Распопин В. Н. Рассказы о том, как стать человеком, даже если ты - собака. К 65-летию со дня рождения Сергея Георгиевича Георгиева

 

Георгиев, Сергей ГеоргиевичФыфрики и бубрики / ил. Д. Герасимовой. - М.: ИД Мещерякова, 2011. - 48 с., цв. ил.)

Георгиев, Сергей ГеоргиевичЧудо-богатыри: богатырские сказки / ил. П. Бахтиной. - М.: ТриМаг, 2013. - 80 с., цв. ил.

Георгиев, Сергей ГеоргиевичУ нас в 5 «Б»: рассказы / ил. Н. Кудрявцевой. - М.: Аквилегия-М, 2015. - 256 с., ил. - (Пришкольные истории)

Георгиев, Сергей ГеоргиевичСобаки не ошибаются: рассказы / ил. Д. Герасимовой. - М.: Жук, 2012. - 192 с., ил. - (Для тех, кому за 10)

 

«Крестика-собачку можно отличать по одному кончику,
загнутому колечком вверх»

(Андрей Вознесенский. «Из жизни крестиков»).

Этот фрагмент (или любой другой) из популярной в недавнем прошлом поэмы в прозе Андрея Андреевича Вознесенского мог бы взять эпиграфом к своей книжке «Фыфрики и бубрики» наш замечательный юбиляр. И от такой высокой правдивости веселая книжка Сергея Георгиева и художника Дарьи Герасимовой только выиграла бы.

Почему? Да потому, друзья мои, что всякий писатель, а уж тем более хороший писатель, прежде всего читатель. В противном же случае, когда писатель перечитывает только себя (как заявлял герой старого водевиля «Лев Гурыч Синичкин»), то и читатель у него будет всего лишь один - он сам. Таков жестокий, но справедливый закон волшебной силы искусства.

В том же, что Сергей Георгиевич Георгиев - настоящий читатель, как, разумеется, и настоящий писатель, ни у кого никогда никаких сомнений не возникало. Достаточно прочитать любую его книжку, хоть «Пулькина», например, или про героев и драконов, - и сразу станет понятно, сколько он читает и как талантливо прочитанное использует в своем творчестве. И то: литературу порождает литература - мы ведь с вами постоянно об этом говорим.

А тут, в «Фыфриках и бубриках», что происходит? Формально - ничего особенного, вроде бы: играют ребятишки, одни мыльные пузыри надувают, а другие их из рогаток сбивают. В сущности, всё. Ну, разве еще кузюликов выгуливают. И, как полагается, друг перед другом похваляются: вот, мол, у меня старший брат на Луну улетел, а вернется и всем вам жару задаст!.. Сразу видно: любит автор Марка Твена и носовского Незнайку. А кто их не любит? Таких не бывает!

Однако, если вчитаться и вдуматься, то и в «Фыфриках» ведь не одни лишь мыльные пузыри на солнце радугой переливаются, нет, - там целые дворы, да что дворы - народы рядом сосуществуют, соперничают, стало быть, ссорятся, мирятся и даже мудрствуют лукаво. И отражают, как зеркало, и крестиков с ноликами, и Россию с Америкой, и наши дворы, и, главное, нас с вами. Вот попробуйте, вчитайтесь, а потом вдумайтесь - сами поймете.

А я пока пару слов скажу о другой книжке юбиляра - большеформатной, как альбом про Третьяковскую галерею или Русский музей, и тяжелой, аж руки устают держать, надо на диван ложиться и на подушку пристраивать - и то, она ж про богатырей, да еще каких - "Чудо"!

Пристроили? Открываем - ба, да это ж сказки с цветными картинками художницы Полины Бахтиной! Знаменитая, однако, фамилия. И художница тоже известнейшая. И картинки недурны, да с юмором, под стать сказкам. Вот миша стоит (медведь, то есть) - огроменный, как Змей Горыныч, выше корабельных сосен ростом, а рядом мужичонка так себе - с ноготок, весь синий, видать, с перепугу, только бороденка желтенькая под коленкой у миши трепыхается. А не задирайся, дядя, не суйся, броду не зная, с вопросами: «Ну, чаво ты?!»



Сказочка чудо как хороша, а выросла она из анекдота про «Ну, чаво ты?!», как и многие другие сказки в этой книжке. И даже несколько «пулькинских» рассказов, ее завершающих. В результате получился альбом вариаций на тему (как бывают такие нотные, музыкальные альбомы). Очень здорово это: тема одна, а вариаций множество, и все разные, интересные, остроумные, а порой даже ехидные, но, в сущности, очень добрые. Словом, такие, как сам автор, которого любят даже те из нас, кто не любит или не умеет читать. Телевизор-то смотрит каждый, а уж тем более «Ералаш», который Сергей Георгиев придумывает уже давным-давно и всегда замечательно.

Третья книжка, которую я представляю вам сегодня, называется «У нас в 5 «Б»». Ее нарисовала для автора и для нас художник Надежда Кудрявцева. И вот мне - читателю совсем уж старшего поколения - ее простенькие, черно-белые, вполне традиционные, но живые, остроумные и очень изящные картинки, честное слово, нравятся больше самых крупных, ярких и современных. Дело в том, что, помимо прочего, они передают весь размах, всю амплитуду, что ли, георгиевского творчества, а оно бывает и веселым, и ехидным, и лиричным, и мудрым, и смущенным, но, главное, всегда лапидарным и содержательным.

Именно таков этот сборник, составленный наполовину из крохотных веселых рассказов, порой почти не отличающихся от анекдотов, наполовину же - из рассказов лирических, философских и драматических. На мой вкус, особенно очарователен цикл маленьких рассказов «Беляевская заимка», очень лиричный, стилистически более близкий, нежели прочие вещи Георгиева, именно к уральской литературе, откуда он родом, но главное - изумительно точно и ярко раскрывающий характеры персонажей. Их, правда, всего два - дед и внук, но зато под пером выдающегося писателя они постоянно меняются местами, как солнечные зайчики в зеркале, переливаются друг в друга, так что один как бы незаметно молодеет, а другой вырастает. И жизнь их совместная, пусть всего лишь на одно лето, прекрасна настолько, что меня, читателя, зависть берет: вот бы пожить с ними хоть денек, как те инопланетяне, что приземляются перед дедовым забором в конце истории!..

Я не знаю, можно ли современного детского писателя сравнивать с безусловными классиками, но для самого себя уверен: в случае Сергея Георгиева провести воображаемую прямую к Чехову будет достаточно справедливо. Хотя бы потому, что замечательный юморист и детский писатель умеет быть истинным лириком, что подчеркнул в своей аннотации к другой его книжке последний, наверное, наш классик, поэт Михаил Яснов. Не говоря уж о том, что с летами он все чаще пишет не в шутку, а именно всерьез, хоть и тоже очень коротко, но оттого эффект получается еще пронзительнее. Такого - серьезного, драматичного, философского, умудренного летами и отточившего перо до остроты скальпеля - Сергея Георгиева представляет завершающая книжка нашего обзора «Собаки не ошибаются», изданная «Жуком» в «нечипоренковской» серии «Для тех, кому за 10».

Картинки Дарьи Герасимовой здесь вполне условны и, как качественный дизайн, пожалуй, лишь не мешают вчитываться в текст, нежели играют какую-либо самостоятельную роль.

Книжка состоит из трех разделов, или, может быть, из трех небольших сборников рассказов: «Кораблик», «Янка» и «Стрекот кузнечика», а также автобиографического приложения, в котором автор рассказывает о своих библиотечных приключениях. Наиболее доступен к характеристике раздел «Янка», рассказывающий о милой, умной городской собачке Янке, впервые попавшей в деревню и встретившейся лицом к лицу с настоящей живой природой, с охотой и рыбалкой. Эти несколько рассказов легко встраиваются в ряд классической литературной живописи, как бы добавляя новые эскизы в галерею Аксакова, Паустовского, Юрия Казакова. Удивительное мастерство автора позволяет увидеть мир глазами ошеломленной собаки, а заодно и саму эту собаку - юную, полную сил и радости от встречи не с человеческой цивилизацией, а с самим Божьим мирозданием. И - главное! - вместе, рядом с Хозяином.

Все же остальные рассказы книги - они как раз о нем, о человеке, чаще всего таком же молодом, как Янка, так же открывающем для себя мир. Впрочем, только ли молодом, только ли открывающем? Иные герои, наоборот, скоро этот мир покинут, как одинокий старик-ветеран из пронзительного рассказа «Дедушка». А мир, открывающийся юным героям рассказов, далеко не всегда оказывается таким благожелательным к ним, как лесные просторы к собачке Янке. Таковы рассказы «Должок», «Белка в городе», «Вратарь сборной», где со всей жесткостью рассказывается о предательстве и жестокости, на какие способен человек, да-да, тот самый человек, в ком, по заветам классиков, все должно быть прекрасно, и который должен звучать гордо. Но как, - спрашивает своими рассказами Сергей Георгиев, - как же он, человек, будет звучать гордо и станет прекрасен, если промолчит, отвернется, не вступит в противостояние с подлостью? Как он в таком случае вообще сможет стать человеком?

Именно об этом, о том, как стать человеком, в сущности, и рассказывает эта книга, едва ли не о каждом рассказе которой можно писать хоть рецензию, а хоть и диссертацию, - самая главная в нашем сегодняшнем обзоре и самая, по-моему, сильная из того, что мы с вами читали у Сергея Георгиева. Вероятно, именно потому и посвятил ее автор памяти отца, а значит, и памяти собственного детства, которое для любого человека, а тем более для писателя - самое лучшее и самое главное, что только может быть в жизни.

С днем рождения, Сергей Георгиевич!
И низкий Вам поклон от всех нас - Ваших больших и маленьких преданных читателей!