Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    казино фараон

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Р.И. Боровикова
     
    Ольга Милова: безграничность движения в нерациональном мире

    Иллюстрации

    Представляем вам результаты творческих поисков молодого художника и педагога Ольги Валентиновны Миловой. В 1989 году она закончила факультет дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной, а с 1997 года живет и работает в Новосибирске.

    Время учебы для любого художника – это не только получение знаний и накопление опыта, но и участие в выставках, что является необходимым компонентом процесса развития творческой личности, позволяющим находить свое место в искусстве. С 1987 года О. Милова регулярно участвует в разнообразных экспозициях творческих работ. В 1992 году она показывала свои произведения на выставке молодых художников Санкт-Петербурга в Мраморном дворце. Приехав в наш город, она также не остается в стороне от наиболее важных событий в его художественной жизни, участвуя во многих выставках, проходивших не только в Новосибирске, но и в других городах региона. Сегодня в творческом багаже О. Миловой участие во II Международной Биеннале графики (Новосибирская картинная галерея, 2001), в межрегиональной выставке мини-графики (Новосибирская картинная галерея, 2003), в региональной художественной выставке «Сибирь-9» (Иркутск, Томск, 2003), а также в выставке современного христианского искусства «Вера без дел мертва» (Красноярск, 2002). В 2000 году прошла персональная выставка автора в залах Союза художников.

    Параллельно с творчеством, с 1997 года О. Милова является преподавателем рисунка в Новосибирском государственном художественном училище. Педагогика и творчество – явления вполне совместимые, и польза здесь, как правило, обоюдная. Общение с учениками служит хорошим стимулом для собственных творческих исканий преподавателя, для студентов же педагог, не просто передающий знания, а активно работающий как художник, во всех смыслах предпочтительнее.
    Среди произведений, созданных О. Миловой - графическое оформление двух компакт-дисков для московского музыканта и поэта Сергея Калугина (1994, 2000), выполненное достаточно грамотно, с глубоким пониманием специфики иллюстрируемых текстов. Изобразительный материал для первого из дисков – «Nigredo» - стал отправной точкой для создания серии из шести работ в технике рисунка тушью. Автор уверенно пользуется всей палитрой выразительных возможностей черно-белой графики, находя в каждом из листов своеобразный ход. Лаконичные по общим очертаниям и вместе с тем прекрасно проработанные в деталях, отточенные линейно и ритмически, хорошо выверенные композиционно, имеющие сложную градацию тонов от чисто белого до глубокого черного, работы эти являются примером крепких, выполненных на хорошем профессиональном уровне рисунков.

    Небольшие по размерам, с тонкой штриховкой, вещи эти мастерски и со вкусом прорисованы. Они привлекают изяществом и пластичностью. Особенно хорош лист с корабликом на фоне белого круга, который окружают свободно расположенные, грациозные силуэты растений. Контрасты больших плоскостей черного и белого положены в основу цветового решения. При этом они дополнены постепенным высветлением черного в изображениях растений и животных. Характер колорита поддержан пластикой, поскольку в работах использовано сопоставление больших цельных объемов и мелких элементов. Тонкое чувство ритма, соразмерность и гармония отличают эти рисунки. Подобное впечатление усиливает и квадратный формат, который является наиболее сложным с точки зрения композиционного построения. Однако автор с этой задачей справилась успешно.

    Обратившись к теме древнейшей истории человечества в серии «По мотивам древних», являющейся иллюстрациями к книге В.Е. Ларичева «Человек и мироздание», О. Милова видит мир в ином ракурсе. Стилистические особенности наскальных рисунков воплощены ею во вполне созвучные научно-популярному изданию образцы. В них, с одной стороны, присутствует точность, достоверность и узнаваемость, а с другой, они далеки от научной сухости и академичности, поскольку в изображениях присутствует занимательность. Известные мотивы первобытного искусства показаны автором живо и интересно.

    В последние годы, наряду с графикой, художница много работает в живописи, где значительную роль играет цвет. Это направление в ее творчестве имеет иной, отличный от графики и достаточно неожиданный характер. Тонкость линейного и ритмического рисунка как определяющее свойство манеры сохраняется и здесь. Но изображаемые мотивы становятся иными, точность конкретных предметов исчезает и сменяется фантастикой. В поисках своего языка автор от конкретности и достоверности реального мира переходит к его видоизменению и преображению. Так, выполненная в смешанной технике на бумаге серия «Путешествие» (1989) представляет собой вольные фантазии на тему окружающей нас природы. Здесь использовано сопоставление больших цельных округлых объемов с отходящими от них мощными цветовыми шлейфами свободных очертаний. Стилистически произведения несколько напоминают пластические и ритмические вариации в духе И. Босха, но звучащие не драматически, а скорее камерно, лирически. Хотя не исключены и иные ассоциации. В частности, можно представить, что перед нами мир в процессе становления, еще не оформившийся в конкретные формы и являющий собой движение условной материи. Это как бы некая исходная точка начала бытия. В бесконечности трансформаций автор выделяет отдельные силовые поля, энергетические центры, вокруг которых концентрируется и пульсирует живописная стихия. Подобные путешествия по иному, видимому только глазу художника, миру выводит живопись на уровень размышлений о сущности жизни.

    Философский подтекст существует и в других произведениях. Пример тому картина «Дорога домой (Символ Дао)» (1996), где в основу сюжета легла одна из основных категорий восточного мышления. Подобные феномены адекватно передать с помощью живописи весьма непросто, но можно пытаться приблизиться к передаче их сути и в той или иной степени достичь этого. Дао, понимаемое как бесконечный, длящийся вечно путь, автор очень точно увязывает с более конкретным понятием «Дорога домой». Весь этот круг размышлений воплощен с помощью непринужденной, плавно струящейся ритмики и открытой, свободной композиции холста. Но особенно хорошо на характер образа работают тонкие нюансы тонов прозрачного серебристо-голубого цвета, местами сгущающегося в интенсивно синие фрагменты, а кое-где дополненного активными мерцающими желто-зелеными акцентами. Подобное понимание колорита создает на холсте эффект свечения, сияния и потому использованная цветовая палитра вполне созвучна по духу текучести понятия Дао, его неисчерпаемости, вечности и беспредельности.

    В работах О. Миловой главным элементом является неторопливая, размеренная ритмика, плавное переплетение линий. Именно такой подход использован в работе «Энергия потока» (1989 - 1990), ритмическая структура которой основана на использовании очертаний ячеек, напоминающих соты. Широкая струя воды на первом плане размывает единообразие их ритмов, нарушая повторяемость. В глубине изображения геометрические элементы совершенно неожиданно прорастают мощными диковинными цветами, делая картину похожей на некое видение или мираж и вместе с тем напоминая о взаимопроникновении разных элементов бытия.

    В «Магическом зеркале» (1991) мир, изображенный автором, становится более структурированным и упорядоченным, четким в своих границах и очертаниях. Вертикальная композиция с раскрывающимися ритмами в нижней части холста придает изображению некоторую подвижность, а голубая мерцающая цветовая гамма приносит ощущение таинственности и загадочности.

    Более поздние холсты О. Миловой продолжают тему путешествий, однако в них преобладавший ранее бег струящихся линий несколько замедляется, отчего предметы приобретают более определенные очертания. Но в то время как композиция структурируется, обретая более четкие ритмы, по-прежнему сохраняется преображение видимого мира, где присутствует необычность соединений его элементов. Подобное видение демонстрирует работа «Привратник» (1999). Перед нами фантастический пейзаж, населенный полуптицами-полуживотными, в котором архитектурные элементы перепутаны с цветами и растениями необычных форм и размеров. Встречаются здесь и известные по другим произведениям персонажи. Все это погружено в привычную для автора голубовато-желтую цветовую среду. Однако в изображении появляется конструктивность, точность пластики, возникают ритмические повторы очертаний. Мир постепенно начинает приобретать более привычный облик. Но все же он увиден автором с иной стороны, как бы сквозь увеличительное стекло, что делает изображаемое узнаваемым лишь отчасти. Узкий и удлиненный формат впрямую отсылает нас к восточной традиции и вместе с тем подобный выбор позволяет свободно расположиться на поверхности холста диковинной золотой скале.

    Последняя из работ, а это еще не законченный холст под названием «Мир пилигриму» (2004), вновь посвящена теме пути. Центр композиции хорошо выделен, и здесь в светлой сфере яйцеобразной формы плывет ладья, от которой по светлой дороге стремительно движутся диковинные образования-мутанты. Так, к верхней части сферы приближаются вытянутые часы, поскольку в этом мире время также меняет свои характеристики. Вокруг этой цельной формы свершается феерическая мистерия, отчего здания приобретают облик космического корабля, рыба превращается в подобие стремительно летящего автомобиля, а к сооружению в виде повозки с колесами добавлены крылья пчелы, на спине которой вдруг возникает архитектурная постройка. В основу работы положена романтическая концепция понимания человека как одного из элементов непрерывно изменяющегося мира, звена в цепочке непрерывных превращений.

    В сегодняшнем агрессивном, жестком и прагматичном окружении работы О. Миловой выглядят неким оазисом. Уходя от точного копирования, повторения окружающего мира, автор создает редко встречающийся жанр картины-видения. Реальность предстает здесь преображенной, полной причудливых элементов в самых разнообразных сочетаниях. Мы вместе с художником отправляемся в плавание по волнам фантазии и безграничного воображения, свободно существуя в этом удивительном мире. Потому представляется, что такое искусство можно назвать творчеством в подлинном, изначальном смысле слова, которое по сути своей должно нести в мир гармонию, уравновешенность и покой. Общаясь с работами О. Миловой, постепенно проникаешься ощущением того, что ей эту задачу решать в основном удается.
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование