Миронова Н.А. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ И ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА. X КЛАСС


Аннотация. Н.А. Некрасов - поэт, изучение личности и творчества которого формирует нравственные качества школьника-читателя. В статье предложены лекция и система вопросов и заданий, направленных на изучение биографии поэта и его лирических произведений.

Ключевые слова: Николай Некрасов, лирическое стихотворение, методы и приёмы изучения, лекция-диалог, аналитическая беседа.


Редко кто из выдающихся писателей
возбуждал при жизни и после смерти
столько разноречивых оценок, как Н.А.Некрасов.

А.Ф.Кони


В современной образовательной практике старшей школы литература является одним из ведущих гуманитарных предметов, входящих в образовательную область «Филология». Специфика изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе обусловлена необходимостью привлечения обширного культурологического, искусствоведческого, исторического, литературоведческого материала, чтобы дать возможность старшеклассникам осмыслить развитие литературного процесса XIX века во всей его целостности и многогранности. В связи с этим перед современным учителем-словесником стоит ряд проблем: с одной стороны, как заинтересовать старшеклассника самим процессом чтения, как сделать так, чтобы уроки литературы не были обременительной обязанностью, необходимой для сдачи ЕГЭ, а действительно способствовали духовно-нравственному развитию школьника, учили мыслить, чувствовать, сопереживать, оценивать собственное поведение и поступки, а с другой — какие оптимальные методы и приёмы учителю необходимо выбрать для изучения того или иного материала.

В данной статье мы обращаемся к изучению биографии и лирических произведений Н.А.Некрасова, которое строится на новом материале и на актуализации изученного в 5—9 классах [3, с. 103—109]. А.Ф.Кони писал: «Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н.А.Некрасов». Действительно, погружение в поэтический мир поэта невозможно без глубокого понимания его личности. В связи с этим предлагаем следующую систему работы. Для выявления особенностей жизненного и творческого пути Некрасова, введения образа поэта в культурно-историческую эпоху XIX века и формирования собственного отношения десятиклассников к его личности используем лекцию-диалог, когда систематизация материала о биографии поэта сопряжена с мыслительной активностью учащихся, работающих над вопросами учителя.

Лекция-диалог

Детство поэта. Истоки мировосприятия

Сведения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова можно узнать, прочитав различные литературоведческие исследования (работы Ю.И.Айхенвальда, В.Е.Евгеньева-Максимова, Ю.Н.Тынянова, Н.Н.Скатова и др.). «Дважды Некрасов собирался поведать о своей жизни... не успел». В одном из писем И.С.Тургенева читаем:«.. .твоя жизнь именно из тех, которые... должны быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся». «Историю рода Некрасовых не писали, хотя кое-что, конечно, передавалось, и до нас дошло и совсем уж в клочках и отрывках воспоминаний отца поэта, тётки...» [5, с. 5—6]. Некрасов в письме к молодому Л.Н.Толстому писал: «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу — и Вы придёте в отчаяние». Обратимся ктому материалу, который объяснит, кто был для будущего поэта опорой в детстве. Скажем несколько слов о родителях писателя. «...О матери поэта мы почти ничего не знаем. Она остаётся одним из самых загадочных образов, связанных с русской литературой... Мать! У Некрасова это действительно такое "всё", что свело к себе личное и народное, национальное и всемирное, человеческое и Божеское. Речь не только об образе матери, а об идее материнства». «...С Некрасовым мы получили единственный в своём роде поэтически совершенный и исторически значимый культ матери и материнства». Отец будущего писателя — военный. «...Целое поколение Некрасовых были профессиональные военные, честно и самоотверженно послужившие Отечеству: отец поэта и пять его дядьёв» [там же, с. 10]. Отец, как и многие дворяне того времени, был заядлым охотником. Воспитание и образование было получено Некрасовым в родовом имении в селе Грешневе. «Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт, стоит на (трактовой) низовой ярославско-ко-стромской дороге... барский дом выходит на самую дорогу... С самого детства Некрасову посчастливилось попасть и на ещё одну великую русскую дорогу. Это Волга». На охоте, в общении с людьми из народа происходило становление будущего писателя. «Личность из народа он узнал раньше, чем осознал народ...» [там же, с. 20—24].

После знакомства с этим материалом предлагаем учащимся ответить на следующие вопросы, обобщая услышанное и актуализируя материал, изученный о поэте в 5—9 классах:
В какой период жизни писатели обращались в своём творчестве к жанру автобиографии? Важна ли для читателя автобиография писателя? Почему?
Почему И.С.Тургенев считал, что жизнь Н.А.Некрасова должна быть рассказана? Что известно о роде Некрасовых?
Кем был отец Н.А.Некрасова? Как вы думаете, в чём особенности воспитания в семье военного? Какие в доме царили нравы и порядки? Чем увлекался отец будущего поэта?
Кто из русских писателей, как и Н.А.Некрасов, любили охоту? Расскажите, как охота помогала дворянам (будущим писателям) быть ближе к народу, учила их чувствовать и понимать народ.
Что известно о матери Н.А.Некрасова? Прочитайте стихотворения поэта «Орина, мать солдатская», «Родина», отрывки из поэмы «Мать». Какой образ матери создан Некрасовым в его произведениях?
Вспомните стихотворения Некрасова «В дороге», «Тройка», которые вы читали. Прочитайте их. Какую роль играет образ дороги в этих лирических произведениях?

Литературная деятельность Н.А.Некрасова

 

Константин Юон. Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо». 1943 г.

«...для Некрасова главным университетом оказалось чтение» [5, с. 62]. Будущий писатель много читал. Критические отзывы на выходившие литературные произведения послужили сближению Некрасова с В.Г.Белинским. В своём творчестве поэт разрабатывал «детскую» тему, писал о народе и его судьбе. В любовной лирике Некрасовым созданы образы любящих, «из которых женский оказался чуть ли не главным» [там же, с. 141]. И в любовной лирике Некрасов — поэт страданья.
«...В 1855 году Некрасов впервые начинает писать поэмы. Это прямо соответствует всё расширяющемуся некрасовскому мировосприятию и выражает его» [там же, с. 179].

Вопросы и задания на обобщение и актуализацию ранее изученного материала:

Расскажите об особенностях характера Н.А.Некрасова.
Какую роль в литературной судьбе Некрасова сыграл критик В.Г.Белинский? Вспомните, какую роль играли критические статьи Белинского для развития русской литературы.
Вспомните стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Перечитайте его. Какие образы детей созданы в стихотворении? Как в нём раскрывается тема детства?
Прочитайте стихотворения Некрасова «Русской женщине», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Тяжёлый крест достался ей на долю...». Какой образ героини создан в этих стихотворениях? Почему поэт в интимной (любовной) лирике так часто использует многоточие?
Н.А.Некрасова называют народным поэтом. Почему? Прочитайте стихотворения Некрасова «Школьник», «Несжатая полоса». Какой образ народа создан в этих лирических произведениях?

Н.А.Некрасов — редактор-издатель

«...Некрасов, редактор и издатель, "вывел в люди" чуть не всю русскую литературу второй половины XIX века: нашёл и сразу напечатал Льва Толстого, открыл и представил Белинскому как "нового Гоголя" Фёдора Достоевского, обнаружил и вызвал из долгого забытья Фёдора Тютчева. А Фет?.. Салтыков-Щедрин напишет: "Без него мы все — мат". Некрасов за свою жизнь издаст большое количество книг русских и зарубежных писателей и учёных... он в значительной мере открывал русскому миру Шекспира: по некрасовскому заказу переводы делались заново и во многом впервые» [5, с. 95]. «Некрасов сбивается с ног в поисках материалов для "Современника"... в "Современнике" появлялся Тургенев... в приложении заявил себя со "Сном Обломова" Гончаров» [там же, с. 122].

«С 1853 года... явился... Николай Гаврилович Чернышевский. Чернышевский пришёлся ко времени нараставшего общественного сначала оживления, а потом и подъёма. И его успехи — во многом успехи времени. Добролюбов стал главным критиком "Современника"». Летом 1866 года Некрасов остался без работы: журнал «Современник» был запрещён. Но это не сломило Некрасова. Теперь он издаёт «Отечественные записки» и вновь привлекает лучших авторов.

Жизнь Некрасова оборвалась 27 декабря 1877 года. «Тысячные толпы сопровождали гроб до Новодевичьего монастыря: несли его на руках. На кладбище были произнесены речи... Говорили разные русские люди, говорили по-разному... не думая об ином: почему же всё-таки все они собрались у одной могилы, объединённые одним горем и одной скорбью и сведённые в этом горе и в этой скорбной круговой поруке именем одного человека — Некрасов?» [там же, с. 407].

Обращаем внимание учащихся на следующее:

1. Какую роль в судьбе русской литературы второй половины XIX века сыграл Некрасов как издатель и редактор журнала «Современник»?
2. Полемика в «Современнике», развернувшаяся между молодыми демократами (Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым) и либералами (И.С.Тургеневым), отразилась в изображении сути конфликта в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Вспомните и расскажите о полемике между «отцами» (Павлом Петровичем Кирсановым) и «детьми» (Евгением Базаровым) на страницах романа (актуализация ранее изученного, обращение к читательскому опыту школьника).
3. Какой журнал издавал Некрасов после закрытия «Современника»?
4. Подготовьте презентацию об издательской (редакторской) деятельности Н.А.Некрасова (индивидуальное задание).
5. Можно ли говорить о Некрасове как о сложном, противоречивом человеке? Чем дорог Некрасов потомкам?

В качестве обобщения предлагаем учащимся оценить высказывание С.А.Венгерова, который писал: «Некрасов — художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни» [1].

Задача следующего этапа урока — проанализировать отдельные лирические произведения Некрасова, ввести их в контекст творчества поэта и выявить основные особенности его лирики.

Для реализации поставленных целей предлагаем использовать следующую систему заданий к стихотворению «Я не люблю иронии твоей...» (1850):
Выразительно прочитайте стихотворение.
Какой характер лирической героини создан в этом стихотворении?
Как в стихотворении показана бесконечная сложность взаимоотношений любящих: любовь и ревность, самоотверженность и жестокость, страдание и тоска?

Это стихотворение входит в «панаевский» цикл. Любовь Некрасова и Панаевой была «незаконна», постоянно ставила их перед лицом общества и друг перед другом в положение двусмысленное, кризисное. Отозвались ли в стихотворении отзвуки этого драматического положения?
О какой любви говорится в стихотворении: о любви-страдании, любви-жертве, любви-гармонии? Объясните.

К стихотворению «Блажен незлобивый поэт...» (1852):
Выразительно прочитайте стихотворение.

В феврале 1852 года умер Н.В.Гоголь. Некрасов откликнулся на это трагическое событие этим стихотворением. Вспомните, кто ещё из русских поэтов также написал стихотворение сразу же после смерти гения. В чём идейная близость данного произведения и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта»?
Утверждают, что в стихотворении ощутимо присутствие самого героя. Согласны ли вы с этим?
Подумайте, какую гоголевскую тему «Мёртвых душ» Некрасов обработал в данном стихотворении. О каких двух типах писателей размышляет поэт? Какие художественные приёмы использует поэт, описывая «незлобивого поэта» и «обличителя толпы»?

К стихотворению «Внимая ужасам войны...» (1855):
Выразительно прочитайте стихотворение.
В нём Некрасов создал образ материнского горя. Можно ли говорить об обобщающей силе этого образа? Почему?
В стихотворении Некрасов выразил истинную суть материнства. В чём она заключается?
Можно ли говорить о взаимосвязи образов плакучей ивы и плачущей матери? Определите роль природы в этом стихотворении.
Можно ли утверждать, что в этом стихотворении ощущается эпическое мироощущение поэта? Если да, докажите это, опираясь на текст.

К стихотворению «Элегия» (1874):
Выразительно прочитайте стихотворение.
Когда оно написано? Как в нём раскрывается тема страдания народа?
Каким предстаёт образ народа в стихотворении?
Каким вы представляете образ лирического героя? Кто он: философ, отстранённый созерцатель, революционер, гордец или человек, страдающий вместе с народом? Объясните свой выбор.
В качестве обобщающего задания предлагаем десятиклассниками ответить на проблемный вопрос урока: выразил ли Некрасов в своих лирических произведениях «настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни»? Рассуждая об этом, учащиеся должны выразить собственное отношение к личности и поэтическому творчеству поэта.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ВЕНГЕРОВ С.А. - Некрасов, Николай Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб.: АО «Ф.А.Брокгауз — И.А.Ефрон», 1897. — Т. 20. - С. 960.
2. МИРОНОВА Н.А. Концепция непрерывного литературного образования: практико-ориентированный подход. — Ярославль: Ремдер, 2012. - С. 132.
3. МИРОНОВА Н.А. Новая хрестоматия по литературе. 7—8 классы. — М.: ACT, 2010.-С. 479.
4. НЕКРАСОВ Н.А. Избранная лирика. -М.: Дет. лит., 1990. - С. 224.
5. СКАТОВ Н.Н. Некрасов. - М.: Мол. гвардия, 1994.-С. 412.


МИРОНОВА Наталия Александровна  кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ