Фатеева Р. И. Школьная библиотека в системе современного образования

SCHOOL LIBRARY AS PART OF THE MODERN EDUCATION SYSTEM

 

Аннотация. В статье раскрываются процессы реформирования школьных библиотек в России в соответствии с требованиями ФГОС, направленными на информатизацию образования. Характеризуется должность педагога-библиотекаря, которая предполагает появление новых направлений деятельности и влечет изменения в содержании работы библиотеки.

Ключевые слова: школьная библиотека, педагог-библиотекарь, информационные ресурсы.


Annotation. The school library in Russia is being reformed in accordance with the requirements of the GEF, aimed at the informatization of education. The author characterizes the new position of «teacher-librarian» that provides for the development of a new direction of activity and leads to changes in the library contents.

Keywords: school library, teacher-librarian, information resources.


Необходимым условием существования библиотек, их соответствия требованиям информационного общества, конкурентоспособности на информационном рынке, международным стандартам является информатизация библиотек и их автоматизация. Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ключевым направлением является создание в образовательных организациях единой информационно-образовательной среды.

Комплексный подход в создании цифровой школы дает ряд положительных результатов: отказ от бумажного документооборота, оперативный детализированный мониторинг деятельности школы администратором, своевременный контроль за ребенком со стороны родителей (за успеваемостью, посещаемостью, питанием, пользованием библиотекой).

По каким же стратегическим направлениям должна развиваться реформируемая школьная библиотека и какие тактические шаги следует предпринять педагогу-библиотекарю? Мотивацией введения указанной должности явилось обострившееся в последние годы противоречие между современными потребностями читателя и возможностями библиотеки. Год от года положение в школьных библиотеках только осложнялось. Причинами отрицательной динамики явились:

• слабая подготовка библиотекарей к работе с интернет-технологиями;

• недостаточная оснащенность школьных библиотек специальным оборудованием;

• отсутствие доступа в сети к фондам библиотек;

• общая недооценка учителями и руководителями школ роли библиотек в информационном пространстве.

Школьные библиотекари в последнее время стали заложниками рутинной работы, связанной с заказом, доставкой, выдачей учебников. Именно эта функция технического работника стала основной.

В век информатизации печатное слово перестает быть единственным источником информации для поколения, использующего интерактивные технологии. Происходит трансформация текста на бумаге в изображение, цвет, звук. Интернет стал для подростков единственным местом, где они получают свободный доступ к знаниям, сами выступают создателями контента. Однако в бурном потоке информации учащимся порой сложно разобраться с ее ценностными критериями.

Библиотеки по своей сущности должны стать лидерами в этом направлении, обеспечить эффективный доступ не только к бумажным, но и к электронным информационным ресурсам, стать навигаторами в цифровом информационном пространстве.

Изменить роль библиотеки и библиотекаря в школе является насущной проблемой. Идею «повышения статуса школьного библиотекаря» несколько лет лоббировала на всех уровнях власти президент Ассоциации школьных библиотек Татьяна Дмитриевна Жукова. Современная ситуация в библиотеке характеризуется целым рядом особенностей. С одной стороны, формируется новая информационно-предметная среда, базой которой являются информационные технологии, с другой стороны, в ответ на новые потребности пользователей должны появиться новые возможности их удовлетворения.

Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н «О ведении в “Единый квалификационный справочник должностей…” новой должности “педагог-библиотекарь”» взбудоражил библиотечное сообщество.

Через два года Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 была утверждена «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Чтобы понять сущность педагогической направленности в названной должности следует обратить внимание на представленную в номенклатуре ротацию педагогической должности: учитель, педагог, преподаватель.

Преподаватель – лекторская должность в системе средне-специального или высшего учебного заведения.

Учитель – должность в системе начального и среднего образования.

Педагог – специалист, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой. Например, педагог дополнительного образования (педагог-хореограф, педагог по вокалу).

Педагог-библиотекарь – это специалист в области работы с информацией. Новый статус обязывает его научиться самому и научить пользователей библиотечно-информационных услуг (учителей и учеников) по?новому управлять информацией.

Изменились ли должностные обязанности с присвоением нового статуса? Согласно новому квалификационному справочнику педагог-библиотекарь:

–  участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами и организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению;

–  осуществляет дополнительное образование обучающихся по освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности;

–  разрабатывает рабочие учебные программы, обеспечивает их реализацию;

–  организует участие обучающихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы с учетом их психофизиологической и педагогической целесообразности;

–  применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач, использует современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

–  анализирует достижения обучающихся, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

–  участвует в обеспечении самообразования педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов;

–  организует тематические выставки, читательские конференции, участвует в реализации различных образовательных проектов;

–  вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении, участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний;

–  комплектует библиотеку образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана;

–  осуществляет работу по учету, обработке поступающей в библиотеку литера-туры, составляет каталоги с применением современных информационно-поисковых систем;

–  организует обслуживание обучающихся и работников образовательного учреждения;

–  обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности; соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности.

С одной стороны, больших изменений мы здесь не обнаруживаем: обозначены все направления, по которым работали раньше и работают сейчас школьные библиотекари.

В условиях новой библиотеки эти обязанности выглядят следующим образом.

1.  Планомерное комплектование библиотеки традиционными и электронными ресурсами в соответствии с профилем образовательного учреждения. Создание электронного каталога. Электронный каталог обеспечивает круглосуточный свободный доступ к ресурсам сети всем пользователям библиотечной системы – учителям, учащимся, руководителям системы образования. Электронный каталог дает возможность быстро формировать статистические отчеты, а также прогнозировать потребности и обеспеченность учебными изданиями учебных дисциплин для руководителей органов управления образования на основе точного анализа фондов библиотек образовательных учреждений; обеспечивает межведомственный и межрегиональный обмен на основе интеграции информационных систем и ресурсов.

2.  Онлайновое справочно-библиографического обслуживание, то есть предоставление доступа к удаленным библиографическим и полнотекстовым российским и мировым ресурсам. Многие библиотеки с удовольствием начинают пополнять свои фонды «онлай-новыми» материалами, создавая «онлайновую» коллекцию материалов (баз данных, банков информации) в помощь проектно-исследовательской работе учителей и учащихся. При этом необходимо соблюдать нормы авторского права.

3.  Оказание сервисных услуг пользователям (помощь в поиске информации, сканирование документов, электронная доставка документов, создание электронных презентаций, копирование информации на flash-карты, CD и т.?д.). Ориентация на внедрение современных услуг позволит школьной библиотеке не только демонстрировать свою значимость в школе, но и укреплять положение в социуме, повышать авторитет в глазах родителей, что при благоприятном развитии событий способно привести к дополнительным инвестициям в школьную библиотеку. Услуги могут предоставляться и непосредственно в библиотеке, и в онлайновом режиме через сайт школы или библиотеки.

4.  Обучение пользователей информационной грамотности. Среди наиболее актуальных проблем, активно обсуждаемых мировым профессиональным сообществом как библиотекарей, так и педагогов – проблема диагностики состояния информационной культуры личности и измерения уровня информационной грамотности. Вероятнее всего, именно школьную библиотеку провозгласят центром информационной подготовки учащихся. На педагога-библиотекаря как специалиста по информационным ресурсам в соответствии с ФГОС будет возложена обязанность по управлению широким спектром ресурсов, обеспечению доступа к ним, формированию у читателей информационной культуры, комплекса знаний, умений и навыков по взаимодействию с информационной средой.

Для достижения действительно нового качества работы и информационного обслуживания пользователей наряду с технологическими нововведениями необходимы организационные изменения в работе библиотеки и школы.

Основной характеристикой библиотеки становится не количество книг в фондах, а количество и разнообразие источников информации, доступ к которым может предо-ставить библиотека. В наиболее успешных школах библиотека – это информационный центр, единая точка доступа к информации и знаниям, центральное место для интеллектуальных инноваций учеников и учителей.

Итак, педагогическая деятельность педагога-библиотекаря как вид профессиональной деятельности – это системные педагогические усилия направленные на личностное развитие человека, на обеспечение социальной адаптации в новом информационном мире. Научная педагогическая библиотека им. К.?Д. Ушинского проводит обучающие семинары по современным направлениям деятельности библиотек разных типов и видов. Информация о готовящихся мероприятиях всегда можно найти на сайте библиотеки: http://www.gnpbu.ru.

В заключении остановимся на вопросах, которые время от времени задают школьные библиотекари, и прокомментируем ответы на них.
–  Имеет ли должность «педагог-библиотекарь» отношение к библиотекам других типов и видов?

Эта должность применима только к образовательным учреждениям, реализующим программы начального, основного общего и среднего полного образования.
–  Для чего это сделано?

Чтобы повысить статус, а следовательно, и ответственность в условиях развития «новой школы».

–  Является ли процесс введения этой должности в школе обязательным?

Нет. В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установление структуры и штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения.

–  Если в штате школы есть должность библиотекаря, следует ли ее заменять на должность педагога-библиотекаря?

Не обязательно, но если педагогическим советом принято такое решение, руководителю необходимо провести процедуру введения в штат новой должности и сокращения прежней в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

–  Не подразумевается ли под наименованием «педагог-библиотекарь» педагогическая нагрузка?

Нет. Основной функцией остается работа с фондом и информационное сопровождение образовательного процесса. К педагогической работе относится участие в реализации образовательных программ путем информационного обеспечения учебных дисциплин, а также воспитательная работа, формирование информационной культуры пользователей библиотечно-информационных услуг.
–  На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу?

Обязанности педагога-библиотекаря не предусматривают педагогической нагрузки. Отработка педагогических часов учебного плана оплачивается дополнительно. Педагогическая нагрузка для педагога-библиотекаря (также как для завуча, психолога) не считается совместительством, поэтому может выполняться в основное рабочее время.

–  Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей? Кто их определяет? От чего зависит размер должностного оклада?

Работа школьного библиотекаря оплачивается в соответствии с локальным правовым актом (Положением об оплате труда, которое принято в школе) и штатным расписанием, утверждённым руководством школы. Принцип оплаты должен быть сохранён: базовый оклад согласно профессионально-квалификационной группе и стимулирующая часть. Принципы стимулирования должны быть отражены в Положении. Оплата тарифицированных педагогических часов производится дополнительно по ставке учителя основного или педагога дополнительного образования в зависимости от учебной дисциплины.

–  Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников?

Да, в рамках утвержденных квалификационных требований к педагогу-библиотекарю. Педагог-библиотекарь имеет право подать заявление на условиях, определенных для аттестации других педагогов на квалификационную категорию.

–  Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы, порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников? Не все гарантии и льготы, установленные для педагогических работников, распространяются на педагога-библиотекаря.

К сожалению, на сегодняшний день в списке должностей, в отношении которых установлена досрочная пенсия при 25?летнем стаже педагогической работы, должность педагога-библиотекаря не предусмотрена. Список утвержден в 2002 г., а указанная должность введена в 2011 г.

По этой же причине у педагога-библиотекаря нет удлиненного оплачиваемого от-пуска, которым пользуются учителя.

Что касается ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию, то этот вопрос находится в компетенции органов управления на местах: что они решат, то и будет.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Феде-рации» педагогические работники школы не реже чем один раз через 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на отпуск сроком до 1 года. Порядок и перечень должностей, которым такой отпуск предоставляется, определяется учредителем или уставом данной школы. Если педагог-библиотекарь ведет педагогическую нагрузку, руководство может включить эту должность в список льготников.

Итак, реализация льгот зависит от оперативности внесения дополнений в соответствующие подзаконные нормативные акты, в первую очередь, в Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».


Список литературы:

1. Понкратова, В. Н. Новая должность : педагог-библиотекарь / В. Н. Понкратова, Ж. П. Осипова // Народное образование. – 2011. – № 10. – С. 159–165.

2. Хахалева, Н. И. О новом «Порядке учета документов, входящих в состав библи-отечного фонда» / Н. И. Хахалева // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 20–23.

3. Ястребцева, Е. Н. О новом статусе «педагог-библиотекарь» и о том, что делать и как работать школьной библиотеке / Е. Н. Ястребцева // Библиотека в шко-ле. – 2011. – № 17. – С. 18–24.
4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ //

КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справ.-правов. система. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984.

5. О ведении в «Единый квалификационный справочник должностей…» но-вой должности «педагог-библиотекарь» : приказ Минздравсоцразвития Рос-сии от 31.05.2011 № 448н // BestPravo [Электронный ресурс] : информ.-правов. портал – Режим доступа : http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-dokumenty/ j4b.htm.

6. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществ-ляющих образовательную деятельность : [утв. постановлением Правительства РФ 8 августа 2013 г. № 678] // Гарант.ру [Электронный ресурс] : информ.-пра-вов. портал. – Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70329490/.

7. О продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предо-ставляемого педагогическим работникам : постановление правительства РФ от 01.10.2002 № 724 // Гарант [Электронный ресурс] : информ.-правов. портал. – Ре-жим доступа : http://base.garant.ru/185100/.



Фатеева Р.И., заведующая отделом комплектования НПБ им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук

«Проблемы современного образования», 2014, № 5