Шевченко Л.А. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» (викторина)


Нередко оказывается справедливой ироническая фраза о том, что как только начали изучать литературное произведение, то перестали его читать.
Между тем без знания текста невозможно понять художественное произведение, «вступить в диалог» с его автором. Иногда для того чтобы запомнить все детали, нужно перечитать его не один раз да еще обратиться к литературным комментариям или толковым словарям. Предлагаю вам, дорогие читатели, проверить, хорошо ли вы помните текст повести Н.Лескова «Очарованный странник» (1873).

Повесть — небольшая по объему, но отнюдь не простая для восприятия читателя, она насыщена экзотическими событиями из жизни главного героя Ивана Северьяновича Флягина (мытарства в «татарском» плену, побег с помощью фейерверка, любовь к цыганке Груше и ее убийство и т.п.). И только осмысление всей суммы этих событий, пристальное внимание к изображенным характерам и художественным деталям помогут постичь глубинный смысл повести. Так что давайте проверим, все ли вы запомнили и поняли в рассказанной Лесковым истории.


1. Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Здесь и далее выделите все правильные ответы.
1) Иван Северьянович Флягин;
2) отец Измаил;
3) Илья Муромец;
4) Голован;
5) Петр Сердюков.

2. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
1) лекарь;
2) форейтор;
3) крепостной;
4) рясофор (послушник);
5) землепашец;
6) чиновник в адресном столе;
7) кучер;
8) нянька;
9) солдат;
10) офицер;
11) пленник;
12) конокрад;
13) арестант;
14) нищий;
15) актер;
16) конэсер.

3. В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
1) Ладожское озеро на пути к Соловкам — северная окраина Российского государства;
2) степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина;
3) Кавказ — южная окраина России;
4) Петербург — центр западного влияния в России;
5) Москва — сердце страны;
6) Персия — экзотическая страна Востока.

4. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами1.
1) поединок с Савакиреем и уход в степь;
2) наказание, порка и бегство от графа К.;
3) солдатская служба;
4) спасение Флягиным семьи графа К.;
5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником;
6) жизнь в монастыре;
7) скитания и приход в монастырь;
8) служба при князе, история с Грушенькой;
9) возвращение в Россию.

5. Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев — графа и графини К.?
1) коня;
2) «вольную» (отпускной вид);
3) гармонь.

6. За что герой был наказан графом К. и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
1) опрокинул коляску с графом и графиней;
2) отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини;
3) за пьянство;
4) за кражу коня у графа.

7. Какое животное не принимает участия в событиях повести?
1) коза;
2) голуби;
3) собака;
4) кони;
5) корова;
6) кошка.

8. С помощью чего главный герой усмирил коня-людоеда?
1) инструкций укротителя-профессионала англичанина Рарея;
2) нагайки и горшка с тестом;
3) стальных наколенников и кнута.

9. За обладание каким животным герой боролся «наперепор» с «азиатом
Савакиреем»?
1) кобылицей Дидоной;
2) караковым жеребенком;
3) белой кобылкой;
4) конем-людоедом.

10. Почему герой попал в степь к «татарам»?
1) из-за кражи коня;
2) взят в плен за убийство Савакирея;
3) чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея.

11. Как удерживали главного героя в степи от побега?
1) держали в яме;
2) надели колодки на ноги;
3) «подщетинили» пятки.

12. Кто произносит восходящую к новозаветному тексту фразу: «...а во Христе нет ни еллин, ни жид...», подчеркивающую несущественность национальных различий для христиан?
1) главный герой;
2) русские миссионеры в «Рынь-песках»;
3) князь;
4) буддистский миссионер.

13. Кого герой называет татарами?
1) людей татарской национальности;
2) всех мусульман;
3) жителей степей, «Рынь-песков».

14. Каков основной критерий оценки человека для главного героя в «Рынь-песках», среди чужого народа?
1) личные качества;
2) национальность;
3) принадлежность к определенному вероисповеданию.

15. По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?
1) услышал русскую речь;
2) так как пили водку и крестились;
3) по военной форме.

16. Как встретили героя на родине после побега из плена?
1) граф К. дал «вольную»;
2) граф К. приказал высечь и отправил на оброк;
3) отец Илья на три года отлучил от причастия.

17. Кто из персонажей повести за угощение водкой ел стеклянные рюмки?
1) главный герой;
2) цыган-конокрад;
3) барин-«магнетизер»;
4) крестьянин Петр Сердюков.

18. О ком думает и говорит главный герой?
«Вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется... это совсем не то, что в лошади, в продажном звере».
«А так, — отвечаю, — и понимаю, что краса, природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть... даже радость!»
1) о цыганке Груше;
2) о своей молодой жене Наташе;
3) о невесте князя.

19. Чей это портрет?
«Дивная была красавица; головка хорошенькая, глазки пригожие... а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет...»
1) невесты князя;
2) Наташи — жены главного героя;
3) кобылицы Дидоны;
4) цыганки Груши.

20. Чей это портрет?
«...Точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем...»

1) невесты князя;
2) Наташи — жены главного героя;
3) кобылицы Дидоны;
4) цыганки Груши.

21. Кому принадлежат слова? «Груша любила его, злодея, всею страстной своею любовью цыганскою, каторжной, и ей было то не снесть и не покориться, как Евгенья Семеновна сделала, русская христианка, которая жизнь свою перед ним, как лампаду, истеплила».
1) автору-повествователю;
2) главному герою.

22. О ком говорится?
«...Был он души доброй, но переменчивой. Чего он захочет, то ему сей час во что бы то ни стало вынь да положи — иначе он с ума сойдет, и в те поры ничего он на свете за это не пожалеет, а потом, когда получит, не дорожит счастием».
1) о главном герое;
2) о хане Джангаре;
3) о князе;
4) о Петре Сердюкове.

23. Взаимоотношения каких персонажей наиболее напоминают отношения между князем, Грушей и главным героем?
1) Печорин, Бэла, Максим Максимыч;
2) Онегин, Ольга, Ленский;
3) Обломов, Ольга, Штольц;
4) Гринев, Маша Миронова, Швабрин;
5) Чацкий, Софья, Молчалин.

24. Почему главный герой убил Грушу?
1) из ревности к князю;
2) от обиды за неразделенную любовь;
3) чтоб спасти ее душу от греха убийства невесты князя;
4) чтобы устранить помеху для женитьбы князя.

25. Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки?
«...Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова малая, как луковочка, а сам, весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это...»
1) леший;
2) бес;
3) разбойник-цыган.

26. Кого считал герой своим ангелом-хранителем?
1) Николая Чудотворца;
2) Ивана Предтечу;
3) святого Петра.

27. Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
1) цыганки Груши;
2) старого монаха;
3) «азиата Савакирея»;
4) невесты князя;
5) графа К.

28. Кто являлся главному герою в пророческих снах и видениях?
1) мать;
2) Иван Предтеча;
3) старый монах;
4) священник отец Илья.

29. Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным обстрелом переплыл через реку Койсу с канатом для наведения моста)?
1) личной храбростью;
2) Божьим благословением;
3) своей греховностью, из-за которой его не принимают ни вода, ни земля.

30. Один «совершенный старец» в монастыре научил героя, как победить беса: «У Якова-апостола сказано: "Противустаньте дьяволу, и побежит от вас..."». Каким именно способом, по рассказу героя, ему это удалось?
1) принял обет молчания;
2) бил земные поклоны до изнеможения и изнурял себя постом;
3) удалился от людей в отдельный скит и вел аскетический образ жизни.

31. За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?
1) за пьянство;
2) за то, что рассыпал свечи в церкви;
3) за пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению.

32. Что читал герой, сидя в погребе?
1) газеты;
2) житие Сергия Радонежского;
3) житие Тихона Задонского.

33. Одобряет или порицает герой «попика — прегорчайшего пьяницу», который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет их простить?
1) одобряет;
2) порицает.

34. Как вы думаете, судьба главного героя повести подтверждает мнение пассажиров корабля, его спутников, что «есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы»?
1) да;
2) нет.

35. Кого характеризует герой в разговоре с ханом Джангаром такими словами: «...слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная... они без денег ничего не могут»?
1) чувашский народ;
2) «татар» из враждебной Джангару орды;
3) русских дворян.

36. Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому
человеку и воплотил в характере главного героя?
1) расчетливость;
2) страстность натуры;
3) чувство чести;
4)тяга к хвастовству;
5) наивная искренность;
6) точное следование церковным порядкам и правилам;
7) патриотизм;
8) способность к самопожертвованию;
9) храбрость;
10) пассивная терпеливость;
11) мужественная выдержка;
12) фатализм — вера в судьбу;
13) «добродушная» жестокость;
14) склонность к пьянству;
15) совестливость, честность;
16) трудолюбие;
17) народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников;
18) необразованность;
19) бескорыстие.

37. Кому принадлежат слова: «Русский человек со всем справится»?
1) барину-«магнетизеру»;
2) главному герою;
3) чиновнику-поляку, отцу грудной девочки;
4) индийскому миссионеру;
5) хану Джангару.

38. Кого напоминает главный герой? ,
1) былинного богатыря;
2) героя жития;
3) героя фольклорных лирических песен;
4) героя приключенческого романа;
5) героя русской народной сказки.

39. Кто не является персонажем «Очарованного странника»?
1) возлюбленная князя Евгения Яковлевна;
2) цыганка Груша;
3) «магнетизер»;
4) дочь князя Людмила;
5) сын князя Володя;
6) родители Петра Сердюкова.

40. Как строится повествование «Очарованного странника»?
1) последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя;
2) рассказ о событиях от лица главного героя;
3) состоит из основного сюжета (рассказ от лица героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя);
4) сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.

41. Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет
жанр рассказа о жизни главного героя?
1) повесть;
2) «житейская драмакомедия»;
3) рассказ;
4) житие.

42. Какие слова и выражения не принадлежат главному герою, хотя используются в рассказе от его лица?
1) воспитомка;
2) мой почти полупочтеннейший и премногомалозначащий;
3) лебеди (сторублевые ассигнации);
4) изумруд мой яхонтовый;
5) статуй;
6) выходы (запои);
7) рукомесло.

43. Кто такой игумен?
1) священник, наблюдавший за несколькими приходами;
2) управляющий мужского монастыря;
3) народное наименование приходского священника.

44. На вопрос спутников, какой сан он имеет в монастыре, главный герой отвечал: «...я еще просто в рясофоре». Что значит рясофор?
1) дьякон в монастыре;
2) носящий монашескую одежду без пострижения;
3) священник в монастыре.

45. «...На пестрой кошме сидит тонкий, как жердь, длинный степенный татарин...» На чем сидел хан Джангар?
1) ковер из козьей шерсти;
2) плотная плетенка из камыша;
3) большой кусок войлока из овечьей шерсти.

46. «Лошади были жестокие, не то что нынешние какие-нибудь кавалерийские, что для офицеров берут. Мы этих офицерских кофишёнками звали, потому что на них нет никакого удовольствия ехать...» Кофишёнок (нем.) — придворная должность смотрителя за кофе и чаем. На основе какого тропа создано это ироническое название смирных офицерских лошадей?
1) метонимия;
2) гипербола;
3) метафора;
4) синекдоха.

47. «Что ж это такое, мол, верно, опять продулись по-анамеднишнему?» (от намедни). Что значит слово намедни?
1) сегодня;
2) сегодня утром;
3) вчера;
4) на днях.

48. Действие повести происходит в России XIX в., и в ней упоминаются старинные меры веса, длины, просторечные и устаревшие наименования денежных единиц:
1) «...цыган дает мне всего один серебряный целковый...»;
2) «крепкая татарская нагайка» со свинцовой головкой весом около двух фунтов;
3) «Ах... пропал мой двугривенный...»;
4) «...шел Христовым именем без грошика медного»;
5) лошадиные барышники, чтобы придать товарный вид вислоухому коню, вырезали «кожицы на вершок в затылке».

Выберите из данных ниже определений подходящие и обозначьте их соответствующими цифрами:
1)... — русская мера длины, равная 4,4 см;
2)... — сумма денег или монета в двадцать копеек;
3)... — просторечное «рубль»;
4)... — русская мера веса, равная 409,5 грамма;
5)... — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки).

ОТВЕТЫ

1.1); 2); 4); 5). 2.1); 2); 3); 4); 6); 7); 8); 9); 10); 11); 12); 13); 14); 15); 16). 3. 1); 2); 3); 4); 5). 4.1) поединок с Савакиреем и уход в степь (4); 2) наказание, порка и бегство от графа К. (2); 3) солдатская служба (7); 4) спасение Флягиным семьи графа К. (1); 5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником (3); 6) жизнь в монастыре (9); 7) скитания и приход в монастырь (8); 8) служба при князе, история с Грушенькой (6); 9) возвращение в Россию (5). 5. 3). 6. 2). 7. 3). 8. 2). 9. 2). 10. 3). 11. 3). 12. 2). 13. 2). 14. 3). 15. 2). 16. 2); 3). 17. 3). 18. 1). 19. 3). 20. 4). 21. 2). 22. 3). 23. 1). 24. 3). 25. 2). 26. 2). 27. 1); 2); 3). 28. 3). 29. 3). 30. 2). 31. 3). 32.1); 3). 33.1). 34. 2). 35. 3). 36. 2); 3); 4); 5); 7); 8); 9); 11); 12); 13); 14); 15); 16); 17); 18); 19). 37. 3). 38. 1); 2); 4); 5). 39. 5). 40. 3). 41. 2). 42. 2); 4). 43. 2). 44. 2). 45. 3). 46. 3). 47. 4). 48. 1) вершок — русская мера длины, равная 4,4 см (5); 2) двугривенный — сумма денег или монета в двадцать копеек (3); 3) целковый — просторечное «рубль» (1); 4) фунт — русская мера веса, равная 409,5 грамма (2); 5) грошик — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки) (4).

 

Людмила Александровна Шевченко
литературовед, преподаватель Центральных подготовительных курсов МГУ им. М. В. Ломоносова