Соловей Т.Г. Нужны ли людям чудеса? Сопоставление героев феерии А.Грина Алые паруса и рассказа С. Малицкого Танька дурочка


СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна —

заслуженный учитель Республики Крым, учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И.Селъвинского», г. Евпатория

 

НУЖНЫ ЛИ ЛЮДЯМ ЧУДЕСА? СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ А.ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА» И РАССКАЗА С.МАЛИЦКОГО «ТАНЬКА-ДУРОЧКА»


VI—IX КЛАССЫ


Аннотация. В материале представлен урок сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого «Танька-дурочка», показывается, какую роль играет мечта о чуде в жизни человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке заложен большой воспитательный потенциал.
Ключевые слова: чудо, мечта, духовный мир, красота, вера, труд, феерия, ирония, прагматизм.

 

Мечта о чуде живёт в каждом человеке, даже в том, который всё в своей жизни прагматически рассчитывает и уверен, что чудес не бывает, а все чудеса — это хорошо продуманные и организованные действия человека. Но вспомним, как мы удивляемся пробившемуся через асфальт цветку или сосне, приютившейся на голой вершине скалы; как замираем, глядя на падающую звезду, как склоняем голову перед человеком, преодолевшим непреодолимые, казалось бы, препятствия... И разве не чудеса творили почитаемые всем православным миром святые, возвращая людям здоровье, помогая побеждать врага или осуществлять какие-то невозможные на первый взгляд проекты?..
Вера в чудо, в возможность невозможного, в сказку, которая может стать былью, помогает людям осуществлять заветные мечты. Поэтому с таким волнением и интересом слушают и читают они о чудесах... Особенно — дети. Да это и понятно: в большинстве случаев их воспитание и образование начинается с чудесного — со сказок. Но и взрослея, дети не перестают мечтать о чуде: ведь чудо раздвигает горизонты повседневности и поднимает нас к Небу, заставляет работать над собой, трудиться, чтобы добиться цели.

Правда, в наше время многое делается для того, чтобы заменить мечту прагматическим целеполаганием и расчётом. Может быть, в чём-то это и хорошо, но мечта о чуде одухотворяет человека, чего не скажешь о расчёте... Вот почему мне кажется важным проникновение в суть таких художественных произведений, где мечта становится двигателем человеческой жизни, где она торжествует над прагматизмом... Безусловно, здесь первое место занимает феерия Александра Грина «Алые паруса». Но есть и другие произведения, в чём-то созвучные, а в чём-то диссонансные «Алым парусам» и этим тоже воспитывающие. Я имею в виду рассказ современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка», в котором как раз и сталкиваются прагматизм и мечтательность — так же как у Грина, но ещё более жёстко и драматично.

Рассказ интересно прочесть после изучения феерии, но можно и в другое время (небольшой объём его позволяет сделать это прямо на уроке). Сопоставление возможно на самых разных возрастных уровнях от 6 до 9 класса. К уроку готовится специальная презентация, фонограмма песни «Ребята, надо верить в чудеса...».

Открываем урок коротким музыкальным эпиграфом — словами песни В.Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса...».
Так поётся в популярной бардовской песне, которую мы услышим немного позднее. А нужно ли верить в чудеса? На этот вопрос мы и попытаемся найти ответ в течение урока, перечитывая знакомое произведение и открывая новое.

- Что даёт человеку вера в чудо?
Она наполняет его жизнь смыслом, он старается приблизить это чудо, ждёт его, мечтает о нём и верит, что когда-то оно обязательно случится — и жизнь его изменится.
- Но, может быть, эта вера и отнимает что-то у человека?
Погружённость в мечту о чуде может увести человека от реальной жизни, оторвать от неё, и, если чуда не произойдёт, он может впасть в отчаяние, затосковать, потерять смысл жизни.
- Что нужно для того, чтобы вера в чудо помогала жить и достигать своей мечты, а не уводила от реальности?
Человек не должен уходить в себя — он должен вести обычную жизнь, в которой есть место и труду, и общению, и мечте. Реальная жизнь закаляет его, воспитывает в нём терпение, стойкость, волю, как это было у гринов-ской героини Ассоль. Заметим, мечта не мешала ей вести домашнее хозяйство, заботиться об отце, мастерить игрушки, читать книги.
- Может ли сотворить чудо обычный человек?
Смотря что понимать под чудом... Если мы говорим о чудесах из сказок, то нам потребуются или волшебники, или волшебные предметы. Хотя и в сказках чудеса совершают зачастую обычные герои: крестьянские сыновья или царевичи, дочери купцов или бедные падчерицы, которые свои трудом, добротой и старанием добиваются счастья.

А если говорить о реальной жизни, то для кого-то чудом будет обретение семьи (например, для детдомовского или беспризорного ребёнка), неожиданное возвращение давно потерянной вещи, достижение желанного результата, встреча с дорогим человеком, исцеление от неизлечимой болезни и т. п. И вот эти чудеса зависят прежде всего от самих людей.
- Вспомните, в каких художественных произведениях мы уже встречались с такими чудесами. (В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор», в феерии А.С.Грина «Алые паруса».)
- Вспомните, кому принадлежат эти слова: «...благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Как вы их понимаете?

Это слова Артура Грэя. В них он выразил своё понимание чуда и его значения для человека. Он назвал чудо «пламенным растением». Эта метафора помогает нам понять, что мечта о чуде, желание его осуществления — это зерно, которое помогает человеку расти, развиваться, совершенствоваться. И свершение долгожданного чуда дарит человеку обновление — новую душу. И не только тому, кто мечтал об этом чуде и ждал его, но и тому, кто помог чуду произойти, осуществиться. Чудеса, оказывается, можно делать «своими руками».

— У кого из литературных героев душа имеет такое «зерно»? Обоснуйте.
Конечно, это Ассоль. Она с огромным вниманием слушала фантастические истории, которые рассказывал ей отец, и потом засыпала «с головой, полной чудесных снов». Она придумывала истории про самодельные игрушки, разговаривала с ними, вглядывалась в растения и морские волны.
И «Артур Грэй родился с живой душой»: он неутомимо изучал старинный замок, рассматривал диковинные предметы, слушал истории старого Польдишока, читал приключенческие книги, мечтал о море. И потому пути этих двух удивительных героев обязательно должны были пересечься.

— Почему родители не понимали Гоэя?
«Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить "мы". Часть их души, занятая галереей предков, мало достойна изображения, другая часть — воображаемое продолжение галереи — начиналась маленьким Грэем, обречённым по известному, заранее составленному плану прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести».

— Почему жители Каперны не видели «зерна пламенного растения - чуда» в Ассоль?
Они слишком приземлены, примитивны и поглощены только повседневными делами и заботой о хлебе насущном. Их души не способны видеть красоту, они не откликаются на сказки и песни. Эгль говорит о них: «Я был в той деревне — откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...»

— КТО первым заметил «зерно пламенного растения» в девочке?   Это как раз и был Эгль.
— Перечитаем описание портрета Ассоль.

«Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. <...> Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. "Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил он"».

— Чьими глазами мы видим Ассоль? (Глазами Эгля.)
— А теперь познакомимся с портретом другой героини — из рассказа современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка»: «Танька была дурочка-фигурочка, косые окна, мокрый нос, ноги-спички, красная вязаная шапка, штопаные колготки, пальцы в чернилах, острые коленки».
— Есть ли в портретах Ассоль и Таньки какие-то детали, сближающие их?
Да, есть. Обе девочки одеты достаточно непритязательно и даже бедно, обе худенькие. В обеих чувствуется какая-то обособленность от внешнего мира.
— В каком портрете мы чувствуем любование героиней, а в каком — иронию? Чем это объяснить?

Портрет Ассоль дан глазами собирателя сказок Эгля, он любуется девочкой, замечая в ней «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы». А вот портрет другой девочки дан явно в сниженных тонах, ребята замечают его грубоватость и даже иронию. Кто же видит её такой? Это мы попытаемся понять, читая рассказ.
Теперь рассказ читается вслух учителем.
— Так чьими же глазами мы видим Таньку? Глазами дворовых мальчишек. Это они прозвали её «дурочкой-фигурочкой», приметили и обсмеяли её острые коленки и штопаные колготки, глаза сравнили с косыми окнами. Во всём чувствуются насмешка и презрение.
— Почему автор называет Таньку «козой отпущения»? С какой интонацией звучит это определение?

Прежде чем ребята выскажутся, познакомим их с происхождением выражения «козёл отпущения».
Козёл отпущения — в иудаизме (религии иудеев) особое животное, которое после символического возложения на него грехов всего народа отпускали в пустыню, после чего уводившие козла в пустыню мылись и мыли свою одежду.
Танька верила всему, что ей говорили, выполняла все дурацкие поручения: «она послушно ходила от одного парня к другому или от одной девчонки к другой и передавала самые глупые и насмешливые поручения. Танька была козой отпущения во дворе. Её бы совсем сжили со свету...». «Коза отпущения» звучит, конечно, иронически.

— Как выдумаете, как чувствовала себя Танька среди дворовых ребят и по чему можно догадаться об этом?
Ей одиноко, сиротливо. Её постоянно обижают, дразнят, смеются и даже издеваются над ней. То, что Таньке плохо, мы понимаем из её просьбы к лесному принцу: сделать так, чтобы её не обижали во дворе.

— Похожи ли современные дети на детей Каперны? Чем?
Ещё как похожи! Они так же жестоки и агрессивны: избрали себе жертву, над которой можно безнаказанно издеваться и получать удовольствие от простодушия и доверчивости Таньки-дурочки, которая верит каждому их слову и выполняет все их приказы и поручения. Здорово, когда кто-то смешнее и глупее тебя!.. Так, наверно, думают дворовые ребята.

— Попробуем себе представить, как могла появиться мечта о лесном принце у Таньки.
Демонстрируем яркий осенний пейзаж. Он подсказывает ребятам ответ.
Вероятно, Танька очень любила природу, особенно лес, который был неподалёку от дома на окраине. Туда Танька любила ходить — может быть, ей нравилось разглядывать цветы, листья и травы, чувствовать тишину и гармонию, которых не было в городском дворе, отдыхать душой и глазами на красоте. И вот однажды она увидела чудесную полянку. «За крапивой обнаружилась полянка. Папоротник густо застилал землю, не давая ходу столпившейся по краям пустырной поросли. Посередине стояла рябинка. Какой-то человечина в прошлом рубанул её шутки ради ножом, срезал верхушку. Три верхних ветви потянулись к обрубку, соединились, переплелись и теперь тремя оголовками поддерживали тёмно-красные рябиновые грозди». Рябиновые кисти будто обозначили корону, и Таньке представилось, что где-то здесь живёт лесной принц...

Сказку и мечту об алых парусах подарил Ассоль Эгль. Почему он это сделал?
Он увидел в девочке «зерно пламенного растения — чуда», увидел на её лице ожидание прекрасного. Кроме того, в глазах Ассоль был «грустный вопрос», подсказывающий собирателю сказок, что девочке живётся нелегко. И он подарил ей сказку...
А сказку о лесном принце придумала сама Танька.

— О чём это говорит, что рассказывает о её характере?
Она мечтательная, обладает живым воображением, ей хочется, чтобы у неё появился друг-покровитель. Она умеет замечать неожиданное и прекрасное.
— Как изменилась Танька, когда получила ответ от «принца»? Почему?
«По двору девчонка теперь передвигалась с высоко поднятой головой, на насмешки и выкрики не реагировала, отвечая таинственной улыбкой. Борьке даже казалось, что глаза у неё меньше косить стали, раздвигаться начали в стороны от чуть вздёрнутого носа». Она почувствовала себя уверенной, принц, которого она придумала и в которого поверила, оказался реальностью (он ответил!) и обещал исполнить её желание. Тань-кина жизнь наполнилась чудесным тайным содержанием. Поэтому она даже внешне изменилась: исчезло чувство ущербности, она стала чаще улыбаться...

— Что стали замечать ребята в её внешности?
У Таньки «светлые кудряшки», «зелёные глаза», «стройная фигура» и «тонкие длинные ноги».
— Вспомните, как они называли все эти достоинства прежде.
«Косые окна», «ноги-спички», «фигурочка» и т. п.
— А изменилось ли отношение ребят к девочке? Обоснуйте.
Нет, отношение к Таньке осталось прежним и даже стало ещё более презрительным.
— Как её называют в начале рассказа и как потом?
В начале она просто «Танька-дурочка», потом «круглая дура» и, наконец, «идиотка».
— Кто даёт эти характеристики-оценки? Кто оказывается самым жёстким? А вы согласны с таким взглядом на героиню?
Характеристики дают Борька и Серёга. Наиболее жёстким оказывается Борька.

Ребята категорически возражают героям рассказа, называя Таньку простодушной, наивной, доверчивой, не похожей на других, но это отнюдь не признак глупости.
— Что пришлось преодолевать, претерпевать обеим героиням? (Насмешки, издевательства, унижения.)
— Почему ни та ни другая не отказывались от своей мечты?
В их душах жило «зерно пламенного растения-чуда», они берегли свою мечту и верили, что чудо обязательно произойдёт, они очень хотели этого и готовы были ради осуществления своей мечты претерпеть что угодно.

И Ассоль дождалась своего чуда... Как реагировала Каперна на свершившееся на её глазах чудо?
Осуществлённая на глазах жителей Каперны мечта потрясла их: «...у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство, теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чём был; жители перекликались со двора в двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Пока её не было, её имя перелетало среди людей с нервной угрюмой тревогой, с злобным испугом. Больше говорили мужчины; сдавленно, её имя перелетало среди людей, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины, но если уж которая начинала трещать — яд забирался в голову». Жители Каперны посрамлены: сказка, которую они осмеивали много лет, на их глазах стала явью. И это вызывает у них злобу и зависть...

— Почему Танька даже не поверила Борьке, когда он сказал ей про обман?
Раз он отвечал ей от лица лесного принца, значит, она ему небезразлична: ведь нельзя играть с чувствами! Так по крайней мере думает Танька.
— Почему мечта Ассоль исполнилась, а Танькина - нет? Почему Борька оказался неспособным подарить девочке чудо?
В жизни Ассоль случился рыцарь Грэй — человек, созвучный девушке, способный понять и оценить её внутренний мир, её духовную красоту, способный подарить чудо душе, жаждущей этого чуда.
А у Таньки не рыцарь, хотя он и хочет слыть защитником слабых (во дворе он считался «покровителем слабых и беззащитных»), но, выходит, это только на словах, а на самом деле всё иначе. Он — не рыцарь. Рыцари не обижают слабых — они берут их под защиту, чего, собственно, и потребовал от Борьки в конце рассказа его друг Серёга. Но для этого надо поступиться своим я, а на это Борька не способен...

—А кто оказывается способен?
Серёга — «убеждённый троечник, любитель поспать и сладкого, сначала делаю, потом думаю, и то не всегда...». Его сестра и отец, по-видимому, сумели объяснить мальчишке суть поступка, совершённого ребятами, возможные его последствия, помогли понять состояние и чувства девочки, и вот Серёга пытается сотворить чудо...

— Принесёт ли Таньке радость то, что на месте рябины появился клён? Расстанется ли она со своей мечтой? Сохранит ли в себе «зерно пламенного растения - чуда»?
Таньке предстоит пережить потрясение и разочарование в лесном принце, но у неё может появиться верный друг, который не даст её в обиду.

Ребята считают, что вряд ли девочка перестанет мечтать и утратит «зерно пламенного растения». Просто она поймёт, что для осуществления мечты нужно идти навстречу друг другу, как шли навстречу друг другу Ассоль и Грэй, и работать не только над собой, но и над тем, кого хочешь видеть рядом...

На самом деле в рассказе Малицкого тоже произошло чудо: только не с Танькой, а с Серёгой, который после этой истории наверняка поймёт «нехитрую истину», открытую Грэем, и почувствует радость обновления своей души, которая благодаря Таньке станет другой, по-настоящему «очеловеченной», рыцарской...

Познакомившись с этой поучительной историей, рассказанной Сергеем Малицким, зададимся ещё раз вопросом, прозвучавшим в начале урока: нужны ли людям чудеса?
— Да! — хором отвечает класс.
Будем же верить в них и стремиться к их осуществлению — так, как стремились наши мудрые и терпеливые герои.

И в заключение я предлагаю спеть всем песню, строчкой которой начинался наш урок: «Ребята, надо верить в чудеса...»
Учащимся раздаются слова песни, включается видеоролик к ней, и песня с удовольствием исполняется всем классом.


«Литература в школе» . – 2017 . – № 7 . – С. 23-26.