Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Представляем читателям конспект открытого урока по литературе, который автор статьи провела в X классе. Урок вызвал живой отклик и у учеников, и у учителей.


    Н.В. Амелина (Тула)

    Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Урок литературы в X классе

    Ключевые слова: образ Петербурга, междисциплинарный подход при анализе художественного произведения, социальный конфликт, городской пейзаж, интерьер, персонаж, художественный образ.

    Ход урока

    Слово учителя: Роль Петербурга в истории страны, в развитии литературы уникальна. Город, воплотивший в себе реформы Петра и его личность, столица крепостнической России, колыбель русской революции, великолепное творение искусства, средоточие культурной и политической жизни — таков Петербург, бесконечно изменчивый и противоречивый.

    Я вижу град Петра,
    чудесный, величавый,
    По манию Петра воздвигшийся
    из блат,
    Наследный памятник его
    могучей славы,
    Потомками его украшенный стократ!
    Повсюду зрю следы великия державы,
    И русской славою след
    каждый озарен! (П .Вяземский )

    — Но Петербург не просто музей под открытым небом, это город, с которым связано, наверное, творчество каждого русского писателя. С.Я. Маршак справедливо заметил:

    Давно стихами говорит Нева,
    Страницей Гоголя ложится Невский,
    Весь Летний сад «Онегина» глава,
    О Блоке размышляют острова,
    А по Разъезжей бродит Достоевский.

    — Что вам известно об этом городе?
    Город, основанный Петром в 1703 году, был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр — Петропавловская церковь и Адмиралтейство. Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.
    Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русских художников. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения А. С. Пушкина и Н.В. Гоголя, Петербургу посвящали стихи А.Блок, В.Брюсов, А.Ахматова, его виды постоянно изображали художники. И сейчас он по-прежнему влечет к себе живописцев и графиков. (Учитель демонстрирует фрагмент фильма о Санкт-Петербурге.)

    Мы увидели прекрасную панораму города на Неве. Перед вами несколько фотографий с видами архитектурных памятников Петербурга. Это парадный Петербург, воспетый
    поэтами и художниками. Однако строили много, и в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с тесными комнатами для прислуги, с мрачными, темными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили и герои Ф.М.Достоевского.

    В дымном городе душно,
    Тесно слуху и взору,
    В нем убили мы скучно
    Жизни лучшую пору,
    В небе — пыль, либо тучи,
    Либо жар, либо громы;
    Тесно сжатые в кучи,
    Кверху кинулись домы;
    Есть там смех, да не радость,
    Все блестит, но бездушно...
    Слушай бледная младость,
    В дымном городе душно!

    Н.М. Каношин «Жалобы на Петербург»

    Итак, мы знакомимся сегодня с другим Петербургом, образ которого воссоздан Ф.М.Достоевским. Наша с вами задача в течение урока доказать, что Петербург — это не только фон, на котором разворачивается действие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», но и действующее лицо, символ неблагополучной, безнравственной жизни Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека. Петербург Достоевского страшнее гоголевского и некрасовского. Из 30 романов, повестей, рассказов, составляющих наследие писателя, можно выделить 20, где Петербург является главным местом действия. Для Достоевского Петербург всегда оставался «самым угрюмым городом, который может быть на свете». Роман «Преступление и наказание» не исключение.

    Вот как отзывался писатель о Петербурге:
    «Самый фантастический на свете город, город полусумасшедших».
    «Редко, где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».
    К концу урока мы должны доказать правоту слов великого классика, сказанных о Петербурге.

    На протяжении всего занятия мы будем работать с таблицей «Ассоциации», в графы которой вам необходимо заносить свои впечатления от услышанного на уроке, что впоследствии поможет при выполнении домашнего задания.

    Аналитическая работа с текстом (улицы Петербурга)

    — Скажите, где мы впервые встречаем главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова? — Чтобы увидеть улицы, по которым бродил Раскольников, давайте обратимся к тексту.

    Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч.1, гл.1)

    — Что необычного в изображении Петербурга Достоевским с первых страниц романа?
    (Необычная зарисовка города, вызывающая удручающее впечатление, использование для этого слов с негативной эмоциональной окраской.)
    — Каким мы видим Петербург глазами Раскольникова?
    — Что поразило Раскольникова на улице? (Духота и нестерпимая вонь.)
    — Какое средство художественной выразительности использует автор? (Нагнетение однородных членов.)
    — А каких именно? (дополнений, выраженных существительными)
    — Какова их роль в этом отрывке? (Использование назывных конструкций позволяет конкретизировать место действия, сформировать впечатление о происходящем.)
    — Какова роль обобщающего слова «все»? (Оно помогает еще раз сосредоточить внимание на тех омерзительных условиях, в которых оказывается герой, подчеркивает его негативное восприятие Петербурга.)
    — Найдите определения, выраженные прилагательными, которые несут неприятие действительности. («Особая вонь», «летняя вонь», «нестерпимая вонь».)
    — Почему у слова «вонь» столько определений? (Вонь вызывает у Раскольникова еще большее чувство омерзения.)
    — Почему автор в один абзац объединил на первый взгляд разные мысли: о лете, о жаре, духоте... и, словно вспомнив («кстати»), тут же дает портрет Раскольникова? (возможно, для Достоевского определяющим является психологическое состояние человека в Петербурге; показать контраст между городом с отвратительным, грустным колоритом и «замечательно хорошим собою» юношей.)
    — Какие слова показывают, что героя что-то тяготит? («впал как бы в глубокую задумчивость», «в какое-то забытье», «бормотал что-то про себя»...)
    — Зачем автор объясняет, что «квартал был таков, что костюмом здесь трудно кого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?
    — Почему автор говорит не «человек», а «фигуры, субъекты»? Что этим желает подчеркнуть Достоевский? (Никто ни на кого не обращает внимание, возможно, писатель хочет показать всеобщее равнодушие друг к другу.)
    — Какой же вывод вы можете сделать? Какие чувства и ощущения вызывает у вас этот город в начале романа? (Бедные серединные улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду известка, кирпич, пыль, стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает чувство тесноты, которое усиливают непрерывно попадающиеся пьяные, наваленные всюду кучи мусора, кирпичи, хочется вырваться отсюда.)
    — А у героев, в частности у Раскольникова? (У Раскольникова рождается «безобразная мечта».)
    — А какие прилагательные у вас ассоциируются со словом «мечта»? (Светлая, большая, недостижимая...)
    — Как называется художественное средство, использованное Достоевским? (оксюморон)
    — Согласитесь, мы еще не знаем, о чем задумывается герой, но понимаем, что это что-то неприятное, негативное.

    Таким мы видим Петербург до осуществления «безобразной мечты» Раскольниковым, проследим, куда отправляется герой после убийства. (Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идет по Николаевскому мосту.)



    Работа над эпизодом «Великолепная панорама» (ч.2, гл.2)

    — Что заставляет Родиона очнуться от дурных мыслей? (Удар кнутом кучером из проезжающей мимо пролетки.)
    — За что его ударили? («За то, что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то, что кучер раза три или четыре ему кричал»).
    — Какие слова подбирает автор, чтобы показать, что удар был неожиданным? Что пережил Раскольников? Каково было его состояние? («Злобно заскрежетал и защелкал зубами».)
    — О ком возможно так сказать? (Так можно сказать только о звере.)
    — Почему Достоевский считает возможным так говорить о своем герое? (Он действительно, словно загнанный зверь.)
    — Что же видит Раскольников, пройдя всего лишь 10 шагов после удара кнутом? (Великолепную панораму Петербурга.)
    — Как вы думаете, почему уже в самом начале романа Достоевский сталкивает два Петербурга? (Писатель показывает контрасты города, противопоставляет два разных Петербурга.)
    — Почему именно через восприятие Раскольникова показан этот город? Что этим хочет сказать писатель? (Раскольников видит и один и другой Петербург, он будто отделен от великолепного города незримой стеной. Он знает о существовании красивого Петербурга, но вынужден жить в другом.)
    — Как вы считаете, можем ли мы говорить в таком случае о двойственности сознания Раскольникова? (Скорее всего, да, и, возможно, именно то, что Раскольников в отличие от остальных героев видит разный Петербург, формирует его протест.)

    Интерьеры Петербурга

    Слово учителя: Но Петербург — это не только улицы. Это и дома, в которых живут герои. — Каковы ваши ощущения, когда вы, покидая улицы, входите в комнаты, каморки, трактиры Петербурга вместе с героями? (Писатель рисует петербургские углы, уродливые дворы-колодцы, грязные трактиры, тесные каморки, темные узкие лестницы, вызывающие одно чувство брезгливости и отвращения.)

    Узнать, насколько хорошо вы знаете комнаты героев романа, нам поможет презентация по теме «Интерьеры романа Ф.М.Достоевского». Ваша задача — определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найти «лишний» элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища.

    1) «простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью»; «около стола два плетеных стула»; «небольшой, простого дерева комод»; «туалет с зеркальцем в простенке».
    (Комната Сони Мармеладовой; «лишний» элемент — туалет с зеркальцем в простенке из комнаты Алены Ивановны);
    2) «три старых стула, не совсем исправных»; «крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг»; «в углу перед небольшим образом — лампада»; «неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях».
    (Каморка Раскольникова; «лишний» элемент — в углу перед небольшим образом — лампада из комнаты Алены Ивановны);
    3) «диван с огромною выгнутою деревянною крышкой»; «через задний угол была протянута дырявая простыня»; «картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках»; «круглый стол овальной формы перед диваном».
    (Комната старухи-процентщицы, «лишний» элемент — дырявая простыня из квартиры Мармеладовых);
    4) «через задний угол была протянута дырявая простыня»; «разное детское тряпье; небольшой, простого дерева комод»; «два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».
    («Проходной угол» Мармеладовых; «лишний» элемент — небольшой простого дерева комод из комнаты Сони Мармеладовой);
    5) «чайный стол у самого окна»; «стук шаров на биллиарде»; «картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках»; «двадцать маленьких столиков в большой зале».
    (Трактир; «лишний» элемент — картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках из комнаты Алены Ивановны);
    — Как называет Достоевский жилища своих героев? (комната Раскольникова — гроб, клетушка, каморка; комната Сони Мармеладовой — комната-сарай; комната Мармеладовых — «проходной угол».)
    — Какие ассоциации рождаются у вас с этими словами? (например, клетушка — зверь, гроб — покойник, угол — безысходность, загнанный в угол, сарай — подсобное нежилое помещение).
    — Понятно ли вам значение слова «каморка»? (1) маленькая тесная комната; 2) камора (уст.) — кладовая, амбар, чулан).
    — Какую же ассоциацию вызывает слово «каморка»? (каморка — мышь).
    — Какой цвет преобладает у Ф.М.Достоевского при описании интерьера этих помещений? Почему? (Желтый, цвет болезни, безысходности, преступления, безумия.)
    — Существовало даже такое понятие как «желтый» дом (дом сумасшедших).
    — Какое психологическое состояние может быть у людей, живущих в таких условиях? (Угнетенное, неуравновешенное, психически нестабильное. «Низкие потолки душу и ум теснят», — говорит Раскольников.)
    — Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком, личностью? (Конечно, нет.)
    — Мы прошли по улицам Петербурга, заглянули в петербургские «углы». А кто же живет в таком Петербурге?

    Многообразие петербургских типов

    Слово учителя. Назовите запомнившихся вам персонажей романа, которых встречает Родион Раскольников, живущих в каморках Петербурга и гуляющих по его улицам. Каков их социальный статус? Какое впечатление они произвели на вас? (параллельно ведется запись и показ иллюстраций или слайдов)


    • бывший студент Родион Раскольников, «замечательно хорош собой», но «опустился и обнеряшился»;
    • «крошечная сухая старушонка с вострыми и злыми глазками и маленьким вострым носом», старуха-процентщица Алена Ивановна;
    • глухонемая домработница Лизавета;
    • спившийся чиновник Семен Мармеладов, уволенный со службы и его несчастное семейство;
    • 16-летняя дочь Мармеладова Сонечка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить семью;
    • шарманщик и толпа женщин-проституток у распивочной....

    Этот ряд может быть продолжен (дома вы приведете еще несколько примеров). Что объединяет всех этих людей? (Это простые рабочие люди, «униженные и оскорбленные», обездоленные, несчастные. Все они похожи друг на друга своими судьбами и обезличенностью. От встреч с этими людьми остается большей частью ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.)

    Слово учителя: Итак, вслед за Раскольниковым мы прошли по серединным улицам Петербурга, встретились с его обитателями, заглянули к ним в дома.

    — Скажите, какими же звуками «наполнен» Петербург? Что слышим мы на улицах города? (Ругань, плач детей, жалобные стоны просителей, истошные крики обезумевших от горя людей.)
    — Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих на серединных улицах Петербурга? («Нестерпимая вонь», затхлость каморок, сырость подвалов, трактирный угар...)
    — А в чем своеобразие пейзажа Достоевского? (Пейзажные зарисовки очень краткие, нет резких и отчетливых очертаний предметов, а дается впечатление от общей атмосферы улицы.)
    — Зачем Достоевскому такой городской пейзаж? (Пейзаж — фон, на котором разворачиваются драматические события, он служит для изображения безысходности состояния героя.)
    — Согласитесь, мы не столько «рисуем улицы», сколько говорим о том чувстве, которое возникает у нас. В этом и состоит секрет воздействия пейзажа Достоевского на чувства читателя. Каков же Петербург Достоевского? (Страшный, ужасный город. Человек в нем бесправен, положение его безвыходно, пойти ему некуда. Перед нами потрясающие картины нищеты и страданий городских низов.)
    Не случайно Достоевский» называет Петербург городом «полусумасшедших», человек здесь задыхается не только от июльской жары, но прежде всего от бесправия и бессилия.

    Петербург Достоевского — символ неблагополучной жизни бедных людей, город, обрекающий жителей срединных улиц на жалкое существование и страшную смерть. Кто же в этом виноват? (Преступное устройство мира, законы, которые обрекают жить человека в каморках, похожих на гробы, на невыносимые страдания и лишения.)
    — О каком же конфликте говорит Достоевский в своем романе, обращаясь к теме Петербурга? (О социальном конфликте между человеком и обществом.)

    Домашнее задание:
    — Закончить работу в раздаточных карточках, написать развернутый ответ на вопрос: «Что поразило меня в Петербурге Достоевского?»


    Литература

    Анциферов Н. П. Непостижимый город. — СПб., 1991.
    Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. — М., 1983.
    Раков Ю. А. Петербург — город литературных героев. — СПб., 2000.
    Саруханян Е. П. Достоевский в Петербурге. — Л., 1972.

     

    «Русская словесность» . – 2011 . - № 3 . – С. 35-41.

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование