Гордая Л. Н. Образы детей в произведениях русских писателей. 5 класс

 

Аннотация. На предлагаемом читателям уроке ученики обобщают знания о детских образах в изученных художественных произведениях, осмысливают роль детей в рассказах и повестях русских писателей.
Ключевые слова: обобщение знаний, образы детей, характер литературного героя, активный познавательный процесс, творчество детей.

Abstract. Students generalize knowledge about children’s images in the studied books and the role of children in the stories and novels of Russian writers. Keywords: generalization of knowledge, images of children, character of a literary hero, active cognitive process, kids creativity.


В то время, когда современное общество поразил кризис духовности и морали, каждый учитель стремится привить своим воспитанникам лучшие человеческие качества, чтобы они выросли достойными гражданами Отечества. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа учителя- словесника по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир, на место человека в этом мире.

Для урока я выбрала тему, которая была бы значима в нравственном отношении, глубока и серьёзна для подростков, формировала бы их жизненные идеалы. Произведения В.Короленко «В дурном обществе», А.Платонова «Никита», К.Паустовского «Тёплый хлеб», В.Астафьева «Васюткино озеро» — благодатный материал для формирования ценностных ориентиров пятиклассников.

Данный урок обобщающий по разделу «Литература ХХ века», в ходе урока дети выразительно читают, анализируют текст, пишут мини-сочинения, представляют и аргументируют свою позицию. А значит, формируют навыки устной и письменной речи.

Кто из литературных героев ближе моим воспитанникам по духу, по мировоззрению? Какие черты характера литературных героев им нравятся? Кого из них хотели бы они видеть своими друзьями? Чему они хотели бы научиться у своих литературных сверстников? Это тоже предстояло выяснить в ходе урока.

Урок направлен на вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс. Дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ своей деятельности. В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения, основанный на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности с использованием проектных технологий, поскольку проектная работа является одним из эффективных методов обучения, имеет большую общеобразовательную ценность: формирует у школьников основы социальной компетенции, развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументированно проводить презентацию полученного результата.

На уроке представлено чередование фронтальной (коллективной), групповой и индивидуальной (самостоятельной) форм работы, что объясняется особенностями данного возраста: у младшего подростка начинает проявляться стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками.
Надеюсь, что в моей разработке коллегам будет интересно и содержание материала, и применение различных приёмов и форм работы на уроке.

Выполняя проект, дети демонстрируют умения использовать приёмы критического мышления: синквейн, кластер, фишбоун (один из методических приёмов, используемый в группах. Название дословно переводится с английского как «рыбья кость» или «скелет рыбы»; приём направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть этого методического приёма — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы). Учитель предоставляет детям выбор форм работы.

Первую страничку (титульный лист) книжки-малышки готовит учитель заранее, чем вносит свою лепту в выполнение проекта и задаёт тон всей работе. На протяжении урока он играет роль ненавязчивого координатора, который корректирует работу групп. Интересными являются и последние 3 странички, где представлены кластер «Мой характер», ассоциативное дерево «Дети — это...». В ходе этапа обобщения учебного материала учащиеся с помощью приёма «Закончи предложение» на интерактивной доске могут оценить свою учебную деятельность. Обучающимся предлагается сначала поставить отметки самостоятельно (на отдельных карточках), потом осуществить взаимооценивание в группе, обсудить отметки и выставить итоговый балл за урок. В конце урока проводится рефлексия, которая даёт возможность детям выразить своё отношение к проведённому занятию.
Итогом урока является достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной активности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.

Цели урока

Образовательные: обобщить знания о детских образах в изученных художественных произведениях, осмыслить роль детей в рассказах и повестях русских писателей.
Развивающие: совершенствовать навыки характеристики литературного героя, формировать навыки работы в группе, культуру речевого общения.
Воспитательные: воспитывать сострадание, уважение к людям, высокие нравственные качества.

Ход урока

Мотивация обучения
— Кто самый весёлый на свете? (Дети!)
— Кто на все вопросы найдёт ответы? (Дети!)
— Кто не усидит и полчаса на табурете? (Дети!)
— Кто видит все краски лета в букете? (Дети!)

Как вы думаете, о ком мы сегодня на уроке будем говорить? (О детях.) Почему? (Недавно изучали произведения о судьбе детей. Герои их — сверстники пятиклассников, о сверстниках всегда интересно читать.)

Воспроизведение опорных знаний учащихся

— Выразительно прочитайте цитаты из произведений разных писателей; угадайте: о каком герое идёт речь?
1-й слайд: «Действительно, с тех пор, как умерла мать, а суровое лицо отца стало ещё угрюмее, меня очень редко видели дома. В поздние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом, отворял посредством особых приспособлений своё окно, полузакрытое густою зеленью сирени, и тихо ложился в постель». (Вася из повести В.Короленко «Вдурном обществе».)
— Каким показал нам Васю автор вначале, как раскрывается характер героя на протяжении повести? Мысленно представьте мальчика и опишите его внешность.

2-й слайд: «Всех их знал: и воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому. пошёл далее во двор и пришёл в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек: днём он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал». (Никита из рассказа А.Платонова «Никита».)
— Как характеризует автор Никиту в данном отрывке? Как бы вы изобразили его?

3-й слайд: «Конь преступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!" — крикнул. и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а. закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: “На вас всех не напасёшься, христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!"» (Филька из рассказа К.Паустовского «Тёплый хлеб».)
— Каким предстаёт пред нами Филька в этом эпизоде? Изменили ли вы мнение о нём, дочитав сказку до конца? Аргументируйте своё мнение. Составьте словесный портрет Фильки.

4-й слайд: «Он родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя “переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль». (Васютка из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро».)
—Дайте характеристику Васютке по прочитанному эпизоду. Каким вы представили мальчика?
— Что объединяет всех этих литературных героев? Как к ним относятся авторы? Каково ваше отношение к ним?

Формулирование темы и цели урока

— Так какова же тема нашего урока? (Образы детей в произведениях русских писателей.)
— Каковы цели нашей работы сегодня? (Возможные ответы детей: дать портретную характеристику литературным героям, найти их авторскую характеристику в тексте, проанализировать поступки детей, раскрыть внутренний мир героев, черты их характеров,
выразить своё мнение о литературных героях.)

— Сегодня вы будете работать над проектом «Образы детей в произведениях русских писателей». Итогом вашей работы будет книжка-малышка, страницы для которой создадите вы, работая в группах.

Анализ основных событий, фактов (организация работы над темой урока)


После формирования групп каждая получает задание (5-й слайд):
1-я группа будет работать над образом Васютки из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»;
2-я группа — над образом Никиты из рассказа А.Платонова «Никита»;
3-я группа — над образом Федьки из сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб»;
4-я группа — над образом Васи из повести В.Короленко «В дурном обществе».
Каждая группа получает план-задание (6-й слайд):
— охарактеризуйте литературного героя: портрет, социальное положение, воспитание, внутренний мир, черты характера (можно использовать форму кластера или фишбоуна);
— составьте синквейн к образу;
— создайте иллюстрацию (литературный герой в характеризующей его ситуации);
— напишите мини-сочинение «Моё отношение к литературному герою».

После распределения заданий начинается работа в группах, идёт оформление страниц(15 мин).
Обобщение и систематизация, усвоение системы знаний
— Защита проектов.
— Составление книжки-малышки «Образы детей в произведениях русских писателей».
— Итоговая беседа по вопросам: «Кого из литературных героев, над образами которых вы сегодня работали, хотели бы вы видеть своими друзьями? Почему?», «Какие черты характера мальчиков, с которыми за сегодняшний урок мы успели подружиться, вы хотели бы видеть у себя?».

Оценивание работы групп (взаимооценивание в группах, самооценивание, аргументация отметок)
Подборка газетных вырезок, отсканированных страниц печатных СМИ и копий с интернет-сайтов, содержащих публикации по теме «Образы детей в художественных произведениях» составит последние страницы книжки (дети делают вырезки из предоставленных материалов, на последней странице могут появиться знакомые детям герои сказок, рассказов, повестей: Алиса, Пеппи Длинный чулок, Гекльберри Финн, Том Сойер. герои, близкие по духу, характеру тем, о которых создавались страницы книжки).

Итог урока. Рефлексия
— Давайте обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока. Что нам удалось выполнить? Какие трудности вы испытывали, работая над проектом?
— Если вы получили удовольствие от плодотворной работы, если вам понравился урок, возьмите зелёный листик и прикрепите
на ветку нашего дерева настроений. Если было трудно, не всё удалось, прикрепите красный листик. Если кому-то было скучно, неинтересно на уроке — жёлтый. (Анализ дерева настроений учителем.)
— Вы сегодня очень плодотворно работали, обобщили знания об изученных произведениях, показали умение работать в группах, находить необходимый материал, выражать своё мнение. Мы с вами создали чудесную книжку-малышку, это результат вашего труда!
— Так почему же писатели создают в своих произведениях образы детей?
— С чем ассоциируются у вас дети, с которыми вы познакомились, читая произведения русских писателей? (Составление ассоциативного ряда: дети — чудо, мечта, радость, открытие, непосредственность.) Давайте добавим и эту страничку в нашу книжку, и это будет прекрасным завершением нашего проекта.

Домашнее задание (на выбор):

1. Письменно ответьте на вопрос: «Что вы цените в людях?»
2. Составьте кроссворд по изученным произведениям о детях.
— Кто самый весёлый на свете? (Дети!)
— Кто на все вопросы найдёт ответы? (Дети!)
— Кто не усидит и полчаса на табурете? (Дети!)
— Кто видит все краски лета в букете? (Дети!)

Вы тоже дети, замечательные, любознательные. Открывайте для себя мир, умейте радоваться жизни и радовать! Будьте искренни, добры, справедливы, трудолюбивы! Учитесь самому лучшему у своих любимых литературных героев!
Спасибо за творчество, эрудицию, любовь к литературе, интересную работу!

ГОРДАЯ Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района, Республика Крым