Т.М. Сурадейкина. УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

 
Т.М. Сурадейкина

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта  и фундаментом типовых и рабочих планов.
Рабочий учебный  план экономического лицея - основа организации учебного процесса, механизм достижения  его главной цели: получение современного качества образования, формирование у учащихся уровня социальной зрелости, достаточной для обеспечения автономности личности, её самостоятельности, коллективности,  патриотизма, профессионализма.

Структура рабочего учебного плана  лицея разделяет содержание образования на базовый (федеральный), региональный, обязательный лицейский и индивидуальный лицейский компоненты.  Два первых компонента составляют инвариантную часть и  соответствуют региональному базисному учебному плану.

Рабочий учебный план  лицея предусматривает наличие трех ступеней общего образования:
I ступень – 1-4 классы;
II ступень – 5-8 классы и 9 классы  предпрофильной  подготовки;
III ступень – 10-11 профильные классы.

Обучение в начальной школе осуществляется по программе 1-4 и реализует образовательную программу «Школа 2100». Программа «Школа 2100» выбрана как базовая, так как она позволяет модернизировать образование, отвечает современным требованиям, согласуется с концепцией начальной школы экономического лицея.
В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся введен региональный компонент – занятия в бассейне. В плане «мягкой профилизации» в третьих и четвертых классах введен факультатив «Экономика».

Содержание образования на второй ступени лицея является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создаёт условия для подготовки учеников к выбору профиля  дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Особое место на этой ступени принадлежит 5-6-ым классам и 9-ым классам. Содержание обучения в 5-6-ых классах реализует принцип преемственности обучения с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым  для них условиям и организационным формам обучения, характерным для  основной школы. В 9-ых классах с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, а с другой – создаются условия для осознанного выбора обучающимся профиля обучения в  старшем звене или иного варианта жизненной стратегии.

Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, которое реализуется в лицее по следующим направлениям: физико-математическое; информационно- технологическое; естественно-научное; социально-экономическое; социально-гуманитарное.

Рабочий учебный план образовательного учреждения – основа любой педагогической системы. Поэтому он, в первую очередь, должен быть фактором повышения  эффективности образования и развития личности. На наш взгляд это возможно при выполнении, как минимум, следующих требований:
- осуществления принципа преемственности между ступенями общеобразовательной школы и в течение, по крайней мере, поколения обучающихся школьников;
- обеспечения ОУ грамотными  педагогическими кадрами;
- обеспечения материальными и техническими ресурсами, доступной учебной и методической литературой, соответствующей федеральным программам;
- наличия соответствия между федеральным уровнем  рабочего учебного плана ОУ (а он в точности повторяет Базисный учебный план) и типовыми (федеральными) учебными программами;
- возможности учёта интересов конкретного ОУ.

Подавляющее большинство пунктов этого перечня выполняются в экономическом лицее. МЭЛ обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами: более 90% учителей имеют первую и высшую квалификационные категории. В практике нашей работы стало традиционным тесное сотрудничество с преподавателями вузов, многие из которых имеют учёные степени. Из года в год укрепляется материально-техническая база: приобретаются видеосредства, мультимедийные проекторы, обновляется парк компьютеров.

Особое внимание мы уделяем лицейскому (школьному) компоненту учебного плана: выявляем социальный заказ нашего контингента, создавая элективные курсы, востребованные  учащимися и формирующие дополнительные знания, а также умения применять эти знания в нестандартных ситуациях. Нашим социальным заказчикам  -  лицеистам и их родителям - разъясняем необходимость развития интеллектуальных, общеучебных  межпредметных умений и способностей.

В программы элективных курсов вводятся упражнения, развивающие методологические умения. Активно работают педагоги лицея с одарёнными детьми в различных областях знаний: воспитываем эстетические начала личности лицеистов в многочисленных кружках и студиях центра «Родник»; формируем привычки здорового образа жизни  в спортивных секциях лицея; начиная с начальной школы, обучаем  детей компьютерной грамотности.

С предстоящего учебного года мы переходим на учебный план профильного обучения старшеклассников. Фактически лицей более десяти лет является профильной школой. Соответственно и рабочие учебные планы 3-ей ступени создавались с учётом различных профилей за счёт часов школьного компонента. Однако слишком жёсткие нормы прежнего Базисного учебного плана не оставляли желаемого простора для творчества и осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Принцип двухуровнего (базового и профильного) построения федерального Базисного учебного плана для 10-11 классов позволяет старшеклассникам получить полноценное общее образование, обеспечивающее вариативность обучения и имеющее личностно-ориентированный характер, и, в то же время, уменьшить перегрузки.

Вот почему мы считаем, что переход на новый профильный Базисный учебный план также является шагом в направлении повышения эффективности образования. 
Следующим важным этапом мы считаем формирование индивидуальных учебных планов для обучающихся старшего звена, проявляющих особый интерес к какому-либо предмету и имеющих значительные успехи в его изучении.  Это позволило бы более глубоко учитывать множественность запросов учащихся, их семей, работодателей, учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Реализуя «Программу развития МЭЛ», учебные планы лицея, мы добились немалых успехов в повышении эффективности образования. Это доказывают результаты наших воспитанников на олимпиадах и научно-практических конференциях самого разного уровня. В прошедшем учебном году наши старшеклассники участвовали в Российской олимпиаде по математике и в международной конференции по математике; порадовали нас результаты ЕГЭ по русскому языку и математике, так как качественные результаты ЕГЭ и традиционных государственных экзаменов достаточно высоки и одинаковы в процентном отношении. И, конечно же, мы гордимся 100-бальным результатом по математике выпускника нашего физико-математического класса.

Но мне кажется, сегодня было бы неверным не сказать о трудностях, с которыми мы сталкиваемся при разработке ежегодного рабочего учебного плана.
Рабочий учебный план каждого ОУ создаётся на основе Регионального Базисного учебного плана. Это очень ответственный и достаточно трудоёмкий процесс, описывать который здесь не имеет смысла. Поэтому очень бы хотелось получать утверждённые Региональные Базисные учебные планы  не в июне, а не позднее апреля, а их проекты – ещё раньше.

Многое говорилось уже о необходимости соответствия федерального компонента регионального Базисного учебного плана типовым (федеральным) учебным программам. Не секрет, что такого соответствия по литературе и математике, предметам, предлагаемым на государственной итоговой аттестации школьников в качестве обязательных, нет. Понятно, что это влечёт определённые трудности  при создании рабочих учебных программ.

Возвращаясь к Региональному профильному учебному плану, положительные стороны которого уже отмечались, хотелось бы с этой трибуны высказать некоторое недоумение по поводу жёсткой регламентации тех норм федерального профильного Базисного учебного плана, которые носят рекомендательный характер. Я имею в виду, например, количество часов регионального компонента и ссылаюсь на журнал «Директор школы» №1 за  2005 год. Постараюсь пояснить это недоумение: региональным  Базисным учебным планом предписывается выделение более 5% недельной учебной нагрузки любого профиля на изучение «Истории Сибири», ОБЖ, физической культуры. При таком планировании учащиеся оборонно-спортивного профиля получают дополнительное время на профильную дисциплину, а учащиеся физико-математического класса школы, где, возможно, нет базы для проведения дополнительного часа физической культуры, лишаются возможности получить этот час в качестве профильного, а заодно и лишнего часа воскресного отдыха в любимом спортивном клубе. Скорее всего, что греха таить, они будут выполнять в качестве домашнего задания то, что сделали бы в тот самый час профильной подготовки.  Мы полагаем, что часы регионального компонента рациональнее использовать в соответствии с профилем класса, но на местном материале. Например, тем же учащимся физико-математического или информационно-технологического профиля полезным бы было посмотреть 2-3 научно-популярных фильма о достижениях учёных Сибирского отделения Российской академии наук, а ещё лучше посетить НИИ или НГУ.

Хочется завершить эту статью мыслью о том, что каждый ребёнок должен иметь гарантии того, что он займёт достойное с точки зрения своих личностных прав место в процессе школьного образования. Одним из основных гарантов этому является грамотно составленный  рабочий учебный план образовательного учреждения.