Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Неонила Альфредовна Туранина
    доктор филологических наук,
    профессор Белгородского государственного университета

     

    Приобщение к восточнославянским православным традициям на уроках русского языка

     


    Ключевые слова: православная культура, восточные славяне, родной язык, исторические традиции, духовное наследие.


    Православная культура является одной из важных составляющих в формировании духовности современного человека. Разработанная нами программа приобщения к ценностям православия ставит своей целью постоянное знакомство школьников с православной культурой России, Беларуси, Украины в процессе изучения родного языка. Особое внимание в контексте программы уделяется сведениям об общей истории трех народов, традициях культуры, тесной духовной связи восточных славян.

    Предложенная программа обусловила разработку адаптированных текстов православной тематики при изучении различных грамматических тем. После знакомства со святынями православия в России (подробно при изучении раздела «Морфология») школьникам предлагаются материалы, связанные с восточнославянской православной культурой (при изучении раздела «Простое предложение»). На первом этапе необходимо познакомить школьников с историей деятельности Собора славянских народов России, Беларуси, Украины, которая играет важную роль в объединении наших этносов.

    Рассмотрим это на конкретном тексте, связанном с работой III Собора славянских народов Беларуси, России, Украины на тему: «Восточная православная цивилизация перед лицом мирового духовного и экономического кризиса». <…>

    Текст № 1 (к теме «Главные члены предложения»)

    Призыв к единству восточных славян
    В 2009 году в Киеве состоялся III Собор славянских народов, который принял Декларацию народов Беларуси, России, Украины. В этой декларации отмечалось, что все мы должны сохранять и углублять восточнославянскую православную духовность, наши общие исторические традиции. Участники Собора призвали всех нас содействовать углублению добрососедства, открытости и доверия между славянскими народами. Сегодня народы Беларуси, России, Украины хранят общее духовное и культурное наследие, являя миру торжество православия.

    После каждого знакомства с текстом о православии и православных традициях школьники отвечают на вопросы, связанные с пониманием содержания материала, выяснением семантики новых слов, а затем переходят к изучению конкретной грамматической темы.

    Вопросы и задания к тексту № 1

    1. Прочитайте текст, озаглавьте его.
    2. Какова главная мысль текста?
    3. К чему призывают участники III Собора славянских народов?
    4. Как вы понимаете значение слов и словосочетаний: Собор славянских народов, Декларация, традиция, наследие.
    5. Подчеркните в каждом предложении главные члены (подлежащее, сказуемое).
    6. Выпишите простые и составные сказуемые, определите, какими частями речи они выражены.

    Тексты православной направленности выполняют важную воспитательную роль в формировании толерантности и духовности школьников. Материалы о славянской православной культуре подчеркивают общую историю и духовную связь народов России, Беларуси, Украины, именно то, что особенно актуально в период духовно-нравственного кризиса, кризиса социокультурной и национальной идентичности. Исторические связи России, Беларуси, Украины являются прочным фундаментом для международных отношений.

    Текст № 2 (к теме «Второстепенные члены предложения»)

    Православная икона России, Украины, Беларуси
    Обычай молитвенного поклонения иконам пришел в земли Киевской Руси из Византии. В XII веке, благодаря усилиям княжны Ефросиний Полоцкой, на белорусских землях появилась икона Эфесской (Казанской) Богородицы, сохранились и другие иконы, исполненные на камне и кости. Наиболее значительные достижения белорусской иконописи связывают с землями Турово-Пинской епархии — белорусским Полесьем, где были написаны и хранились известные иконы. Украинская и белорусская иконопись развивалась в сложных условиях, в этой ситуации особое значение имело учреждение Киево-Печерской лавры. В XVII веке иконописная культура России развивалась в стенах Оружейной палаты Московского Кремля. Иконописное искусство трех народов сохранило единство и национальное своеобразие.

    Вопросы и задания к тексту № 2

    1. Перескажите текст.
    2. Что вы узнали об иконописи Беларуси?
    3. Как развивалась иконопись в Украине и на Руси?
    4. С помощью словаря объясните значение слов и выражений: епархия, Киево-Печерская лавра.
    5. В первом предложении подчеркните все члены предложения, задайте к ним вопросы.
    6. Выпишите из текста определения, назовите, какой частью речи они выражены.
    7. Назовите в тексте дополнения, обстоятельства, определите их тип.

    Постоянно обращаясь на уроках русского языка к православной культуре России, Украины, Беларуси, необходимо делать акцент на тесной взаимосвязи духовных, художественных традиций, которые издавна складывались в православной культуре трех народов.

    Список использованной литературы

    1. Древо. Открытая православная энциклопедия.-www.drevo.pravbese-da.ru.
    2. http://www.voskres.ru/idea/so-binto29.htm.
    3. http://uralros.ru/pravoslavnaya-ikona-rossii-ukrainy-belarusi/
    4. Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку. Учебно-методическое пособие. — Белгород, 2006. — 104 с.

     

    "Литература в школе" . - 2011 . - № 4 . - С. 34-35.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование