Соловьева Е.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТАНСТВО МОУ СОШ № 156 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что после бурного инновационного «взрыва» все большей необходимостью становится упорядочение разнообразия образовательной системы, придание ей большей сбалансированности и гармоничности. В этом процессе важно целенаправленно развивать оправдавшие себя инновации, обогащающие региональные системы и российское образование в целом.

Основными формами образования при таком подходе становятся творческая деятельность и общение педагога и ребенка, поскольку именно в процессах сотрудничества и взаимодействия возможно наиболее эффективное освоение личностью культурных норм и образцов, самоопределение, развитие индивидуальных познавательно-творческих интересов. Разделяя идеи культурологического подхода, мы рассматриваем образование как многомерное пространство развития и творчества, а жизнедеятельность школы – как часть культурной среды социума.

Развивая уже созданную в результате поисковой деятельности образовательно-воспитательную модель общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, педагогический коллектив МОУ СОШ №156 ставит своей целью дальнейшее развитие и совершенствование условий для интеллектуально-творческого и социокультурного развития, обеспечивающих успешную самореализацию растущей личности в обществе.

Содержание и основные формы осуществления образовательно-воспитательного процесса в школе № 156 ориентированы на следующие базовые ценности:
• Продуктивная совместная деятельность детей и взрослых как стержень педагогического и межличностного взаимодействия, постоянное культурное самоопределение и творческий поиск ребенка, активное накопление им разнообразного жизненного и социокультурного опыта (Модуль «Творчество»);
• Разнообразие образовательной среды как условие, обеспечивающее социальную и личностную значимость обучения, педагогическая культура как сообщества школы в целом, так и каждого педагога в отдельности, постоянное повышение профессионализма и приверженность гуманистическим принципам обучения, воспитания и педагогической поддержки (Модуль «Интеллект»);
• Создание здоровьесберегающего образовательно-воспитательного пространства, оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих укреплению и развитию духовно-нравственного и физического здоровья ребенка (Модуль «Здоровье»).
Приоритетной стратегией развития школы является художественно-эстетическое направление, которое призвано интегрировать воспитательно-образовательные усилия учителей, родителей, всей педагогической общественности с целью повышения уровня культурно-художественного развития учащихся школы. В школе ведется целенаправленная экспериментально-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию. Деятельность по инновационной разработке содержательных и методических аспектов художественно-эстетического воспитания в школе подчинена руководителю художественно-эстетического направления.

В работе с педагогическим коллективом деятельность художественно-эстетического направления приоритетно фокусируется на координации инновационных усилий по объединению в единое целое всего того, что сегодня привносится в содержание, формы и методы художественно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ и школ искусств, музыкальных школ, школ художественных и др.; выявление механизмов эффективного согласования вводимых инноваций.
Базовый педагогический принцип деятельности по художественно-эстетическому воспитанию учащихся на первом уровне реализации экспериментальной  системы художественно-эстетического воспитания в школе заключен в особо тесной связи проводимой работы с учебной деятельностью. Вместе с тем сфера  внеклассной работы не выпадает из поля зрения педагогов художественно-эстетического направления. Она является органической частью всей системы воспитания.
На «выходе», при  переходе учащихся в среднее звено школы, среди них проводится специально разработанная диагностическая  процедура  с целью художественно-творческой диагностики.
Второй уровень  в большей мере соотнесен с возможностью дифференциации направлений и путей  культурно-художественного  развития детей в подростково-юношеском возрасте. Концентрация эстетически развивающих видов деятельности художественно-эстетического направления сохраняется  в пределах таких «базовых» предметов как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литература», «Эстетика», «История искусства» и др.

Вместе с тем организуется целевая работа по отбору в следующие художественно-эстетические студии. Студийный принцип организации деятельности художественно-эстетического воспитания на второй ступени, его последовательная реализация, позволяет провести дальнейшую еще более глубокую дифференциацию детей на третьей ступени, в период обучения детей в старших классах.
Третий уровень освоения учащимися художественно-эстетических ценностей дает им возможность сосредоточиться на избранном ими предмете художественно-эстетического направления, которое на третьей ступени расширяется до гуманитарно-эстетического, что, в свою очередь, обусловлено социальным заказом. Здесь уже ведется целевая профориентация на художественно-творческие виды деятельности. Над отдельными учащимися студий, в соответствии с достигнутой договоренностью, педагоги перечисленных учебных заведений осуществляют своеобразное шефство, курирование, ведут с ними отдельные профильные занятия, посещают уроки этих педагогов у них в учебном заведении и др.
Вместе с тем, часть учащихся художественно-эстетической студии, на третьем уровне имеет право заниматься в ней для души, без выраженной профессиональной устремленности,
Стратегия развития нашей школы как типа общеобразовательной с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла потребовала создания соответствующей управленческой среды, основанной на принципах гармонизации школьного пространства и создания полноценной культурно-эстетической среды, вариативности управленческих структур с учетом специфики общеобразовательной системы и задач ее развития, целостности функций управления развитием школы.

В модели управления за основу взяты общие принципы управления образовательными системами, а именно:
• принцип объективности;
• принцип системности;
• принцип оптимальности;
• принцип конкретности.
В качестве частных принципов управления используется динамика сочетания принципов централизации (интеграции) и децентрализации (дифференциации); единоначалия и коллегиальности прав, обязанностей и ответственности всех субъектов образовательной системы.
Под создаваемой моделью управления мы понимаем, прежде всего, процесс воздействия на образовательную систему (в том числе и на ее субъектов) в целях перевода ее в качественно новое состояние (включая различные структуры – управленческую, методическую, содержательную и т.д.). Понимая, что от управления зависит качественное изменение школы, мы стремимся использовать разные его виды – реактивные и цикличные, управление от достигнутого, опережающие, стимулирующие и т.д. Однако системообразующим был принят программно-целевой вид управления, который предусматривает анализ действий для достижения целей развития; средств и условий их достижения; сроков получения ожидаемых результатов; параметров, которые следует считать удовлетворительными в оценке полученных результатов.
Основным условием и средством, обеспечивающим управление развитием школы выступает инновационная деятельность, она же является и своеобразной качественной характеристикой всех функций управленческой модели.

Соловьёва Е.А., зам. директора МОУ СОШ № 156 по учебно-воспитательной работе, к.и.н.,