Распопин В. Н. Алексей Константинович Толстой и его малая родина
Трушкин, Михаил Данилович. А.К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы. – М.: Русский мир, 2009. – 656 с., ил. – (Русская провинция)
Автор книги, которую я хочу вам сегодня представить, Михаил Данилович Трушкин – создатель и директор музея Алексея Константиновича Толстого в Красном Роге Брянской области. Настоящий подвижник русской культуры, патриот, глубокий эрудит и замечательный рассказчик, выходец из села Красный Рог, выпускник исторического факультета Ленинградского университета (1965), 15 лет проработавший в музеях северной столицы, с 1980 года он живет на своей малой родине и служит великому делу сохранения духовной и предметной памяти рода Разумовских – Перовских – Толстых - Жемчужниковых, некогда начавших или завершивших свой жизненный путь в этих местах.
Большая, иллюстрированная, альбомного, или энциклопедического формата, книга эта – в какой-то мере итог всей подвижнической творческой жизни ее автора, а отчасти и его героев. Последних же, несмотря на то, что в заголовок вынесено имя только А.К. Толстого, - добрый десяток, ибо великий поэт и драматург был лишь одним из рода, пусть и самым знаменитым в потомстве.
А род, к которому поэт принадлежал по матери, был знаменит, славен и очень богат по заслугам. Как, впрочем, и род его по отцу. В последнем случае родственные узы связывали автора Козьмы Пруткова и «Князя Серебряного» с величайшим русским писателем всех времен Львом Николаевичем Толстым – они были троюродными братьями, и обоих писателей – с Петром Андреевичем Толстым, сподвижником Петра Великого. Материнский же род Алексея Константиновича Толстого – неимущий поначалу малороссийский род Разумовских, одним из удачливых отпрысков которого был фаворит и тайный супруг царицы Елизаветы Петровны Алексей. Родовая же ветвь пошла от его брата Кирилла и одного из сыновей последнего, Алексея, имевших десятки законных детей и бастардов, которым придана была фамилия Перовских. Все дети и внуки последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, вне зависимости от законности их происхождения, входили в круг российской знати, были очень богаты, многие из них, помимо того, занимали высокое положение на чиновно-служебной лестнице государства.
Детей, получивших фамилию Перовских, у Алексея Кирилловича и его незаконной жены Марии Соболевской, был добрый десяток, из коего вышли генералы и губернаторы, министры и сенаторы, ученые и писатели. Михаил Данилович Трушкин подробно и очень интересно рассказывает о каждом, а равно и об их предках Разумовских.
Первое поколение Перовских, помимо военных и чиновников, дало России замечательного писателя, автора известной всем с детских лет «Черной курицы» - Антония Погорельского (литературный псевдоним Алексея Алексеевича Перовского). Во втором же поколении появился подлинный русский классик, поэт, драматург, романист, и лирик, и сатирик Алексей Константинович Толстой, родной племянник Перовского-Погорельского, главным делом жизни которого стало не только и даже, может быть, не столько сочинение нескольких талантливых прозаических произведений, но воспитание и образование сына родной сестры, росшего без отца, поскольку родители его разошлись вскоре после рождения мальчика.
О жизни в столицах и в наследственных имениях, о творчестве и патриотическом мужестве Алексея Толстого, о его друзьях и недругах, о его любви и «странном браке» подробно и очень занимательно рассказывает наиболее значительная часть книги Михаила Трушкина, что и естественно, потому что А.К. Толстой как-никак заглавный герой этого труда. Впрочем, самый главный его герой, думаю, все же не Толстой, а сам Красный Рог, где жил наш замечательный поэт долгие годы, где был счастлив и страдал, где работал и охотился, где любил и негодовал, где умер и похоронен. Словом, именно Южная Россия, Брянщина и Черниговщина, Красный Рог - малая родина поэта представляется мне самым главным героем этой книги, которая не завершается со смертью Алексея Толстого, а продолжает повествование свое о тех, кто остался здесь после бездетного поэта – о его вдове и двоюродных братьях Жемчужниковых – тех же Перовских по материнской линии.
Семья Жемчужниковых широкому читателю известна лишь понаслышке – как соавторы Алексея Толстого по созданию Козьмы Пруткова, меж тем дело развивалось скорее наоборот – Толстой был соавтором Жемчужниковых, придумавших Козьму, списавших и срисовавших его облик со своего слуги, да и сочинивших большую часть прутковских текстов. Почти все братья Жемчужниковы легко сочиняли остроумные стихи, наиболее талантливым и разносторонним поэтом был старший брат, Алексей Михайлович, главным шутником – Александр, Лев к концу жизни стал превосходным мемуаристом, а Владимиру все мы, потомки, обязаны тем, что имеем отредактированный и изданный еще при жизни некоторых авторов свод сочинений главного героя их жизни и первого русского сатирика, Козьмы Петровича Пруткова.
Последний из братьев Жемчужниковых был анахоретом, ненавидел женщин и кошек и дожил (может, именно потому) до середины девятого десятка. Последним хозяином краснорогской усадьбы, где некогда творил Алексей Толстой, был Михаил Александрович Жемчужников, умерший перед началом Первой мировой войны. Его наследник, Юрий Михайлович по окончании войны вынужден был эмигрировать, но усадьбу свою, или то, что от нее осталось к тому времени, все-таки увидел, вернувшись в отеческие места вместе с гитлеровскими оккупантами. Как вы понимаете, читатель, ненадолго.
Ну а затем главная героиня книги М.Д. Трушкина, краснорогская усадьба – одна из колыбелей русской культуры «золотого века», - на долгие годы стала местной здравницей для советских служащих. После чего Михаилу Даниловичу и пришлось совершать свой многолетний подвиг ее восстановления в том виде, какой она имела или, точнее, должна была иметь полутора столетиями ранее.
Завершают издание библиографический список и указатель имен, а также «Венок Толстому» - небольшой блок посвященных классику русской литературы стихотворений и фрагментов статей его современников и сегодняшних авторов, о каждом из которых рассказывает небольшая заметка М.Д. Трушкина. Художественный уровень текстов, составляющих этот раздел, к сожалению, весьма различен, порой сильно уступает трушкинскому и в целом оставляет желать лучшего.
Разумеется, никакая рецензия не может пересказать и малой части богатейшего исторического, литературного и культурологического материала, изложенного автором на страницах богато иллюстрированной книги, упомянуть о судьбах спутников героев, чьи яркие портреты в изобилии представлены автором (назову хотя бы великого композитора Ференца Листа, художников Карла Брюллова и Алексея Егорова, а таких, второстепенных, персонажей в книге десятки, если не сотни), тем более никакая рецензия не сможет передать силы и красоты авторской патриотической песни. Эту книгу надо читать обязательно, тем более педагогам и подросткам. Мало того, эту книгу надо и перечитывать, ибо одного прочтения для ее усвоения недостаточно, несмотря на то, что очерки Михаила Даниловича читаются очень легко, буквально взахлеб, ведь обилие фактического, широкому сегодняшнему читателю зачастую мало знакомого материала, освоенного автором, как бы в опровержение прутковского афоризма, почти необъятно. Помимо сказанного, книгу надо читать внимательно, по возможности обращаясь и к той литературе, что вошла в библиографический список. Я, например, следуя этому списку, открыл для себя старую (1982 года) биографию А.К. Толстого из серии ЖЗЛ, написанную Дмитрием Жуковым под редакцией Юрия Лощица. И открытие это оказалось не менее замечательным, нежели чтение рецензируемой книги. Более того, любопытно было убедиться в том, как именно М.Д. Трушкин пользуется источниками, к которым обращается, с чем соглашается, а что оспаривает.
На том бы и закончить этот отклик, но, увы, никак не обойтись и без ложки дегтя. К великому сожалению, текст этого в целом, тем более по нынешним временам, превосходного, поистине фундаментального научно-популярного и в то же время ярко выраженного публицистического труда ни редакторами, ни корректорами издательства «Русский мир» не то что не выправлялся, но даже и не просматривался, отчего устная речь в нем явно преобладает над письменной, а речевые ошибки встречаются, увы, слишком часто. О наборных же «блохах» и говорить нечего.
Вообще, этот мотив откровенной недостаточности издательской работы над сегодняшней книгой, даже самой достойной и значительной, как та, о которой я веду речь, приходится заводить чуть не в каждой рецензии. Не раз я приводил и «списки для сегодняшнего Чичикова» - перечни мертвых душ так называемых редакторов и так называемых корректоров, для отвода глаз публикуемых издательствами в выходных данных книг. Не понаслышке знаю, что маленькие издательства ни редакторов, ни корректоров оплачивать не в состоянии, и делают книги в них, что называется, полтора человека. Тем не менее, сказанное систему современной российской книгоиздательской деятельности ни в коей мере не оправдывает, так что рецензенту остается лишь выражать сочувствие авторам, не по своей вине зачастую предоставляющим читателю откровенный полуфабрикат.
Книгу же Михаила Даниловича Трушкина переиздать большим тиражом, но предварительно как следует отредактировав и профессионально откорректировав, по-моему, просто необходимо (как желательно бы и «Молодой гвардии» переиздать один из ее первоисточников – биографию А.К. Толстого в исполнении Д. Жукова и Ю. Лощица, хотя бы уже потому, что новая биография поэта, написанная многостаночником Вл. Новиковым, не просто же так пополнила не большую, а малую подсерию жэзээлки) - и в помощь гуманитарному образованию, и в общекультурных целях. Уверен, не было бы в таком случае лучшего памятника Алексею Константиновичу Толстому, семьям Разумовских, Перовских и Жемчужниковых, а равно и лучшей книги для всех тех, кто не равнодушен к нашему общему прошлому, настоящему и будущему, то есть к судьбе отечества.