Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна —
    учитель высшей категории, учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского
    г. Евпатории», Республика Крым

     

    «СВЯТОМУ БРАТСТВУ ВЕРЕН Я...»

    АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «19 ОКТЯБРЯ 1825»    VIII КЛАСС


    Аннотация. В статье даётся ход анализа стихотворения А.С.Пушкина«19 октября 1825». Много внимания уделено биографическому материалу, ведётся словарная работа, используются различные медиаматериалы для достижения эффективности урока. Рассматривается роль дружбы в жизни человека, её облагораживающее влияние, важность духовного единения людей.


    Ключевые слова: лицей, музы, дружба, брат, братство, союз, лирический герой, 19 октября.

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал...

    А.С.Пушкин


    В наше время дружеские глубокие отношения между юными часто подменяются суррогатом виртуального или мобильного общения, лишённым зачастую всякого духовного начала и основанного в первую очередь на обмене информацией.

    Страницы биографии Пушкина, рассказывающие о его отношениях с друзьями и о самих друзьях, лирические произведения поэта, к ним обращенные, имеют необыкновенно сильное воспитательное воздействие и заставляют о многом задуматься.

    Среди этих произведений проникновенные «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный...») и «19 октября 1825», которые лучше всяких поучений и наставлений показывают читателю, что такое дружба и какой она должна быть. Но если первое стихотворение доступнее восприятию современного школьника (материал о нём «Друг бесценный...» можно найти в журнале «Литература в школе» — 2011. — № 5), то второе требует значительных комментариев и пояснений, начиная с незнакомых учащимся слов и выражений и заканчивая фактами биографии Пушкина и его друзей. Но эти комментарии и пояснения не загромождают и не утяжеляют урок, а делают его богаче, насыщеннее, ярче и помогают восьмиклассникам по достоинству оценить содержание произведения, задуматься над тем, что такое настоящая дружба, какое значение она имеет в жизни человека и есть ли такая у них самих. Для эффективности урока используется презентация «Святому братству верен я...», которая включает в себя все необходимые понятая, факты, соответствующий теме зрительный ряд, направляющие мысль ученика вопросы.

    Открывается урок лирическим прологом, звучащим на фоне музыки П.И.Чайковского («Октябрь». Из цикла «Времена года»), и зрительного ряда, в который включаются осенние пейзажи, портреты Пушкина и его друзей, виды Михайловского:

    Октябрь... «Очей очарованье» тает на глазах - праздник осени на излёте. Горит лихорадочный румянец на трепещущих на ветру листьях, их золото тускнеет с каждым днём. Всё меньше солнца—всё больше серой хмари, равнодушно поглощающей краски. Ещё не сбросившее листву деревце заставляет сжаться сердце: так сиротливо выглядит оно на фоне безрадостного неба, где нет ни одного голубого глазка... Лужи подёрнуты тонким ледком, жухлая трава тронута инеем; вороны переругиваются на голом дереве, почерневшие от дождей изгороди... И оглушительная тишина.
    Какая тоска! А впереди долгая-долгая зима, «полгода снег да снег»...
    Пушкин перелистывает брошенный на столе календарь: какое сегодня число? И вдруг вскакивает, будто пронзённый увиденной в календаре датой. 19 октября! Сегодня! 19 октября — «Лицея день заветный»... Сегодня все его друзья, выпускники Царскосельского лицея, соберутся за дружеским столом и будут праздновать день основания лицея, святой для каждого лицеиста. Сколько воспоминаний, шуток, рассказов, сколько радости от встречи друг с другом! А его с ними не будет. Правда, не одного его...
    Николай Корсаков уже никогда не придёт на встречу друзей: ещё пять лет назад похоронили его в далёкой Италии. И некому было ему сказать: «Спи с миром. Пусть земля будет тебе пухом». Он знал, что так будет, и даже заранее заготовил себе надпись на надгробном памятнике:

    Прохожий, поспеши к стране родной своей!
    Ах, грустно умереть далёко от друзей.

    А как он пел, как сладкозвучна была его гитара... Но теперь всё только в памяти. Разве что стихи сохранят живой светлый образ кудрявого певца... Рука Пушкина тянется к перу, но тут же замирает: перед глазами мелькают знакомые лица. Вот розовощёкий увалень Дельвиг, вот нескладный долговязый Кюхля, надёжный и открытый Жанно (Пущин), скромный и удивительно цельный Матюшкин, вот всегда собранный и подтянутый Горчаков, вот умница Вольховский, весельчак Миша Яковлев...

    Как славно было бы поднять с ними бокал искристого пунша, как тогда, когда он болел и все друзья собрались у его постели: сколько счастья, радости, дружества плескалось и звенело в этих бокалах! И сейчас, наверно, льётся шампанское, устраивается перекличка. «Кто не пришёл? Кого меж нами нет?..» «Кому из нас заветный день Лицея / Торжествовать придётся одному?» Рука снова тянется к перу... Нет, сначала «содвинем бокалы, поднимем их разом»! «Я пью один, и на брегах Невы / Меня друзья сегодня именуют...» За встречу, друзья! Вы слышите мой голос, слышите, как стучит моё сердце?

    Пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я...

    Строчки набегают, как волны, торопясь,
    нагоняя одна другую...

    19 октября 1825 года... «Лицея день заветный. ..» В этот день написано одно из лучших стихотворений Пушкина, посвященных друзьям.

    Пролог создаёт необходимый для предстоящего разговора лирический настрой, вводит в атмосферу пушкинской ссылки, где родилось стихотворение, знакомит восьмиклассников с именами лицейских друзей поэта.

    Спросим школьников, что они знают и помнят о лицее и лицейских друзьях Пушкина. Знают они немного, вспоминают о лицейской дружбе Пущина и Пушкина, поэтому познакомим их с фрагментом авторского фильма «Отечество нам Царское Село» (его можно найти на сайте журнала), который расскажет о лицее и его порядках, лицеистах и их наставниках.

    Лицею и своим друзьям Пушкин посвятил много стихотворений, но, безусловно, «19 октября 1825» — одно из самых ярких и проникновенных. Написано оно в Михайловской ссылке, где поэту очень не хватало общения и друзей, по которым он остро тосковал. В один из октябрьских пасмурных дней, когда одиночество было особенно горьким, и появилось это стихотворение.

    Поскольку нас от него отделяет около двухсот лет, некоторые слова и выражения могут быть вам не совсем понятны, а это затруднит ваше восприятие и понимание, поэтому мы сначала познакомимся с этими словами и выражениями. Нам поможет презентация, в которой даются их толкования.
    Вещун пермесскихдев - предсказатель, пермесские девы - музы, которые живут у реки Пермесс под горой Геликон.

    Вотще — напрасно, попусту, даром.
    Докучный — наводящий скуку.
    Лоно — обычно символ ласки, материнской любви.
    Мирт — южный вечнозелёный кустарник с белыми цветами.
    Муза — одна из 9 богинь, покровительница искусства; источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
    Опальный — находящийся в опале. Опала — немилость царя к кому-либо.
    Полуночные (моря) — северные.
    Рок — судьба (обычно несчастливая).
    Сень — то, что укрывает, покрывает кого-нибудь или что-нибудь, покров.

    После подготовительной словарной работы стихотворение выразительно читается учителем, а затем переходим к анализу.

    - Какие чувства переполняют поэта в начале стихотворения? Чем они вызваны?
    Начало стихотворения звучит печально: за окном осень, последние листья облетают с деревьев, пасмурно, зима не за горами («Сребрит мороз увянувшее поле...»). Молодой поэт в глухой деревне, вдали от столичного шума и любимых друзей: «Печален я: со мною друга нет...» «Горькие муки» терзают его сердце.
    - Каким чувством и когда сменяется чувство одиночества и сиротства лирического героя?
    Теплом наполняет сердце чувство дружбы, оно приходит вместе с воспоминанием о друзьях («...воображенье / Вокруг меня товарищей зовёт...»), о том, что где-то на брегах Невы они снова собрались вместе и обязательно вспоминают и его, опального поэта: «...на брегах Невы / Меня друзья сегодня именуют...» (Демонстрируется слайд с портретами любимых друзей Пушкина.) Но первое воспоминание ещё исполнено грусти, потому что одного из друзей уже нет в живых:

    Он не пришёл, кудрявый наш певец,
    С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашёл привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.

    Речь идёт о Николае Корсакове, умершем в Италии. Да, он уже никогда не придёт.

    Где-то далеко и другой его однокашник — Фёдор Матюшкин, связавший свою жизнь с морем:

    С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!

    Вот здесь и начинает меняться интонация поэта: она всё теплее, всё больше света в его словах. Докажите это, выделив такие слова и выражения.

    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»

    — Найдите в стихотворении и другие строки, которые звучат особенно тепло, проникновенно:

    Любимое дитя...
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен...
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я.

    ***
    Ты, Горчаков, счастливец первых дней,
    Хвала тебе...

    ***
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыплённый,
    И бодро я судьбу благословил.

    ***
    Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил.

    ***
    Я жду тебя, мой запоздалый друг —
    Приди; огнём волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи...
    Мой брат родной по музе, по судьбам!

    — Кому из друзей посвящены самые нежные и проникновенные строки? Вспомните, что вам известно об этих людях.
    Более всего дети знают о Пущине, благодаря знакомству со стихотворением «И.И.Пущину» в 6 классе. Напомнит о нём и репродукция картины Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском». Вспомнят ребята и судьбу Пущина-декабриста, вспомнят, как появилось послание к Пущину, как оно нашло его в Сибири.

    О Вильгельме Кюхельбекере — Кюхле — знают только то, что он был лицейским другом поэта. Как доброго, милого товарища, Кюхельбекера очень любили его однокашники. К юноше влекли его способность искренне увлекаться, чувствительность, доброта, доверчивость. Добавим к этому, что в лицее Пушкин и Кюхельбекер соперничали в поэзии, Пушкин всегда подтрунивал над стихами своего товарища («Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб мне заснуть скорее!»), но искренне его любил. Однажды они даже стрелялись на дуэли из-за шутливых строчек Пушкина:

    За ужином объелся я,
    А Яков запер дверь оплошно —
    Так было мне, мои друзья,
    И кюхельбекерно, и тошно.

    Вызвал Пушкина на дуэль Кюхельбекер. Историк Пётр Бартенев рассказывал: «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились».

    — Обратите внимание на то, как называет Пушкин Кюхельбекера в стихотворении «19 октября». («Мой брат родной по музе, по судьбам...») Как вы думаете, почему он называет его братом?
    Кюхельбекер не просто брат, а «брат по музе», то есть поэт. Он также и брат «по судьбам». Этому тоже есть своё объяснение. Кюхельбекер в 1820 году читал лекции по русской литературе в Париже, лекции были пронизаны вольнолюбивыми настроениями, и русское посольство потребовало прекратить их, а лектор был отправлен на родину, затем на Кавказ, в своеобразную ссылку, как и Пушкин, оказавшийся в Южной ссылке в том же 1820 году...
    Поэт тепло вспоминает своего лицейского друга, ему не хватает общения с ним:

    Я жду тебя, мой запоздалый друг –
    Приди; огнём волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.


    — Обратите внимание на широкий диапазон тем, на которые хочется поэту поговорить со своим другом: и о Кавказе, где оба побывали, и о поэзии, и о славе, и о любви... Что они нам рассказывают о друзь -ях? Только ли «по музе, по судьбам» они братья?
    (Они близки и по кругу интересов, и по интеллекту...)

    - А кого ещё можно назвать лицейским братом Пушкина по музе? (Антона Дельвига.)

    Дельвиг тоже был поэтом и печататься стал даже раньше Пушкина.
    - В чём Пушкин видит своё сходство и различие с Дельвигом?

    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.

    Они оба — поэты, «с младенчества две музы» к ним «летали», но Дельвиг «гений свой воспитывал в тиши», «пел для муз и для души», а Пушкин «любил уже рукоплесканья». Преклоняясь перед другом — истинным служителем поэзии, поэт резюмирует:

    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво...

    После окончания лицея Дельвиг был самым близким другом Пушкина. Многие друзья Пушкина признавали, что больше и нежнее всех поэт любил Дельвига. А.П.Керн вспоминает об одной их встрече после длительной разлуки: Пушкин, «узнавши о приезде Дельвига, тотчас приехал, быстро пробежал через двор и бросился в его объятия; они целовали другудруга руки и, казалось, не могли наглядеться один на другого. Они всегда так встречались и прощались: была обаятельная прелесть в их встречах и расставаниях».

    Ранняя смерть Дельвига (в 1834 году) потрясла поэта, он писал своему другу поэту и критику П.А.Плетнёву: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига».
    Здесь же, в Михайловском, на одной из просёлочных дорог поэт встретил ещё одного лицейского товарища — Александра Горчакова:

    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай просёлочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.

    Они не были так близки, как с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером, но узы лицейского братства связывали и с Горчаковым.

    — Какие слова вы бы назвали ключевыми в определении отношения поэта к тем, с кем он провёл «шесть лет соединены»?
    «Друг», «друзья», «брат» («братская перекличка», «братски обнялись»).

    - Почему поэт использует не только слово друг, но и слово брат? Что важно для него в этом слове? Что усиливает слово брат?
    Слово брат усиливает идею родства. Ведь брат (по В.Далю) — это каждый из сыновей одних родителей. И если исходить из этого лексического значения слова, то кто же тогда духовные родители лицеистов? Как отвечает на этот вопрос сам поэт?

    Лицей с его наставниками и Царское Село: «Отечество нам Царское Село».
    — Найдите в стихотворении строки, посвященные наставникам. (Демонстрируется слайд с портретами преподавателей лицея.)

    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мёртвым и живым,
    Кустам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.

    - В каких словах читается благодарность и признательность поэта своим учителям? («Хранившим юность нашу», «признательная чаша», «за благо воздадим».) Какое слово здесь ключевое? («Благо».)

    Прошло восемь лет после окончания лицея. Пушкин, как и его товарищи, многое переоценил, осознал умом немало пережившего человека. То, что в юности, возможно, казалось злом, исходившим от наставников (строгость, требовательность), перестало быть таковым: ведь это «зло» было направлено на воспитание и стремилось к благу. Приведём выдержку из устава лицея: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед другими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сём пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится... Запрещается воспитанникам кричать на служителей и бранить их, хотя бы они были крепостные люди...»

    Повзрослевший поэт (ему уже 26!) смотрит на события своей жизни более мудро и взвешенно, поэтому он готов поднять тост и за царя, который подверг его «неправому гоненью»:

    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал Лицей.
    Почему изменилась его позиция?

    Глядя издали на свою юность, в которой был замечательный лицей, основанный по воле царя и подаривший ему прекрасных друзей, пережитый в 1812 году патриотический подъём, благодарный поэт готов простить царю даже ссылку. Кроме того, Пушкин понимает несоизмеримость личной судьбы человека с теми грандиозными задачами, которые стоят перед главой государства.

    А если мы посмотрим на Южную и Михайловскую ссылки поэта с высоты истории, то поймём, что благодаря этим ссылкам Пушкин избежал участи декабристов, что в Михайловской глуши, в уединении, он создал шедевры: трагедию «Борис Годунов», стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро», «Я помню чудное мгновенье...», «К морю», многие главы «Евгения Онегина»...

    Но вернёмся к ключевой строфе послания. Прочтите её.

    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.

    — На чём же основано это родство душ, этот союз друзей, лицейское братство, которое Пушкин называл «святым»?
    Союз друзей срастался «под сенью дружных муз». Что имеете виду поэт?
    О каких музах он говорит? Вспомните значение слова муза.
    Речь, конечно, идёт о науках и искусствах: ведь именно их изученью были отданы «шесть лет соединенья».

    — Вспомните, чему отдавалось предпочтение в программе лицея. (Об этом рассказывалось в фильме «Отечество нам Царское Село».)
    Ведущее место в учебной программе лицея занимали языки и словесность. Все лицеисты сочиняли, выпускали рукописные журналы (демонстрируются слайды с их изображением). Представьте, из 28 мальчиков шестеро были поэтами: Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский, Корсаков, Яковлев. На 28 человек издавалось шесть журналов: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Для удовольствия и пользы», «Лицейский мудрец», «Мудрец-поэт». Но даже и те, кто не писал стихов, хорошо владели словом: об этом свидетельствуют «Записки о Пушкине» Пущина, «Дневники» Матюшкина, письма лицеистов.

    Все лицеисты прекрасно умели рисовать. Достаточно взглянуть на их рисунки (демонстрируются слайды с рисунками); многие играли на музыкальных инструментах, сочиняли музыку (например, Корсаков и Яковлев). Много внимания уделялось истории, философии, спорту.

    Кроме того, само местоположение лицея среди великолепных царскосельских парков, где всё дышало Античностью и напоминало об истории, располагало к творчеству, вдохновляло. (Демонстрируются виды царскосельских парков.) Исполненные красоты и гармонии статуи, дворцы, поэтические мостики, пруды, аллеи, цветники, беседки... Музы всюду сопровождали лицеистов. Как тут не воспарить к небу, не стать поэтом и художником, даже если не пишешь стихов или акварелей! Как не потянуться душе к душе на волнах любви к миру, Отечеству, истории, красоте!..

    Вот эта любовь и стала духовным фундаментом союза лицеистов, который, «как душа, неразделим и вечен — / Неколебим, свободен и беспечен...». Пусть по-разному сложились судьбы выпускников лицея, пусть разошлись их дороги, но узы дружбы и братства не разорвать ни времени, ни «судьбине»...

    Кому ж из нас под старость день Лицея
    Торжествовать придётся одному? —

    задаёт себе вопрос молодой Пушкин и заранее жалеет своего товарища:

    Несчастный друг! средь новых поколений
    Докучный гость, и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой...
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведёт,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провёл без горя и забот.

    — Что же помогло поэту преодолеть печаль и тоску? Ведь именно печали были исполнены первые строфы стихотворения.
    Воспоминания о лицее, беззаботной юности и любимых друзьях наполнили его сердце теплом, светом и радостью, помогли справиться с тоской. Того же он желает и тому, кто последним будет отмечать день лицея.

    Последним лицеистом пушкинского выпуска оказался Александр Горчаков (демонстрируется его портрет) — блестящий дипломат и государственный деятель, последний канцлер Российской империи — тот самый, с которым братски обнялся Пушкин, встретившись с ним на просёлочной дороге в Михайловской ссылке...
    На всех лицеистах навсегда остался отблеск золотого солнечного луча — луча пушкинской славы и лицейского братства.

    — Как вы считаете, стихотворение «19 октября» можно отнести исключительно к личным произведениям или в нём есть что-то близкое каждому человеку?
    Несмотря на то что стихотворение связано с конкретной датой, конкретными людьми пушкинской эпохи, его нельзя назвать исключительно личным: ведь у каждого человека есть школьные и студенческие годы, с которыми связаны яркие воспоминания о дружбе, первой любви, успехах или поражениях, событиях и приключениях. Каждый человек мысленно не раз возвращается в пору юности, когда всё только начинается, когда мечтается о многом.

    Что вынесет человек из юности, из своей школы, что станет фундаментом его личности, его главными ценностями — об этом невольно задумываешься, погружаясь в историю Царскосельского лицея и пушкинского выпуска.


    Домашнее задание будет дифференцированным: одни могут создать презентации, посвященные лицейским друзьям поэта или самому лицею; другие — подготовить рассказ о стихотворениях Пушкина, связанных с лицейской тематикой; можно выучить понравившиеся строфы стихотворения.


    «Литература в школе» .- 2017 . - № 8 . – С. 24-28.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование