Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     


    О. А. Борсук,
    кандидат географических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова,
    заместитель главного редактора журнала «Живописная Россия»

    МЫШКИН — ГОРОД МУЗЕЕВ

    Между двумя известными волжскими городами — Угличем и Рыбинском — на левом берегу уютно расположился маленький Мышкин. Ступени речных террас и рассекающие их овраги создали в этом месте естественную планировочную систему поначалу села Большое Мышкино, а затем и города Мышкина - центра уезда Ярославского наместничества. Статус города был ему придан в 1777 г. Практически сразу же появился и план регулярной застройки города. Но ортогональная система улиц не везде соответствовала природной сетке, прочерченной долинами ручьев и речек. Местами улицы получились кривоватыми, не строго параллельными, как предписывал план. Но фасад города, обращенный к главной водной магистрали — Волге, построен строго по плану.

    По преданию, поселение на речном берегу было основано в конце XV в. каменщиком Мышкиным, одним из тех, кто строил Успенский собор Московского Кремля. Некоторое время село Большое Мышкино было «экономическим», т. е. принадлежало церковному ведомству. Обретя статус города в конце XVIII в., после 1917 г. он его утратил. Некоторое время Мышкин назывался поселком городского типа, а с 1991 г. вновь стал городом. История его вроде бы особенно ничем не примечательна.

    Но мышкинцам было не занимать предприимчивости и патриотизма. Вот пример. Свежесрубленные стены небольшой крепости и деревянные церкви они раскатали в 1552 г. по бревнышку и, пометив каждое из бревен и связав их в плоты, сплавили по Волге к устью Свияги. Там на эрозионном останце в лесу за месяц была построена мошная крепость. Ее появление напротив Казани способствовало успеху похода Ивана Грозного против Казанского ханства. Мужицкая хитрость мышкинцев и их желание вопреки своим интересам помочь Отечеству говорят о многом.

    Панорама города Мышкина

    В первые века существования Мышкина окружающая природа неплохо обеспечивала его жителей — богатые зверем леса давали дичь, грибы и ягоды летом и осенью заготавливали впрок, а реки, прежде всего Волга, давали рыбу. В те времена осетрина и стерлядь всегда были на столах у мышкинцев.

    Население города в 1897 г. составляло 2,2 тыс. человек, в 1979 г. - 4,8 тыс., сегодня в нем около 7000 жителей.

    Город был не особенно богатым, но и не бедным. В XIX в. мужики уходили на отходные промыслы в Москву, Ярославль, Санкт-Петербург, да и навигация давала им работу - от бакенщиков до грузчиков в хлебном порту города Рыбинска. Сметливые мужики сколачивали капитал, открывали лавки на центральной улице. Здесь же стояли каменные дома богатых купцов — Чистовых, Ситских, Замятиных.

    В городе не было железной дороги: она прошла в стороне. Основными дорогами, связывающими его с крупными ближайшими городами, были водный путь в теплое время года, а зимой — санный. Весной и поздней осенью сообщение с миром практически отсутствовало: половодье и распутица делали город автономным, как и многие другие в России.

    Дом подрядчиков-строителей Смирновых

    В регулярном плане города Мышкина все расписано и предписано. От старого села сохранилась Никольская каменная церковь. Она превратилась в городской собор и стала на какое-то время центром города. Здесь было перекрестье главных улиц. При этом продольная Никольская улица оказалась под острым углом к Волге, но на северо-восточном конце удачно прошла по верхнему краю крутого обрыва и превратилась со временем в прибрежный бульвар, столь характерный для многих волжских городов. И сегодня березки над крутояром подмываемого берега напоминают о былом — прогулках купеческих семей, желающих и себя показать, и на других посмотреть.

    За квартал до Никольской площади планировалась еще одна площадь, квадратная в плане и с собором посередине. Широкие разрывы в тех местах, где город пересекали ручьи, помогли соблюсти регулярный ортогональный план застройки.

    Рельеф, который существенно не изменялся, внес коррективы в генеральный план. Вдоль ручьев и у Волги возникли треугольные и трапециевидные кварталы, одна из поперечных улиц - Нагорная — прошла по краю оврага вкось, не параллельно соседним.

    В наиболее возвышенной части города старый Никольский собор сменил свои архитектурные одежды, изменив облик. Классические формы - портики с расставленными парами колонн, поддерживающие пологую арку, широкий барабан слабовыпуклого купола с миндалевидными прорезями окон, арочные декоративные элементы над окнами — характерные черты провинциального классицизма. Подобные архитектурные своеобразные формы прослеживаются и в других памятниках Ярославской области начала XIX в. и, возможно, принадлежат местному губернскому архитектору — Петру Яковлевичу Панькову. Годы гонений на церковь уничтожили некоторые детали храма. В нем поселились клуб, а позже дискотека.

    Другому городскому собору - Успенскому — повезло больше. Строили его 15 лет и освятили в мае 1820 г. Формы пятиглавого массивного собора классические. Как бы перекликается с куполом Никольского храма пологий купол центральной главы на широком барабане. Барабаны малых глав на круглых башенках смотрятся бедными родственниками. Да и декор их скромен. Строили церковь явно по московскому образцовому проекту, но должного надзора за местными мастерами, видимо, не было. Несоразмерность сухо вырезанных капителей колоннам и пилястрам свидетельствует о «самостоятельности» мастеров.

    Успенский собор

    Роспись первой трети XIX в. создавала внутри собора иллюзию богатого архитектурными изысками внутреннего пространства. На гладких стенах возникли блестящие выписанные колонны, протянулись несуществующие карнизы, в обширном барабане купола разместились пилястры и арки, увенчанные балюстрадой. Пышность, достойная столичных храмов. В промежутках между архитектурными элементами, столь тщательно выписанными, библейские и евангельские сцены, сделанные в добротной академической манере.

    Собору, как уже было сказано, повезло. Он не был разрушен, его использовали под продуктовый склад, заложив окна кирпичом. В здании было сыро, и часть росписи испортилась. Сегодня идет реставрация, хоть и не так быстро, как хотелось. Но леса, с которых работают мастера, свежие, не сгнили, как это часто бывало. Выделенных средств и хватило-то только на постановку лесов, после чего финансирование прекратилось до «лучших времен светлого будущего». Так и жили.

    Собор, воздвигнутый на покатой зеленой площади города, с двух сторон окружают богатые городские усадьбы, построенные купеческой семьей Чистовых. Одна из них, обращенная ликом к собору, не менее живописна и видом своим с Волги, так как поставлена удачно над крутым откосом к реке. Перед революцией она была пожертвована городу под больницу. Здесь хорошо сохранилась не только наружная, но и внутренняя отделка. Дом, поставленный в конце XIX в., являет собой прекрасный образец классицизма. Главный фасад его, обращенный к собору, представителен, строг и чуть тяжеловат. Карниз нарядной лентой обнимает дом. Хорошо сохранились скульптурные маски на замковых камнях первого этажа. Надстройка на крыше — ступенчатый аттик (стенка на крыше) с широким полукруглым окном и небольшим фронтоном - как бы хвастливо заявляет о «широких» познаниях строителей. Провинциальная ранняя эклектика!

    Задний фасад выходит на круто сбегающий вниз склон к реке. Мезонин с большим балконом украшает здание сверху. Вид на волжские дали с балкона чарует взор - перелески, луга, главки приходской церкви на синеве неба. Покой и некая незыблемость окружающего ландшафта делали жителей Мышкина неторопливыми и спокойными. Мощь реки придавала им силу в теплые времена года, а вид ее, закованной льдом, побуждал к спокойствию и некой сонливости.

    Второй дом Чистовых эффектен при взгляде на него с площади. Стройный двухэтажный дом с мезонином, с пилястрами в центре фасада и тонким лепным декором, обрамленный с двух сторон двумя низкими и длинными служебными корпусами, обращенными торцами к центральной городской площади. Очевидно, что это поздний суховатый классицизм. Отделка внутри дома роскошная, хозяин в погоне за модой позволил архитекторам сделать отделку «красиво»: разностилье — начало эклектики. Хвастливый купец, разбогатевший на хлебной торговле, давал здесь балы окрестным помещикам, да и своих собратьев-конкурентов не забывал. Охотно показывая дорогую обстановку дома, любил подчеркивать: «Все, что вы увидите,- это все от Тура». Мебель петербургского мастера Тура, работавшего для императорских дворцов, весьма ценилась. Ее вымели из дома вихри революций, отдельные предметы можно увидеть в областном и других музеях. Сохранились старые резные двери, лепка и изразцовые печи — все от столичных мастеров. Хороший паркет - узорный, с тонкими веточками и звездочками из темного и светлого дерева. Живописные плафоны сохранились в домах Чистовых — академическая школа Петербурга налицо.

    Менее претензионные каменные дома других купцов повторяют в декоре детали упомянутых домов Чистовых. Маски, венки, рога изобилия, иные детали декора можно видеть на многих зданиях. Строились толстосумы приблизительно в одно и то же время, мастера были местные, поставщики одни и те же - отсюда и сходство каменных творений, свои излюбленные украшения, свои строительные привычки. Но образцы отличные, поэтому изысканность маленького города делает его неповторимым. Однако не купцы составляли большинство его населения, а мещане. Их, как правило, одноэтажные деревянные домики очень скромны, не блещут затейливой резьбой. Отдельные детали — деревянные навесы на кронштейнах, окна с гладкими откосами вместо наличников, иногда арочной формы — отражают явное влияние каменной архитектуры жилых зданий.

    Отсутствие железной дороги, прошедшей вдали от города, подъем соседнего города Рыбинска как центра хлебной торговли замедлили развитие Мышкина, но и сохранили его старую застройку. Уездный городок на Волге жил тихой жизнью. Прославил его уроженец Мышкинского уезда Смирнов, ставший водочным королем России, поставщиком излюбленного русского напитка.

    В середине 1990-х гг. стоянки круизных теплоходов придали городу новый импульс в развитии: Мышкин становится туристическим центром. В нем силами краеведов, администрации и благодаря помощи из Москвы кроме уютного и занятного Музея мыши появился Народный музей с несколькими филиалами, в том числе и Музеем «Смирновской» водки. Работает кузница, в которой можно стать на несколько минут кузнецом. В Народном музее можно увидеть мельницу, часовенку, суденышко, предметы быта и разнообразные сельскохозяйственные приспособления. Имеются в городе также небольшая картинная галерея, подбор картин которой выполнен с большим вкусом, и конечно же «дом с привидениями». Все это можно обойти часа за четыре.

    Мышкин за последние полтора десятилетия сильно изменился. Из небольшого городка он превратился в туристический центр, в котором новые музеи появляются чуть ли не каждый год. В теплое время года он переполнен группами туристов с утра до вечера, иногда им даже приходится ожидать у входа в тот или иной музей.

    Кроме Музея мыши в городе появился музей «Амбарные мыши». Здесь можно сфотографироваться с взрослыми «мышами», посмотреть, как шел помол зерна на мельнице. Именно в здании бывшей мельницы расположен музей, где представлена экспозиция торгового прилавка «Бакалейная торговля».

    Появились новые частные музеи, например «Купеческий дом». Правда, туда пока не водят экскурсий с теплоходов, он еще не очень обустроен, но начало положено. Безусловно, новое великолепное здание, где идут театрализованные представления с мышами, историческими сюжетами, стоит посетить.

    Для знакомства с городом, естественно, мало трех-четырех часов, отведенных туристам с теплоходов для его посещения. Сюда надо приезжать на пару дней, останавливаться в комфортабельной новой гостинице, что возведена на берегу Волги, и неспешно гулять по Мышкину, открывая для себя и своих спутников прелесть города музеев. Лучше приехать на машине или автобусе и спокойно побродить по его тихим осенью и зимой улицам, заглянуть в антикварную лавку, а также небольшие сувенирные магазинчики и подняться в отдаленную от волжского берега часть города, посетив художественную галерею и посмотрев на «дом с привидениями». Около пристани можно увидеть представление - шоу Мыши и Кота. Рядом с пристанью на небольшом базаре можно приобрести разнообразных мышей из стекла, глины, папье-маше. А как порадует гурманов здешняя рыба!

    До свидания, милый Мышкин! Мыши в бедных домах не живут, их они покидают в поисках лучшей доли.


    «География для школьников» . – 2010 . - № 1 . – С. 3-8.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование