Иванова А. Влияние лечебного дыхания на психоэмоциональное состояние человека. Исследования школьников
Известно множество способов восстановления дыхания, но все они отличаются сложностью выполнения. Наряду с этим существует так называемая технология «Биологическая обратная связь» («БОС»), созданная русским ученым-физиологом А.А.Сметанкиным. Цель технологии «БОС» — обучение человека сознательному управлению своим дыханием и выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
«О стрессе говорят уже более полувека. Термин «стресс» стал популярным в начале 40-х годов после того, как его почти одновременно употребили в своих работах физиологу. Кеннон (1932) и врач Г. Селье (1936). Стресс обозначает напряженное состояние человека, возникающее у него в ответ на воздействие экстремальных факторов внешней ситуации» (Самоукин А.И., Самоукина Н.В., 2000).
В Европе более 40 млн человек трудоспособного возраста страдают от стресса. Более половины больничных листов связаны с заболеваниями, причиной которых явился стресс. Американские физиологи установили, что затяжной и сильный стресс приводит к смерти нейронов, призванных контролировать стресс. Это значит, что каждый стресс увеличивает восприимчивость к заболеваниям, которые приводят к значительному и долгому стрессу, что означает дальнейшее уменьшение стрессорегупиру-ющих нейронов (Сметанкин А.А., 2005).
Нередко стрессом называют как реакцию организма, так и воздействие, вызывающее эту реакцию. Для воздействия, вызывающего стресс, предложен термин стрессор, или стрессорное воздействие.
С определением стресса как реакции организма дело обстоит сложнее. Различные исследователи дали десятки определений стресса как биологического явления. Одно из них, которое не вызовет возражений наибольшего числа специалистов, следующее: «Стресс — это неспецифическая, системная адаптивная реакция организма». Рассмотрим подробно это определение.
Неспецифичность стресса означает, что любое раздражение вызывает примерно одинаковые изменения в живом организме, на которые он реагирует стрессом. Характер стресса зависит от силы и длительности раздражения, но не от того, какой именно разновидности это воздействие.
Противоположные изменения даже одного раздражителя, например перегрев и охлаждение, приводят к стрессу, для которого характерны одни и те же изменения в реакциях организма. Конечно, реакции на жару и холод имеют свои особенности, но такие специфические реакции, как потоотделение, в одном случае, и дрожь — в другом, только накладываются на общую картину изменений в организме.
Стрессорная реакция возникает и в том случае, когда на организм воздействуют различные раздражители: при жаре человек потеет, при громком звуке зажимает уши руками, при ожоге отдергивает руку, на ярком свету у него сужаются зрачки и зажмуриваются веки и др. Изменение температуры, громкий звук, яркий свет, болевые воздействия — все эти раздражители вызывают комплекс неспецифических изменений.
Помимо изменений в окружающем нас физическом мире, стрессом сопровождаются и события, связанные с психической сферой человека. Страх, беспокойство, досада, печаль — именно эти состояния главным образом имеются в виду, когда говорят о психическом стрессе. Неспецифичность стресса проявляется в том, что любое из перечисленных, и многих других, состояний сопровождается одинаковыми изменениями в организме. Если они длятся долго, то приводят к расстройствам здоровья, называемым болезнями стресса.
Создатель концепции стресса канадский ученый Ганс Селье считал, что психика не влияет на формирование стресса, более того, нервная система не участвует в организации стрессорной реакции. Между тем его эксперименты показали, что именно психический фактор — решающий для развития стресса. Например, испуг животного, помещенного в незнакомую ему экспериментальную обстановку, был достаточным для развития типичной картины стресса.
Стресс возникает не только при неприятных психических воздействиях, сопровождаемых отрицательными эмоциями, будучи неспецифичной реакцией, стресс проявляется и при радостных событиях. Опасность для здоровья могут представлять и внезапные хорошие новости.
Помимо эмоционального, выделяют и другую разновидность психологического стресса — социальный. Он возникает при неудовлетворенных потребностях человека как общественного существа. Одинаковой силы стресс может быть вызван как одиночеством, так и перенаселенностью. Социальные факторы действуют постоянно, следовательно, и стресс, вызываемый ими, тоже постоянный.
Таким образом, самые разнообразные воздействия на организм — изменения физических условий среды обитания, введение в организм чужеродных веществ, потеря крови, боль, психологические и социальные воздействия — приводят к принципиально одинаковой реакции — стрессу.
Системность стресса означает, что при стрессе изменяется активность всего организма, который реагирует на внешнее воздействие как единое целое. Исключительно для удобства объяснения выделяют четыре основных функциональных компонента стресса: эндокринный, висцеральный, иммунный и поведенческий.
Эндокринная реакция. Самый популярный гормон, участвующий в стрессорной реакции, — адреналин. В начале XX в. в экспериментах с кошками было показано, что адреналин выделяется в тех случаях, когда они испытывают боль, страх или ярость. Позднее было установлено, что при воздействии на организм первыми из гормонов в кровь выбрасываются адреналин и родственный ему норадреналин.
Одновременно с мозговым слоем надпочечников активируются другие эндокринные системы стресса. Из нейронов гипоталамуса выделяется кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ), который стимулирует синтез и выделение адренокортикотропно-го гормона (АКТГ) клетками гипофиза. АКТГ стимулирует синтез и секрецию глюкокортикоидных гормонов (ГК) корковым слоем надпочечников. Основной ГК у человека — кортизол. Под его влиянием происходят изменения обмена веществ, что способствует приспособлению организма к новому режиму функционирования.
ГК — ключевые факторы стрессорной реакции. Человек, обезьяна, собака, кошка с удаленными надпочечниками гибнут в течение нескольких дней. Жертве несчастного случая, например дорожно-транспортного, независимо от характера повреждений, немедленно ставят капельницу с ГК.
Существует термин «психосоциальная карликовость», обозначающий задержку роста и развития у детей, вызванную неблагоприятными условиями эмоциональной или социальной среды. У таких детей понижена концентрация гормона роста, но после улучшения жизненных условий его содержание в крови восстанавливается и, как следствие, рост нормализуется. Постоянный стресс влияет и на функции щитовидной железы.
Помимо двух систем, мозгового и коркового слоя надпочечников, в формировании ответа организма на стресс участвуют и другие гормоны: гипоталамические гормоны вазопрессин и окситоцин, гипофизарный гормон пролактин. Кроме того, на начальных этапах стрессорной реакции изменяется секреция некоторых гормонов (например, ангиотензина) периферических эндокринных желез.
Висцеральный компонент стресса, т.е. реакция внутренних органов, неразрывно связан с эндокринным компонентом. Так, например, регуляция давления крови обеспечивается не только гормональными, но и нервными механизмами. Так, после ранения и потери крови нервные механизмы обеспечивают перераспределение тока крови — сосуды, лежащие близко к поверхности тела, сужаются. Эта стрессорная система запускается органами чувств, сигнализирующими об опасности. Кроме того, внутри организма имеются рецепторы давления крови. Если, несмотря на сужение сосудов и учащенное сердцебиение, давление падает, то активируются механизмы, перераспределяющие жидкость внутри организма.
Помимо изменений в работе сердца и сосудов, при стрессе реагируют и все другие висцеральные системы. Изменяются частота и глубина дыхания, интенсивность и характер потоотделения, перераспределяется жидкость между клетками и межтканевой средой, меняется сопротивление кожи и др. Полиграфы, т.е. детекторы лжи, работают на основе комплексной оценки состояния внутренних органов человека. Создание полиграфов стало возможным именно потому, что различные душевные переживания сопровождаются единообразной реакцией висцеральных систем организма.
Иммунный компонент стресса также неотъемлем от эндокринного и висцерального. Иммунная система защищает от проникших в организм чужеродных веществ. Наиболее известная иммунная реакция — воспаление. Вместе с тем чрезмерная активность иммунной системы опасна для живого организма. Поэтому вещества, выделяемые клетками иммунной системы, активируют систему КРГ—АКТГ—ГК, гормоны которой подавляют иммунную реакцию. Во многих противовоспалительных средствах действующее начало представляют собой ГК; активность иммунной системы изменяют и другие гормоны.
В исследованиях, проведенных на студентах во время экзаменационной сессии, было показано, что психическое напряжение сопровождается значительной модификацией иммунной системы. Характер этих изменений зависит и от успешности сдачи экзаменов. Следовательно, на иммунный компонент стресса влияет и эмоциональное состояние.
Поведенческий компонент. В приспособлении современного человека к основному источнику, негативно влияющему на здоровье, — постоянному психологическому и социальному давлению — поведенческий компонент стресса имеет решающее значение. Поведение при стрессе — определяющий фактор выживания и благополучия современного человека.
Адаптивность стресса
Стресс выполняет функцию сохранения организма как целого, в случаях, когда привычные условия существования внезапно изменяются. При стрессе активизируются защитные механизмы и угнетается деятельность тех систем, которые непосредственно не связаны со срочным обеспечением выживания. Так активизируется сердечнососудистая система, перераспределяется кровоснабжение, мобилизуются энергетические ресурсы — повышается содержание глюкозы в крови, усиливается ее поступление в мозг, подготавливается запас строительного материала для восстановления поврежденных тканей — увеличивается резерв свободных аминокислот за счет распада запасных белков. Одновременно тормозятся процессы пищеварения, роста и размножения.
Несмотря на примеры неблагоприятных последствий стресса, следует помнить, что стрессорная реакция возникла в эволюции, закрепилась и постоянно совершенствуется именно благодаря тому, что посредством ее животные и человек приспосабливаются к изменениям в окружающей физической и социальной среде. Ущерб здоровью наносит не стрессорная реакция, а неблагоприятные условия существования, избежать которых живому организму не удалось к тому времени, когда защитные ресурсы организма оказались исчерпаны. Умеренные по силе стрессы полезны. Таким образом, если стресс приводит к болезни, это означает, что воздействие было слишком длительным или чрезмерно сильным.
Универсальность стресса
Стресс возникает не самопроизвольно, а только в качестве ответа на изменения внешней среды. Серьезную угрозу организму могут представлять непредсказуемые, внезапные события.
Стресс — универсальное явление в природе. Стрессорная реакция характерна не только человеку, но и животным, и растениям.
Итак, стресс, представляя собой неспецифическую системную адаптивную реакцию организма, не является причиной болезней. Стрессорная реакция, напротив, помогает нам справиться с неблагоприятными изменениями в окружающей среде и человеческом обществе. Болезни развиваются не из-за стресса, а вследствие недостаточности стрессорной реакции или из-за того, что неблагоприятное воздействие длится слишком долго. Способность человека приспособиться к изменениям в окружающем мире зависит от многого в нем самом. (Жуков Д.А., 2004.)
Признаки стресса: раздражительность, поверхностное дыхание, нервозность (неспособность сидеть неподвижно), напряжение мышц, отклонение от нормальной деятельности кишечника, холодные конечности, дрожащий голос, головная боль, человек не обращает внимания на то, что он ест, потеря аппетита. (Карпей Э., 2003.)
Выделяют два вида стресса: конструктивный и деструктивный. Первый способствует повышению адаптационных и мобилизационных сил человека в условиях дискомфорта и опасности, второй, запредельный стресс, разрушает человека.
Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» — тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается (конструктивный стресс). Но если воздействие стрессорного фактора усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного ее разрушения (деструктивный стресс). (Самоукин А.И., Самоукина Н.В., 2000 г.)
Стресс играет важнейшую роль в возникновении множества заболеваний, например желудочно-кишечных, и в первую очередь язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки; нарушений сердечного ритма, спазма коронарных сосудов, кровоизлияния; стресс пагубно влияет на работу нервной системы, подавляет иммунную систему, в результате чего мы болеем чаще, дольше и тяжелее.
Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей: сильный стресс мобилизует, слабых доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности возрастает до определенного предела («стресс льва»), то у других она сразу падает («стресс кролика»).
Борьбу со стрессом люди ведут по-разному, большинство принимают лекарственные препараты. Однако вряд ли химия спасет человека от вездесущего стресса. Как оказалось, лучшая защита от негативных последствий стресса - технология БОС.
Человеку, который находится в стрессовой ситуации, трудно выбросить отработанный воздух, дыхательные центры сигнализируют о недостатке кислорода, его дыхание становится более частым, чем у здорового человека. Вдох практически не изменяется, а выдох становится заметно более коротким. А ведь у здорового человека на вдохе бронхи должны раскрыться, а на выдохе сузить просвет и полностью выбросить отработанный воздух. Этот процесс при болезни и стрессе нарушается. Поэтому мы говорим, что стресс, как и болезни, губит бронхи. Ведь основной канал, который связывает нас с окружающей средой, — это дыхательная система. Ее правильная работа — первое и необходимое условие здоровья. Стресс приводит к сбою в работе бронхов, что неминуемо нарушает постоянство внутренней среды и газообмен в организме. Именно поэтому за стрессом следуют болезни. Во время стресса, как и во время болезни, дыхательная аритмия сердца минимальна. Но мы же можем управлять ДАС, а значит, можем и исправлять свое самочувствие. Таким образом, технология БОС помогает обуздать негативные последствия стресса.
Способ оздоровления диафрагмально-релаксационным дыханием с максимальной ДАС один из лучших в мире. Эта технология научно обоснована, безопасна, легко повторяема, проста и доступна для изучения, не требует много времени на освоение, имеет простой и понятный контроль уровня здоровья. Разработаны и внедрены в производство средства формирования навыков здоровья и контроля их качества.
Технология здоровья, основанная на дыхании по Сметанкину, помогает решить одну из самых сложных проблем современного мира: сохранение гармонии человека с природой, используя при этом достижения цивилизации.
II. ТЕХНОЛОГИЯ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»
1. Изобретение 70-х годов
В начале 70-х годов прошлого века русский физиолог А. А. Сметанкин начал исследования в области биологической обратной связи (БОС) и физиологии человека. В результате тридцати лет научной работы, поисков и открытий ученым и его коллегами была создана технология БОС, суть которой — обучение человека навыкам сознательного управления своим здоровьем. Уже пятнадцать лет она успешно применяется в медицине. С ее помощью десятки тысяч людей избавились от всевозможных болезней.
Умению быть здоровым надо учить с раннего детства. Сегодня уже в сотнях школ и детских садов нашей страны проводятся уроки здоровья, основанные на технологии БОС. Оздоровление граждан России, детей и молодежи — национальная идея возрождения страны, которая благодаря фантастической энергии ученого и общественного деятеля А. Сметанкина воплощается в жизнь. В 1996 г. появилась общественная организация — Российская ассоциация БОС, куда вошли не только ученые, но и руководители регионов и городов России, систем здравоохранения, образования и социальной защиты из самых разных уголков нашей страны — все те, кто деятельно участвует в оздоровлении граждан России. В 2001 г. в С.-Петербурге начал работу Институт биологической обратной связи, осуществляющий подготовку специалистов БОС.
2. Суть технологии БОС
Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.
Таким образом, человек с помощью приборов БОС видит, слышит и осмысливает то, что от него скрыто природой: работу внутренних органов и систем своего организма. Если человеку объяснить, что надо делать и дать инструкцию, то он сможет сознательно управлять работой некоторых органов или систем.
Изменения в работе организма (через датчики, связанные с компьютером) отображаются на экране — меняются цифры показаний, изменяются графики или идет звуковая сигнализация. Чтобы настроить работу определенных систем или органов, человеку необходимо сознательно с помощью биологической обратной связи изменить информацию на экране монитора в нужном направлении. А это значит, что человек небольшим усилием воли может научиться подстраивать работу организма так, чтобы улучшать состояние своего здоровья.
Через некоторое время навыки оздоровления закрепляются настолько, что человеку уже не требуется помощь компьютера. Он сам, используя выработанные умения, может исправить работу любого органа или системы своего организма.
Обработанная информация хранится в памяти технических устройств (компьютер) и может быть предъявлена пользователю в любой момент в доступном для него виде (на экране монитора или в распечатанном виде).
Существует множество методик биологической обратной связи: способы исправления осанки, лечения плоскостопия, болезней зрения, методы укрепления мышц тазового дна, лечения алкоголизма и наркомании. Один из них — метод лечебного диафрагмально-релаксационного дыхания, приводящего в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. С помощью этого метода возможно защититься от вредных последствий стресса и психоэмоциональных перенапряжений. Этот метод и был использован в данном исследовании.
III. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Анализ причин возникновения стрессового состояния у учащихся VII и X классов
Перед началом исследования мы выявляли основные причины возникновения стрессового состояния у школьников старшего и среднего звеньев (семиклассников и десятиклассников). С этой целью проводились анкетирование и тестирование. Было выявлено, что у семиклассников в качестве причин возникновения стресса можно выделить: у девочек: во-первых, проблемные ситуации в школе (получение плохой оценки, проверка знаний); во-вторых, социальные (непонимание или несправедливость со стороны окружающих людей); в-третьих, личностные. У мальчиков на 1-е место выходят причины, связанные с различными проблемными ситуациями в школе, на 2-е место — личностные, на 3-е — социальные.
У десятиклассников у девочек на первом месте стоят социальные причины возникновения стрессового состояния, на втором месте — самооценочные и на 3-м —школьные. У мальчиков X класса на первом месте причины, связанные с проблемными ситуациями в школе, на втором - социальные, на 3-м — самооценочные.
Вывод: при сравнении причин возникновения стрессов у девочек VII и X классов была выявлена определенная закономерность: ранговые места данных факторов диаметрально меняются с возрастом (что было на 1-м месте у семиклассниц, стало несущественным для десятиклассниц, т.е. оказалось на 3-м месте). Что касается мальчиков, ситуация относительно данных факторов остается без изменений.
2. Результаты предварительного психодиагностического тестирования
При анализе результатов «Теста школьной тревожности Филлипса для учащихся начальных классов» (Битянова М., 1998) мы, главным образом, обращали внимание на уровень общей тревожности ребенка. В тестировании приняли участие 17 учащихся IV класса: 9 мальчиков и 8 девочек. Мы выяснили, что 7 человек имеет нормальный уровень общей тревожности; 10 человек — повышенный уровень тревожности (средний уровень тревожности — менее 50%, повышенный уровень — более 50%).
При выявлении уровня школьной тревожности установлено, что 13 человек из коллектива имеют нормальный уровень школьной тревожности; 6 человек — несколько повышенный уровень; 4 человека — высокий; 1 мальчик испытывает «чрезмерное спокойствие».
В ходе выявления самооценочной тревожности установлено: 15 человек из коллектива имеют нормальный уровень самооценочной тревожности; 6 человек — несколько повышенный; 1 девочка имеет высокий уровень тревожности; 1 девочка испытывает «чрезмерное спокойствие».
Межличностная тревожность: 8 человек из класса имеют нормальный уровень межличностной тревожности; 6 человек — несколько повышенный уровень; 7 человек — высокий уровень межличностной тревожности; 1 мальчик имеет очень высокий уровень тревожности; 1 мальчик испытывает «чрезмерное спокойствие».
3. Анализ результатов теста для исследования самооценки
7 человек из коллектива имеют адекватную самооценку; 12 человек — заниженную самооценку; 4 человека — завышенную самооценку.
4. Формирование «групп здоровья» на основе полученных результатов
Следующим этапом нашей работы стало формирование так называемых групп здоровья на основе полученных результатов тестирования. Отбирали наименее стрессоустойчивых учащихся IV, VII и X классов. В VII и X классах таковых я выявила с помощью компьютерной выборки, а в IV классе пришлось воспользоваться советом классного руководителя. Также учитывалось мнение родителей, и, конечно же, первостепенным являлось желание самого ребенка. Ни один из испытуемых не имел противопоказаний врача.
Занятия диафрагмально-релаксационным дыханием по методу БОС проходили в кабинете «БОС—здоровье» под руководством преподавателя информатики и в присутствии медицинской сестры.
В программе «Биосвязь» на компьютерах заложено 12 сеансов дыхания разной продолжительности и с разными периодами отдыха и работы. Перед каждым сеансом и после него измеряли давление и пульс испытуемых.
На основе собранной информации можно сформулировать следующие выводы: дети 9-10 лет обладают наилучшими компенсаторными способностями, а у подростков 15—16 лет более развита рефлексия, следовательно, они быстрее получают навык дыхания, в то время как младшим школьникам трудно понять даже концепцию дыхания. В «золотой середине» оказались семиклассники (12—13 лет), они-то и достигли наилучших результатов. У них еще достаточно хорошие компенсаторные способности, о чем говорит качественное увеличение ДАС на 7, а то и 7,5 уд/мин, а также их уровень рефлексии уже позволяет быстро понять концепцию диафрагмально-релаксационного дыхания и то, каким образом нужно увеличивать ДАС.
Низкие результаты в эксперименте с младшими школьниками объясняются низкой рефлексией и их неусидчивостью, но те, кто понял, как дышать и сидел достаточно спокойно, достигли в целом неплохих результатов.
У учащихся X класса наблюдается несколько иная картина: они уже обладают устойчивым вниманием, быстро схватывают навык дыхания, но их компенсаторные способности малы, и поэтому так ничтожны изменения в ДАС за 12 сеансов.
Итак, навык диафрагмально-релаксационного дыхания получили и увеличили ДАС за 12 сеансов дыхания 11 человек из 18 (61%).
Вывод. На 12-м сеансе диафрагмально-релаксационного дыхания в физиологических показателях испытуемых произошли существенные изменения, в том числе пришла в норму или почти приблизилась к ней частота дыхания испытуемых. Причем следует заметить, подобное изменение произошло, главным образом, у тех испытуемых, которые в течение 12 сеансов дыхания улучшили свой показатель ДАС.
Рекомендация. Начинать знакомить с методикой и проводить занятия диафрагмально-релаксационным дыханием по методу Сметанкина, главным образом, с учащимися среднего звена (VI—VIII классов).
5. Заключительное психодиагностическое тестирование
По результатам заключительного психодиагностического тестирования у 78% испытуемых стабилизировалось психоэмоциональное состояние; у 22% испытуемых отсутствует какая-либо динамика, что тоже очень важно — ведь у большинства учащихся, не проходивших курс занятий по обучению навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания, наблюдается отрицательная динамика в сторону увеличения уровня тревожности и понижения уровня стрессоустойчивости.
Стоит отметить, что наилучшего эффекта достигли семиклассники - 100% испытуемых стабилизировали в какой-то степени свое психоэмоциональное состояние, что подтверждает ранее высказанное предположение о преимуществе проведения занятий в среднем звене.
Рекомендация. Начинать знакомить с методикой и проводить занятия по обучению навыкам диафрагмально-релаксационным дыханием по методу Сметанкина, главным образом, с учащимися среднего звена (VI—VIII классы).
Литература
Аржакаева Т. Материалы для проведения родительского собрания по теме «Самооценка
наших детей». Газета «Школьный психолог», 36/1998.
Битянова М. Филипс-тест: изучение школьной тревоги младших подростков. Газета «Школьный психолог», 44/1998.
Жуков Д. А. «Стресс». /Биология в школе. — 2004. — №2.
Карпей Э. Энциклопедия фитнеса. / Пер. с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. —3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС, 2002. — Ч. 1: Основы психологии: 10 кл.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. — Дубна: ООО «Феникс+», 2000.
Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. — СПб.: Питер, 2005.
Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь. — Санкт-Петербург: Российская Ассоциация Биологической Обратной Связи, 2001.
Стебнева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ. «Путь к успеху». (Газета «Школьный психолог», 5/2003.)
А. ИВАНОВА, ученица X класса
Руководители работы: школьный психолог Е.А.Баранова, преподаватель биологии Л.А. Рогачева, завуч Г.В.Осинцева, учитель информатики Е.В.Коровина, МСОШ №2 г. Южи Ивановской области