Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Кунц Евгений Владимирович
    доцент, кандидат исторических наук
    кафедра истории МГТУ им.Н.Э.Баумана


    Жизнь наша и жизнь Империи
    должны содействовать раскрытию
    великих способностей души человеческой;
    здесь все для души, все для ума и чувства,
    все должно служить бессмертию в их успехах!

    Н.И. Карамзин

    РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

     

    Являясь привилегированным высшим сословием Российской империи, дворянство было весьма неоднородно как в имущественном, так и в культурном отношении. В этой статье речь пойдет об особенностях культуры преимущественно столичного служивого дворянства второй половины XVIII — первой половины XIX столетия.

    Дворянская служба

    Быт и образ жизни дворянства петровской эпохи почти всецело были подчинены установлениям государственной службы. Стремительно проводимые преобразования, в основу которых был положен идеал «регулярного государства», заполняли жизнь дворянства насыщенным непрерывным трудом, придавая ей осмысленный характер. Именно служба была характерна для культурной идентификации дворянства как сословия.

    Представление о государственной службе как о долге дворянина перед Отечеством и монархом входило в понятие дворянской чести. И хотя после опубликования Манифеста о вольности дворянства от 18 февраля 1762 г. и Жалованной дворянству грамоты 1785 г. нигде не служащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, уклонение от службы или непродолжительный срок службы с выходом в отставку осуждались общественным мнением.

    В дворянской среде существовал своеобразный культ военной службы; большинство дворян, даже занимавших гражданские должности, носили военный мундир. Русские императоры по характеру образования и воспитания также были военными.

    Статская служба, за исключением дипломатической, не привлекала дворян. Лишь с царствования Александра I фигура гражданского чиновника или ученого начала приобретать престиж в просвещенном обществе.
    Статская служба была менее привлекательной, так как в делопроизводственной практике существовало огромное количество несистематизированных уставов и положений: под одним и тем же заглавием были соединены самые разнородные предметы, так что разве счастливый случай мог в этом хаосе подвести к отысканию нужного постановления.

    Отсутствие законов, четко разграничивающих компетенцию отдельных государственных учреждений и должностных лиц, зачаточное состояние общественного мнения, массовая неграмотность податных сословий вели к глубокой бюрократизации русской жизни.

    Ее типичной чертой стало поголовное взяточничество, которое существовало не только в земских судах, но в средних и высших правительственных учреждениях. Проситель никогда не приходил в присутственные места с пустыми руками. Даже бедняк что-то приносил с собой: полотенце, чашку меда, большой пряник, а иногда и простой хлеб. Поэтому в массовом сознании статская служба ассоциировалась в первую очередь с этими удручающими явлениями.


    Петровские преобразования

    В период деятельности Петра I государство активно вторгалось в частную жизнь дворян, проводя политику, направленную на европеизацию и выделение дворян среди других сословий.
    В эпоху Петровских реформ дворянство было весьма пестрым по своему составу. За редким исключением, дворяне не обладали утонченными манерами и отличались грубостью и необузданностью нравов.

    Одним из важных результатов Петровских реформ стали коренные изменения культурного уклада дворянства. Постепенно шел процесс формирования личности, ориентированной на европейские ценности.

    Однако культурная и ментальная модернизация затрагивала сравнительно небольшую часть общества. Большинство населения, представленного преимущественно податными сословиями (крестьянство, значительная часть купечества, мещанство и др.), которые находились в зависимости от государства или помещика, испытывая возросшее бремя повинностей, продолжало жить в традициях допетровской Руси.

    Противоречия европеизации

    Петровская модернизация породила культурный раскол в русском обществе, который оставался важнейшим фактором общественной жизни в России на протяжении последующих трех столетий. Этот раскол связан с противостоянием двух типов ментальности: ориентированного на приобщение к ценностям европейского общества («цивилизации») и тяготеющего к культурным традициям, характерным для Московского царства («почвы»).
    Иноземная мода, новое воспитание, изменившиеся вкусы и дальнейшее развитие крепостного права к середине XVIII столетия наложили на дворянскую культуру и нравственность особый отпечаток.






    Н. Ланкре. Дама и кавалер с девочками в саду. 1742

     

    Дворянская мода (под влиянием иноземной) распространяется не только на одежду, но и на манеру поведения, круг чтения и становится образцом, на который ориентируется русское общество.

    В царствование императрицы Елизаветы I русское дворянство заполняло досуг изящными развлечениями, которые целиком заимствованы из жизни французского высшего света. Светская мода на изучение иностранных языков (прежде всего французского) и чтение зарубежной литературы развивала в характерах современников необыкновенную эстетическую восприимчивость и чувствительность.
    Писатель, мемуарист А. Т. Болотов отмечал, что «с середины царствования Елизаветы вместе с карточной игрой и вся нынешняя светская жизнь получила свое основание, и стал входить в народ тонкий вкус во всем».

    Чтобы прослыть великосветским щеголем, дворянин должен был воспитывать в себе утонченный вкус, являться знатоком в яствах, напитках, безделушках, в достойном облачении и архитектуре, в оружии, играх и танцах. Свободное время кавалер посвящал освоению манер и требований, соответствующих «приличному» образу жизни. Жизнь индивида приобретала ярко выраженный демонстративный характер.

    Во второй половине XVIII — начале XIX в. постепенно вошли в моду частные домашние оркестры и актерские труппы. По мнению историка русского дворянства Н.Ф. Дубровина, «каждый не только богатый, но и бедный помещик считал своей обязанностью иметь, по мере средств, свой оркестр и свою труппу, хотя часто и то и другое было очень плохо».

    Так, тайный советник П.И. Юшков, слывя страстным любителем танцев, выучил наиболее красивых крепостных девушек танцевать вальсы, кадрили, экосезы и другие танцы того времени. Эти девушки, которые «действительно танцевали лучше многих барышень и разговорами были совсем не похожи на крестьянок», продолжали заниматься всей крестьянской работой, «но в перчатках и в соломенных шляпах, а волосы были в папильотках». Пензенский помещик Е.В. Кожин прославился своим замечательным оркестром музыки и театром с труппой из крепостных людей. Наибольшей известностью в провинции пользовались театры графа С. М. Каменского в Орле и князя Н.Г. Шаховского в Нижнем Новгороде.

    В царствование Екатерины II повсеместно признаком хорошего тона стало знакомство с идеями Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Рейналя, Мабли. В качестве переводчиков Вольтера выступали видные писатели (Сумароков, Богданович, Херасков, Княжнин, Фонвизин и др.) и даже вельможи: А.Р. Воронцов, впоследствии друг и покровитель Радищева, состоятельный помещик И.Г. Рахманинов.

    Так как императрица Екатерина II пользовалась в Европе репутацией «философа на троне», вела активную переписку с Вольтером, Дидро и Даламбером, стало модным в кругу равных себе непринужденно цитировать Вольтера или другую европейскую знаменитость. Заграничные поездки дворянской молодежи все чаще приобретали образовательный характер, молодые люди поступали в европейские университеты.

    Одновременно пробуждался интерес к отечественной истории. Большой популярностью пользовалась опубликованная журналистом и просветителем Н.И. Новиковым «Древняя российская вивлиофика» — первое собрание архивных источников по истории России.

    Познание «натуры»

    Однако стремительное приобщение к высотам образованности нередко болезненно сказывалось на мироощущении современников, возникал внутренний разлад между усвоенными началами православной религии и рационалистическими идеями французских просветителей.

    Для многих дворян православная церковь уже не могла стать основным духовным пристанищем. Образованному дворянину, знакомому с достижениями естествознания, стремительно развивавшегося во второй половине XVIII в., предстояло примирить в своей душе знания о великих открытиях, которые грозили перевернуть прежнюю картину мира, и нормы нравственности, основанные на православии. Рождалась потребность в выработке философской системы, способной устранять возникающие противоречия.

    В изданиях Московского университета второй половины XVIII в., адресованных юношеству и посвященных вопросам естествознания, природа рассматривалась как воплощение божественного, изучение Природы напрямую отождествлялось с поклонением Творцу всего сущего.

    Так, в речи на торжественном университетском акте профессор энциклопедии и естественной истории А. А. Прокопович-Антонский декларировал: «Познание натуры ведет наконец неложными шагами к познанию самого Верховного Существа, первоначальной вины всех существ». В одной из книг говорилось: «Знание Природы есть, бесспорно, одна из полезнейших наук. Оно дает человеку понятие о самом себе, о творениях, его окружающих, о его жилище... наука сия возвышает нашу душу, внушая нам благороднейшие мысли о Творце всех вещей».


    Маковский В.Е. Литературное чтение


    В начале XIX столетия знатные вельможи стали увлекаться естествознанием, собирать гербарии, коллекции насекомых, окаменелостей, пополняя натуральные «кабинеты» (частное собрание природных экспонатов), дарить свои коллекции учебным заведениям, начиная «видеть в интеллектуальных и культурных занятиях более надежный критерий благородства духа, чем даже в военной и гражданской службе».
    Утилитарное отношение к природной среде уживалось с эстетическим восприятием «священной Натуры». В среде просвещенного дворянства, достаточно узкой, рождалось аристократическое по духу стремление принимать непосредственное участие в насаждении наук и искусств.


    Формирование нравственного облика

    Наряду с традицией службы государю, благодаря которой дворянин сознавал себя частью собственного сословия, на рубеже XVIII-XIX вв. существовала и иная, гораздо менее развитая, традиция служения во имя идеалов века Просвещения — добра, нравственности, чести.

    Желание посвятить себя служению Отечеству и обществу выразилось в формировании таких отношения к миру и типа поведения, которые можно определить как дворянскую интеллигентность. Главным содержанием передовой общественной мысли становятся размышления о нравственном бытии.

    На рубеже веков на поведение дворян все заметнее влияло зарождающееся романтическое искусство. Через литературные произведения и особенно театральные постановки оно активно проникало в повседневную жизнь. Человек, подражая в обычной жизни поведению героев произведений искусства, начинал высоко ценить все отмеченное печатью индивидуальности, раскрепощая свою внутреннюю жизнь. (Жизнь русского дворянина предшествующей эпохи проходила в значительной степени под властью группового обычая.)

    Наряду с искусством важнейшее воздействие на повседневную жизнь оказывала война. Участие молодых дворян в наполеоновских войнах открывало им новый мир, сближало с солдатской массой, в основном крепостными крестьянами, приучало смотреть на себя как на действующих лиц истории.

    Именно под влиянием бурных исторических событий и искусства формировался новый нравственный и интеллектуальный облик молодого дворянина, внутренне свободного и независимого, который «и жить торопиться, и чувствовать спешит».

    Характерной чертой внутреннего облика дворянства стало чувство чести — личной и сословной (диктуемое определенными правилами поведения, предписанными происхождением и общественным положением знатного человека). Вследствие этого в среде дворянской аристократии постепенно развивался культ дуэли.
    Однако способность к глубоким переживаниям и возвышенным чувствам, навеваемым чтением модных сентиментальных романов, обычно уживалась с пренебрежительным и даже жестоким отношением к простым солдатам, крепостным крестьянам, младшим чиновникам, небогатым купцам и мещанам.

    А.С. Пушкин на страницах своего произведения «Дубровский» запечатлел «лучшую шутку» русского барина Кирилла Петровича: небогатого гостя-новичка вталкивали в комнату, где сидел привязанный на длинной веревке медведь, и перепуганный человек вынужден был спасаться от него в углу комнаты. «Таковы были благородные увеселения русского барина!»
    Именно крепостное право обеспечивало материальную независимость дворянства, что позволило создать одну из наиболее ярких и оригинальных культур в мировой истории. Однако, будучи явлением глубоко безнравственным, крепостное право оказывало отрицательное влияние на нравы помещиков, пользовавшихся даровым трудом и имевших «вредный досуг для праздного ума» (М. Богословский).

    Поиски путей служения идеалам

    Еще одним путем служения идеалам добра и нравственности было масонство. В широком увлечении идеями руссоизма и масонской символикой нашли выражение чувство неудовлетворенности и критическое отношение к официальной теологии, церковному догматизму, к порокам и предрассудкам общества. Масоны основным средством реализации своих идеалов считали нравственное воспитание и просвещение.

    Существенной особенностью поведения дворянского просвещенного европеизированного общества на рубеже XVIII-XIX столетий являлась ярко выраженная двойственность. Духовная жизнь и идеи дворянской интеллигенции были связаны с нормами, заимствованными из передовых течений культуры европейского Просвещения. Однако практическая жизнь целиком выстраивалась на основе традиционного быта, хозяйства, обычаев, служебной деятельности.

    Представители наиболее просвещенной части дворянского общества — декабристы отказались от указанной двойственности. Основой поведения декабриста стали идеал политического стоицизма, римской добродетели, героического аскетизма, глубокая приверженность высокой нравственности. Они, как убедительно показал выдающийся ученый Ю.М. Лотман, «пропуская жизнь через фильтры героических текстов, просто отменили то, что не подлежало занесению на скрижали истории». От их отцов — аристократов-вольнодумцев второй половины XVIII в. — декабристов отличали не только патриотизм и свободолюбие, но и деятельное начало — дух революционных преобразований.

    В царствование Александра Благословенного (1801-1825) значительную роль в жизни просвещенной публики стали играть всевозможные салоны, где обсуждались новые идеи и направления в искусстве. Так, знаменитый литературный и аристократический салон А.Н. Оленина в Петербурге посещали А.С. Пушкин, князь П.А. Вяземский, баснописец И.А. Крылов, известный естествоиспытатель А. Гумбольдт и др.

    Вместо развеянной в вихре Французской революции просветительской утопии рождалась потребность в созидании национальной европейской культуры, национального самосознания. В чем состоял смысл перемен, происходивших в те годы в отечественной литературе, науке, общественной мысли?

    Просвещенное общество направило усилия на поиск национальных корней, осмысление своего положения среди других народов, формирование единой национальной культуры, опирающейся на общепризнанные народные традиции. Для реализации этих целей более всего подходили не общечеловеческие и космополитические идеи эпохи Просвещения, а идеалы национального немецкого романтизма, идея историзма, получившая воплощение в творчестве романтиков и в философских произведениях Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

    При этом зарождение национального самосознания в неразрывной связи с интересом к человеческой личности происходило в стране, где личность была задавлена крепостническими отношениями. Обращение под воздействием импульсов немецкой романтической поэзии и философии к индивидуальности русского человека вело к пересмотру традиционных представлений об общественном устройстве.

     

    «История и обществознание для школьников» . – 2010 . - № 3 . – С. 18-25.

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование