Пырьева С.А. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВЫСТАВКИ


Никто не имеет права на абсолютную истину,
но каждый имеет право на понимание. 

Ричард Рорти

Особенности современного мира и гуманитарной ситуации актуализируют проблему формирования толерантного мышления. Под толерантностью принято понимать терпимость к иного рода взглядам, привычкам, нравам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных культур и народов, религий, индивидов. Она является признаком открытого общества, не избегающего духовной конкуренции [Философский энциклопедический словарь. М., 2000, с. 457]. С проблемой толерантности тесно связана и проблема плюрализма, характеризующаяся признанием разнообразных суждений о мире, многозначностью истолкования существующих текстов. Всякое истолкование приобретает смысл в определенном контексте. Меняется социальный контекст – меняется понимание смыслов. Плюрализм дает возможность обсуждать любой вопрос с разных сторон, используя в качестве оснований всякие суждения и гипотезы.

Учебный курс «Мировая художественная культура», как и любой другой гуманитарный предмет, располагает большими возможностями для формирования толерантности и плюралистической модели суждений. В диалоге с учащимися обычно рассматриваются различные формы художественной культуры как классические, так и современные. Следует отметить, что анализ современных форм художественного восприятия представляет наибольшую сложность как в содержательном, так и в методическом плане. Еще нет временной дистанции, позволяющей отделить истинное от случайного. Это искусство полно диссонансов, дискомфортно, требует интеллектуального напряжения в постижении смысла бытия, новых навыков видения и распознавания условностей языка и символики. Вместе с тем анализ современных художественных произведений расширяет рамки культурного пространства, знакомит с новаторским опытом, предоставляет возможность высказывать разные суждения. В своей педагогической деятельности я даю понять учащимся, что каждое из высказанных мнений имеет право на существование, ибо новые формы художественного творчества не связаны с внешностью предмета, сюжетами, канонами реалистического искусства. Тематика уроков по искусству XX века разнообразна. Она отражает эволюцию развития художественного процесса вообще. Вот некоторые из названий тех тем, которые мы изучаем:
1. Экспрессионизм. Искусство Матисса. Фовизм.
2. Зарождение абстрактного искусства. Кандинский. Пит Мондриан.
3. Творчество Пикассо.
4. Авангард 20-х – 30-х годов. Малевич. Филонов. Родченко. Татлин. Супрематизм.
5. Фантастическое искусство. Де Кирико. Шагал. Дюшан. Эрнст.
6. Сюрреализм 60-х – 80-х годов. Творчество Дали. Миро. Клее.
7. Художественная культура конца XX – начала XXI веков.

В процессе работы я не ставлю сложных непосильных задач, но вместе с тем от урока к уроку дополняю складывающиеся представления о многообразии миров, ощущений, ассоциаций целостного единого мира. Через знакомство с разнородными художественными стилями и методами, имеющими равное право на существование и отражающими множество смыслов понимания мира, преодолевается однобокость, одномерность в восприятии, - в этом и состоит суть толерантности. При этом учитывается интеллектуальный, информационный, эстетический уровень развития учащихся.
Рассмотрим на конкретном примере некоторые аспекты изучения темы «Художественная культура конца XX – начала XXI веков» в 11-м классе гуманитарного профиля. Состояние культуры индустриально развитых стран конца XX века принято называть постмодернизмом. Прежде всего, мы отмечаем характерные черты современной художественной парадигмы. К ним относятся следующие.
1. Образ хаотичного, катастрофического, сложного мира – определяющий момент современного сознания и современной художественной культуры.
2. Осознание исчерпанности традиционной культуры, невозможности создать новое в ее рамках и разочарование в ее способности решать гуманитарные общечеловеческие проблемы.
3. Признание разнообразия культур. Чарльз Дженкс – один из теоретиков постмодернизма – говорил о нем, как о культуре «включающей». Отсюда в области художественной культуры очевидно стремление объединить разнородные художественные течения. Во многом постмодернизм напоминает эклектизм XIX  века.  Примером такой эклектики может служить образ городской улицы в произведении Н.В. Гоголя «Об архитектуре нашего времени», на которой представлены сооружения всех эпох и стилей. [Н.В. Гоголь, собр. соч.., т. 7, М., 1994, с. 258.]
4. Разнородные художественные методы (компиляция, цитирование художественных образцов, коллаж) и современные технологии.
5. Изменение роли художника. Это уже не хранитель творческой тайны, а автор концепции, идеи, конструкции, изобретатель.
6. Становление иронии как смыслообразующего принципа искусства. Суть заключается в том, что любое проявление жизни проверяется иронией на устойчивость. В случае, если это проявление выдерживает испытание скрытой насмешкой, то оно объявляется истинной ценностью, предельным понятием.
7. Феномен игры. Нередко игра превращается в инструмент поиска смысла и, тем самым, приближается к иронии, отражая парадоксальность развития. Уникальным свойством игры является способность создания ситуации отстраненности от изображаемого объекта, сохранения дистанции для  осмысления, трезвой оценки художественных достоинств.
Изучение этой темы удачно совпало с работой IV Новосибирской международной биеннале современной графики. Соединение учебных задач и живого созерцания способствовало непосредственному восприятию, мысленному диалогу с авторами работ. Существенную помощь в ознакомлении с экспозицией оказал Мартынов Андрей Владимирович, заместитель директора Новосибирского государственного художественного музея, один из кураторов проекта. Он представил организацию выставки как живой творческий процесс.  После знакомства с выставочными работами учащимся были заданы вопросы, касающиеся общего впечатления о выставке и отдельных работ, о связи формы и содержания, о соответствии собственного мироощущения и мировоззрения авторов. Анализ ученических работ свидетельствует о том, что большинство учащихся отметило хаотичность, катастрофичность в изображении художником мира. И эти черты есть реальный факт.

 
Андрей Р.: «Впечатление хаотичности, неразгаданности. Образ мира, изображенный на картинах, пугает. Грустно, но факт, если посмотреть, что сегодня делается в мире». 
Евгения Д.: «Некоторые картины как бы страшны и заставляют содрогнуться». В некоторых работах дети увидели светлое конструктивное, позитивное начало.
Так, Сашу Д. привлекла работа Хуана Валладареса «Керамика 2», в которой, по ее мнению, просматривается мир русской усадьбы, домашнего уюта и теплоты. Большой интерес вызвала работа австралийской художницы Барби Кьяр «Пожарная вышка». На фоне общей картины разрушений возвышается фигура женщины с одухотворенным ликом, прижимающая левую руку к груди. Эта фигура символизирует спасение мира, олицетворяет человека новой эры, несущего в себе высшую духовную силу. Привлекает образ Буратино, как средство отражения рождения формы, обретение устойчивости.
В экспозиции были представлены работы художников из тридцати четырех стран мира. Собственно говоря, выставка показала территорию взаимосвязанных различий. Школьники отметили специфику каждой из национальных школ. Вера А.: «Австралийская графика отличается декоративностью, экспрессивностью цвета, французская – разнообразием ярких, сочных цветов, просматривается влияние импрессионизма, бельгийская – неординарностью, игрой форм, канадская – линейностью, геометричностью, холодностью черно – белых тонов». 


Особый интерес вызвал зал японской графики. Анжела Ч.: «В картинах японских художников новые технологии гармонично вписались в  многовековые традиции». Благодаря современным технологиям, дети обнаружили необычность представленных форм в графических работах. Так, Николай К. увидел объемность, «нечто за слоем краски, многослойность».
За четкостью линий Евгения Д. увидела смысл: ее привлек знак бесконечности в виде перевернутой восьмерки, а изображенные песочные часы показались печальной конструкцией. Достоинство современной графики состоит в том, что она, используя технические средства, может подняться до высот выражения смысла. Отраден тот факт, что учащиеся видят идею художественного произведения, отмечают узловую концепцию автора. Так, в работе Марка Буви «Habitus» Ольга К. увидела, что «в прошлом лежат все ответы, мудрость веков поможет нам осмыслить и осознать устройство мира». В зале японской графики Елена П. выделила такие черты изображаемого мира. как одиночество, беззащитность человека, расколотость мира.

Посещение выставки никого не оставило равнодушным: 
«что-то шокирует, но это хорошо, - останется в памяти»;
«выставка наводит меня на размышление»;
«увидела новую сторону искусства и новые смыслы: я осознала, насколько относительно место человека в общем мироустройстве, и, самое главное – это то, что истоки всего лежат в прошлом, память хранит все, что уже происходило»; «хороший баланс между шоком и эстетическим удовольствием»;
«некоторые картины  заставляют содрогнуться, обжигают болью другого и вносят изменение в самого себя, свое сознание».

Выставка способствовала размышлениям детей о задачах современного искусства, о его назначении и смыслах. Не вызывает сомнения то, что перед нами  принципиально новое качество в искусстве (расставание с предметностью реального мира), однако, возникает вопрос: имеет ли право этот вид деятельности называться искусством? Возможно, в контексте рассматриваемой плюралистической модели суждений не обязательно заниматься поисками однозначных оценок, ведь качественно новое искусство рождает новые критерии. Все не так просто.



В продолжение разговора о посещении выставки обозначилась новая проблема, характерная для художественной культуры постмодернизма – лабораторное состояние современной культуры, инструмент или способ, с помощью которого происходит становление новых творческих методов, нового художественного стиля. В диалоге с учащимися мы отметили также еще одну тенденцию мировоззренческого видения: поиск устойчивых форм, точек опоры, стремление к упорядочению пространства вокруг себя.

Следует отметить, что посещение выставки является своего рода творческой лабораторией, результат работы которой состоит в осмыслении новых тенденций и, вследствие этого, новом представлении классического искусства. В свое время Марк Шагал назвал Гоголя великим сюрреалистом. Прочтение «Мертвых душ», «Шинели», «Вия» позволяет обнаружить существенный характер творчества Гоголя, состоящий в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов. Причем фантастические образы выступают как другая сторона той же действительности, а ирония по поводу некоторых образцов классики (Гойя, Перов, Федотов) вызывает интерес и желание еще раз вернуться к изучению классического искусства. 

Другим важным моментом является понимание общего методологического принципа, основанного на представлении современного искусства в общем контексте эволюции художественного процесса вообще. Основанием выступает та непрерывность, которая внутренне присуща человеческому сознанию и мышлению. Постижение новых смыслов классической культуры в контексте поиска новых форм, а также эволюционный подход к изучению художественного процесса являются гарантом сохранения нравственных устоев в сознании, ответственности в поведении.

Пырьева С.А., учитель МХК высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, МОУ СОШ № 12, г. Новосибирск

Фото: О. Языкова