Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    МИРОНОВА Наталия Александровна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ


    ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ И ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА
    X КЛАСС


    Аннотация. Н.А. Некрасов - поэт, изучение личности и творчества которого формирует нравственные качества школьника-читателя. В статье предложены лекция и система вопросов и заданий, направленных на изучение биографии поэта и его лирических произведений.

    Ключевые слова: Николай Некрасов, лирическое стихотворение, методы и приёмы изучения, лекция-диалог, аналитическая беседа.


    Редко кто из выдающихся писателей
    возбуждал при жизни и после смерти
    столько разноречивых оценок, как Н.А.Некрасов.

    А.Ф.Кони


    В современной образовательной практике старшей школы литература является одним из ведущих гуманитарных предметов, входящих в образовательную область «Филология». Специфика изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе обусловлена необходимостью привлечения обширного культурологического, искусствоведческого, исторического, литературоведческого материала, чтобы дать возможность старшеклассникам осмыслить развитие литературного процесса XIX века во всей его целостности и многогранности. В связи с этим перед современным учителем-словесником стоит ряд проблем: с одной стороны, как заинтересовать старшеклассника самим процессом чтения, как сделать так, чтобы уроки литературы не были обременительной обязанностью, необходимой для сдачи ЕГЭ, а действительно способствовали духовно-нравственному развитию школьника, учили мыслить, чувствовать, сопереживать, оценивать собственное поведение и поступки, а с другой — какие оптимальные методы и приёмы учителю необходимо выбрать для изучения того или иного материала.

    В данной статье мы обращаемся к изучению биографии и лирических произведений Н.А.Некрасова, которое строится на новом материале и на актуализации изученного в 5—9 классах [3, с. 103—109]. А.Ф.Кони писал: «Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н.А.Некрасов». Действительно, погружение в поэтический мир поэта невозможно без глубокого понимания его личности. В связи с этим предлагаем следующую систему работы. Для выявления особенностей жизненного и творческого пути Некрасова, введения образа поэта в культурно-историческую эпоху XIX века и формирования собственного отношения десятиклассников к его личности используем лекцию-диалог, когда систематизация материала о биографии поэта сопряжена с мыслительной активностью учащихся, работающих над вопросами учителя.

    Лекция-диалог

    Детство поэта. Истоки мировосприятия

    Сведения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова можно узнать, прочитав различные литературоведческие исследования (работы Ю.И.Айхенвальда, В.Е.Евгеньева-Максимова, Ю.Н.Тынянова, Н.Н.Скатова и др.). «Дважды Некрасов собирался поведать о своей жизни... не успел». В одном из писем И.С.Тургенева читаем:«.. .твоя жизнь именно из тех, которые... должны быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся». «Историю рода Некрасовых не писали, хотя кое-что, конечно, передавалось, и до нас дошло и совсем уж в клочках и отрывках воспоминаний отца поэта, тётки...» [5, с. 5—6]. Некрасов в письме к молодому Л.Н.Толстому писал: «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу — и Вы придёте в отчаяние». Обратимся ктому материалу, который объяснит, кто был для будущего поэта опорой в детстве. Скажем несколько слов о родителях писателя. «...О матери поэта мы почти ничего не знаем. Она остаётся одним из самых загадочных образов, связанных с русской литературой... Мать! У Некрасова это действительно такое "всё", что свело к себе личное и народное, национальное и всемирное, человеческое и Божеское. Речь не только об образе матери, а об идее материнства». «...С Некрасовым мы получили единственный в своём роде поэтически совершенный и исторически значимый культ матери и материнства». Отец будущего писателя — военный. «...Целое поколение Некрасовых были профессиональные военные, честно и самоотверженно послужившие Отечеству: отец поэта и пять его дядьёв» [там же, с. 10]. Отец, как и многие дворяне того времени, был заядлым охотником. Воспитание и образование было получено Некрасовым в родовом имении в селе Грешневе. «Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт, стоит на (трактовой) низовой ярославско-ко-стромской дороге... барский дом выходит на самую дорогу... С самого детства Некрасову посчастливилось попасть и на ещё одну великую русскую дорогу. Это Волга». На охоте, в общении с людьми из народа происходило становление будущего писателя. «Личность из народа он узнал раньше, чем осознал народ...» [там же, с. 20—24].

    После знакомства с этим материалом предлагаем учащимся ответить на следующие вопросы, обобщая услышанное и актуализируя материал, изученный о поэте в 5—9 классах:
    В какой период жизни писатели обращались в своём творчестве к жанру автобиографии? Важна ли для читателя автобиография писателя? Почему?
    Почему И.С.Тургенев считал, что жизнь Н.А.Некрасова должна быть рассказана? Что известно о роде Некрасовых?
    Кем был отец Н.А.Некрасова? Как вы думаете, в чём особенности воспитания в семье военного? Какие в доме царили нравы и порядки? Чем увлекался отец будущего поэта?
    Кто из русских писателей, как и Н.А.Некрасов, любили охоту? Расскажите, как охота помогала дворянам (будущим писателям) быть ближе к народу, учила их чувствовать и понимать народ.
    Что известно о матери Н.А.Некрасова? Прочитайте стихотворения поэта «Орина, мать солдатская», «Родина», отрывки из поэмы «Мать». Какой образ матери создан Некрасовым в его произведениях?
    Вспомните стихотворения Некрасова «В дороге», «Тройка», которые вы читали. Прочитайте их. Какую роль играет образ дороги в этих лирических произведениях?

    Литературная деятельность Н.А.Некрасова

     

    Константин Юон. Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова
    «Кому на Руси жить хорошо». 1943 г.

    «...для Некрасова главным университетом оказалось чтение» [5, с. 62]. Будущий писатель много читал. Критические отзывы на выходившие литературные произведения послужили сближению Некрасова с В.Г.Белинским. В своём творчестве поэт разрабатывал «детскую» тему, писал о народе и его судьбе. В любовной лирике Некрасовым созданы образы любящих, «из которых женский оказался чуть ли не главным» [там же, с. 141]. И в любовной лирике Некрасов — поэт страданья.
    «...В 1855 году Некрасов впервые начинает писать поэмы. Это прямо соответствует всё расширяющемуся некрасовскому мировосприятию и выражает его» [там же, с. 179].

    Вопросы и задания на обобщение и актуализацию ранее изученного материала:

    Расскажите об особенностях характера Н.А.Некрасова.
    Какую роль в литературной судьбе Некрасова сыграл критик В.Г.Белинский? Вспомните, какую роль играли критические статьи Белинского для развития русской литературы.
    Вспомните стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Перечитайте его. Какие образы детей созданы в стихотворении? Как в нём раскрывается тема детства?
    Прочитайте стихотворения Некрасова «Русской женщине», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Тяжёлый крест достался ей на долю...». Какой образ героини создан в этих стихотворениях? Почему поэт в интимной (любовной) лирике так часто использует многоточие?
    Н.А.Некрасова называют народным поэтом. Почему? Прочитайте стихотворения Некрасова «Школьник», «Несжатая полоса». Какой образ народа создан в этих лирических произведениях?

    Н.А.Некрасов — редактор-издатель

    «...Некрасов, редактор и издатель, "вывел в люди" чуть не всю русскую литературу второй половины XIX века: нашёл и сразу напечатал Льва Толстого, открыл и представил Белинскому как "нового Гоголя" Фёдора Достоевского, обнаружил и вызвал из долгого забытья Фёдора Тютчева. А Фет?.. Салтыков-Щедрин напишет: "Без него мы все — мат". Некрасов за свою жизнь издаст большое количество книг русских и зарубежных писателей и учёных... он в значительной мере открывал русскому миру Шекспира: по некрасовскому заказу переводы делались заново и во многом впервые» [5, с. 95]. «Некрасов сбивается с ног в поисках материалов для "Современника"... в "Современнике" появлялся Тургенев... в приложении заявил себя со "Сном Обломова" Гончаров» [там же, с. 122].

    «С 1853 года... явился... Николай Гаврилович Чернышевский. Чернышевский пришёлся ко времени нараставшего общественного сначала оживления, а потом и подъёма. И его успехи — во многом успехи времени. Добролюбов стал главным критиком "Современника"». Летом 1866 года Некрасов остался без работы: журнал «Современник» был запрещён. Но это не сломило Некрасова. Теперь он издаёт «Отечественные записки» и вновь привлекает лучших авторов.

    Жизнь Некрасова оборвалась 27 декабря 1877 года. «Тысячные толпы сопровождали гроб до Новодевичьего монастыря: несли его на руках. На кладбище были произнесены речи... Говорили разные русские люди, говорили по-разному... не думая об ином: почему же всё-таки все они собрались у одной могилы, объединённые одним горем и одной скорбью и сведённые в этом горе и в этой скорбной круговой поруке именем одного человека — Некрасов?» [там же, с. 407].

    Обращаем внимание учащихся на следующее:

    1. Какую роль в судьбе русской литературы второй половины XIX века сыграл Некрасов как издатель и редактор журнала «Современник»?
    2. Полемика в «Современнике», развернувшаяся между молодыми демократами (Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым) и либералами (И.С.Тургеневым), отразилась в изображении сути конфликта в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Вспомните и расскажите о полемике между «отцами» (Павлом Петровичем Кирсановым) и «детьми» (Евгением Базаровым) на страницах романа (актуализация ранее изученного, обращение к читательскому опыту школьника).
    3. Какой журнал издавал Некрасов после закрытия «Современника»?
    4. Подготовьте презентацию об издательской (редакторской) деятельности Н.А.Некрасова (индивидуальное задание).
    5. Можно ли говорить о Некрасове как о сложном, противоречивом человеке? Чем дорог Некрасов потомкам?

    В качестве обобщения предлагаем учащимся оценить высказывание С.А.Венгерова, который писал: «Некрасов — художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни» [1].

    Задача следующего этапа урока — проанализировать отдельные лирические произведения Некрасова, ввести их в контекст творчества поэта и выявить основные особенности его лирики.

    Для реализации поставленных целей предлагаем использовать следующую систему заданий к стихотворению «Я не люблю иронии твоей...» (1850):
    Выразительно прочитайте стихотворение.
    Какой характер лирической героини создан в этом стихотворении?
    Как в стихотворении показана бесконечная сложность взаимоотношений любящих: любовь и ревность, самоотверженность и жестокость, страдание и тоска?

    Это стихотворение входит в «панаевский» цикл. Любовь Некрасова и Панаевой была «незаконна», постоянно ставила их перед лицом общества и друг перед другом в положение двусмысленное, кризисное. Отозвались ли в стихотворении отзвуки этого драматического положения?
    О какой любви говорится в стихотворении: о любви-страдании, любви-жертве, любви-гармонии? Объясните.

    К стихотворению «Блажен незлобивый поэт...» (1852):
    Выразительно прочитайте стихотворение.

    В феврале 1852 года умер Н.В.Гоголь. Некрасов откликнулся на это трагическое событие этим стихотворением. Вспомните, кто ещё из русских поэтов также написал стихотворение сразу же после смерти гения. В чём идейная близость данного произведения и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта»?
    Утверждают, что в стихотворении ощутимо присутствие самого героя. Согласны ли вы с этим?
    Подумайте, какую гоголевскую тему «Мёртвых душ» Некрасов обработал в данном стихотворении. О каких двух типах писателей размышляет поэт? Какие художественные приёмы использует поэт, описывая «незлобивого поэта» и «обличителя толпы»?

    К стихотворению «Внимая ужасам войны...» (1855):
    Выразительно прочитайте стихотворение.
    В нём Некрасов создал образ материнского горя. Можно ли говорить об обобщающей силе этого образа? Почему?
    В стихотворении Некрасов выразил истинную суть материнства. В чём она заключается?
    Можно ли говорить о взаимосвязи образов плакучей ивы и плачущей матери? Определите роль природы в этом стихотворении.
    Можно ли утверждать, что в этом стихотворении ощущается эпическое мироощущение поэта? Если да, докажите это, опираясь на текст.

    К стихотворению «Элегия» (1874):
    Выразительно прочитайте стихотворение.
    Когда оно написано? Как в нём раскрывается тема страдания народа?
    Каким предстаёт образ народа в стихотворении?
    Каким вы представляете образ лирического героя? Кто он: философ, отстранённый созерцатель, революционер, гордец или человек, страдающий вместе с народом? Объясните свой выбор.
    В качестве обобщающего задания предлагаем десятиклассниками ответить на проблемный вопрос урока: выразил ли Некрасов в своих лирических произведениях «настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни»? Рассуждая об этом, учащиеся должны выразить собственное отношение к личности и поэтическому творчеству поэта.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. ВЕНГЕРОВ С.А. - Некрасов, Николай Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб.: АО «Ф.А.Брокгауз — И.А.Ефрон», 1897. — Т. 20. - С. 960.
    2. МИРОНОВА Н.А. Концепция непрерывного литературного образования: практико-ориентированный подход. — Ярославль: Ремдер, 2012. - С. 132.
    3. МИРОНОВА Н.А. Новая хрестоматия по литературе. 7—8 классы. — М.: ACT, 2010.-С. 479.
    4. НЕКРАСОВ Н.А. Избранная лирика. -М.: Дет. лит., 1990. - С. 224.
    5. СКАТОВ Н.Н. Некрасов. - М.: Мол. гвардия, 1994.-С. 412.


    «Литература в школе» . – 2016 .- № 11. – С. 38-40.

     

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование