Распопин В. Н. Серебрянокрылый, или Мыши тоже люди, хоть и летучие (Книги Кеннета Оппеля: Серебряное крыло, Солнечное крыло, Огненное крыло)
- Оппель, Кеннет. Серебряное крыло: повесть-сказка / пер. с англ. О. Жаковой; ил. И. Аземши. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 270 с., ил.
- Оппель, Кеннет. Солнечное крыло: повесть-сказка / пер. с англ. О. Жаковой; ил. С. Даниловой. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 320 с., ил.
- Оппель, Кеннет. Огненное крыло: повесть-сказка / пер. с англ. О. Жаковой; ил. С. Даниловой. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 318 с., ил.

На мой вкус, это очень хорошие книги, помимо прочего, потому именно, что автор устраивает свой сногсшибательный головоломный квест одновременно в жанре чистой сказки и в жанре фантастики, причем не только фэнтези, пограничной со сказкой; а кроме того, конечно, и в пространстве классической детской литературы, хорошо всем нам известной. Во всяком случае, неотрывно следя за приключениями героев, постоянно попадающих из огня да в полымя, я множество раз ловил себя на узнавании классических литературных источников, в чье пространство крылатые персонажи сказок Оппеля то и дело вторгаются. Не в прямую, разумеется, но и, конечно же, намеренно. Самый первый источник – «Чудесное путешествие Нильса…» Сельмы Лагерлёф. Далее… А впрочем, не буду перечислять. Надеюсь, вы прочитаете трилогию и сами определите источники вдохновения Кеннета Оппеля. Пусть это будет для вас, так сказать, домашним заданием.
А теперь чуть подробнее о самих книгах, хотя сколько-нибудь подробно в данном случае говорить нельзя, ведь сказочно-фантастическое пространство, то есть мироустройство, придуманное автором, здесь не самоценно, как, скажем, в эпопее Толкиена, а служит лишь идеальным трамплином для калейдоскопа приключений и подвигов, совершаемых героями. А в этой роли здесь выступают не люди с мечами-кладенцами, не полурослики, не маги, но маленькие безобидные летучие мыши.
Не знаю, насколько близко к реальности изображена автором жизнь летучих мышей. В ходе чтения, надеюсь, вам захочется это узнать самим и заглянуть хотя бы в Википедию, чтобы сравнить те реалии их бытования, что изложены Оппелем, с тем, как все обстоит на самом деле.
Вот, кстати, и еще один литературный жанр – «Рассказы о животных», - к которому, помимо прочих, вполне справедливо можно отнести трилогию канадского писателя.
Итак, летучие мыши во всем их разнообразии, их друзья и враги, их жизнь и приключения, которые начинаются с того, что главный герой, недомерок по имени Шейд узнает о странной судьбе своего пропавшего отца, о великой тайне и таинственных легендах своего северного племени, в незапамятные времена не вступившего во всеобщую войну птиц и животных (не правда ли, здесь узнаются толкиеновские мотивы, корнями своими уходящие аж в древнегреческую мифологию?) и потому лишенного права на «свободное небо», обреченного летать только по ночам и никогда не видеть солнца, а следовательно, и создать вокруг этой ситуации собственную мифологию, согласно которой солнце – смертельный враг летучих мышей, о которых если кто и заботится, то лишь великая богиня Ноктюрна (что означает – Ночная). Впрочем, присутствие ее сколько-нибудь ощутимо лишь в легендах, тогда как другие боги, или точнее полубоги – люди ведут себя совершенно непредсказуемо, то ли заботясь об избранных ими (окольцованных) летучих мышах, то ли наоборот помечая их своих вниманием в каких-то недобрых целях.

На все эти и многие другие вопросы герой получит ответы только совершив долгий изнурительный квест, в ходе которого ему множество раз придется рисковать своей жизнью, а в конце концов (придется-таки открыть один из множества секретов) и пожертвовать ею ради самого главного в жизни каждого живого существа – ее вечного продолжения.
Это всё. Большего сказать не имею права, да и не нужно. В тексте множество загадок и тайн, но все они последовательно, пусть и в смертельной борьбе, раскрываются героем, а значит и читателем.

Главное достоинство трилогии, на мой взгляд, даже не в том, что она головокружительно захватывающа и очень хорошо написана и переведена - это само собой. Главное ее достоинство в том, что она населена живыми, меняющимися по мере постижения ими сути бытия героями. Они растут и физически, и психологически. Так можно сказать в данном случае, несмотря на то, что герои – не люди, потому, что в их поступках очень много человеческого. А когда герои литературного произведения, хоть те же «проказница мартышка, осел, козел и косолапый мишка» олицетворяют собой человеческие качества, в таком случае мы имеем дело с жанром басни. И некие элементы этого старейшего и уважаемого литературного жанра в трилогии Кеннета Оппеля присутствуют без сомнения. Как, несомненно, присутствуют в ней героико-трагический конфликт, отсылки к апокалиптической фантастике, намеки на превосходное знакомство автора с творчеством Майкла Муркока и других корифеев иронико-философской фэнтези, не говоря уж о героических сказках, столь популярных в последние полвека. При этом, несмотря на захватывающий сюжет, на приключения нон-стоп, на множество живых картинок в стилистике диснеевской анимации, в книжках Оппеля почти нет голливудского шаблона и нередкого там безвкусия. Потому, видимо, и не покусились до сих пор продюсеры на адаптацию этой популярной во всем мире саги. И это, я думаю, к лучшему. По крайней мере, для нас, читателей.
И в заключение – несколько слов об авторе. Кеннет Оппель родился в 1967 году на острове Ванкувер, закончил в Торонто университет, живет там же, в Торонто, женат, отец троих детей и автор более двух десятков книг. Писательское призвание ощутил еще в отрочестве, 13-ти или 14 лет от роду написал первый роман и бесстрашно отправил его на суд знаменитого (и любимого нами) Роалда Даля. Далю роман понравился, классик помог начинающему сказочнику с первой публикацией. Таким образом, на Западе Кеннет Оппель популярен давно, а в Канаде и вовсе считается едва ли не главным детским писателем, у нас же стал известен совсем недавно благодаря петербургскому издательству «Азбука-классика», открывшему нам этого замечательного автора, впервые опубликовав на русском языке трилогию «Серебрянокрылый» в 2005 году, а через год познакомив русскоязычного читателя с другой очень популярной (и, кстати, заинтересовавшей Голливуд) историей Оппеля – дилогией «Небесный скиталец» и «Небесный охотник», о которой я постараюсь рассказать вам в ближайшем будущем.