разрабатывается как научная и учебная дисциплина, предлагаются определения предмета, методов, разделов, строения и структуры данного курса; выявляются основания целостности, единства, интегрирования знаний в религиоведении как комплексной дисциплины; подготавливаются учителя и преподаватели, издаются учебники и учебно-методические пособия по истории религии и основам религиоведения для вузов и общеобразовательных учреждений.
     
    Решение о введении в IV кл. общеобразовательных учреждений обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики» положило конец спорам о нужности преподавания таких предметов. Но вопросов меньше не стало: как, кому, зачем, чему будут учить школьников? Опыт изучения таких предметов в школах не является новым для России, да и за рубежом распространена подобная практика.
     
    Понятно, что на первом этапе образования школа имела в основном религиозный характер, главной целью обучения считалась подготовка к духовному служению. В период реформатора Петра Великого создавались специальные школы, в которых давались знания, полезные для преобразования государства и его экономического развития. Преподавание вероучения в таких школах не входило в учебную программу.
    С середины XVHI в. изучение религий постепенно возвращается в школу и рассматривается как основа воспитания подрастающего поколения. В программы, которые составлял Священный Синод, были включены богословские науки. Правление Екатерины II связано со школьной реформой, которая уделяла большое внимание воспитанию, опиравшемуся на религиозные основы. Устав народных училищ содействовал, с одной стороны религиозному, а с другой - гражданскому воспитанию.
     
    К началу XIX в. в России начинает складываться система народного образования, формируются новые методы обучения и воспитания. Для школьной политики в отношении религиозного обучения характерны следующие черты:
    - признание необходимости религиозного обучения и воспитания во всех типах школ;
    - активное привлечение приходского духовенства к преподаванию закона Божьего. Преподавание религиозных предметов рассматривалось как нравственное образование. Главным предметом христианского воспитания стало изучение Евангелия.
     
    Реформы Александра II коснулись всех сфер общественной жизни, в том числе и образования. В связи с освобождением крестьян духовенство считало своим долгом участие в морально-религиозном воспитании народа. Повсеместно открывались церковно-приходские школы, которые имели одинаковую учебную программу: обучение Закону Божьему, чтение церковных и гражданских книг, церковное письмо. Это должно было утверждать в народе религиозные и нравственные понятия, распространять полезные знания. Но апологетика христианского учения и православное богословие не входили в религиозное преподавание.
    Вопросы образования занимали большое место в думских дебатах начала XX в. Преподавание Закона Божьего было признано обязательным не только для православных, но и для представителей других конфессий. Обучать религии должны были клирики или люди с богословским образованием. В дореволюционной России изучение закона Божьего, т. е. религиозное, конфессиональное образование, имело своей целью привести детей к религиозной практике, согласию со своей религиозной группой. Современный же учитель, культуролог или религиовед, историк или обществовед, ведущий уроки истории религии, исследуют религиозные культуру и традиции, знания, опыт.
     
    После декрета Советской власти от 20 января 1918 г. об отделении отделении церкви от государства и школы от церкви начинается история советской школы: церковь была отстранена от образования (4).
     
    Таким образом, получается, что преподавание религии, как и история школы, прошли несколько этапов. От обучения религии как единственной формы учебы до исключения из образовательных учреждений всяких основ религиозных знаний. Главный вывод: история российской школы показывает, что государство, политический режим всегда возлагали на систему образования главные надежды в деле воспитания граждан. Но только увеличение количества уроков, отводимых на предметы духовно-нравственного содержания, не решают поставленных той или иной властью задач.
     
    В современном мире существует много методик преподавания религии, истории религии, религиоведения в школе с целью воспитания религиозной толерантности, уважения позиций и взглядов приверженцев разных религий, воспитания веротерпимости.
     
    В Великобритании это метод «внутреннего вживания». В государственных школах на уроках религии работают светские педагоги. Их целью является воспитание у школьников уважения к разным религиям, дается информация о нравственно-этическом содержании, о религии и религиозной культуре вообще, приводятся сведения о тех религиях, приверженцы которых проживают в современной Великобритании: индуисты, сикхи, буддисты, православные, мусульмане. Задача такого метода состоит в том, чтобы дать возможность ученику пережить то, что происходит с тем или иным верующим, с его внутренним миром, проникнуть в сакральное содержание религиозной традиции посредством включения в учебный процесс материальных предметов иного религиозного опыта: икон, крестов, колокольчиков, пасхальных яиц и т. д. (5)
     
    Этот метод с успехом применяется в российских школах не только при изучении модуля «Основы мировых религиозных культур», но и в процессе изучения конфессиональных религиозных культур с определенной корректировкой (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
     
    Одним из принципов введения в курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, согласно документам Ми-нобрнауки России, «содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению», что вполне соответствует духу современности, инновационным процессам, происходящим не только в нашей стране, но и за ее пределами. Уроки по изучению разных религиозных культур не должны разделять учащихся по конфессиональному признаку, а напротив, должны учить школьников уважению и признанию других религий.
     
    Осмысление предназначения образования связано с подготовкой специалистов в области духовно-нравственного развития личности обучающихся, формированием осознания у школьников своего жизненного предназначения. В современном мире очевидна необходимость ознакомления учащихся, студентов, педагогов (в системе повышения квалификации) с теоретическими и практическими элементами изучения религии и религиоведения. Следует различать понятия «обучение религиям» (исламу, православию, буддизму, иудаизму) и «изучение религии», что и делается в нашей школе, в соответствии с принципом светскости образования (Конституция РФ, ст. 14) (6).
     
    Современный зарубежный опыт преподавания религии (обучение) или религиоведения (изучение) в светских образовательных организациях многовариантен. В образовательной политике подавляющего большинства стран Европы и мира осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий. Формы реализации прав человека, прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей страны, национальной культуры, а также с убеждениями, принятыми в семье, многообразны.
     
    1. Обучение только одной единственной религии - это европейские монорелигиозные христианские или мусульманские страны: Греция, Иордания, Польша, Италия, Испания. Канадская провинция Квебек предлагает ученикам курс католицизма, который может быть заменен курсом этики. В Греции, где церковь не отделена от государства, ученик либо находится на уроке, но не аттестуется по предмету, либо просто посещает школьную библиотеку. В любом случае замена занятий по религии чем-то другим согласовывается с родителями.
    2. Изучение одной или нескольких религий или этики по выбору ученика и его родителей. Например, Греция - религия или этическое воспитание; Испания — католицизм, иудаизм, ислам; Филиппины, Бельгия- изучение религии на выбор. Уроки ведут светские педагоги, прошедшие специальную подготовку.
    3. Предмет обязателен для школы и не обязателен для ученика. Португалия, Австрия - как альтернатива - свободное время.
    4. Исключение религиозного образования из образовательного учреждения. Например, Албания, Дания, Индия, Колумбия, Монголия, Чехия, Швейцария.
    5. Изучение религиоведения и этики. Религиоведение изучается в школах Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Финляндии, Норвегии, Швеции. В программах
    преобладает история христианства и обзор этических принципов. В основном эти курсы преподают учителя школ, но в Финляндии занятия по религиоведению ведут духовные лица.
    6. Изучение только светской этики - Тайвань.
    7. Интеграция знаний о религиях в общеобразовательные предметы. В Японии синтоизм изучают в курсе родного языка, буддизм и христианство - на уроках истории. В Китае в курсе древней истории изучается конфуцианство (7).
     
    Практика изучения религии не противоречит законам светского государства, например:
    Норвегия. Конституция, ст. 2: «Евангелическая или лютеранская религия является официальной религией. Граждане, исповедующие ее, должны воспитывать своих детей как ее последователей».
    Литовская Республика. Конституция, ст. 40: «Государственные учебно-воспитательные учреждения являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение закону Божьему».
    Греция. Конституция, ст. 16: «Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их свободных и ответственных граждан».
    ФРГ. Конституция, ст. 7: «Религиозное обучение является обязательным предметом в государственных школах, за исключением конфессиональных школ. Религия преподается, но посещение таких уроков свободно и необязательно». Церковь здесь не так резко отделена от государства, как в США, но с другой стороны, не пользуется такими привилегиями, как в Англии, Шотландии, Швеции. Государство и церковь регулируют свои отношения государственным церковным правом.
    США. В Америке фактически нарушается принцип отделения Церкви от государства, поскольку в ряде штатов специально оговариваются привилегии религии.
    Италия. По согласованию министерства образования и местных епархий в школах преподается Закон Божий и ведет их священник.
    Испания. В большинстве школ католической Испании преподается католическая религия. В частных школах по закону необязательно посещать уроки какой-либо религии (8).
     
    Проблема преподавания религии в школе актуальна во всех странах, и опыт ее вариативен. В одних странах изучается религия, в других - история религий, в третьих - этика. Но какая бы модель ни избиралась для обучения детей, наличие подобной дисциплины (предмета, курса, модуля) в школьной программе показывает, что религия, мораль, нравственность не существуют отдельно от общества, а тесно связаны с ним. Главной целью учебно-воспитательного процесса наряду с адаптацией в социуме, успешной реализацией потенциала личности, определенного багажа знаний и навыков является формирование духовной, нравственной личности.
    Примечания
    1 Дмитриева H.K., Моисеева А.П. Религиоведение в контексте современной эпистемологии / Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2. Исследования. Сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, И.Н. Яблокова. М., 2010.
    2 Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.
    3 Силантьева М.В. Конфессиональные аспекты реформы развития образования / Вопросы религии и религиоведения. С. 542.
    4 Теплова Е.Ф. Опыт преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательной школе / Вопросы религии и религиоведения. С. 515.
    5 Тригоренко А.Ю. Религиоведение и духовно-нравственное воспитание в школе / Вопросы религии и религиоведения. С. 524.
    6 Тюляева Т.П. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: учебное содержание и внеурочные мероприятия» // Преподавание истории и обществознания в школе. № 3. 2013.
    7 Теплова Е.Ф. Опыт преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательной школе / Вопросы религии и религиоведения. С. 515.
    8 Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритеты, возможности, поиски / Тюляева Т.И. Образование в поликультурном пространстве. Saarbrucken, Deutschland. Lap Lanmbert Academic Publishing. 2014.
     
     
     "Преподавание истории в школе" . - 2015 . - № 7 . - С. 3-7.
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование