Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна —

    заслуженный учитель Республики Крым, учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И.Селъвинского», г. Евпатория

     

    НУЖНЫ ЛИ ЛЮДЯМ ЧУДЕСА? СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ А.ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА» И РАССКАЗА С.МАЛИЦКОГО «ТАНЬКА-ДУРОЧКА»


    VI—IX КЛАССЫ


    Аннотация. В материале представлен урок сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого «Танька-дурочка», показывается, какую роль играет мечта о чуде в жизни человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке заложен большой воспитательный потенциал.
    Ключевые слова: чудо, мечта, духовный мир, красота, вера, труд, феерия, ирония, прагматизм.

     

    Мечта о чуде живёт в каждом человеке, даже в том, который всё в своей жизни прагматически рассчитывает и уверен, что чудес не бывает, а все чудеса — это хорошо продуманные и организованные действия человека. Но вспомним, как мы удивляемся пробившемуся через асфальт цветку или сосне, приютившейся на голой вершине скалы; как замираем, глядя на падающую звезду, как склоняем голову перед человеком, преодолевшим непреодолимые, казалось бы, препятствия... И разве не чудеса творили почитаемые всем православным миром святые, возвращая людям здоровье, помогая побеждать врага или осуществлять какие-то невозможные на первый взгляд проекты?..
    Вера в чудо, в возможность невозможного, в сказку, которая может стать былью, помогает людям осуществлять заветные мечты. Поэтому с таким волнением и интересом слушают и читают они о чудесах... Особенно — дети. Да это и понятно: в большинстве случаев их воспитание и образование начинается с чудесного — со сказок. Но и взрослея, дети не перестают мечтать о чуде: ведь чудо раздвигает горизонты повседневности и поднимает нас к Небу, заставляет работать над собой, трудиться, чтобы добиться цели.

    Правда, в наше время многое делается для того, чтобы заменить мечту прагматическим целеполаганием и расчётом. Может быть, в чём-то это и хорошо, но мечта о чуде одухотворяет человека, чего не скажешь о расчёте... Вот почему мне кажется важным проникновение в суть таких художественных произведений, где мечта становится двигателем человеческой жизни, где она торжествует над прагматизмом... Безусловно, здесь первое место занимает феерия Александра Грина «Алые паруса». Но есть и другие произведения, в чём-то созвучные, а в чём-то диссонансные «Алым парусам» и этим тоже воспитывающие. Я имею в виду рассказ современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка», в котором как раз и сталкиваются прагматизм и мечтательность — так же как у Грина, но ещё более жёстко и драматично.

    Рассказ интересно прочесть после изучения феерии, но можно и в другое время (небольшой объём его позволяет сделать это прямо на уроке). Сопоставление возможно на самых разных возрастных уровнях от 6 до 9 класса. К уроку готовится специальная презентация, фонограмма песни «Ребята, надо верить в чудеса...».

    Открываем урок коротким музыкальным эпиграфом — словами песни В.Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса...».
    Так поётся в популярной бардовской песне, которую мы услышим немного позднее. А нужно ли верить в чудеса? На этот вопрос мы и попытаемся найти ответ в течение урока, перечитывая знакомое произведение и открывая новое.

    - Что даёт человеку вера в чудо?
    Она наполняет его жизнь смыслом, он старается приблизить это чудо, ждёт его, мечтает о нём и верит, что когда-то оно обязательно случится — и жизнь его изменится.
    - Но, может быть, эта вера и отнимает что-то у человека?
    Погружённость в мечту о чуде может увести человека от реальной жизни, оторвать от неё, и, если чуда не произойдёт, он может впасть в отчаяние, затосковать, потерять смысл жизни.
    - Что нужно для того, чтобы вера в чудо помогала жить и достигать своей мечты, а не уводила от реальности?
    Человек не должен уходить в себя — он должен вести обычную жизнь, в которой есть место и труду, и общению, и мечте. Реальная жизнь закаляет его, воспитывает в нём терпение, стойкость, волю, как это было у гринов-ской героини Ассоль. Заметим, мечта не мешала ей вести домашнее хозяйство, заботиться об отце, мастерить игрушки, читать книги.
    - Может ли сотворить чудо обычный человек?
    Смотря что понимать под чудом... Если мы говорим о чудесах из сказок, то нам потребуются или волшебники, или волшебные предметы. Хотя и в сказках чудеса совершают зачастую обычные герои: крестьянские сыновья или царевичи, дочери купцов или бедные падчерицы, которые свои трудом, добротой и старанием добиваются счастья.

    А если говорить о реальной жизни, то для кого-то чудом будет обретение семьи (например, для детдомовского или беспризорного ребёнка), неожиданное возвращение давно потерянной вещи, достижение желанного результата, встреча с дорогим человеком, исцеление от неизлечимой болезни и т. п. И вот эти чудеса зависят прежде всего от самих людей.
    - Вспомните, в каких художественных произведениях мы уже встречались с такими чудесами. (В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор», в феерии А.С.Грина «Алые паруса».)
    - Вспомните, кому принадлежат эти слова: «...благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Как вы их понимаете?

    Это слова Артура Грэя. В них он выразил своё понимание чуда и его значения для человека. Он назвал чудо «пламенным растением». Эта метафора помогает нам понять, что мечта о чуде, желание его осуществления — это зерно, которое помогает человеку расти, развиваться, совершенствоваться. И свершение долгожданного чуда дарит человеку обновление — новую душу. И не только тому, кто мечтал об этом чуде и ждал его, но и тому, кто помог чуду произойти, осуществиться. Чудеса, оказывается, можно делать «своими руками».

    — У кого из литературных героев душа имеет такое «зерно»? Обоснуйте.
    Конечно, это Ассоль. Она с огромным вниманием слушала фантастические истории, которые рассказывал ей отец, и потом засыпала «с головой, полной чудесных снов». Она придумывала истории про самодельные игрушки, разговаривала с ними, вглядывалась в растения и морские волны.
    И «Артур Грэй родился с живой душой»: он неутомимо изучал старинный замок, рассматривал диковинные предметы, слушал истории старого Польдишока, читал приключенческие книги, мечтал о море. И потому пути этих двух удивительных героев обязательно должны были пересечься.

    — Почему родители не понимали Гоэя?
    «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить "мы". Часть их души, занятая галереей предков, мало достойна изображения, другая часть — воображаемое продолжение галереи — начиналась маленьким Грэем, обречённым по известному, заранее составленному плану прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести».

    — Почему жители Каперны не видели «зерна пламенного растения - чуда» в Ассоль?
    Они слишком приземлены, примитивны и поглощены только повседневными делами и заботой о хлебе насущном. Их души не способны видеть красоту, они не откликаются на сказки и песни. Эгль говорит о них: «Я был в той деревне — откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...»

    — КТО первым заметил «зерно пламенного растения» в девочке?   Это как раз и был Эгль.
    — Перечитаем описание портрета Ассоль.

    «Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. <...> Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. "Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил он"».

    — Чьими глазами мы видим Ассоль? (Глазами Эгля.)
    — А теперь познакомимся с портретом другой героини — из рассказа современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка»: «Танька была дурочка-фигурочка, косые окна, мокрый нос, ноги-спички, красная вязаная шапка, штопаные колготки, пальцы в чернилах, острые коленки».
    — Есть ли в портретах Ассоль и Таньки какие-то детали, сближающие их?
    Да, есть. Обе девочки одеты достаточно непритязательно и даже бедно, обе худенькие. В обеих чувствуется какая-то обособленность от внешнего мира.
    — В каком портрете мы чувствуем любование героиней, а в каком — иронию? Чем это объяснить?

    Портрет Ассоль дан глазами собирателя сказок Эгля, он любуется девочкой, замечая в ней «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы». А вот портрет другой девочки дан явно в сниженных тонах, ребята замечают его грубоватость и даже иронию. Кто же видит её такой? Это мы попытаемся понять, читая рассказ.
    Теперь рассказ читается вслух учителем.
    — Так чьими же глазами мы видим Таньку? Глазами дворовых мальчишек. Это они прозвали её «дурочкой-фигурочкой», приметили и обсмеяли её острые коленки и штопаные колготки, глаза сравнили с косыми окнами. Во всём чувствуются насмешка и презрение.
    — Почему автор называет Таньку «козой отпущения»? С какой интонацией звучит это определение?

    Прежде чем ребята выскажутся, познакомим их с происхождением выражения «козёл отпущения».
    Козёл отпущения — в иудаизме (религии иудеев) особое животное, которое после символического возложения на него грехов всего народа отпускали в пустыню, после чего уводившие козла в пустыню мылись и мыли свою одежду.
    Танька верила всему, что ей говорили, выполняла все дурацкие поручения: «она послушно ходила от одного парня к другому или от одной девчонки к другой и передавала самые глупые и насмешливые поручения. Танька была козой отпущения во дворе. Её бы совсем сжили со свету...». «Коза отпущения» звучит, конечно, иронически.

    — Как выдумаете, как чувствовала себя Танька среди дворовых ребят и по чему можно догадаться об этом?
    Ей одиноко, сиротливо. Её постоянно обижают, дразнят, смеются и даже издеваются над ней. То, что Таньке плохо, мы понимаем из её просьбы к лесному принцу: сделать так, чтобы её не обижали во дворе.

    — Похожи ли современные дети на детей Каперны? Чем?
    Ещё как похожи! Они так же жестоки и агрессивны: избрали себе жертву, над которой можно безнаказанно издеваться и получать удовольствие от простодушия и доверчивости Таньки-дурочки, которая верит каждому их слову и выполняет все их приказы и поручения. Здорово, когда кто-то смешнее и глупее тебя!.. Так, наверно, думают дворовые ребята.

    — Попробуем себе представить, как могла появиться мечта о лесном принце у Таньки.
    Демонстрируем яркий осенний пейзаж. Он подсказывает ребятам ответ.
    Вероятно, Танька очень любила природу, особенно лес, который был неподалёку от дома на окраине. Туда Танька любила ходить — может быть, ей нравилось разглядывать цветы, листья и травы, чувствовать тишину и гармонию, которых не было в городском дворе, отдыхать душой и глазами на красоте. И вот однажды она увидела чудесную полянку. «За крапивой обнаружилась полянка. Папоротник густо застилал землю, не давая ходу столпившейся по краям пустырной поросли. Посередине стояла рябинка. Какой-то человечина в прошлом рубанул её шутки ради ножом, срезал верхушку. Три верхних ветви потянулись к обрубку, соединились, переплелись и теперь тремя оголовками поддерживали тёмно-красные рябиновые грозди». Рябиновые кисти будто обозначили корону, и Таньке представилось, что где-то здесь живёт лесной принц...

    Сказку и мечту об алых парусах подарил Ассоль Эгль. Почему он это сделал?
    Он увидел в девочке «зерно пламенного растения — чуда», увидел на её лице ожидание прекрасного. Кроме того, в глазах Ассоль был «грустный вопрос», подсказывающий собирателю сказок, что девочке живётся нелегко. И он подарил ей сказку...
    А сказку о лесном принце придумала сама Танька.

    — О чём это говорит, что рассказывает о её характере?
    Она мечтательная, обладает живым воображением, ей хочется, чтобы у неё появился друг-покровитель. Она умеет замечать неожиданное и прекрасное.
    — Как изменилась Танька, когда получила ответ от «принца»? Почему?
    «По двору девчонка теперь передвигалась с высоко поднятой головой, на насмешки и выкрики не реагировала, отвечая таинственной улыбкой. Борьке даже казалось, что глаза у неё меньше косить стали, раздвигаться начали в стороны от чуть вздёрнутого носа». Она почувствовала себя уверенной, принц, которого она придумала и в которого поверила, оказался реальностью (он ответил!) и обещал исполнить её желание. Тань-кина жизнь наполнилась чудесным тайным содержанием. Поэтому она даже внешне изменилась: исчезло чувство ущербности, она стала чаще улыбаться...

    — Что стали замечать ребята в её внешности?
    У Таньки «светлые кудряшки», «зелёные глаза», «стройная фигура» и «тонкие длинные ноги».
    — Вспомните, как они называли все эти достоинства прежде.
    «Косые окна», «ноги-спички», «фигурочка» и т. п.
    — А изменилось ли отношение ребят к девочке? Обоснуйте.
    Нет, отношение к Таньке осталось прежним и даже стало ещё более презрительным.
    — Как её называют в начале рассказа и как потом?
    В начале она просто «Танька-дурочка», потом «круглая дура» и, наконец, «идиотка».
    — Кто даёт эти характеристики-оценки? Кто оказывается самым жёстким? А вы согласны с таким взглядом на героиню?
    Характеристики дают Борька и Серёга. Наиболее жёстким оказывается Борька.

    Ребята категорически возражают героям рассказа, называя Таньку простодушной, наивной, доверчивой, не похожей на других, но это отнюдь не признак глупости.
    — Что пришлось преодолевать, претерпевать обеим героиням? (Насмешки, издевательства, унижения.)
    — Почему ни та ни другая не отказывались от своей мечты?
    В их душах жило «зерно пламенного растения-чуда», они берегли свою мечту и верили, что чудо обязательно произойдёт, они очень хотели этого и готовы были ради осуществления своей мечты претерпеть что угодно.

    И Ассоль дождалась своего чуда... Как реагировала Каперна на свершившееся на её глазах чудо?
    Осуществлённая на глазах жителей Каперны мечта потрясла их: «...у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство, теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чём был; жители перекликались со двора в двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Пока её не было, её имя перелетало среди людей с нервной угрюмой тревогой, с злобным испугом. Больше говорили мужчины; сдавленно, её имя перелетало среди людей, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины, но если уж которая начинала трещать — яд забирался в голову». Жители Каперны посрамлены: сказка, которую они осмеивали много лет, на их глазах стала явью. И это вызывает у них злобу и зависть...

    — Почему Танька даже не поверила Борьке, когда он сказал ей про обман?
    Раз он отвечал ей от лица лесного принца, значит, она ему небезразлична: ведь нельзя играть с чувствами! Так по крайней мере думает Танька.
    — Почему мечта Ассоль исполнилась, а Танькина - нет? Почему Борька оказался неспособным подарить девочке чудо?
    В жизни Ассоль случился рыцарь Грэй — человек, созвучный девушке, способный понять и оценить её внутренний мир, её духовную красоту, способный подарить чудо душе, жаждущей этого чуда.
    А у Таньки не рыцарь, хотя он и хочет слыть защитником слабых (во дворе он считался «покровителем слабых и беззащитных»), но, выходит, это только на словах, а на самом деле всё иначе. Он — не рыцарь. Рыцари не обижают слабых — они берут их под защиту, чего, собственно, и потребовал от Борьки в конце рассказа его друг Серёга. Но для этого надо поступиться своим я, а на это Борька не способен...

    —А кто оказывается способен?
    Серёга — «убеждённый троечник, любитель поспать и сладкого, сначала делаю, потом думаю, и то не всегда...». Его сестра и отец, по-видимому, сумели объяснить мальчишке суть поступка, совершённого ребятами, возможные его последствия, помогли понять состояние и чувства девочки, и вот Серёга пытается сотворить чудо...

    — Принесёт ли Таньке радость то, что на месте рябины появился клён? Расстанется ли она со своей мечтой? Сохранит ли в себе «зерно пламенного растения - чуда»?
    Таньке предстоит пережить потрясение и разочарование в лесном принце, но у неё может появиться верный друг, который не даст её в обиду.

    Ребята считают, что вряд ли девочка перестанет мечтать и утратит «зерно пламенного растения». Просто она поймёт, что для осуществления мечты нужно идти навстречу друг другу, как шли навстречу друг другу Ассоль и Грэй, и работать не только над собой, но и над тем, кого хочешь видеть рядом...

    На самом деле в рассказе Малицкого тоже произошло чудо: только не с Танькой, а с Серёгой, который после этой истории наверняка поймёт «нехитрую истину», открытую Грэем, и почувствует радость обновления своей души, которая благодаря Таньке станет другой, по-настоящему «очеловеченной», рыцарской...

    Познакомившись с этой поучительной историей, рассказанной Сергеем Малицким, зададимся ещё раз вопросом, прозвучавшим в начале урока: нужны ли людям чудеса?
    — Да! — хором отвечает класс.
    Будем же верить в них и стремиться к их осуществлению — так, как стремились наши мудрые и терпеливые герои.

    И в заключение я предлагаю спеть всем песню, строчкой которой начинался наш урок: «Ребята, надо верить в чудеса...»
    Учащимся раздаются слова песни, включается видеоролик к ней, и песня с удовольствием исполняется всем классом.


    «Литература в школе» . – 2017 . – № 7 . – С. 23-26.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование