Распопин В. Н. Струны, трубы, клавиши, или Из чего сделана музыка (Рассказы о музыкальных инструментах и композиторах)


Васильев, Юрий Александрович, Широков, Александр Семёнович. Рассказы о русских народных инструментах / художн. В. Вейцлер. - М.: Советский композитор, 1976. - 96 с., ил. - (Юному любителю музыки).

Газарян, Спартак Суренович. В мире музыкальных инструментов: книга для учащихся старших классов / ил. А. Назренко, фот. Д. Фастовского. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с., ил.

Газарян, Спартак Суренович. Рассказ о гитаре / художн. Г. Ордынский. - М. Детская литература, 1987. - 48 с., фотоил.

Зильберквит, Марк Александрович. Рождение фортепиано: рассказ о музыкальном инструменте / художн. Г. Ордынский. - М.: Детская литература, 1984. - 64 с., ил.

Музыкальные инструменты от "А" до "Я" / авт.-сост. О. Остапчук; ил. А. Чаузова. - Детская энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков. М.: Аргументы и факты. 1997. № 6. - 56 с., цв. ил.

Тынянова, Елена Александровна. Мастер Антонио Страдивари: повесть / художн. Г. Ордынский. - М.: Детская литература, 1985. - 32 с., ил.

Чукаш, Иштван. Дудочка и барабан: рассказы о музыкальных инструментах / пер. с венг. И. Луговой, ил. Л. Ребера. - М.: Детская литература, 1983. - 32 с., цв. ил.

 

Сегодня мы поговорим о музыке. Точнее - о том, из чего она сделана, с помощью чего она получается и покоряет нас. Речь, стало быть, о музыкальных инструментах. Хотя - и об этом нельзя забывать ни в коем случае - оживают эти инструменты только в руках музыкантов. И, стало быть, главное в музыке - человек, его талант, его трудолюбие, его творческая дерзость.

Но мир музыки необъятен, и в одной беседе, конечно, невозможно поговорить обо всем сразу: и о композиторах, и об исполнителях-виртуозах, и об их помощниках - музыкальных инструментах, и о создателях этих инструментов - зачастую таких же трудолюбивых и дерзновенных творцах, как и сами музыканты. Поэтому ограничимся пока разговором о музыкальных инструментах и отчасти о мастерах, их создающих. И, конечно же, прежде всего о книгах, которые нам представляют эти инструменты в исторической и культурной перспективе.

Вместе с библиографами нашей библиотеки мы отобрали для этой беседы семь небольших книжечек (собственно, две книжки и пять брошюр), изданных в основном в далекие уже семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века и бережно хранимые в отделе искусств. Не потому, конечно, что теперь вовсе не издаются книжки на эту тему. Издаются, и зачастую гораздо красивее, ярче, даже нагляднее, чем прежде (свидетельством тому - хотя бы специальный выпуск журнала "Детская энциклопедия" за 1997 год, о котором подробнее я еще скажу). Но, увы, далеко не такого занимательного, доступного и в то же время качественного с литературной точки зрения изложения. Почему так - мы сейчас выяснять не станем, это увело бы нас слишком далеко в сторону.

Лучше, поблагодарив сотрудников отдела искусств и библиографов, подобравших книжки для нашей беседы, обратимся непосредственно к изданиям прошлых лет о музыкальных инструментах.

Начнем с книжки для самых маленьких, то есть для ваших меньших братьев и сестричек. Говорят, что музыкальные инструменты надо осваивать именно с раннего детства. Тогда легче добиться совершенного владения любым из них - хоть гитарой, хоть фортепиано, хоть барабаном. Думаю, что у кого-нибудь из вас в семье есть такие малыши - будущие музыканты. Или - будут, когда вы познакомите их с книжкой венгерского автора Иштвана Чукаша "Дудочка и барабан".

На 32 страницах красочной брошюры, в которой половину места занимают отличные цветные иллюстрации, выполненные или подобранные в академических изданиях художником Ласло Ребером, маленькие читатели и будущие музыканты смогут познакомиться с краткой историей развития музыки и музыкальных инструментов от глубокой древности до наших дней, естественно, получив ответы лишь на самые простые (но одновременно и на самые главные) вопросы. Например, о том, каким был (или мог быть) самый первый музыкальный инструмент, чем отличаются друг от друга струнные, духовые и ударные инструменты, на чем играли древнегреческие боги, что такое лира и в чем ее сходство и различие, например, с арфой, лютней или скрипкой, чем знамениты кремонец Антонио Страдивари и генуэзец Никколо Паганини, чем отличаются клавесин и фортепиано, что это за звери такие - жирафовое фортепиано и гидравлос, а также можно ли исполнить симфонию на пишущей машинке.

Мне показалось, что вам уже захотелось поразмыслить вслух и ответить на эти вопросы, не так ли? Стало быть, начните с того, что сами прочитайте книжку Иштвана Чукаша, а потом уж знакомьте с ней младших. И пока они осмысливают то, что вы им прочитали, вы сможете продолжить это удивительно занимательное и полезное занятие, открыв книжку Юрия Васильева и Александра Широкова "Рассказы о русских народных инструментах". Она и побольше, и посложнее, и посерьезнее, хотя рассказывает только о народных инструментах. Зато обо всех основных (а это ведь во всем разнообразии и ударные - от ложек до дров, и духовые - от свистулек и рожков до зурны, и струнные - от гуслей до гитары, и смычковые - от гудка до скрипки, это и баян, и оркестр народных инструментов в целом). И более того, книга Ю. Васильева и А. Широкова знакомит нас с музыкантами, в совершенстве владевшими или создававшими эти инструменты - с безымянными средневековыми скоморохами, с "отцом" первого оркестра русских народных инструментов - Василием Васильевичем Андреевым, с лучшими и знаменитейшими советскими коллективами - от оркестра хора имени Пятницкого до академического оркестра русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения.

Впрочем, сказанным замечательная книжка Васильева и Широкова не исчерпывается. В ней вполне доступно рассказывается, а с помощью иллюстраций и показывается, как вы сами, своими руками можете смастерить несложный музыкальный инструмент, который будет звучать, и даже настолько неплохо, что с его помощью вы сумеете освоить азы музыкального исполнительства. А чтобы вам легче было это сделать, в конце книжки приведены - для тех, кто хоть чуть-чуть знаком с записью музыкальных знаков на бумаге, - и нотные образцы народных инструментальных наигрышей.

Между прочим, популярность этой книжки весьма высока и сегодня, несмотря на то, что в последний раз она издавалась в 1976 году. Сказанное подтверждается тем, что на многочисленных сайтах, посвященных русской народной музыке, можно найти ее полный текст или большие фрагменты. Тем удивительнее, что никто до сих пор не удосужился переиздать эту превосходную книжку, как, впрочем, и все прочие, представленные в нашем разговоре.

Ведь, например, выпуск красочного журнала "Детская энциклопедия", который называется "Музыкальные инструменты от "А" до "Я"" (это номер 6 за 1997 год) издательства "Аргументы и факты" тоже очень интересен и полезен не только для тех, кто занимается музыкой или обучает ей, но и для каждого из нас. Автор-составитель номера Оксана Остапчук подобрала из разных солидных энциклопедий, обработала, отчасти переформулировав (что, надо думать, потребовало немалого труда), самые важные и самые интересные сведения об истории музыкальных инструментов, а художник Александр Чаузов внятно и красочно оформил их, и в результате получилась совершенно необходимая для ответа на множество вопросов, удобная, яркая брошюра, которую можно читать и перечитывать и даже заучивать наизусть, чтобы при случае поразить окружающих своей осведомленностью в мире музыки.

Важнейшее достоинство этой брошюры в том, что в ней верно уравновешены текст и иллюстрации, отчего она не превращается в бессодержательный комикс, но, радуя глаз, остается тем, чем и должна быть научно-популярная книжка - легко доступным детям и взрослым самых разных возрастных категорий справочником, который, по-моему, в чуть расширенном варианте непременно должен быть переиздан большим тиражом.

А теперь, не уходя, в общем, от темы, сделаем маленькое художественное отступление и поговорим о книжке, представляющей нам не столько музыкальный инструмент, сколько его создателя. Речь пойдет о небольшой повести (которую, может быть, правильнее было бы назвать рассказом) Елены Тыняновой "Мастер Антонио Страдивари".

О Страдивари, я думаю, многие из вас слышали, знают многие и фамилию Тыняновых. Ее носят несколько Елена Александровна Тыняноваталантливых литераторов ХХ века. Прежде всего, конечно, Юрий Николаевич Тынянов - крупнейший литературовед и замечательный писатель, новеллист и романист, автор знаменитых художественных произведений о Пушкине, Грибоедове, Кюхельбекере. Далее - дочь Юрия Николаевича, Инна Юрьевна, поэт и переводчик высочайшего класса, подарившая русскому читателю прекрасные переложения книг испаноязычных и португалоязычных авторов, таких как Педро Кальдерон, Федерико Гарсиа Лорка, Алехо Карпентьер, Жоржи Амаду, Монтейру Лобату и др. И, наконец, жена Юрия Николаевича - родная сестра Вениамина Каверина, автора всеми любимых "Двух капитанов", Елена Александровна (урожденная Зильбер). Написала она, насколько я знаю, совсем немного, да и прожила недолго, была сначала хорошим музыкантом, а потом музыковедом, но литературным талантом обладала несомненным, чему свидетельством как раз книжка об Антонио Страдивари, впервые вышедшая в 1933 году, переизданная четыре года спустя, а в третий и последний раз появившаяся на бумаге в 1985-м.

Если все прочие книги, которые я предлагаю вашему вниманию сегодня, написаны музыковедами и журналистами, и потому к художественной литературе отношения не имеют, несмотря на то, что сообщают вещи интересные, зачастую непростые, но читаются тем не менее легко, а то и безотрывно, то книжка Елены Тыняновой, пусть и строго документальная в основе, по сути своей художественна, ибо рассказывает не столько о труде знаменитого скрипичного мастера и его созданиях, сколько о нем самом - пожилом человеке Антонио Страдивари, на закате жизни как бы вспоминающем о своем пути, а заодно, конечно, о своем веке (ведь Страдивари прожил 93 года), об учителях и соперниках. В маленьких главках-отступлениях мы встречаемся и с Николо Амати, предшественником и учителем Страдивари, и с Джузеппе Гварнери, его главным соперником, и даже - в финале-послесловии - с Никколо Паганини, величайшим скрипачем, родившимся через полвека после смерти Страдивари.

На тридцати страницах книжки мы обретаем с десяток знакомых, каждый из которых кратко, но совершенно отчетливо обрисован, причем и портретно, и психологически. И здесь встречаются не только исторические персонажи, то есть люди, действительно жившие и оставившие след в культуре. Среди новых наших знакомых окажутся и выдуманные персонажи, которые даже не проходят, а просто мелькают перед глазами, ведь каждому из них уделены один, максимум два абзаца текста. Но и они запоминаются навсегда, как, например, та маленькая девочка, дочка тюремщика, для которой знаменитый узник - скрипичных дел мастер Джузеппе Гварнери прямо в камере строит сордино.

Что такое сордино? Если вы прочитаете книжку Елены Тыняновой или какую-нибудь другую - почти безразлично, какую именно - из тех, о которых я вам сегодня рассказываю, вы сами ответите на свой вопрос.

Договорились? А я перехожу к короткому сообщению о книжке Марка Зильберквита "Рождение фортепиано".

Она очень интересно рассказывает об одном из двух, наверное, самых популярных музыкальных инструментов, о его предшественниках (а у фортепиано их было немало) и даже о его потомках (есть и такие), о существенных различиях не только между фортепиано, с одной стороны, и клавикордом или клавесином - с другой, но и между разновидностями самого фортепиано, то есть между роялем и пианино. Из этой книжки вы узнаете не просто имена тех, кто создавал первые фортепиано, но и тех, кто его осваивал - пианистов и композиторов, ведь роль тех, кто сочиняет фортепианную музыку ничуть не менее значительна, нежели роль тех, кто виртуозно владеет этим инструментом, а нередко композитор и виртуоз соединяются в одном лице. Таковы были, например, Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Сергей Рахманинов.

Вы познакомитесь с многими музыкантами и мастерами, с множеством удачно и не слишком удачно реализованных технических идей в процессе создания и совершенствования "короля" среди музыкальных инструментов, воочию увидите вдохновенные лица великих пианистов, узнаете о достоинствах и до сих пор не изжитых недостатках фортепиано (есть и такие), подивитесь неожиданному сочетанию самых разных материалов, из которого оно состоит, наконец, поймете, почему именно фортепиано пользуется такой популярностью, какой не пользуется никакой другой инструмент...

...Кроме гитары. О ней подробно рассказывает книжка журналиста и, насколько можно понять, любителя музыки, самоучкой освоившего несколько инструментов, Спартака Газаряна, которая без всяких затей так и называется - "Рассказ о гитаре". Если фортепиано инструмент относительно молодой, то гитара - один из старейших. У гитары, впрочем, как и у фортепиано, да и у многих других инструментов, были периоды подъема и спада популярности, были времена, когда без нее не обходилось ни одно собрание, и были времена, когда ее считали мещанской игрушкой, не заслуживающей внимания просвещенного человека.

Тем не менее сочиняли, рассчитывая на ее поддержку, всегда, и всегда играли на ней - для себя, хотя бы на уровне трех аккордов. Сочиняют и играют на гитаре и сегодня - многие и многие. Думаю, что и среди вас, друзья мои, найдутся неплохие гитаристы, не так ли?

А хорошие? О, для того, чтобы стать хорошим гитаристом, надо приложить ничуть не меньше усилий, чем, например, для того, чтобы стать хорошим пианистом. Или флейтистом. Может быть, лишь для того, чтобы стать выдающимся скрипачем, этих усилий окажется мало.

А слышали ли вы настоящих гитаристов? Слышали ли вы игру испанцев Андреса Сеговии или Пако де Лусии, британца Джона Уильямса или нашего знаменитого музыканта Александра Иванова-Крамского? Зайдите на you-tube, скачайте, пусть и слишком ужатые и оттого не передающие всего богатства нюансов, записи этих исполнителей - и вы поймете, что такое гитара, что может этот привычный и почти в каждом доме обитающий незамысловатый вроде бы инструмент.

Да еще проще, послушайте профессиональный цыганский ансамбль, в котором непременно будет участвовать несколько гитаристов, или, как предлагает С.С. Газарян, сравните игру на гитаре подыгрывающих себе авторов-исполнителей, например, Булата Окуджавы или Владимира Высоцкого, с одной стороны, а с другой - Александра Дольского или Жанны Бичевской. У этих сторон, конечно, разные задачи, и никакая из них не хуже другой, ибо гитара и впрямь может всё, но в одном случае вы поймете, чего можете добиться сами за несколько месяцев, а в другом - к чему следует стремиться годами.

Впрочем, цыганская гитара - похожий, да не такой же инструмент, как гитара классическая, и не только потому, что у нее на струну больше. А вот почему еще - узнайте сами из этой удивительно интересной книжки.

Да, гитара - самый демократичный из всех музыкальных инструментов. Она приемлет и несложный - в три аккорда - аккомпанемент любительскому пению, но она же и позволяет настоящему музыканту покорять лучшие концертные залы планеты. Не одна и та же, конечно, ибо фабричная гитара как раз и предназначена для "трень-брень", а вот полнозвучная гитара, сработанная мастером, она даже и по цене окажется не дешевле пианино, а ведь такая в сравнении с ним вроде бы маленькая и простенькая!..

Но их, "маленькие и простенькие", не гнушался строить даже сам Страдивари. И, естественно, что автор "Рассказа о гитаре" не мог не обратиться к тому, кто лучше и больше других знает о тайнах этого инструмента.
Выдающийся отечественный мастер Феликс Акопов кое-какие секреты гитары нам открывает, но лишь кое-какие, потому что такова вообще особенность искусства, а значит и тех инструментов, с помощью которых оно создается, - понять, открыть и присвоить их каждый может лишь самостоятельно, в результате упорного труда, даже не труда, а служения, и, пожалуй, лишь в итоге целой жизни.

Тем не менее узнать о том, как устроены музыкальные инструменты, почему они вообще звучат и что такое звук с точки зрения физика, а звукоряд - с точки зрения математика, как человек, начинавший ведь знакомство с музыкой со стука камня о камень и звона натянутой тетивы лука, пришел к гармонии и к музыке, каким образом совершенствовал он первые струны, дудки, барабаны, более поздние - волынки, лиры и арфы, как еще спустя века он пришел к представлению о клавишных, о сложнейшем механизме - органе, а от него - к аккордеону и баяну, как от простой пищалки, появившейся у человека в незапамятные времена, добрался он до идеи создания, скажем, саксофона, ну а совсем недавно и электрических инструментов, - узнать обо всем этом в подробностях, порой непростых, без графиков же и вообще труднодоступных, можно из книги того же автора, С.С. Газаряна, "В мире музыкальных инструментов" - написанной, несмотря на сложность материала, изящно и внятно и столь же точно проиллюстрированной.

Это, возможно, самая значительная из всех книг, которые я вам сегодня представил. Но, конечно, и требующая от вас внимательного, я бы сказал, ответственного чтения. Именно ее лучше всего читать в коллективе, желательно - в музыкальном. Чтобы педагог помогал вам разобрать непонятное, чтобы в поле зрения находились музыкальные инструменты во всем разнообразии, как представлены они (от тех начальных, какими были в древности, до сегодняшних) в книге Спартака Газаряна.

На этом завершим нашу сегодняшнюю беседу, друзья мои. Надеюсь, она была для вас небезынтересной и небесполезной. Еще раз поблагодарим библиотекарей, сохранивших и собравших для нас эти чудесные книги, и попрощаемся до новых встреч.

Будьте здоровы, интересных вам книг и музыкальных открытий!